В современных условиях развития российской общеобразовательной школы образование как результат может рассматриваться в двух планах.
Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации в меняющихся условиях жизни [135].
Переход отечественной общеобразовательной школы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает достижение нового качества образовательного процесса: обеспечение непрерывного развития личности обучающихся рассматривается как основание их успешной самостоятельной жизнедеятельности.
В самом общем плане эта цель подразумевает органичный синтез образования и самообразования, развития и саморазвития учащихся на основе процессов самоопределения, самопроектирования, самореализации, глубокую интеграцию процессов обучения, воспитания и их развития.
Образовательные результаты: общая характеристика
Функцию управления процессом достижения общей цели выполняют требования к результатам процесса обучения — наиболее инструментальная часть ФГОС, позволяющая конкретизировать цель образовательного процесса и наметить пути решения образовательных задач, способы организации обучения.
Под требованиями понимается описание планируемых результатов обучения, указывающее, что и как (на каком уровне) должны усвоить школьники при изучении дисциплины, в каких видах деятельности должны проявиться результаты их обучения, какие качества должны приобрести учащиеся.
Планируемые результаты обучения выполняют функцию нормативной базы образовательного процесса; основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплексов (УМК) и содержания учебного предмета или образовательной области; основы итоговой аттестации обучающихся.
Требования к результатам обучения, которые следует трактовать как критерии эффективности достижения общей цели образовательного процесса, представлены тремя основными блоками (рис. 1.1):
- 1) личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;
- 2) метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;
- 3) предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика) [283].
Кроме того, планируемые результаты отражены в портрете выпускника, — в этой части требований стандарт ориентирует на становление личностных характеристик выпускника начальной общей, основной общей и средней общей школы.
Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.
Проектирование рабочей программы предмета. Математика. 24.06.22
Они разрабатываются на основе Концепции и всех трех групп Требований стандарта и строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта, — базисного (образовательного) учебного плана, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и др.
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся.
Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Рис. 1.1. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы (по ФГОС)
Под учебными достижениями как результатами образования понимаются предметные и личностные изменения обучающегося, которые получают свое развитие на различных этапах обучения. Предметная сторона включает в себя знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные обучающимся в процессе обучения. Личностная же сторона связывается с изменениями в поведении, в отношении обучающегося к учебным дисциплинам, к будущей профессии, к самому себе [329].
Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:
- 1) служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
- 2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Поэтому в содержании планируемых результатов отражаются ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися основных результатов общего образования на любом его уровне, сформулированных в Требованиях стандарта.
Например, для начального общего образования:
- — формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- — воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- — индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции [Там же].
Содержание планируемых результатов, таким образом, отражает конкретизированную применительно к уровню общего образования систему целей, например: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, отвечает основным положениям учения Л. С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития ребенка. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:
- — актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);
- — зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
По каждому предмету выделяются следующие уровни их описания [Там же].
- 1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам курса. Первый блок результатов описывает основной, сущностный вклад данного предмета в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется, как правило, в ходе неперсонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
- 2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся — как минимум, на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий с ними, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки или портфолио), так и в конце обучения.
Оценка освоения опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся.
Подобная структура представления планируемых результатов выбрана не случайно. Она призвана подчеркнуть тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.
Такая модель и структура планируемых результатов соответствуют основным подходам к разработке стандарта:
Источник: studme.org
Виды планируемых результатов в рабочей предметной программе
методическая разработка (1 класс) на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. .
Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оц.
ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ
Программа системы оценки планируемых результатов освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова.
Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об.
Источник: nsportal.ru
«Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования».
Результаты освоения программы -это качества, формируемые на протяжении всего периода обучения.
Результаты освоения программ в соответствии с ФГОС подразделяются на:
1. Предметные результаты обучения.
2. Личностные результаты обучения.
3. Метапредметные результаты обучения.
Оценить
25282 0
Содержимое разработки
Методическая разработка «Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования».
Разработчик: методист МБОУ ДО ДДиЮ№2 Юрчишина Е.Н.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ.
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования).
3. Требования к условиям реализации образовательных программ .
Результаты освоения программы -это качества, формируемые на протяжении всего периода обучения.
Результаты освоения программ в соответствии с ФГОС подразделяются на:
1. Предметные результаты обучения.
2. Личностные результаты обучения.
3. Метапредметные результаты обучения.
Предметные результаты обучения- усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Предметные результаты представляют собой три группы:
1.Знаниевые:виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.
2.Деятельностные:преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей.
3.Компетентностные:
-формирование научного типа мышления;
-применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике.
Личностные результаты- сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностные результаты можно структурировать в три блока:
1.Самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося.
2.Смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов.
3.Морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и этические нормы? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).
Метапредметные результаты обучения- это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметные результаты делятся на:
Регулятивные:
1.Умение составлять план действий.
2.Осуществить действия по реализации плана.
3. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные:
1.Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
2.Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в т.ч. для создания нового продукта.
3.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные:
1.Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
2.Понимать другие позиции (взгляды, интересы).
3. Договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Практическая работа
-таблица «Требования к результатам обучения» (приложение 1);
-текст «Результаты по программе» (приложение 2);
-пустая таблица «Результаты по программе» (приложение 3).
С помощью таблицы «Требования к результатам обучения» распределить «Результаты по программе» в
Приложение 1.
Требования к результатам обучения
Метапредметные УУД
Источник: www.prodlenka.org