Виды оценивания по обновленной программе на уроке

«В современной школе все направлено на то, чтобы разъединять учеников, а не сближать их. Отметки, соревнования – все это ведет к развитию зависимости тщеславия», – утверждала Н.К. Крупская в 1911 году. Наш современник Ш.А. Амонашвили писал: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя».

Сегодня в России в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Традиционно в дидактике под оценкойпонимается процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми целями.

[Педагогика: для бакалавров и специалистов / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с. ]

Под системой оцениванияпонимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Оригинальные способы формативного оценивания на уроках математики и информатики

Основные функции оценки –нормативная функция,информативно-диагностическая, карательно-поощрительная функция.

Нормативная функциявключает в себя, с одной стороны, фиксирование

достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны — административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическаяфункция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция,связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Рассматривая отметочную (количественную) систему оценивания, господствующую в современной российской школе, мы должны констатировать, что она не выполняетперечисленные функции. Причины этого следует искать не в способеформального выражения результатов оценивания (отметке), а в подходахк самому оцениванию: в школе оценка выполняет «карательно- управленческие» функции, что приводит к снижению у учащихся мотивации к обучению, к появлению стойкого страха или неприязни к школе и к самому процессу образования, то есть использование оценивания, которое не имеет четких критериев, отсутствие целостной системы оценивания отрицательно влияют на весь образовательный процесс.

Технологии оценивания в современной школе

Оценивание на уроке, проводимого в рамках системно-деятельностного подхода, реализуемого в рамках ФГОС ООО, является постоянным процессом, который естественным образом интегрируется в урок. Оценивание должно быть критериальным, где основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Несмотря на все достоинствасуществующей системы оценивания наблюдаются существенные недостатки :

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

Таким образом, существующая практика оценивания не соответствует требованиям ФГОС ООО.

Это несоответствие практики и новых требований стандарта к проведению оценивания приводит к следующимпротиворечиям:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. А оцениваются только предметные; [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 ]

развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оцениваются достижения школьника только во время урока;

цель оценивания – способствовать развитию ребенка, но реально проводится оно с целью констатации факта его обученности.

Исходя из вышеперечисленного и анализируя сложившуюся ситуацию, была создана рабочая группа по изучению и внедрению критериального оценивания в учебный процесс экспериментальных классов. В 2016-2017 учебном в 1 г классе осуществлялось формирующее оценивание, а в 2017-2018 учебном году Ольга Владимировна работала в экспериментальном классе, в котором осуществлялось критериальное оценивание по 10-балльной системе по авторсокой методике педагога.

Востребованным оказался такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Критериальное оценивание- процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Критериальное оценивание делится на два вида: формативное и суммативное. [Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы)/ Матвеева Елена Ивановна, Патрикеева Ирина Евгеньевна, Панкова Ольга Борисовна]

В последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Если представить, что дети — цветы …

Суммативнаяоценка растений – это просто их измерение. Может быть

интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Формативнаяоценка — эквивалент уходу и поливу, соответствующему

потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

(Министерство образования Новой Зеландии, 2009) .

Формативное (формирующее) оценивание– это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик [Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. , с. 10].

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.

Оно вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание; обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознавать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе; вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания [Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. , с. 18–19].

Общая логика оценивания может быть представлена следующим образом [Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В Меркулова., Т.В. Беглова [и др.]. –М.: Сентябрь, 2015. – 208 с]

Педагог описывает

Ученик понимает

(Какой результат оцениваю?)

Чему учусь? Что развиваю?

Уровни (Какой шкалой пользуюсь?)

Как фиксируются мои результаты?

Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?)

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

В результате применения формирующего оценивания в 1-г классе, в котором Яковлева О.В работала учителем и классным руководителем, появилась возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Появилась возможность корректировать деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Читайте также:
Как открыть файл эксель если нет программы

С учащимися 1 –г класса, в котором безотметочное обучение, были проведены диагностические работы, по окончании которых учащиеся могли по дескрипторам в упрощенной системе, соответствующей возрастной категории детей, оценивать свои умения и навыки. Данный вид деятельности позволил внести в процесс оценивания знаний учащихся информационно-диагностическую функцию.

