Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.[9,57]
Задачи программы имеют следующие направления:
v оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
v воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
v образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.[3,23]
Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:
v принцип фасцинации (от англ. fascination) — специально организованное вербальное воздействие — умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).
Парциальные программы – образовательный ресурс ООП ДОО
v принцип синкретичности (от греч. syncretism’s — соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);
v принцип творческой направленности — самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.[3,23]
Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала.[20]
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.[3,29]
Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:
1) Физическое здоровье — программа «Группы здоровья».
2) Психологическое благополучие — программа «Комфорт».
3) Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа
4) маленького предпринимателя».
5) Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».[3,29]
Созданию программы «Группы здоровья» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.
В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы; однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом.[9,72]
В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Образовательные программы детского сада: виды, особенности проектирования и реализации
Программа «Театр физического воспитания для дошкольников».
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. [3,32]
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый. [3,33]
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание). [9,109]
Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т.д.).
Таким образом, программы физкультурно-оздоровительного направления ориентированы на инструкторов по физической культуре, воспитателей, руководителей ДОУ.
Источник: studentopedia.ru
Издательство «Детство-Пресс»
Серия «Парциальная программа физического развития»
Издательство «Детство-Пресс» выпускает в свет научную, методическую и учебную литературу в области дошкольного и школьного воспитания и педагогики, коррекционной педагогики.
Дидактические пособия, снабженные красочным иллюстративным материалом, позволяют оснастить процесс развивающего воспитания ребенка в соответствии с современными достижениями научной и практической мысли.
В книгах издательства собраны самые лучшие сценарии детских праздников, конспекты развивающих занятий по экологии, математике, развитию и коррекции речи, мышления, интеллекта, а также пособия по физкультуре, изобразительной и музыкальной деятельности.
Здесь вы также найдете рабочие тетради для самостоятельной и совместной деятельности с ребенком, развивающие книжки-раскраски, подборки наглядного материала по темам и прочую литературу, необходимую для полноценного воспитания и образования детей.
Парциальная программа физического развития
Издательство «Детство-Пресс» выпускает в свет научную, методическую и учебную литературу в области дошкольного и школьного воспитания и педагогики, коррекционной педагогики.Дидактические пособия, снабженные красочным иллюстративным материалом, позволяют оснастить процесс развивающего воспитания ребенка в соответствии с современными достижениями научной и практической мысли. В книгах издательства собраны самые лучшие сценарии детских праздников, конспекты развивающих занятий по экологии, математике, развитию и коррекции речи, мышления, интеллекта, а также пособия по физкультуре, изобразительной и музыкальной деятельности.Здесь вы также найдете рабочие тетради для самостоятельной и совместной деятельности с ребенком, развивающие книжки-раскраски, подборки наглядного материала по темам и прочую литературу, необходимую для полноценного воспитания и образования детей.
Парциальная программа физического развития Парциальная программа физического развития
Парциальная программа физического развития
Источник: www.labirint.ru
Парциальные программы по физическому развитию
Образовательная область «физическое развитие» включает:
- приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.
Программа «Здоровье» (автор — В.Г. Алямовская, 1993 г.)
Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.
Статья в тему: Аллергия на уколы от бешенства. Бешенство — симптомы, признаки и прививка
Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:
- физическое здоровье — программа «Группы здоровья»;
- психологическое благополучие — программа «Комфорт»;
- духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;
- нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.
В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского, И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.
- укреплять здоровье детей;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- развивать физические качества;
- создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
- выявлять интересы, склонности, способности;
- приобщать к традициям большого спорта.
Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (автор — В.П. Щербаков, 1996 г.)
Программа предусматривает непрерывное физкультурно-оздоровительное образование детей от 3 до 17 лет. Содержание подобрано таким образом, что позволяет развивать все виды двигательной активности.
Программа включает следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».
Статья в тему: Свойства зеленого чая и давление. Влияет ли зеленый чай на давление: повышает, понижает или оставляет неизменным
Цели программы: обеспечить умственное и физическое развитие обучающегося, раскрыть его двигательные способности, сформировать физические качества.
- сформировать потребность в здоровом образе жизни и обучить способам его реализации;
- сформировать привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
- укрепить здоровье, обеспечить умственную и физическую работоспособность, подготовить к труду, самозащите и выполнению воинского долга;
- развить основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;
- привить гигиенические навыки, приемы закаливания, содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;
- воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- сформировать навыки культурного и физически компетентного поведения.
Результат освоения программного содержания — сформированные у обучающихся умения рационально использовать двигательный потенциал, владеть своим телом в выработанных потребностях.
Данная программа может быть дополнена с учетом местных условий и возможностей образовательных организаций.
Программа «Здоровье с детства» (автор — Т.С. Казаковцева, 1997 г.)
Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т. е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.
Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.
Статья в тему: Шоколадные капкейки «Брауни. Капкейки-брауни с кремом из сливочного сыра Рецепт вкуснейших капкейков брауни с начинкой
Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.
Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.
Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.
Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов (с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу», «Часы-лото»).
Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми: занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).
Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.
Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.
Статья в тему: Как испечь белый хлеб в хлебопечке: пошаговая инструкция с фото. Рецепт: Молочный хлеб в хлебопечи — вкусный хлеб на молоке
Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4–7 лет (автор — В.Т. Кудрявцев, 1998 г.)
Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого-педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.
В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит „для себя“ здоровое тело»), А.В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А.
Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).
Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.
Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:
- упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);
- упражнения на принятие и сохранения позы;
- упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
- спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
- подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.
Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Статья в тему: Кадеты не сдаются. «Дочь воина, или Кадеты не сдаются» Елена Звёздная. Дочь воина, или Кадеты не сдаются
Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.
Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:
- развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;
- формировать осмысленную моторику;
- создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение программы составляет пособие «Развивающая педагогика оздоровления».
Программа «Театр физического воспитания дошкольников» (автор — Н.Н. Ефименко, 1999 г.)
Театр физического воспитания дошкольников — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Ключевые моменты авторской системы выражены в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
- «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам);
- «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали»;
- «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»);
- «Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»;
- «Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать);
- «Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями);
- «Двигательный портрет дошкольника „рисует“ методика игрового тестирования»;
- «Создай тренажеры сам»;
- «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции»;
- «Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».
Статья в тему: Хочу и могу ли я стать лидером. Как воспитать в себе лидера. Откроем вам главный секрет настоящих лидеров
Как утверждает автор, «в природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Исходя из этого, биологическая основа авторской системы представлена в виде 7 золотых формул двигательного развития дошкольников:
- любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
- начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
- начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»);
- в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
- все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
- чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения;
- для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.
Одна из форм работы с детьми в ходе реализации содержания данной программы — горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.
Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор — М.Ю. Картушина, 2007 г.)
Программа базируется на идеях педагогической валеологии и направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.
Статья в тему: Моря и океаны, которые омывают Россию — список, описание и карта. Природные особенности морей, омывающих россию
Цель программы: сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В структуре программы представлены следующие разделы:
- «Познавательная деятельность»;
- «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей»;
- «Медицинское обеспечение оздоровительной работы»;
- «Закаливание детей»;
- «Организация рационального питания»;
- «Создание условий для оздоровительной работы с детьми»;
- «Работа с родителями, взаимосвязь со школой; работа с коллективом ДОУ».
Учебно-методическое обеспечение программы: цикл интегрированных оздоровительных занятий для всех возрастных групп, оздоровительные досуги, картотека «минуток здоровья», комплексы утренней и корригирующей гимнастик, подвижных игр на воздухе. Данный материал может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях
Источник: xn—-7sboojjqmvouj.xn--p1ai