Трубинова, Е. А. Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности / Е. А. Трубинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39609/ (дата обращения: 11.07.2023).
Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». Важным для современного педагога является то, что формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе освоения всех учебных предметов. Во внеурочной деятельности учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Одним из наиболее актуальных вопросов образования является изучение иностранных языков, в наши дни необходимость изучения иностранных языков очевидна. Внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру и позволяет создать ситуацию успеха, способствуя более успешному изучению иностранного языка. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) особое место отводится универсальным учебным действиям. УУД— совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Достижение метапредметных результатов начального общего образования средствами информатики
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) [5] изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
основы системы научных знаний; «опыт» предметной деятельности по преобразованию и получению нового знания; самостоятельно определять набор критериев для оценки эффективности осуществления поиска информации.
– ценностно-смысловая ориентация: самопознание и самоопределение.
– смыслообразование и смыслопорождение, нравственно-этическоеоценивание
– формирование мотивации учения;
– осознание возможностей самореализации;
– стремление к совершенствованию;
– формирование коммуникативной компетенции;
– формирование общекультурной и этнической идентичности;
– толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
– готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированно
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью.
Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность и навыки сотрудничества. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность,
Познавательные: общеучебные, в т. ч. — постановка и решение проблемы, работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств. Общих схем решения, выполнение логических операций сравнения.
Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [2, c. 27]. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты — это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования информацией. Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении.
Метапредметный результат помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий. Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть мощный поток информации, решающие проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приемами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, а учащийся самостоятельно может выбрать направление образовательной деятельности на основе собственных интересов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [6] Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [4, с 7]
При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Не припоминать заученное, а додумываются самостоятельно до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).
Ситуации, позволяющие проявить умение мыслить самостоятельно, встречаются не так часто. А на уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс, и педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:
- Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
- Обеспечить осознанность работы.
- Продумать организацию деятельности учащихся.
- Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
Ситуация создается:
– умело заданным вопросом,
– демонстрацией неожиданных свойств предмета,
– рассказом об увиденном,
– созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи;
Таким образом, можно сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой основного развития.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. [3] Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
- Кондаков, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения [Текст]: / А. М. Кондаков; под ред. А. А. Кузнецова. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение,2008.—151с:ил.
- Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94–100.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, действие, иностранный язык, повышение эффективности освоения, учащийся, учебная деятельность, личностный моральный выбор, образовательная деятельность, образовательный процесс, общее образование.
Похожие статьи
Внеурочная деятельность как составная часть.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном.
Библиографическое описание: Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из
В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.
Внеурочная деятельность как средство достижения.
внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа.
Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС.
В нашей школе внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.
Формы организации внеурочной деятельности подростка, как.
внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра, художественное.
Развитие познавательных универсальных учебных действий как.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и.
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения.
Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность как средство формирования.
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.
Особенности организации внеурочной работы в начальной школе
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Внеурочная деятельность как составная часть.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном.
Библиографическое описание: Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из
В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.
Внеурочная деятельность как средство достижения.
внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа.
Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС.
В нашей школе внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.
Формы организации внеурочной деятельности подростка, как.
внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра, художественное.
Развитие познавательных универсальных учебных действий как.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и.
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения.
Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность как средство формирования.
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.
Особенности организации внеурочной работы в начальной школе
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.
Источник: moluch.ru
Виды метапредметных результатов освоения программы
- О проекте
- Медианары
- Сборники
- Главная
- Медианары
- Учебная деятельность
- Метапредметные результаты освоения образовательной программы и их оценка
ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Ваше свидетельство
149 ₽ 495 ₽
Метапредметные результаты освоения образовательной программы и их оценка
Поделитесь материалом С КОЛЛЕГАМИ:
Доступные к загрузке файлы
ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257
Ваше свидетельство
Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно
Посмотрите или скачайте презентацию
хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Поделитесь материалом с коллегами:
Популярное Хит
Система форм организации деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса
Выбор эффективных форм воспитательной работы
Начальное общее образование Основное общее образование Педагогические технологии Среднее общее образование до 30 минут
Популярное Хит
Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС
Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Учебная деятельность
Метапредметные результаты освоения образовательной программы и их оценка
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных работ, например, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Это такие учебные действия, как умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия.
В этом случае внутренняя оценка, фиксируется в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога. Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.
Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства стали для меня удивительным открытием, так как удивили своим новшеством и оригинальностью. Вся информация структурирована и отличается легкостью в восприятии и непременно пригодится мне в процессе ежедневной деятельности.
Горбунов Тимофей Геннадьевич
Нижний Новгород, прогимназия № 421
Проходила недавно мединар по совершенствованию профессиональной компетентности педагога и была приятно удивлена уровнем подготовки. Мне все безумно понравилось, полученные знания я обязательно буду внедрять на практике. В конце, как и было обещано, получила официальное свидетельство о прохождении мединара.
Лихачёва Светлана Давидовна
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1234, г. Москва
Источник: medianar.ru
«Метапредметные результаты в начальной школы и пути их достижения
В презентации раскрывается понятие метапредметные результаты и пути досижения их в предметной области «Русский язык».
Ракова Оксана Геннадьевна
Содержимое разработки
Метапредметные результаты освоения образовательной программы начальной школы и пути их достижения в рамках предметной области «Русский язык»
Ракова Оксана Геннадьевна
Учитель начальных классов
Что же такое метапредметные результаты ?
Метапредметные результаты обучения — это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. (По Асмолову А.Г.)
ФГОС НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Портрет выпускника – гражданина России:
Метапредметные
способы деятельности ,
применимые как в рамках
так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Личностные результаты
деятельности и др.
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т. п., попыток построения .). В рамках первых попыток построения системы таких метапредметных результатов мы встречаемся с новыми терминами. Но внимательное сравнение позволяет увидеть знакомые ориентиры системы общеучебных умений, которую Образовательная система «Школа 2100» внедряет уже многие годы и даже специально для подобных целей создала свои «Дневники школьников».
* Что означает слова «попыток построения»?
Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований.
Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директору Федерального института развития образования.
Хуторской Андрей Викторович , доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва .
Подходы в понимании метапредметных результатов обучения: Сторонники первого (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т. е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания.
В качестве примера можно привести метапредмет «Числа», который предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа.
Сторонники второго подхода А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г.
Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.
Пути достижения метапредметных результатов в рамках предмета «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Задания, направленные на формирование познавательных УУД:
- Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает
технология продуктивного чтения , которая состоит из 3 этапов:
- Работа с текстом до чтения
- Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Изложение «Золотой рубль»
1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?
Можно на иллюстрации найти золотой рубль?
Что еще видите на иллюстрации? Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации)
2 этап: После первичного чтения про себя: Почему текст так называется?
Повторное чтение: уточнение значения непонятных слов, ведение диалога с автором.
3 этап: Выполнение заданий: составление плана, нахождение ключевых слов, пересказ текста и т. д.
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
• учиться работать по предложенному учителем плану
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
- эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Задания, направленные на формирование регулятивных УУД:
- Прочитайте предложения.
Мороз щипал уши и лицо.
Мороз щипал уши и лицо, руки.
Мороз щипал уши, лицо и руки.
Мороз щипал и уши, и лицо, и руки.
- Что объединяет все предложения?
- Понаблюдайте за расстановкой знаков препинания в них. В каком предложении вы заметили что – то необычное для себя?
- Сформулируйте основной вопрос урока. ( Почему перед союзом и при однородных членах стоят запятые?)
- Открой учебник и проверь написанное (Диктант)
- Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное? Почему? Какое слово вам встречается впервые? Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения нового раздела. Спрогнозируйте предстоящую деятельность?
- Прочитай написанное и постарайся оценить себя (Сочинение)
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- Подготовь устный рассказ на тему «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам».
- Работа в паре. Составьте самостоятельно алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении».
- Работа в группе. Подбери и запиши по 10 существительных 1-го,2-го,3-го склонения.
- Итог урока: Попробуйте составить предложение, употребив в нем имена существительные во всех падежах.
- Обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам:
— Оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось?
- Согласны ли с тобой товарищи?
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: · Решение задач творческого и поискового характера; · Учебное проектирование; · Итоговые проверочные работы; · Комплексные работы на межпредметной основе; · Мониторинг сформированности основных учебных умений.
Результат метапредметного обучения
Уровень развития базовых способностей учащихся:
1. Болтаева Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе [Текст] / Г. С. Болтаева // Молодой ученый. — 2013. — №12.
2.Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009.
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч.1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
4.Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004,
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Источник: videouroki.net