Обобщая полученный опыт, мною была введена упрощенная система оценки устных ответов учащихся на уроках по следующим критериям:

Таким образом, использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей.

Мной были разработаны листы самооценки для учащихся: лист самооценки устного ответа на уроке, прочтения стихотворения, листы самооценки различных видов работ на уроке (парная, групповая), листы самооценки к контрольной работе. А также разработаны критерии оценивания различных видов деятельности учащихся на уроке и оценочные карты по предметам за год.

Виды оценивания по обновленной программе на уроке

Правильный порядок действий:

1. Зарегистрироваться на сайте(иначе не будет связи автора со статьёй и личного кабинета).
2. Войти на сайтпод своим логином и паролем , опубликоватьматериал, оплатитьпубликацию.
3. Дождаться проверкии открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
4. Сохранить Свидетельствоо публикации из личного кабинета.
Подробнее см. здесь.

Публикации по рубрикам:

Публикации материалов на сайте и в сборниках с № ISBN:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы

kn sbornik

(материалы по 31.03.2023г.)
Публикации материалов на сайте:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО
— Общепедагогические темы
Публикации презентаций на сайте:
— Дошкольное образование
— Среднее образование, СПО

— Общепедагогические темы

Публикация работ обучающихся на сайте:

Скачайте полезный файл:

Особенности оценивания в обновленном содержании образования

Дата публикации: 2018-03-28 08:18:07
Статью разместил(а):

Гульжан Садвакасова

О собености о ценивани я в обновленном содержании обучения

Авторы: Г.Ж.Садвакасова и И.В Ломова

КГУ «СОШЛ № 38»

г. Семей, Восточно-Казахстанская область

Республика Казахстан

«Качество системы образования не может быть

выше качества работающих в ней учителей»

Майкл Барбер, профессор,

эксперт в области международных

исследований в сфере образования

Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это ключевой вопрос международного исследования оценки образовательных достижений учащихся PISA .

Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно — деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.

Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»,изученные ресурсы первого этапа «Лицом к лицу», виды оценивания – суммативное оценивание (оценивание обучения) и формативное оценивание (оценивание для обучения), помогли изменить мое представление о системе оценивания. Это две главные стороны процесса обучения, которые подтолкнули меня на необходимость поиска принципиально иных подходов к оцениванию, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся в обучении. При проведении моих уроков истории, необходимо стало использовать оба вида оценивания, стремясь к тому, чтобы они помогали реализовывать идеи Программы Кембриджского проекта в процессе обучения. Для начала, я определила для своей работы, первый приоритет — система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. При формировании самооценки и взаимооценки создаются хорошие
условия для дифференцированной работы.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими
самими, взаимопроверкам и, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать. Взаимооценивание и самооценивание дает широкие возможности для формирования ключевых компетентностей учащихся, способствует повышению уровня активности школьников, позволяет более активный подход к каждому, проявление самостоятельности в планировании дальнейшего обучения. Самооценивание и взаимооценивание вырабатывают у учащихся: -способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельном у пополнению, переносу и интеграции;
-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
-способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-способность к самоорганизации , саморегуляции и рефлексии. На этапе рефлексии учитель и ученик оценивают собственную деятельность по достижению цели, а значит, оценивают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.А что может быть важнее при выставлении оценки.

Второй приоритет в оценивании – наблюдение – при котором может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно при наблюдении можно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Главная функция учителя на данном этапе заключается не только в том, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

§ Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.

При внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Критериями являются планируемые результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся, контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ результатов учебной деятельности для обучающихся является необходимым условием достижения личностных результатов, развития учебно-познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.

Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности. После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Четвертый приоритет- комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Только применение различных современных методов оценивания деятельности обучающихся может обеспечить им интерес к обучению. Для реализации идей Программы «Новых подходов в обучении», оценивание провожу используя различные формы: лист оценивания, «Экран успеваемости» устные комментарии, стикеры, игра « Светафор», которые помогают реализовать идеи модуля « ОдО и ОО» [2, с 165]

Пятый приоритет — интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Читайте также:
Как поменять значок программы в делфи

«Назовем несколько способов оценивания:

1. Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки — стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.

2. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).

3. Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).

4. Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в «кредит».

5. Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки, необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями.» [3]

В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался вот над эпиграфом моего выступления«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Так как мы учим оценивать наших учащихся на уроке, так они умеют оценивать. Таким образом, оценка очень важное средство воспитания у детей способности к самооцениванию, к нравственно достойному признанию своих недостатков и критическому оцениванию своих успехов.

Вывод: Современная система оценивания должна позволять:

§ сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями;

§ быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;

§ способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

§ Главным в работе учитель считать личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.

§ Примененять различные виды оценочных шкал, широкое использование тестов и других методик оценивания.

§ Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений.

Литература: 1.Руководство для учителя.

2. Ресурсы: неделя 3, день 1-2

3. Иванова Е.Н. Современные подходы к проблеме оценивания в средней школе.

4. Сидоркова Е.А. «Контроль качества образования и оценивание результатов обучения в соответствии требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.»

Источник: xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai

Сущность критериального оценивания в условиях обновления содержания школьного образованияТекст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ныгметова Б.Д., Сарбасов Н.С.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ныгметова Б.Д., Сарбасов Н.С.

Сущность технологии критериального оценивания

Проблема оценивания в мировом образовательном пространстве. Сущность формативного (формирующего) оценивания

Практическая значимость критериального оценивания

Мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан

Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие диагностики сформированности личностных результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность критериального оценивания в условиях обновления содержания школьного образования»

10. Воробьева, Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы / Е. И. Воробьева : монография. — Архангельск : Поморский университет, 2011. — 123 с.

11. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Е. С. Полат — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3604827/

12. Головушина, Ю.А Дистанционное обучение иностранным языкам посредством компьютерных сетей Internet [Электронный ресурс]. / Ю.А Головушина. — Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-149813.html

СУЩНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НыгметоваБ.Д., СарбасовН.С., 2016 Павлодарский государственный педагогический институт, заведующая кафедрой иностранных

языков, г.Павлодар Филиал Центра педагогического мастерства в г. Павлодар, директор

Ключевые слова: формативное оценивание, критерий, дескриптор, обратная связь, координатор.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».

С этой целью в Казахстане в течение последних пяти лет были разработаны программы на основе обновленного стандарта содержания образования. С сентября 2015 года Программа обновления содержания начального образования успешно прошла апробацию в 30 пилотных школах, в число которых входят городские, сельские и малокомплектные. Апробация образовательных программ принесла положительные результаты обучения, и с сентября 2016 года во всех общеобразовательных школах Казахстана в первых классах осуществлен переход на обновленный стандарт содержания образования.

Преподавание языковых предметов направлено на развитие у учащихся четырех видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Традиционно оценивалось знание и понимание материала и не придавалось должного значения умению применять полученные знания. Сейчас учителя должны развивать умение учащихся анализировать, синтезировать и оценивать учебную информацию. Таким образом, классификация ожидаемых результатов по уровням таксономии Блума «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает» обусловливает единство исследовательского, познавательного, практического и эмоционально-эстетического способов познания мира, содействует развитию навыков мышления высокого порядка (анализ, синтез, оценка). Непрерывная межпредметная связь, практическая направленность, и прямая связь содержания учебных предметов с реальной жизнью способствуют развитию у учащихся целостного восприятия окружающей действительности и функциональной грамотности [1, 19].

Реформирование содержания школьного образования невозможно без переосмысления системы школьного оценивания. По словам Б. Макгоу, исполнительного директора совместного проекта крупнейших компаний — Cisco, Intel и Microsoft, «реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера» [2]. Проведенное обширное исследование позволило сделать вывод о том, что «большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков. (Такими навыками принято считать способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве). Выступая на лондонском форуме, представители этих компаний призвали руководителей образования, государственные учреждения и другие корпорации присоединиться к данной инициативе» [2].

Если проанализировать состояние казахстанской системы оценивания учебных достижений учащихся в сравнении с другими странами, то следует отметить, что пятибалльная система оценивания, предусмотренная в Казахстане, не в достаточной степени отражает уровень знаний учащихся, но она и не является общепринятой мировой системой. В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок: от 6-ти (Польша) до 100-балльной (Япония). В Латвии учеников оценивают по 10-балльной системе. Это дает возможность педагогам показать нюансы в его учебной деятельности, а промежуточное положение «почти хорошо» призывает ученика постараться, чтобы получить «хорошо». Во Франции учатся по 20-балльной шкале, в финской школе 7-ми балльная шкала оценок: от 4-х до 10-ти.

учащихся учителю необходимо овладеть знаниями и навыками использования таких видов оценивания как формативное и суммативное.

Итак, что представляет собой критериальное оценивание и его виды в рамках обновления содержания образования в казахстанских школах?

Рассмотрим следующее определение: «Критериальное оценивание — процессуально-действенная метатехнология, обеспечивающая систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей и задач обучения. Отличается от «нормативно-ориентированного», при котором работа/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми» [3, 196]. Читаем далее: «Формативное оценивание — оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Ф. оценивание проводится по определенным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения. Ф. оценивание имеет следующие способы:

— устные ответы учеников;

— письменные работы учеников;

— тестовые задания.» [3, 200].

Формативное оценивание называют также оцениванием для обучения, которое представляет собой «процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» [3, 152]. Здесь рассматривается идея о том, что в целях улучшения результатов своего обучения необходимо реагировать на получаемую обратную

Читайте также:
Самая полезная программа видео

связь, что, в свою очередь, должно обусловливать мотивацию и желание действовать. В связи с этим важной становится роль регулярной обратной связи, понятной для каждого ученика и его родителей. Ведь формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок, и учащийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это дает возможность выявить проблемы в обучении, своевременно корректировать учебный процесс, и помочь в достижении наилучших результатов.

Опыт пилотных школ по внедрению критериального оценивания позволяет обозначить актуальность данной системы оценивания учебных достижений учащихся, ведь в данном процессе работа учащегося сравнивается не с работами одноклассников, а с определенным критерием, что придает ему объективность. Наблюдается полная вовлеченность учащихся в процесс оценивания, так как предоставляется подробный алгоритм выведения итоговой отметки, согласно которому каждый учащийся может сам определить свой уровень достижения.

В Глоссарии читаем: «Критерий оценивания — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору — это определение степени приближения ученика к данной цели» [4]. Немаловажным фактором здесь является также необходимость ознакомления учащихся с критериями оценивания перед выполнением задания и наличие критериев оценивания для учеников во время выполнения задания. Учитель заранее должен продумать их расположение на уроке (например: в тетради учащегося, в виде карточки, на парте, на доске).

Как мы видим, само по себе критериальное оценивание не предполагает процесса конкуренции между учащимися или сравнения их учебных достижений. Как известно, в традиционном оценивании учителя сталкиваются с такой ситуацией, когда родители не согласны с оценкой учителя, доказывая несоответствие выставленной оценки со знаниями их детей. В условиях обновленного содержания образования факт оценивания учебной деятельности учащихся по заранее определенным критериям обеспечивает прозрачность и доступность для всех участников

образовательного процесса. Тем самым, каждый учащийся имеет возможность совершенствоваться, достигая уровня своих возможностей по заданным критериям, и достигать ожидаемого результата по предмету. С помощью критериев оценивания учащиеся учатся проектировать путь достижения поставленной цели, и одновременно учатся более объективно оценивать качество своей работы.

Важно систематически проводить формативное оценивание с предоставлением конструктивной обратной связи, так как от качества формативного оценивания зависят результаты суммативного оценивания. При этом необходимо отметить, что процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, то есть каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику формативного оценивания и нести ответственность за ее результаты.

Что мы подразумеваем под суммативным оцениванием? Это — процесс оценивания «достижений, полученных учениками на каком-либо этапе образования (в конце единицы обучения, полугодия и года). Суммативное оценивание — показатель усвоения стандартов содержания; имеет три типа: устные презентации, тесты и демонстрация достижений.» [3, 199].

Следует отметить, что в условиях обновления содержания образования в первом классе в течение 1 -го полугодия проводится только формативное оценивание. Во втором полугодии наряду с ним проводится суммативное оценивание, результаты которых в виде баллов выставляются в электронный журнал. Тем самым, четвертная оценка выставляется только в 3-й и 4-й четвертях.

Какую информацию содержит электронный журнал? Он заполняется по каждому предмету и содержит данные учащегося, его результаты за суммативное оценивание по разделам и за четверть. Итоговая четвертная оценка подсчитывается в автоматическом режиме.

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период и использовать полученную информацию по результатам суммативного оценивания для планирования, коррекции и проведения анализа процесса обучения.

Учителям необходимо собирать суммативные работы учащихся, выполненные в процессе суммативного оценивания по разделам и за четверть в портфолио учащегося. Портфолио является средством фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Несомненна его роль в организации процесса обучения, направленного на формирование функциональной грамотности учащегося. Портфолио может помочь в определении направлений развития учащихся, например, при выборе будущей профессии, при консультировании со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере.

Итак, обновление образовательной парадигмы обусловило необходимость внедрения критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся в школах Казахстана, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений учащихся с определенными критериями оценивания уровня сформированности необходимых компетенций. При этом неоспорим тот факт, что эффективность внедрения системы критериального оценивания в стране во многом будет зависеть от подготовленности общества к данной работе, ведь уровень подготовленности выпускника школы к дальнейшей профессиональной деятельности зависит не только от школы, но и от социальной среды. В связи с этим Требования новых стандартов образования предусматривают распределение социальной ответственности за результаты обучения между организациями образования, родителями учащихся и обществом в целом. Для всех участников образовательного процесса разработаны информационные материалы, а педагогам наряду с этим оказана и методическая поддержка.

Основные моменты системы критериального оценивания рассмотрены и обсуждены в Инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Кроме этого, в каждом управлении/отделе образования города/района и школе назначены ответственные лица, координирующие процесс внедрения системы критериального оценивания. Региональные координаторы определены из числа методистов городских/районных отделов образования, школьные — из числа заместителей директоров общеобразовательных школ, прошедших соответствующие курсы. Именно от компетентности подготовленных педагогических кадров и их согласованной деятельности зависит эффективность внедрения критериального оценивания в казахстанских школах, и прежде всего, позитивное отношение учителей, учащихся и родителей к проводимой образовательной реформе.

Следует отметить, что в условиях обновления содержания образования вносятся изменения в фунционирование школы: изменяется сам способ включения личности в учебный процесс: на смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым приходят субъектно-субъектные, при которых оба участника учебного процесса активны, равноправны во взаимодействии и уважают друг друга. Учебные достижения приобретают продуктивный характер, ученик становится субъектом познания, а учитель выступает инициатором, организатором, консультантом познавательной деятельности учащихся. Педагогический аспект обновленной программы начального образования проявляется в том, что цели обучения становятся общими для учителя и учащихся. Каждый учитель начинает вместе с учащимися учиться обучать по-новому, что отражает социальный аспект процесса обновления. Поэтому 2016-2017 учебный год по праву начинает новый этап в истории развития казахстанского образования.

1. Абдильдина Ж. Обновление — для эффективного и качественного образования. // Бiлiмдi ел. Образованная страна. № 15 (52)16 августа 2016 г. // www.bilimdinews.kz

2. Трансформация образования, оценка и преподавание навыков, необходимых в XXI веке: призыв к действию (группа образования Intel, Microsoft и Cisco, 1 сентября 2008 года) // http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2009/011409d.html

3. Руководство для учителя. «Эффективное обучение». ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». — Астана, 2016.

4. Глоссарий понятий и категорий программ повышения квалификации, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Учебно-методическое пособие. 2-издание, ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». -Астана, 2013.

ПРИЕМ АНАЛИЗА ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С АВТОРОМ

Ефремова О.Н., 2017

учитель начальных классов, ГБОУ школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: многих современных педагогов начальной школы волнует проблема перехода от чтения к пониманию, осмыслению прочитанного. Как научить начинающего читателя понимать текст? Обучение приемам работы с текстом закладывает основу умения учиться, формирует навык самостоятельной учебной работы. Это одна из самых актуальных дидактических задач современной школы.

Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен. В него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психологических особенностей читателей. Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения. По ходу чтения он активно осмысливает, переживает прочитанное и продолжает размышлять после чтения. Такое возможно лишь в процессе медленного неторопливого чтения, чтобы не попустить важные слова, вдуматься в их смысл контекстуальный и подтекстовый. Внимание к слову создает основу

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru