Виды обучающих программ линейная разветвленная адаптивная комбинированная

• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рис. 12).

Рис. 12. Технологические схемы программированного обучения

• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

Краткая инструкция для участников встреч Webinar Meetings

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

— тестово-информационный (проверка усвоенного);

— коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);

— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

— блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Иванова Е.Н.СОТ. Л11.Технология программированного обучения

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка — текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка — обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Виды обучающих программ

Ø Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.

Читайте также:
Какие новые программы появились

Ø Разветвленная программа отличается от линейной тем, что о6учаемому в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Ø Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения, автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа учащегося. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .

Источник: studopedia.org

Виды обучающих программ

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию. Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.дАдаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

30. Характеристика технологии проектного обучения. Взаимосвязь технологии проектного обучения с педагогикой сотрудничества и технологией проблемного обучения.

Арсенал визуальных рабочих средств дизайна составляют проектная графика и объемная пластика — макетирование и моделирование. На различных стадиях проектирования используют различные виды и техники графики.

Графика, являясь средством коммуникации, играет важнейшую роль и в процессе презентации. Любые идеи нуждаются в понимании заказчика, поку­пателя и пользователя. От уровня качества графических работ на последних этапах проектирования и презентации во многом зависит успех (или неудача) проекта и, следовательно, его финансирование и реализация. Поэтому высокое качество графики, умение использовать цвет и законы композиции, умение мастерски выполнять наглядные изображения и чертежи проектируемых объ­ектов являются весомыми составляющими залога успеха принятой идеи.

Анализ табл. 9 показывает, что на стадиях выработки идей и поиска автор­ского решения важнейшую роль играют: наброски, схемы, графики, диаграм­мы, «быстрые» технические рисунки и изображения в цвете. Поэтому сове­туем учителю обратить самое серьезное внимание на выработку у школьников умений выполнять названные выше типы изображений, так как именно они помогают любому человеку выразить свои идеи и решения на первых, подчас интуитивных, самых ярких, творческих этапах процесса проектирования. При этом, разумеется, условием грамотного выполнения быстрого наброска являет­ся основательное знание законов построения чертежа и умение его строить.

Читайте также:
Что такое программа запуска фортнайт

Если учитель имеет возможность, советуем ему ознакомить школьников с разного рода трафаретами (шрифтовыми; типа «офицерская линейка»; для условных обозначений на схемах и т.п.) и приспособлениями (супизами, де-колями и т.п.), упрощающими трудоемкий процесс рутинных, многократно повторяющихся графических операций.

В качестве примеров использования графики целесообразно привести наг­лядные изображения «прозрачных» изделий и «разобранной» сборочной единицы. Такие изображения часто используются на заклю­чительных этапах проектирования изделий для их лучшего понимания и вы­игрышной презентации. Заказчики, потребители, смежники, покупатели более ясно представляют внутреннюю структуру, конструкцию и взаимодействие частей изделия, представленного таким образом.

Большой интерес вызывают у школьников объемные стереоскопичес­кие изображения, построенные по принципу бицентрального (напри­мер, анаглифы) и полицентрального проецирования (растровые открыт­ки, всякого рода «магические» картинки).

Проектный метод проходит по следующим этапам:

1.предпроектное исследование:а). постановка задачи; сбор информации и ее краткий анализ;б). идеи и художественно-конструкторский поиск.

2. эскизный проект.3. проектно-конструкторская документация.4. реализация, тест-проверка, оценка.

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, на­учное начала. В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи, рассматривавшего детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия. Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои на­сущные жизненные проблемы.

В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Дж.Дьюи В.Х.Килпатриком, кото­рый обозначил его как «от всего сердца проведенную целесооб­разную деятельность, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В.Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педаго­гической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени. Фактически метод проектов на том этапе представлял собой обу­чение через организацию «целевых актов», позволявших учащим­ся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, ис­следования.

В работах Килпатрика 1920-х гг. выделяются четыре вида про­ектов:

созидательные (производительные);потребительские, в том числе связанные с развлечениями;проекты решения проблем или интеллектуальных затруднений;проекты-упражнения.

Учебные программы, построенные на основе этого метода, строились как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, само­стоятельно или при участии учителя) необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жиз­нью задач.

От учащегося требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходи­лось добывать необходимые знания и, опираясь на них, проде­лывать конкретную работу. Идеальным проектом считался тот, для исполнения которого требовались знания из различных обла­стей, позволяющие разрешить не одну, а целый комплекс про­блем. Решая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые зна­ния, причем в комплексной форме, как это и бывает в реальной жизни. Они учились самостоятельно приобретать знания, а зна­чит, учиться.

Метод проектов понимается в американской школе очень широко. Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся. Важно одно: чтобы создался интерес и увлечение у детей, чтобы ос­новные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале. Тогда сама цельность и непосредственность занятий даже у детей младших групп стимулируют настойчивость и энергию всей школьной группы.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руко­водством С.Т.Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различ­ные виды проектирования в практике работы с детьми.

Читайте также:
Bonjour программа что делает

В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения, как практи­ческий (В. А. Герд) опытно-испытательный, естественно-научный (А.П.Пинкевич), исследовательский (Б.Е.Райков), опытно-пока­зательный метод, метод лабораторных уроков (К. П.Ягодовский). По своей сути они во многом перекликались с методом проектов.

Дальнейшая логика развития проектной деятельности в сфере образования аналогична логике становления проектирования как части культуры. От репродукции к исследованию действительнос­ти, от исследования к целенаправленному преобразованию. Из развивающей и развивающейся проектной цепочке стимул к по знанию—метод познания—структура знания формировался проект­ный способ мышления с его специфическими процедурами.

Понятие проектирования в отечественной педагогической науке применялось А. С. Макаренко, разработавшим основы логики педа­гогического мышления. Понятие «проект» применительно к мето­дологии педагогической деятельности использовал Г. П. Щедровицкий.

Для практического изготовления изделий лучшим является метод проектов.

Ведущее место в процессе профессионального обучения за­нимает проектирование, способствующее комплексному решению за­дач обучения, воспитания, развития. Проектирование придает учеб­ной деятельности ведущий характер в развитии личности, ее социализации. Оно предполагает специальную организацию соб­ственных действий учащихся по раскрытию существенных сторон изучаемого материала и превращении полученных знаний в сред­ство достижения прогнозируемого результата.

Покажем организацию работы по выполнению коллективного творческого проекта.«Новогодний праздник в семье».

На вводном уроке в коллективной беседе разрабатывается план подготовки к празднику, распределяются обязанности, создаются временные коллективы по направлениям деятельности, чаще всего такие как:

1) группа оформления квартиры к празднику (они составляют эскиз оформления, изготавливают украшения, оформляют новогод­ние букеты, составляют смету расходов);

2) группа сценаристов (они составляют сценарий праздника, смету расходов);

3) группа сервировки праздничного стола (составляют меню, оп­ределяют предметы сервировки стола, придумывают украшения блюд, составляют смету расходов).

4) группа оформления новогодних подарков (составляют смету расходов, разрабатывают варианты оформления подарков).

Для проведения организационного занятия под­бирают большое количество справочной литературы, образцов но­вогодних гирлянд, букетов, игрушек и других новогодних поделок. Разрабатывая проект, учащиеся самостоятельно находят необходи­мую информацию. Учитель выступает в роли консультанта.

На втором занятии происходит защита сметы расходов каждой груп­пой и продолжается организационная работа. Сметы расходов долж­ны быть составлены с учетом реальных цен в магазинах и на рынках. После занятия каждая группа делает необходимые закупки. К третьему занятию готовятся тексты поздравительных открыток родным и близ­ким, особенно бабушкам и дедушкам, живущим в других городах. На третьем занятии проводится деловая игра «Новогодний праздник».

Знания и учения, приобретенные учащимися в ходе выполнения коллективного творческого проекта очень важны для социальной адаптации в окружающей жизни, для развития их коммуникативных умений.

Развитие социально значимых навыков — это вопрос практичес­кого опыта, поэтому на занятиях необходимо чаще со­здавать ситуации, где бы ребята на практике воспитывали такие навыки как самостоятельность, независимость, ответственность.

Индивидуальные творческие проекты для развития личности каж­дого учащегося также имеют большое значение.

У каждого человека есть среда, создаваемая взаимодействием внешних и внутренних психологических условий.

К внешним факторам можно отнести необходимость освоения того или иного программного материала. К внутренним относятся ценнос­ти, пристрастия, интересы. Если внешние и внутренние факторы со­впадают, происходит включение ученика в процесс активной деятель­ности на всех этапах познания и создания конечного продукта деятельности.

Когда на уроке перед учащимися выдвигается задача создания одежды, соответствии с особенностями их внешности, с учетом их запросов и вкусов, внешние и внутренние психологические факторы совпадают и проектирование вызывает интерес и ученицы принимают правил игры, выдвигаемые учителем. К этим правилам относятся примерные темы, критерии оценки проектов, примерное планирование разработки проектов и др.. Эти правила должны вызывать желание действовать, востребовать творческие способности. «На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и дей­ствие с мыслью, культуру гуманитарную с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с конструировани­ем, технологию — с экономическими и экологическими перспектива­ми».

Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 198 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.009 сек.)

Источник: mybiblioteka.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru