Виды планов и программ

В соответствии с уровнем управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии принято разделять следующие виды планирования: фирменное, корпоративное, заводское, иных систем плавное, которые относятся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, чаще всего, цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает некоторые объекты планирования.

В соответствии с методами обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночная, индикативная, административная (централизованная). На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и иными формами общественной собственности чаще всего встречается централизованная система планирования.

Суть централизованного планирования состоит в том, чтобы вышестоящий орган установил управление подчинённому предприятию плановые показатели натуральных объёмов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроки поставки товаров, в том числе некоторые иные экономические показатели и нормативы.

Что такое кадр, план и ракурс

Примечательно, что для хозяйственных товариществ и акционерных обществ, а также на некоторых других предприятиях, которые имеют частную форму собственности, используются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основывается на взаимодействии спроса, предложения и цен на товары и услуги, которые производятся.

Индикативное планирование – это форма государственного регулирования цен и тарифов, ставок и налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимальный уровень заработной платы, а также иных показателей макроэкономического характера.

Разновидности планирования

По времени действия планы можно поделить следующим образом: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие. Разработка долгосрочных планов происходит на длительный период времени – на 10 и более лет. Их задача определить долговременную стратегию функционирования предприятия. Суть среднесрочных планов заключается в том, чтобы установить планы на 3-5 лет.

Необходимо отметить, что порой они могут носить весьма скользящий характер, иными словами, первый год таких планов описывается практически детально, как в текущих планах, а уже на его основе производится корректировка последующих лет. Краткосрочные планы определяют действия от года до суток, всё зависит от их комплексности.

По сфере применения выделяют следующие виды планирования: межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Таким образом, объектами планирования выступают соответствующая система или подразделения предприятия.

По стадиям разработки планирование может быть предварительным и окончательным. Важно понимать, что первый этап чаще всего служит для разработки проектов планов, которые после утверждения на втором этапе уже могут действовать в соответствии с законом.

Степень точности свидетельствует о том, насколько планирование укрупнённое или уточнённое. Точность планов зачастую зависит от используемых методов, нормативных материалов, а также сроков планирования, кроме того, уровень профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров оказывает не последнее воздействие на реализацию планирования.

Читайте также:
Самая простая программа документооборота

Простой способ планирования

По типам целей, которые учитываются в планировании, оно бывает оперативное, тактическое, стратегическое и нормативное.

Оперативное планирование – это выбор средств решения задач, которые ставятся, даются или определяются вышестоящим руководством, в том числе носят традиционных характер для предприятия.

Примечательно, что оперативное планирование чаще всего краткосрочное. Основная его цель заключается в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объёмов работы или стоящих оперативных задач.

Суть тактического планирования состоит в интерпретации задач и средств, которые нужны для достижения ранее поставленных или обычных целей.

Стратегическое планирование состоит из выбора и обоснования средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и норм. В нём нет установленных границ или фиксированного горизонта. Такое планирование предоставляет главную роль правильности выбора идеала или миссии компании в целом.

По своему содержанию планы, которые разрабатываются на предприятии, могут быть технико-экономические, оперативно-производственные, бизнес-планы инвестиционных проектов. Таким образом, планирование может быть классифицировано на технико-экономическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование инвестиционных проектов.

Технико-экономическое планирование помогает разрабатывать планы деятельности предприятия, его структурные подразделения по всем технико-экономическим и социальным показателям. При помощи оперативно-производственного планирования реализуется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его контроль.

Отличия технико-экономического и оперативно-производственного планирования наиболее подробно разобраны в таблице.

I. Объекты планирования:

вся деятельность предприятия и его структурных подразделений

производственный процесс как совокупность операций. Строгая их (операций) увязка в пространстве и во времени

объемные, укрупненные: штуки, рубли

физически детализированные: детале-операции

III. Периоды планирования:

год, квартал, месяц

квартал, месяц, декада, неделя, сутки, смена, час

IV. Связь с ресурсами:

объемная, путем сопоставления ресурсов с потребностями

объемно-календарная, с учетом запуска-выпуска

V. Методы воздействия на ход производства:

путем доведения заданий по выпуску продукции, норм расхода, затрат

путем доведения планов-графиков хода процессов до линейных руководителей

путем анализа состояния объекта и разработки рекомендаций линейному руководству

путем непосредственного приведения системы в равновесие, к заданным параметрам

Бизнес-планирование инвестиционных проектов оценивается с точки зрения целесообразности осуществления какого-то конкретного проекта, а также привлечение для этих целей инвестиций.

Классификация, которая была представлена выше, соответствует реальной действительности. В этой связи стоит отметить, что на большинстве отечественных предприятий в наличии есть стратегические, долгосрочные и среднесрочные планы, текущие технико-экономические и оперативно-производственные планы, планы работы предприятий, а также их структурных подразделений, бизнес-планы инвестиционных проектов.

Зарубежная практика планирования

В зарубежной практике планирования будущего корпораций выделяют четыре основных вида временной ориентации или типологии планирования. В соответствии с классификацией Р. Л. Акоффа, планирование может быть реактивным, инактивным, проактивным и интерактивным.

Некоторые учёные выделяют особым образом ориентацию на прошлое, другие – на текущий момент, третьи – на будущее. Четвёртый вид ориентации подразумевает взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как разных элементов планирования, но при этом неотделимых друг от друга.

Читайте также:
Какая из стран не имеет пилотируемой лунной программы

Реактивное планирование основывается на анализе предшествующего опыта и истории развития производства, что в большей степени определяет его стремление базирования на старых организационных формах и устоявшихся традициях.

Инактивное планирование базируется на существующем положении предприятий и не подразумевает возврата к прежнему состоянию или продвижению вперёд. Ключевая цель инактивного планирования – выжить и сохранить производство на стабильном уровне.

Суть преактивного планирования состоит в реализации непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий.

Интерактивное планирование, в свою очередь, предполагает проектирование желаемого будущего и поиск направлений, которые помогут его построить.

Источник: zaochnik-com.com

Виды планов

1) перспективное планирование – основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.

Долгосрочный план (на 10–15 лет) имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п.

В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные – на 2–3 года;

2) текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;

3) оперативно-производственное планирование – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место.

Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:

1) по содержанию планов (технико-экономический, организационно-технологический, социально-трудовой, финансово-инвестиционный и т. д.);

2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское планирование);

3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);

4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);

5) по стадиям разработки (предварительное и окончательное);

6) по степени точности (укрупненное и уточненное).

Читайте также:
Лучшая программа для виртуального привода

По типу составления выделяют целевое и поисковое планирование.

Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов.

Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

15. Формы, принципы и методы планирования. Виды планов.

Планирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия (рис..1).

Планирование

Обоснование относительного соответствия целей и задач предприятия его возможно-стям в насыщении рынка товарами

Обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития п/п

Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли

Планирование является главной функцией управления производством, поскольку успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и соответствующего ресурсного обеспечения.

Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перспективно. Оно способствует развитию творческой инициативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их на достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъюнктуры рынка и политических условий.

Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:

  • выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;
  • увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;
  • повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий, услуг и снижения цен на них;
  • снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;
  • создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране.
  • Балансовый метод представляет совокупность приёмов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей (равновесие).
  • Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин.
  • Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции
  • Графические методы могут иметь различные формы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат, где x – время работы, y – вид работы. По такому же методу рассматривается точка безубыточности предприятия, где x – объем производства, y – стоимость продукции.
  • Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов, где участвуют много исполнителей.
  • Экономико-математические модели в планировании применяются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина (y), как зависимая от других факторов. Например, линейная зависимость показателей выражается формулой: y = a0 + a1x1 + a2x2,

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru