Виды оценки результативности программ

Оценка эффективности реализации государственных программ включает в себя определенные принципы и критерии, которые должны отражать концептуальные положения программно-целевого планирования и управления — управления по результатам.

Мировая практика позволяет выделить следующие достоинства программно – целевого планирования и бюджетирования, ориентированного на результат: Обеспечивается финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях. Появляется возможность критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов.

Выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий; усиливается ответственность государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей. Регулярная публикация отчетов о достигнутых результатах деятельности министерств позволяет обществу реально оценивать деятельность правительства.

Методы оценки результативности

Повышается обоснованность решений о государственных расходах. Существенно повышается информационная база принимаемых правительством бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы. Появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства, благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это имеет особо важное значение для управления будущими рисками, прежде всего, риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств.

Переход на бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает разработку системы показателей, которые позволили бы отслеживать и оценивать результаты произведенных бюджетных расходов в рамках программ, разработанных на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Основные принципы оценки эффективности реализации государственных программ: независимость, объективность, обеспечение, максимальной социально-экономической эффективности, профессиональная компетентность, открытость и прозрачность.

Учитывая существующие принципы оценки эффективности реализации государственных программ определим основные критерии оценки эффективности государственных программ: Целесообразность (релевантность) — соответствие цели проекта тем задачам, которыми предстояло заняться в рамках проекта, а также условиям физического и стратегического характера, в которых осуществлялся проект, включая анализ качества подготовки и структуры проекта – логику и завершенность процесса планирования проекта, а также внутреннюю логику и согласованность со структурой проекта. Эффективность – насколько хорошо осуществлены мероприятия проекта.

Все об оценке персонала максимально доступным и понятным языком.

Факт того, что результаты были достигнуты за разумную цену, т.е. насколько хорошо вложенные средства были преобразованы в достигнутые результаты в качественном, количественном и временном исчислении, а также в качество достигнутых результатов: целевое распределение финансовых ресурсов, кадровое соответствие, техническое соответствие, временное соответствие по этапам и мероприятиям. Результативность — анализ роли результатов в достижении цели проекта, и каким образом сделанные прогнозы отразились на достижениях проекта: достижение конечного результата программы, достижение непосредственных результатов программы. Контролируемость проекта – наличие четкого функционального, ресурсного и временного закрепления, наличие механизмов мониторинга и освещения в СМИ, наличие системы самооценки на различных этапах реализации программы. Эффект от проекта (социально-экономический эффект) – значение проекта для более широкого окружения, и его вклад в расширение (секторных) задач, сведенных в общие задачи проекта, а также в достижение стоящих над всеми другими целей политики государства. Устойчивость – оценка вероятности того, что преимущества и выгоды от проекта продолжат поступать после завершения внешнего финансирования, с конкретной ссылкой на факторы, связанные с правом собственности, принадлежащем бенефициарам, на фактор поддержки политики, на экономические и финансовые факторы, на аспекты социально-культурного характера, на фактор гендерного равенства, наличия должной технологии, экологических аспектов, а также на факторы институционального и управленческого потенциала.

Системы показателей и индикаторов для проведения оценки эффективности программ, на уровне которых конкретизируются критерии оценки, разрабатываются в процессе работы над программой, что позволяет избежать многих ошибок: Декларативность цели программы и, как следствие, невозможность проведения оценки результативности и эффективности программы. Отсутствие связи между декларируемой абстрактной целью и столь же декларативными задачами. Показатели мониторинга программы, в случае наличия, не увязаны в логичную систему, что не позволяет делать выводы о ходе выполнения программы. Процесс промежуточной и конечной оценки программы крайне трудоемкий, а, иногда, и невозможный, что не позволяет использовать опыт, накопленный в процессе реализации программы для разработки последующих программных документов.

Читайте также:
Программа которая производит эквивалентную программу на машинном языке называется

Разработка принципов, критериев оценки эффективности государственных программ имеет особое значение для избежания растраты бюджетных средств и контроля эффективности программ социально – экономических развития Республики Казахстан.

Литература: Отчет о научно-исследовательской работе Республиканского государственного предприятия «Центр по исследованию финансовых нарушений» Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Промежуточный отчет-справка о выполненной работе по теме «Разработка принципов, методики и критериев оценки эффективности реализации государственных и отраслевых (секторальных) програм» АО «Институт экономических исследований» Министерства экономики и планирвоания Республики Казахстан.

Источник: be5.biz

3. Критерии (стандарты) оценки. Виды оценки. Принципы оценки программ.

При проведении оценки необходимо правильно поставить вопросы, выбрать форму исследования, суметь собрать и проанализировать информацию, проинтерпретировать полученные данные, кроме того, нужно уметь достигать компромисс с организацией или сотрудниками программы, но в то же время быть готовым защищать до конца те моменты, по отношению к которым компромисс невозможен. К тому же, необходимо иметь навыки распространения полученных результатов с целью улучшения политики и программ — готовить отчеты и оформлять их в публикации различных жанров. В зависимости от задач выделяют оценки результативности и эффективности.

Оценка результативности — это экспертиза организационного процесса выполнения программы, анализ, причин отклонений в реализации программы от намеченных изначально целей. Оценка эффективности— сопоставление результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами.

Таким образом, в фокусе оценки могут оказаться процесс и/или результаты программы. Если оценка концентрируется на изучении процесса реализации программы, то внимание уделяется соответствию программы предписанному плану (замыслу) или тому, что происходит. Если же цель оценки — результат и эффект программы для ее бенефициариев, или благополучателей (т.е. тех людей или целевых групп, на улучшение жизни которых направлена программа), то в этом случае пытаются найти ответ на вопрос: «Получают ли участники все то, что планировалось?» или «Как влияет на них программа?» Очень часто оценивают и процесс осуществления программы, и результаты’. Причем, результаты, или эффекты программы могут быть как прямыми, так и побочными, ожидаемыми и неожидаемыми.

Откуда же берутся стандарты для сравнения? Получив информацию о процессе и результатах, проводят оценку достоинств программы по сравнению с определенными ожиданиями. Независимо от того, оцениваются процесс или результаты, выражается мнение.

К примеру, если проводилась программа, направленная на уменьшение количества беременностей среди девушек подросткового возраста, эксплицитным стандартом будет уменьшение количества беременностей среди участниц программы. Но оцениваться могут не только официальные цели программы, которые могли измениться во время осуществления программы.

На данном этапе целью может быть обучение гигиене беременных. В таком случае критериями становятся здоровье беременной и ребенка. Другие стандарты определяются ожиданиями других участников программы. Цели спонсоров, менеджеров, сотрудников и участников программы могут стать критериями оценки. Иногда оценка представляет определенную информацию о программе, оставляя за читателем право судить о ее достоинствах.

Применительно к социальной политике и PR, оценка — это ответ на вопрос, насколько успешна оцениваемая социальная программа. Однако ответить на вопрос «что такое успех программы» не так просто. Критерии успешности программы могут быть самыми разными. Это зависит от того, кто заинтересован в проведении оценки программы, какие результаты он хочет получить и как будет их использовать. Если к тому же учесть, что социальные программы весьма разнообразны, то возникает вывод, что один из важнейших атрибутов оценки и ее исходная точка — это цель оценки.

Оценка социальной программы может быть вызвана самыми разными потребностями, например: анализ выполнения программы; корректировка содержания программы (в том числе, уточнение целей и задач, переориентирование программы на реалистичные результаты); попытка активизировать работу по выполнению программы; повышение эффективности сбора данных; экспертиза дополнительных ресурсных потребностей; анализ причин успехов и неудач выполнения программы; учет ошибок и недостатков программы при разработке других проектов; привлечение внимания общественности; информирование лиц и организаций, принимающих решения; защита программы от критики; анализ разногласий среди исполнителей, возникших по ходу реализации программы.

Читайте также:
Что делать если программа прекращает работу

Оценку можно проводить на разных этапах реализации программы. Предварительную оценку — до начала запуска программы для анализа ее качества и соответствия потребностям города; промежуточную — во время реализации программы для оценки ее первичных результатов и корректировки в случае необходимости; обобщающую — после завершения программы для анализа ее результатов, учета ее недостатков и преимуществ при разработке следующих программ.

Этап подготовки и планирования оценки столь же важен, сколь и ее результаты. Ключевое место в нем занимает структура (или дизайн) оценки. Структура оценки определяет состав и план работ, а также то, какая информация необходима для проведения оценки, как она будет получена и с помощью каких методов будет обработана; сколько времени уйдет на проведение оценки и какие ресурсы понадобятся для ее проведения.

Формативная оценка помогает менеджерам программ, практикам, специалистам, планирующим программу, улучшить программу в процессе ее разработки. Суммамивиая оценка проводится для предоставления информации по завершении программы или, по крайней мере, одного из ее циклов, касательно ее продолжения, прекращения, коренного изменения. Оценка процесса/результатов проводится в течение программы и по ее завершении. Эта информация может быть полезна для формативных целей.

Формативная оценка позволяет улучшить работы программы, отформатировать программу до ее завершения.

Суммативная оценка позволяет сделать заключение об эффективности завершенной программы.

Оценку могут проводить штатные сотрудники или специалисты со стороны, специально нанятые для этой цели. По отношению к тому, кто осуществляет оценку, она может быть внутренней (ее еще называют самооценкой) или внешней. Внешняя проводится приглашенным специалистом. При этом важно, чтобы он не только не работал в вашей организации, но и не был связан с ней отношениями, которые можно расценить как конфликт интересов (например, такой специалист не должен быть прямым родственником кого-либо из руководителей организации или одним из тех, кто получает от нее помощь). Такую оценку, проводимую приглашенным экспертом, еще называют независимой оценкой.

Внутренняя оценка, или самооценка осуществляется теми же самыми людьми, которые работают в организации. Это проще и сложнее одновременно, потому что, с одной стороны, кто же знает организацию лучше, чем ее сотрудники, а с другой — проведение такой оценки потребует дополнительных усилий, а иногда и мужества, чтобы «подняться над ситуацией» и быть действительно объективными.

Принципы оценки программ.

I. Основой оценки программ может быть только точная и достоверная информация.

II. Исполнение работы по оценке должно быть компетентным.

III. Специалисты по оценке программ гарантируют честность и открытость всего процесса оценки.

IV. Специалисты по оценке программ уважают безопасность и достоинство людей, с которыми они взаимодействуют в процессе своей профессиональной деятельности.

V. Специалисты по оценке программ имеют профессиональные обязательства, определяющиеся общественными интересами ч общественным

Цели оценки могут быть разными, зависят они от ожиданий и потребностей различных акторов — во-первых, кто организовал оценку, во-вторых, на деятельность которых повлияет исследование, в-третьих, кто принимает окончательные решения, в-четвертых, целевых групп населения, которые являются благополучателями программы, — а также от возможностей проведения исследования.

Цели и задачи оценки в каждом конкретном случае удобнее всего формулировать в виде вопросов оценки. Они могут быть самыми разными, например, каковы фактические результаты программы и как они соотносятся с ее целями? Как соотносятся средства, потраченные па выполнение программы, с полученным эффектом? Выполнены, ли все мероприятия, предусмотренные программой? Стремясь ответить на каждый из этих вопросов, оценка будет проводиться по-разному с использованием разных методов сбора и обработки информации.

Помимо разделения оценок на формативные и сумматииные, в соответствии с тем, когда проводятся оценки, они подразделяется на предварительные, промежуточные и завершающих. Предварительная проводится на этапе планирования проекта, при этом оценивается еще не реализация, а предложение вашей будущей работы. Промежуточная оценка осуществляется во время исполнения программы или проекта, чтобы помочь более успешно достичь намеченных целей и привести к планируемым результатам.

Читайте также:
Как создать мультизагрузочную флешку содержащую несколько операционных систем и еще программы

Эту оценку также проводят, если в ходе реализации проекта возникли проблемы, причины появления которых неясны. В данном случае говорят о диагностической оценке, которая служит возвращению проекта «на путь истинный». Завершающее оценивание бывает незадолго до завершения проекта или сразу же после него. Оно позволяет понять, что собой представляет проект, достигнуты ли его цели, получены ли планируемые результаты. Если же программу предполагается повторять где-либо еще, завершающая оценка поможет избежать ошибок при реализации подобных проектов в будущем.

Можно также проводить оценку «постфактум». Она реализуется обязательно через какое-то время (скажем, через полгода или год) после того, как проект полностью завершен и можно проанализировать его воздействие. В ходе подобной оценки обычно анализируются все (или почти все) изменения, вызванные проектом, и то, насколько они стабильны, т. е. сохраняются ли изменения беи дальнейшего воздействия со стороны проекта. Для того, чтобы ответить па вопросы оценки, разумно оценивать не всю программу целиком, а ее отдельные ключевые (согласно вопросам) аспекты, которые и подвергаются прицельному анализу. В качестве параметров оценки могут выделяться, в том числе, результативность программы, эффективность организации выполнения программы, социально-экономический эффект, оказываемый программой на решение социальных задач, соответствие программы интересам целевых групп населения.

Ключевая задача любой оценки — улучшить работу проекта или организации в целом, сделать ее деятельность более эффективной и полезной. Наиболее часто подвергаются оцениванию финансовая эффективность, устойчивость и результаты проекта или организации, а также эффективность управления и методология. При этом ставятся вопросы, перечисленные в таблице.

Вопросы для оценки

что оценивается

Финансовая эффективность проекта

Насколько приемлемо соотношение ресурсов, вовлеченных в проект (в целом и/или для осуществления отдельных этапов), и его результатов? Можно ли добиться удешевления подобных проектов в будущем, сохранив то же качество и тот же объем результатов?

Эффективность управления проектом

Соответствует ли выбранная схема управления типу проекта и осуществляемым видам деятельности? Способствовала ли она успешной реализации проекта? Достаточно ли гибко руководители проекта реагировали на изменения, влиявшие на ход проекта? Насколько правильными (ошибочными) были принимаемые решения?

Все ли методы привели к достижению заявленных результатов? Какие методы оказались наиболее (наименее) эффективными?

Будет ли работать этот проект при его повторении в другом месте? Сохранил ли проект актуальность, соответствует ли он сегодняшнему дню? Будет ли жизнеспособен проект после завершения его специального финансирования? (Как правило, этот вопрос особенно волнует фонды)

Полнота решения проблемы или удовлетворения потребности

В какой мере проектом решена заявленная проблема? Можно ли говорить о том, что проблема решена кардинально, т. е. не появится вновь?

Достаточно ли полно удовлетворены потребности клиентов (подопечных) проекта?

Источник: studfile.net

Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы

(проверка противопоказаний для реализации программы, соответствие содержания программы ее целям и задачам, предварительная и заключительная диагностика обучающихся, соответствие ожидаемого результата заявленной в программе цели и задачам, актуальная и отсроченная оценка эффективности результатов применения программы)

Основные требования (формулируется в зависимости от направленности программы).

4.1. Соответствие содержания учебно-тематического плана и теоретической и практической части программы

4.3. Ясное описание техник коррекции

4.4. Наличие ясной теоретико-методологической основы

4.5. Описание предполагаемого ближайшего и отдаленного результата

4.6. Актуальность программы

4.7. Методическое и материально-техническое обеспечение и их соответствие задачам

4.8. Адекватность целям предлагаемых форм коррекционно-развивающей работы

4.9. Разработка стратегии сотрудничества с семьей.

Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию обучающимися.

Индивидуальная программа коррекции ребенка с психофизическими нарушениями

Фамилия ребенка

Возраст

Сроки реализации программы

Временная организация

Исполнители

Цель

Задачи

Направления коррекционно-педагогической работы

Тематическое планирование

Содержание Формы и методы работы Количество часов

Ожидаемые результаты

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА (5 мес. — 1 год 6 мес)

1. Ф.И. ребенка _______________________________________________________

дата рождения_____________________________ возраст_______________

Дата посещения_____________________________________________________

Специалисты _______________________________________________________

Повод для обращения ________________________________________________

Ф.И.О. матери ______________________________________________________

Ф.И.О. отца_________________________________________________________

7. Состав семьи, жилищные условия ______________________________________________________________

Источник: mydocx.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru