Виды оценивания по обновленной программе

Содержание

1. Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования

2.

Ожидаемые результаты
ОБСУДИТЕ ожидаемые результаты
Что знаю?
Что хочу
узнать?

3.

«Оценивание учебных достижений» — это процесс
установления степени соответствия реально достигнутых
обучающимися результатов планируемым целям обучения
для корректировки и регулирования образовательного
процесса через обратную связь
Оценивание: Почему это нужно?
Б.Г.Ананьев: «Отсутствие оценки … является самым худшим
видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а
дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а
депрессирующее объект, заставляющее человека строить
собственную самооценку не на основе объективной оценки, в
которой отражены действительные его знания, а на весьма
субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций,
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) — советский психолог, основатель концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ),

Обновленная программа // Оценивание // Погодаева Татьяна


поведения педагога и учеников»
создатель системной модели человекознания с центральной ролью психологии

4.

Термин «критериальное оценивание» впервые использован
Робертом Юджином Глейзером (1963) и характеризует
процесс, способствующий определению соответствия между
достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений
обучающихся
Критериальный подход исключает сравнение и зависимость
от достижений других обучающихся, а также направлен на
информирование об уровне компетентности каждого
обучающегося
Glaser, R. 1963. Instructional technology and the measurement of learning outcomes: some questions. The American psychologist. Issue:
8. Vol.18. pp. 519 — 521

5. Различия в системах оценивания

Характерист
ики
Действующая система оценивания
Критериальная система оценивания
Область для
сравнения
Сопоставление с результатами других
учащихся по субъективным
решениям учителей
Сопоставление результатов с критериями,
позволяющие повысить объективность решений
по оценке
Текущее оценивание – проводится
непосредственно учителем на
регулярной основе с постоянным
фиксированием результатов в виде
оценок
Виды
оценивания
Решение по
итоговой
оценке
Формативное оценивание – непрерывное
оценивание являющееся частью процесса обучения,
проводимое с целью улучшения преподавания и
обучения (результаты не фиксируются в виде
оценок)
Суммативное оценивание — уровень учебных
достижений обучающихся в конце каждого учебного
блока и периода обучения (суммативные за раздел и
за четверть)
Выставляется как
среднеарифметическое
всех оценок обучающегося
Выставляется как процентное соотношение баллов
суммативных оцениваний за четверть
Взаимосвязь
содержания и
оценивания
Не отражает достижение целей
обучения в связи с обобщенной
формулировкой самих целей
Цели обучения учебной программы оцениваются
через измеримые и поддающиеся наблюдению
критерии оценивания
Направленно
сть
оценивания
На получение малоинформативной
отметки (цифровое выражение оценки)
На оценочное суждение о достижении целей
обучения
Описание
процесса
«состязательность»
малая информативность
открытость и соотнесенность требований, норм,
критериев с учебным процессом

6. Концептуальная структура системы критериального оценивания

7. Ключевые идеи системы критериального оценивания

Элементы
Ключевые идеи
Компетентностн
ый подход
Освоение учебной программы оценивается через конкретные результаты, выраженные в
знаниях, умениях, навыках, способностях и опыте обучающихся
Обратный
дизайн
Проектирование образовательного процесса в обратном дизайне: Учебная программа –
Система оценивания — Процесс обучения и преподавания
Социоконструктивистск
ая теория
обучения
Обучающийся перестает быть пассивным объектом оценивания, а становится
«создателем/строителем» этого процесса. Обучающийся понимает «что», «как» и «почему»
будет оцениваться. Это повышает качество обратной связи, взаимодействий,
саморегуляции и ответственности обучающихся и учителей
Таксономия
целей обучения
Цели обучения предполагают шесть уровней мыслительных навыков: знание и понимание;
применение; анализ; синтез; оценка
Теория речевой
деятельности
Критерии оценивания по языковым предметам характеризуют 4 вида речевой
деятельности: слушание; говорение; чтение; письмо
Зона
ближайшего
развития
Создается благоприятная среда для развития обучающихся под руководством учителя и в
сотрудничестве со сверстниками
Теория
скаффолдинга
Пошаговая поддержка обучающихся и использование разноуровневых заданий в
оценивании
Теория
формативного
оценивания
Основу оценивания составляют вопросы: «на какой стадии обучения учащиеся
находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», и «что необходимо сделать, чтобы
помочь им достигнуть этого?»
Теория полного
Различия в успехах обучающихся можно сократить посредством трех факторов:
7

8. ГОСО Требования к уровню подготовки учащихся по образовательным областям (ожидаемые результаты согласно таксономии Б.Блума)

Инструменты
оценивания
Стандарты
оценивания
Содержание системы критериального оценивания
ГОСО
Требования к уровню подготовки учащихся по образовательным
областям
(ожидаемые результаты согласно таксономии Б.Блума)
Учебная программа и план по предмету
Цели обучения, разделы, сквозные темы, подразделы
Уровни мыслительных навыков: знание, понимание, применение,
анализ, синтез, оценка
Виды речевой
деятельности:
чтение, письмо
Критерии
оценивания
— признак,слушание,
основание,говорение,
мерило, согласно
которым
измеряется уровень учебных достижений обучающихся
Результат
Процесс
оценивания
Разноуровневые задания
Формативное и суммативное
оценивание на основе критериев
Обратная связь
Ежедневная
практика
Баллы
По
завершении
каждого
Уровни учебных
достижений
По завершении
каждого раздела и
Оценка
По завершении
учебного года
8

9. Инструктивно – методические документы по СКО

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Государственный общеобязательный стандарт образования
(начальное, основное среднее, общее среднее);
Учебная программа (1 класс);
Учебный план (1 класс);
Порядок проведения критериального оценивания учебных
достижений обучающихся в организациях образования,
реализующих учебные программы;
Руководство по критериальному оцениванию для учителей
начальной школы;
Руководство по критериальному оцениванию для учителей
основной и общей средней школ;
Руководство по критериальному оцениванию для региональных и
школьных координаторов;
Сборник заданий для формативного оценивания;
Методические рекомендации по суммативному оцениванию.
9

10. Оценивание

• Что
означает
оценивание
?
Почему
необходимо
оценивание ?
На кого
воздействует
оценивание?

11. Что такое оценивание?

• Оценивание учебных достижений — это процесс
установления степени соответствия реально
достигнутых обучающимися результатов планируемым
целям обучения для корректировки и регулирования
образовательного процесса через обратную связь.
• Критериальное оценивание – процесс, основанный на
соотнесении учебных достижений учащихся с четко
определенными, коллективно выработанными
критериями, соответствующими целям и содержанию
образования и понятными для учащихся, родителей и
педагогов.

12. Что такое оценивание?

Оценка – определение ценности или
значимости чего-нибудь.
Большой толковый психологический словарь
Что такое оценивание?
• Оценивание в переводе с латинского означает
«сидеть с». При оценивании мы сидим с
учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не
просто применяем к ученику процедуру.
Грин, 1999
• Оценивание – это формальные и неформальные
процессы, используемые учителями и
обучающимися для сбора доказательств с целью
развития обучения
Блэк и Уильям, 1998

Читайте также:
Что следует в представленной структуре программы после слова var

13. Почему Вы оцениваете?

Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям и
учащимся в совершенствовании процесса
преподавания и учения.
•Как учится ученик и как лучше его обучать?
•Каковы сильные стороны ученика и как их можно
развить?
•В чём ученик испытывает трудности и как они
могут быть преодолены?
Джеймс и Педдер (2006) говорили о совокупности
распространенных мнений об оценке обучения,
описывая три фактора:
•Сделать обучение ясным
•Продвижение независимого обучения
•Ориентированность на производительность

14. Основные принципы системы критериального оценивания

• Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание
является неотъемлемой частью обучения и непосредственно
связано с целями учебной программы и ожидаемыми
результатами.
• Объективность, достоверность и валидность. Оценивание
предоставляет точную и надежную информацию. Существует
уверенность в том, что используемые критерии и
инструменты оценивают достижение целей обучения и
ожидаемых результатов.
• Ясность и доступность. Оценивание предоставляет
понятную и прозрачную информацию, повышает
вовлеченность и ответственность всех участников
образовательного процесса.
• Непрерывность. Оценивание является непрерывным
процессом, позволяющим своевременно и систематически
отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
• Направленность на развитие. Оценивание инициирует и
определяет направление развития системы образования,
10 minutes
школы, учителей и обучающихся.

15.

16.

Несоответствие
между учебной
программой,
оцениванием и
обучением
является
причиной
отсутствия
результатов
Взаимосвязь учебной программы и оценивания:
• Учебная программа определяет оценивание
• Решение об оценивании принимается согласно
учебной программе
• Оценивание поддерживает учебную программу
• Оценивание неотъемлемая часть учебной
программы

17. Объективность, достоверность и валидность

«ОБЪЕКТИВНОСТЬ
Отсутствие предвзятости,
беспристрастное отношение к чемунибудь»
Словарь Ушакова
«ДОСТОВЕРНОСТЬ
Не подлежащая сомнению истинна»
Н.И.Кондаков / Логический словарь.
«ВАЛИДНОСТЬ
Мера соответствия методик и
результатов поставленным задачам;
в статистике достоверность исходной информации».
Энциклопедический словарь по
психологии и педагогике

18. Задание:

• Какое из мишеней
олицетворяет как валидность,
так и достоверность?

19. Задание:

• Какое из мишеней
олицетворяет как валидность,
так и достоверность?
Не валидный Валидный,
Валидный
Достоверны
и недостоверный
не достоверный
и достоверный
й,
но не
валидный

20.

21.

22. ФОРМАТИВНОЕ ИЛИ СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

Мало листьев, невысокий
(удовлетворительно)
22

23.

Модель критериального оценивания
Критериальное оценивание
Формативное
оценивание
Суммативное
оценивание за
раздел/сквозную
тему
Суммативное оценивание
Суммативное
оценивание за
четверть
Суммативное
оценивание за
уровень
образования

24.

Измерение
прогресса
Оценивание целей
обучения
Мотивация
обучающихся
Предоставление
эффективной
обратной связи
Определение
потребностей учителя
Самооценивание,
взаимооценивание
24

25.

Формативное оценивание
это вид оценивания, который проводится
непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и
учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс
без выставления баллов и оценок.
Формативное оценивание –
Принципы ФО:
• часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»);
• охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной
программе и учебном плане по каждому предмету и классу);
• безотметочное оценивание;
• осуществляется в соответствии с критериями оценивания;
• предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося;
• использование результатов для улучшения качества преподавания и
обучения, улучшения учебной программы.

26. Формативное оценивание

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Проводится
учителем в
течение
четверти
Роль ученика
Информирует
учащихся, насколько правильно они
выполняют задания в период изучения
материала;
учителей о прогрессе учащихся для
коррекции процесса преподавания.
Роль учителя
четкое формулирование критериев оценивания в
соответствии с целями обучения;
составление заданий в соответствии с целями
обучения и критериями оценивания;
разработка дескрипторов к заданиям;
обеспечение учащихся эффективной обратной
связью;
корректировка процесса преподавания и
оценивания.
активное участие в обучении;
понимание критериев
оценивания/ дескрипторов;
самоооценивание/
взаимооценивание.
Формы проведения
индивидуальная
в парах
в группах
в группах сменного состава

27. Процесс формативного оценивания

28.

Организация формативного оценивания
1. Обзор цели обучения в учебной программе

1
Раздел
7.1А
Степень с
целым
показателе
м (19
часов)
2
6. Обратная связь
Подраздел
Цели обучения
7.2.1.1 применять свойства степени
с целым показателем при
нахождении значений числовых
выражений
7.1.2.5 применять свойства степени
для упрощения алгебраических
выражений
Преобразование 7.1.2.5 уметь применять свойства
выражений,
степеней для упрощения
содержащих
алгебраических выражений;
7.2.3.1 определять
степени.
закономерности и находить
недостающие члены
последовательности, содержащей
степени
5. Составление дескрипторов к заданию
Свойства
степени с
целым
показателем
Дескрипторы
— сравнивает члены последовательности;
— устанавливает закономерность
изменения членов последовательности и
описывает ее;
— находит неизвестный член
последовательности;
— записывает закономерность в виде
формулы n-го члена последовательности.
2 Соотнесение цели обучения с уровнями
мыслительных навыков.
3. Составление критериев оценивания.
Уровень
мыслительных
навыков
Критерий оценивания
Анализ
устанавливает закономерность в
последовательности
Синтез
формулирует общее правило для
всех членов
4. Определение типа задания и разработка.
Задание
Дана последовательность
.
Опишите закономерность изменения членов
последовательности. Найдите неизвестный член
последовательности (х). Запишите общую формулу для
n-го члена данной последовательности.
Вопросы с развернутым ответом

29. Формативное оценивание

30. Образцы ответов

Критерии оценивания
Различают звуки по
твердости и
классифицируют их.
Дескрипторы
-называют источники распространения звуков в
живой и в мертвой природе;
— определяют громкие и тихие звуки;
-классифицирует звуки на две группы.
Критерии оценивания
Применяют на практике
знание об изменении
агрегатного состояния
воды.
Сравнивает физические
изменения.
Высказывают свое
мнение.
Дескрипторы
-различают три состояния воды в природе
(жидкое, твердое, газообразное);
-проводят опыты с помощью учителя.
Используя рисунок, различают изменения воды.
Подводят итоги, опираясь на свой опыт.
Критерии оценивания
Различают виды
растений.
Доказывают способ
классификации растений
в группы.
Дескрипторы
— различают деревья, кусты, травы;
— классифицируют растения на три группы.
-объясняют причину классификации растений в
разные группы;
— могут привести примеры по классификации
растений на три группы: объем растения,
структуры стебеля, форма и длительность
существования.
30

Источник: ppt-online.org

Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам

Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
В наше время перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно- познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам »

КГУ «Троебратская средняя школа»

Читайте также:
Как планируется трудоемкость производственной программы

Тема: Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам

Подготовил: Демченко Ксения Владимировна

Тема: Критериальное оценивание результатов обучения на уроках общественных дисциплин по обновленным программам

В Послании Президента РК Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» одними из главных приоритетов являются качественное образование, вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим, в 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения.

В школах оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, направленных на правильный выбор учителем эффективных приемов и средств обучения. Основной целью нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан является подготовка педагогов по основным вопросам критериального оценивания для внедрения системы критериального оценивания учебных достижений, учащихся в учебный процесс.

Альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное оценивание 12-летней школы, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образования им. Ы.Алтынсарина. В основе критериального оценивания лежит критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования.

Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, модерацией, обсуждением и сравнением оценок. Новая система оценивания позволит ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.

Для самосовершенствования как учителя и для улучшения своей педагогической практики, для меня важно научиться давать качественную обратную связь для развития каждого учащегося, наблюдая за учащимися на своих уроках, я обратила внимание на то, что учащиеся, не могут правильно оценивать одноклассников и самих себя, и порой сами учителя не дают качественную обратную связь- это является тормозом в развитии учащегося как личности. Традиционная система оценивания устарела и не может объективно направить учащихся в нужном направлении для достижения цели.

Для педагогов важно мотивировать учащихся к изучению предмета, здесь важно учитывать голос ученика. Для учащегося важно знать за что он получил оценку, что нужно сделать для достижения цели. Учащиеся смогут самостоятельно оценивать свою работу на уроке, участвовать во взаимооценивании и корректировать собственный процесс развития.

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия.

Критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса. Критерии должны быть тщательно отобраны с целью измерения уровня достижений для каждой возрастной группы, который отмечается определённым баллом и содержит описание- дескриптор.

Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а при необходимости, они могут быть разработаны совместно с учащимися. Например, учитель перед выполнением проверочной работы просит учащихся в группах или в парах обсудить критерии оценивания, по которым будет оцениваться работа.

По итогам озвученных критериев совместно с учащимися учитель выбирает приоритетные критерии. Важно помнить, что учитель должен обсуждать, объяснять критерии оценивания учащимся во избежание не понимания ими критериев. Содержание критериев должно быть изложено понятными доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, плакате и др.). Критерии оценивания разрабатываются и используются при применении всех видов оценивания: диагностического, формативного, суммативного.

Учащийся становится активным участником педагогического процесса, совместно с педагогом вырабатывает критерии оценивания. Например, к устному ответу учитель может предложить заранее приготовленные критерии и ознакомив учащихся, либо составить с учащимися. Например,

Оценочный лист учащегося

Источник: kopilkaurokov.ru

Система оценивания в начальной школе по ФГОС
материал

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Новый подход в системе оценивания в начальной школе по ФГОС 3

Положение о системе оценок, формах и порядке аттестации обучающихся начальной школы 6

Оценочная шкала 1 класса 8

Оценочные шкалы 2-4 классы 12

НОВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Основное на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Читайте также:
Что такое целевая программа в вузе

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

А потому оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности»

Всё это требует пересмотра существующей практически повсеместно системы оценивания, выраженной в баллах по пятибалльной (а точнее, по четырехбальной ) шкале. Такая оценка ограничивается сугубо утилитарной целью: проверить степень усвоения знаний, выработку умений и навыков по конкретному учебному предмету и носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему выносить суждения об эффективности программы обучения, ни об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, так и для ученика, поскольку дает ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений, не позволяет развивать рефлексию и такие универсальные учебные действия, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях: листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям:

Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.

Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала от дельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся в начальной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю. Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов, рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний , предметных универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО).

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании

  • п.3 ст.15 Закона РФ «Об образовании»,
  • Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования,
  • ФГОС НОО.

Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по предметам осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по предметам проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе планируемых результатов начального образования «Выпускник научится»

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Отметка в 5 балльной шкале

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru