Виды легкой атлетики школьной программе

Далеко не все выпускники школы будут регулярно вычислять интегралы или рассчитывать период полураспада радиоактивных элементов. Зато элементарная зарядка, выученная на уроке физкультуры ещё в первом классе, поможет начинать утро бодро каждый день.

В этой статье мы рассмотрим, как школьники учатся бегать, узнаем, есть ли в учебной программе длинные дистанции, а также познакомимся с нормативами для разных классов.

Как устроен бег в школе

Несмотря на то, что дети готовы носиться по школе и до, и после уроков, для спортивных занятий в учебном плане отведено специальное время. Бегом и не только школьники занимаются на уроках физической культуры, которые проходят в среднем три раза в неделю.

В дополнение к обязательным еженедельным занятиям проводятся внеурочные соревнования и командные эстафеты. В начальных классах это могут быть соревнования внутри одной параллели, а в старшей школе – состязания на районном или даже городском уровне. От школы на таких соревнованиях выступают сборные команды наиболее способных учеников.

🏃‍♂️🏃‍♀️ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Виды и направления легкой атлетики. История. Факты / Athletics

В начальной школе очень популярен формат семейной эстафеты «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие весёлые соревнования устраиваются ради популяризации здорового образа жизни. А ещё они помогают осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию между школой и семьёй.

Бег в школе: нормативы, соревнования, как устроен

На базе школы может функционировать легкоатлетическая секция, куда приглашают заниматься школьников с 3-4 класса. Там ребята не только учатся бегать, но и под руководством тренера делают СБУ (специальные беговые упражнения) и занимаются в зале ОФП (общей физической подготовкой).

Многие известные спортсмены рассказывают, что их знакомство с лёгкой атлетикой случилось именно благодаря занятиям в таком школьном кружке.

С какого класса в школах занимаются лёгкой атлетикой

Согласно методическим рекомендациям, спортивные уроки в 1-4 классе включают в себя следующие направления:

  • физкультурно-оздоровительная деятельность
  • гимнастика с основами акробатики
  • лёгкая атлетика
  • лыжные гонки
  • плавание
  • подвижные и спортивные игры

В реальности занятия по плаванию проводятся далеко не везде – из-за отсутствия в школах бассейнов. А вот азы лёгкой атлетики дети начинают изучать уже с первого класса во всех учебных заведениях.

Эти занятия доступны и эффективны, они не требуют никакого дополнительного инвентаря. Беговые упражнения и короткие спринты выполняются прямо в школьном дворе или спортивном зале.

Спортивные дисциплины из плана уроков по физической культуре распределены по времени года. Чаще всего упражнениям и нормативам из лёгкой атлетики отводятся первая и четвёртая четверти. Во второй четверти дети занимаются гимнастикой и подвижными играми в зале, а зима традиционно посвящена лыжной подготовке.

🏃‍♀️🏃Виды лёгкой атлетики в школьной программе

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

В первую очередь это связано с погодными условиями. Если 60-метровые зачёты или челночный бег ещё можно проводить в спортивном зале, то для более длинных дистанций его площади недостаточно. А в сентябре и мае уже можно с комфортом заниматься на улице.

Как проходят школьные соревнования по бегу

Состязания по бегу между учениками одного класса или внутри параллели решают сразу несколько задач:

  • популяризация лёгкой атлетики как вида спорта
  • подведение итогов тренировочного процесса
  • выявление лучших спортсменов

Самые подготовленные участники потом могут представлять сборную школы на более крупных соревнованиях.

Однако преподаватели физкультуры нередко сталкиваются с отсутствием у учащихся мотивации к участию в забегах. Те ученики, которые не считают себя способными спортсменами, даже не хотят пробовать свои силы. Либо среди участников соревнований есть явные фавориты, например, дети, занимающиеся в спортивных школах.

Чтобы вовлечь и заинтересовать всех школьников, преподавателям рекомендуется предлагать необычные форматы состязаний. Например, старты с гандикапом для разновозрастных учеников. Конечно, объединять в забеге первоклашек и выпускников не стоит даже с временной форой, но можно разделить учащихся на несколько групп: начальная школа (1-4 классы), средняя школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).

Важно, чтобы школьные соревнования стали для детей приятным спортивным праздником, а не пугающим экзаменом. Девиз «Главное – не победа, а участие», авторство которого приписывают инициатору организации современных Олимпийских игр Пьеру де Кубертену, тут более чем актуален.

Бег в школе: нормативы, соревнования, как устроен

Школьные нормативы по бегу

Если на настоящих легкоатлетических соревнованиях мы привыкли видеть дистанции в 100 м, 400 м, 800 м, то в школьной программе их нет. Точнее, стометровая дистанция есть, но впервые она появляется лишь в программе седьмого класса.

Младшие школьники бегают спринты покороче: 30 или 60 метров. Показатели скоростной выносливости у них незначительны, и дети пока не могут правильно распределить силы. Обычно они стартуют изо всех сил, а к финишу уже еле идут пешком.

Читайте также:
Программа не требующая установки это

К 10-11 годам происходит качественное изменение двигательных функций. К этому возрасту ученики уже овладевают базовой техникой и становятся способны бежать равномерный кросс. В школьных нормативах средней школы появляются более длинные дистанции: бег на 1000 и 2000 метров.

У родителей и школьников отношение к нормативам неоднозначное. С одной стороны, способности к спорту у всех разные, и бывает обидно получать двойки за неумение быстро бегать. С другой стороны, оценки в теории должны быть мотиватором к дополнительным тренировкам, если что-то не получилось с первого раза.

Начальная школа

Согласно методическим рекомендациям 2021 года, в 1-4 классе дети знакомятся со следующими упражнениями из дисциплины «Лёгкая атлетика»:

  • СБУ: бег с высоким подниманием бедра, ускорения, выпрыгивания, бег с изменением направления движения из разных положений, челночный бег, высокий старт с последующим ускорением
  • Прыжковые упражнения: на одной или на двух ногах, на месте и с продвижением вперёд, в длину и в высоту, спрыгивания и запрыгивания на скамейку
  • Броски: на дальность разными способами (используется большой мяч в 1 кг)
  • Метание: на меткость и в цель на стене (используется маленький мячик)

Уже в 1-2 классе школьники знакомятся с теоретическими основами, изучают, чем отличается бег на скорость от бега на выносливость.

В следующие два года в программе появляются более сложные термины. Школьники узнают, как рассчитывается темп, чем он отличается от скорости бега. Вводятся понятия, связанные с соревнованиями и командной работой на эстафете.

Нормативы по бегу в 1 классе

В первый год обучения в школе дети уже знакомятся с лёгкой атлетикой. Уроки физкультуры носят не только обучающий характер, они также позволяют школьникам подвигаться, размяться, сбросить накопившуюся энергию.

Но всё же уроки есть уроки, поэтому без оценок никуда. В первом классе школьников ждёт выполнение следующих нормативов: 60 м, челночный бег, 1000 м. Необходимо отметить, что этот перечень довольно условный, так как каждая школа сама утверждает программу обучения. Поэтому в каких-то учебных заведениях вместо кросса на 1000 м может быть спринт на 200 м.

Нормативы

Мальчики

Девочки

Источник: marathonec.ru

1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений

В школьную программу по физическому воспитанию включены: бег 30, 60, 100, 800, 1000, 1500, 2000, 3000 метров; прыжки в длину с места и в высоту с разбега; метание мяча в цель с места и на дальность с разбега; метание гранаты в цель и на дальность.

Ходьба, бег, прыжки имеют высокий развивающий эффект и являются незаменимыми средствами в обучении и подготовке школьников, укреплении их здоровья. Будучи естественными видами движений, ходьба и бег оказывают весьма разностороннее влияние на организм школьников. Во время ходьбы и бега напряжение мышц чередуется с расслаблением, их ритмичные сокращения усиливают кровообращение, дыхание и активизируют обмен веществ. Широкое использование на занятиях по физической культуре в школе упражнений в ходьбе и беге содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.

На первый взгляд, ходьба и бег являются довольно простыми видами движений. Однако одно дело просто идти и бежать, и совсем другое – идти свободным широким шагом, с правильной осанкой или бежать быстро, без лишних напряжений, с соблюдением высокой частоты шагов. Обучение навыкам правильной ходьбы и бега требует большой и кропотливой работы учителя и по сути является сложной двигательной задачей. Формирование правильной техники бега и приобретение навыков в легком, непринужденном, но вместе с тем быстром беге – процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотливой работы над устранением ошибок.

Ходьба. Упражнения в ходьбе включены в программу физического воспитания учащихся всех классов. Ходьба – замечательное средство для развития и укрепления мышц, главным образом ног. Включая в урок упражнения в ходьбе, учитель решает две задачи. Во-первых, он формирует основы рациональной техники прикладных движений и, во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их выполнения.

На уроках физической культуры с младшими школьниками в I-IV классах используют следующие виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок и с носка на пятку, либо на всю ступню, спиной вперед, приставными шагами, скрестными шагами, с различными положениями рук, с маховыми движениями ног, высоко поднимая колено согнутой ноги, с поворотами туловища, с наклонами вперед, выпадами, с подскоком, с выпрыгиванием, в полуприседе или приседе, крадучись и др. Широко применяется ритмическая ходьба: с подсчетом учителя, коллективным подсчетом, в различном темпе под звуковые сигналы. Для воспитания темпа шаги подкрепляются различными ритмическими движениями в такт ходьбы: хлопки в ладоши, притопывание и т.д. Применяется ходьба коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, по разметкам, с перешагиванием через скамейки, преодолением 2-4 и более препятствий.

Читайте также:
Порядок следования операторов в программе

Кроме обычной ходьбы существуют ее разновидности:

Бег. Среди прикладных физических упражнений бег занимает особое место. Занятия бегом предъявляют более высокие требования к организму, чем при ходьбе, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ускоряется обмен веществ.

При беге комплексно проявляются и развиваются основные физические качества, такие как быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д. Являясь основным упражнением прикладного характера, он включается в уроки гимнастики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки. Школьники и учащиеся средних и высших учебных заведений «встречаются» с бегом на уроках физической культуры, в секциях общей физической подготовки, спортивных секциях по видам спорта, на занятиях лечебной физкультурой. Важная роль отводится бегу во внеклассных и внешкольных оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях – на прогулках, в играх на свежем воздухе, а также в режиме учебного дня – в утренней гигиенической гимнастике, подвижных играх на переменах. Вычленяя бег из всего многообразия физических упражнений, его следует рассматривать как основу в занятиях, доминирующее средство подготовки.

При обучении бегу следует решать две стратегические воспитательные задачи: во-первых, научить школьников технически правильно бегать – дать основы спортивного бега, научить методам и средствам тренировки, что позволит и после окончания школы принимать участие в спортивных соревнованиях; и, во-вторых, научить азбуке оздоровительного бега, чтобы школьник, получив знания на уровне установки, мог бы самостоятельно грамотно заниматься оздоровительным бегом, убедиться в полезности привычки бегать систематически и постоянно.

Прыжки. Легкоатлетические прыжки в высоту и в длину являются незаменимым средством физической подготовки детей и учащейся молодежи, воспитания у них физических качеств. Прыжки характеризуются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии быстроты движений и скоростно-силовых качеств, выносливости. Применение в занятиях с учащимися разнообразных прыжков и прыжковых упражнений содействует развитию опорно-двигательного аппарата, координирует движения ребенка, обеспечивает накопление значительного моторного опыта. Навыки, приобретаемые в процессе занятий прыжками, относятся к числу жизненно необходимых. Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития двигательных способностей, их преимущественное воздействие определяется только методической направленностью. Применяя доступные для каждого возраста прыжковые упражнения, можно точно регулировать воздействие нагрузки на организм занимающихся и добиваться необходимых положительных эффектов.

Внешне выполнение легкоатлетических прыжков отличается простотой и естественностью. Однако за кажущейся простотой скрываются большие усилия, проявляемые прыгуном. Это и вызывает необходимость длительной, кропотливой работы учителя физической культуры по обучению учащихся технике прыжков в длину и высоту.

Прыжки включены в комплексную программу физического воспитания учащихся уже с 1-го класса. В начальных классах при обучении прыжкам основной задачей является формирование навыка отталкивания вверх. В этот период обучения школьники должны овладеть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и, главное, научиться отталкиваться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземляясь на обе ноги.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от подготовленности учащихся, наличия соответствующей материальной базы и технических средств обучения. В Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11-го классов способы прыжков не называются, но они явно подразумеваются. Наиболее целесообразным в освоении в 5-8-м классах является прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания» и прыжок в длину с разбега «согнув ноги». В 9-11-м классах можно использовать другие более сложные спортивные способы прыжков, в частности, в прыжках высоту – «перекидной», «фосбери-флоп», в прыжках длину – «прогнувшись», «ножницы».

В высших и средних специальных заведениях юноши и девушки продолжают совершенствовать технику в прыжках в длину и высоту.

Источник: studfile.net

Виды легкой атлетики школьной программе

1 Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма»

Учебного пособия «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы» разработано авторами: доктором педагогических наук, доцентом И.Е. Коноваловым, кандидатом педагогических наук, профессором А.А. Черняевым, кандидатом биологических наук, профессором И.Ш. Мутаевой, посвящено актуальной проблеме внедрения различных инновационных технологий обучения видам легкой атлетики в процесс физического воспитания в средней общеобразовательной школы. Данное пособие имеет гриф УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В настоящее время в России осуществляются глубокие перемены во всех отраслях жизни. Эти изменения затронули как высшую, так и среднюю школы, которые должны давать своим выпускникам полное духовное развитие и качественное физическое воспитание.

Непрерывный научно-технический прогресс в спортивный сфере выдвигает все новые требования к подготовке специалиста с высшим физкультурным образованием, призванного решать задачи физического воспитания широких слоев населения.

Читайте также:
Указатели в языке с понятие указателя описание указателя в программе

В связи с этим перед учебными заведениями по физической культуре ставится задача качественного повышения уровня подготовки и воспитания выпускаемых специалистов, что требует активного внедрения в учебный процесс инновационных средств и более эффективных методов обучения.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания молодого человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Одной из важнейших задач высшей школы по подготовке учителя физической культуры и тренера является формирование у специалистов готовности к эффективному решению задач обучения двигательным действиям, в том числе в легкой атлетике. Это возможно только при наличии высокого уровня дидактических умений и навыков в этом виде спорта.

Особое значение для становления будущих специалистов имеют практики, которые в соответствии с требованиями ФГОС 3+, осуществляются по следующим направлениям:

1. Учебная практика.

2. Профессионально-ориентированная практика.

3. Преддипломная практика.

Одной из актуальных задач, стоящих перед студентами-практикантами и учителями физической культуры методистами со стороны СОШ является значительное повышение качества проводимых уроков, что будет успешно решаться при достаточном уровне знаний теории и практики учебного предмета «Легкая атлетика», наличия большого арсенала физических средств и накопленного собственного опыта двигательной активности. Результат обучения при этом во многом зависит от того, насколько хорошо знает педагог технику того или иного вида легкой атлетики, а также методику обучения техники легкоатлетических упражнений.

Легкая атлетика – это один из наиболее доступных и массовых вид спорта как в нашей стране, так и во всем мире. Она объединяет в себе естественные и разнообразные виды двигательной деятельности человека, такие как ходьба, бег, прыжки и метания.

В системе физического воспитания в нашей стране виды легкой атлетики широко используются для сохранения и укрепления здоровья, а также повышения общей физической подготовки детей, подростков, юношей и девушек. Поэтому наибольшая часть видов легкой атлетики включена в программы по физическому воспитанию во все государственные учебные заведения.

Значительное место легкая атлетика занимает в физическом воспитании дошкольников, школьников и студентов. Разновидности бега, прыжков и метаний является составной частью каждого урока и занятия по физической культуре. Важное место упражнениям легкой атлетики отводится также на занятиях в спортивных школьных секциях и в оздоровительных лагерях.

Начиная с 1-го класса во всех последующих классах на уроках физической культуры используются и элементы легкоатлетических упражнений, и виды легкой атлетики в целом.

Используя уроки легкой атлетики, учащийся решает следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья; изучение, закрепление и совершенствование техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; развитие физических качества: силу, быстроту, координацию, выносливость, гибкость. При этом если у школьников младших и средних классов уроки направлены в основном на освоение техники легкоатлетических видов, то у школьников старших классов основной задачей является развитие физических качеств средствами легкой атлетики.

В процессе обучения в школе учащиеся изучают, закрепляют и совершенствуют технику спортивной ходьбы, бега на короткие и на средние дистанции, прыжков в высоту различными способами, прыжков в длину способом «согнув ноги», метания малого мяча и гранаты. Кроме того, для учащихся определены как уроки, так и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утренняя гимнастика (до начала учебных занятий), физкультурные минутки (во время уроков), физические упражнения и подвижные игры (на больших переменах), ежедневные физкультурные занятия (в группах продленного дня), занятия легкой атлетикой в спортивных секциях (во внеучебное время), регулярные занятия физическими упражнениями (выполняемые в свободное время).

Все эти урочные и внеурочные формы занятий легкой атлетикой должны не только решать оздоровительные и прикладные задачи, но и способствовать развитию интереса к занятиям физической культурой в целом, прививать у детей и подростков потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Материал представленный в пособии затрагивает все звенья СОШ: начальные, средние и старшие классы, где для каждого возрастного периода решаются конкретные задачи и предлагаются определенные средства обучения подобранные в соответствии с особенностями возраста занимающихся. Представлены типичные ошибки и способы их устранения в процессе обучения техники видов легкой атлетики: ходьбы, видов бега, вертикальных и горизонтальны прыжков, метания малого мяча и гранаты.

Немало важным условием качественного проведения учебных занятий является выбор адекватной физической нагрузки для различных возрастных групп, пола и подготовленности учащихся. В пособии рассматриваются основные параметры физических нагрузок на уроках легкой атлетики и представлена их динамика в зависимости от типа занятий. Другим условием полноценного проведения учебных занятий в школе является организация контроля при занятиях легкоатлетическими упражнениями, а также соблюдение безопасности на занятиях и обеспечение мер предосторожности.

Учебного пособия «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы» предназначено для студентов ССУЗ и ВУЗ физкультурного профиля, а также учителей и специалистов сферы физической культуры и спорта.

Источник: expeducation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru