Виды культурно досуговых программ

1. Понятия «культурно-досуговая деятельность»,«культурно-досуговая программа». Виды культурно-досуговых программ.

2. Технологии в социально-культурной деятельности.

3. Специфика подготовки и проведения культурно-досуговой программы.

4. Технология организации и проведения КТД.

1. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – С..

2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

3. Козловская, Л.И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л.И. Козловская, Т.П. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31–36.

4. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В.Н. Наумчик [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 43–51.

#Абитуриенту2021 | Организация и постановка культурно-досуговых программ

Важным направлением социальной политики Беларуси является социально-культурная деятельность. Она отражает цели и функции государственной политики в области куль­туры и досуга, определяет пути, методы, средства их реали­зации в условиях развернувшихся в обществе процессов. Со­циокультурная деятельность – самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспи­тания и инкультурации людей. Как известно, социокультур­ная деятельность имеет свои характерные черты: она прони­зывает всю социальную жизнь каждого человека, отражая те или иные специфические особенности его возраста.

Можно сказать, что социокультурная деятельность сегодня непосредственно вторгается в жизнь социальной Т
т практики выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Кроме того, она призвана поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться о духовно-нравственном здоровье человека, его само- познании и формировании ценностных ориентаций.

Многим импонирует социальный работник, принимающий близко к сердцу горе другого человека, обогащающий талант душевного сочувствия. Творчество – состояние души, повседневная деятельность, проявляющаяся в границах его профессиональной работы. Вся его профессия носит творческий харак- тер, отвечающий такому понятию, по выражению К.А. Тими­рязева, как «вечная триада истины, добра и красоты».

В настоящее время в социокультурной деятельности на­блюдается интенсивный поиск инновационных форм орга­низации досуга детей, молодежи, семьи, людей пожилого возраста, инвалидов, что составляет содержательную основу культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность – деятель­ность, направленная на создание условий для наиболее пол­ного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (в составе студий, кружков, любительских объеди­нений) в сфере досуга. В основе К.-д. д. лежат принципы:

Васильковская М.И. Режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ

ü добровольности и общедоступности;

ü нравственной обусловленности;

ü дополнения и обогащения духовных ценностей личности в разных сферах жизнедеятельности;

ü единства информационно-логического и эмоционально-образного влияния на сознание, чувства и поведение личности;

ü эстетизации досуга.

Под формами (программами) культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жи­тельства.

Культурно-досуговая программа – это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель. Следует отметить, что культурно-досуговые програм­мы проводятся социальными педагогами, организаторами воспитательной работы не только в учреждениях культуры, но и в рекреационно-оздоровительных центрах, внешкольным учреждениях, центрах реабилитации инвалидов, музеях, общежитиях и т.д. Аудитория, с которой работают социальные педагоги, достаточно многообразна – это дети, молодежь, семьи, пенсионеры, люди с физическими особенностями, «трудные» подростки, люди «группы риска», люди, нуждающиеся в правовой защите, матери-одиночки, ветераны войны и труда, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы.

Используемые в учреждениях образования культурно-досуговые программы, как правило, направлены на удовлетворение потребностей детей, подростков и юношества в образовании, отдыхе, релаксации, общении путем организации их содержательного досуга с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей развития через различные направления культурно-досуговой деятельности.

Обязательное условие досуговой программы – наличие образовательного аспекта, т.е. в результате ее освоения ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а также приобрести социальный опыт.

Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор и актив­ность аудитории существенное влияние оказывают прина­длежность человека к определенной социальной группе, его культурные предпочтения, условия и образ жизни, досуговая квалификация организатора программы и возможность удовлетворения им досуговых интересов и потребностей. В этой связи назрела необходимость рассмотреть виды и классификацию досуговых программ, особенности их содержания и средств эмоционального воздействия.

Сюжетно-игровые программы – комплекс разнообраз­ных игр, объединенных сюжетом. В них преобладают разно­образные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игро­вой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса, театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.

Разновидностью сюжетно-игровых программ выступает разовая игровая программа, котораяне требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий. Наиболее популярный тип разовой игровой программы в ДДТ – это сеансы игротеки «Всегда всем весело».

Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидиру­ющих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнитель­ских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

Читайте также:
Кассовые программы для магазина розничной торговли какие существуют

Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике, которая используется в практике ДДТ в двух видах.

Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Примерами подобных программ в Центрах творчества детей и молодежи г. Мозыря являются «Музыкальная гостиная», включающая в себя выступления детей инструменталистов, перемежающихся интеллектуально-творческими конкурсами, рассказами об истории музыки; художественные акции студий декоративно-прикладного творчества, в которых дети из разных объединений после некоторого периода подготовки создают единую художественную инсталляцию на определенную тему. К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни, проводимые внутри детских объединений ЦТД и М в течение и по итогам учебного года.

Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей. Образовательный и воспитательный смысл этих программ – в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде). К участию в программах привлекаются дети района и учащиеся детских объединений ДДТ. Детский и педагогический коллектив ДДТ постоянно использует в своей деятельности следующие разновидности данного типа программ:

Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спо­ру, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни. Драма­тургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с мест­ным материалом.

Фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, загадки, частушки. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы, например, Несцерка, Лявошха, гаспадар, гаспадыня. Эти программы включают мощный пласт самобытного народ­ного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняш­ним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа.

Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, свето­вого оформления. Они занимают заметное место среди дру­гих жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое офор­мление, театрализация и т.д. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают воз­можность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Разно­видностью шоу-программ являются ток-шоу, в процессе кото­рых на глазах у зрителей происходит обсуждение актуальных проблем.

Разновидностью такого вида программ является следующие: 1) шоу-игра, которая может посвящаться как календарным тематическим праздникам, так и различным событиям культурной жизни (юбилеям писателей, тематическим неделям, ярким событиям, происходящим в округе, городе); 2) игра-спектакль (театрализованная игра), в которой сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий; 3) зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное шоу и др.), характеризующееся наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, спортсмена выступление – всегда волнение, душевный подъем. Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников.

Праздники – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные программы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, гулянья, карнавальные шествия, тематические недели, дни, смотры, конкурсы, приветствия, презентации, церемонии, творческие отчеты и др.

Не претендуя на исчерпывающую классификацию про­грамм, следует отметить актуальность предложенного ва­рианта для практики социокультурной деятельности. Опыт показывает, что социальные педагоги нередко сталкиваются с трудностями в творческом процессе создания оригинальных моделей досуговых программ. Разнообразие этих программ требует от социального педагога знаний, умений и навыков их творческого использования.

Многие досуговые программы, проводимые социальными педагогами, не всегда удовлетворяют возросшим культур­ным запросам аудитории. Мы разделяем мнение B.C. Садов­ской – доктора педагогических наук, автора многих работ по социокультурной деятельности, о необходимости создания технологии моделирования программ, в основе которой ле­жит воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности

Длительная досуговая программа. В качестве форм реализации длительной досуговой программы могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.Ее отличие в том, что она рассчитана на постоянный состав участников (учебная группа, клуб и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более.

Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели, «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением».

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.

Источник: studopedia.su

Особенности и типы культурно-досуговых программ

Чтобы понять специфику культурно-досуговых программ, следует, прежде всего, уяснить общие отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

· овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

· источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

Читайте также:
Программа самоочистки стиральной машины gorenje

· в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

Целесообразно также разобраться в том, каковы основные типы культурно-досуговых программ.

Заслуживающий внимания подход к классификации таких программ и их краткое описание предлагает методист Санкт-Петербургского Дворца творчества юных А.Б. Гальченко [1]. За основу классификации взяты два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 6 типов программ:

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программане требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый ребенок почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения игровой программы учить детей играм, показывать приемы организации игры.

С особым интересом дети воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.

Непозволительной ошибкой может стать включение в игровую программу сомнительных конкурсов, отдающих пошлостью и создающих щекотливые ситуации. К сожалению, тенденция к пошлости, скабрезности, имеющая место во взрослой игровой практике, проникает и в игровые программы для детей [2].

Как должно выглядеть описание разовой игровой программы? Иногда достаточно и сценарного плана. Однако документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Разнообразные примеры подвижных и спокойных игр, которыми можно воспользоваться при составлении разовых игровых программ, собраны и обработаны сотрудниками отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества [3].

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Педагогу, организующему конкурсно-игровые программы, надо знать о некоторых тонкостях в их подготовке и проведении.

Например, при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В то же время самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона.

Основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни. А это, как совершенно справедливо отмечает А.Б. Гальченко, наука непростая. Ребят так и тянет сострить по поводу Госдумы, президента, исторических событий. И когда какой-нибудь шестиклассник, еще мало смыслящий в истории страны, пытается шутить на эти темы, то сомнительность такого «юмора» становится очевидной.

Чтобы избежать подобных ошибок, для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой пример – чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста интеллектуальные игры. Это такие игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Полезную для педагогов-практиков классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев (г. Вологда) [4]:

Источник: poisk-ru.ru

Классификация досуговых программ

Не существует единой классификации досуговых программ. Для использования возможностей досуговых программ представляет интерес несколько основных вариантов их классификации, используемых в теории организации социокультурной деятельности, педагогике досуга. Каждая, из представленных ниже классификаций, имеет право на существование и может быть использована при разработке пакета досуговых программ, оценке их эффективности.

В тексте раздела представлены 3 вида классификации досуговых программ. Представим их, характеризуя возможности использования каждой.

1. Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности позволяет оценить разнообразие форм организации досуга, обеспечить многофункциональность, разнонаправленность досуговых программ.

2. Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженность во времени – позволяет освоить видовое разнообразие досуговых программ, определиться с жанрами программ, их особенностями, основными задачами и принципами проектирования.

3. Классификация досуговых программ, массовых мероприятий, коллективных творческих дел в соответствии с возрастными этапами развития ребенка обеспечивает использование принципа возрастосообразности в организации досуговой деятельности детей, корректный выбор жанра и содержания программы. Опора на сензитивные виды деятельности детей, связанные с возрастными особенностями, лежащими в основе классификации, безусловно, повысит привлекательность программ для детской аудитории, придаст педагогическую целесообразность их проведению.

Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности:

· Сюжетно-игровые — в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

· Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

· Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы. В сюжет этих программ вводятся персонифицированные образы.

· Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

· Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромотерапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

· Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

· Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

Читайте также:
Преимущества программы детский сад 2100

· Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.

Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени:

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

Отличительными чертами игровой программы являются: многообразие используемых форм деятельности, которые реализуется через комплекс воспитательных задач, сюжетность, включенность участников в события программы, зрелищность и сотворчество организаторов и участников. Лучшие образцы современных игровых программ интегрируются в развлекательную шоу-программу, где сотворчество организаторов и участников органически переплетаясь, делают воспитательный процесс ненавязчивым, а естественным внутренним компонентом.

Участники программы не чувствуют себя воспитуемыми, а действуют свободно, увлекаясь происходящим, высвобождают личностный потенциал и развитие осуществляется как бы само собой. Достигнув новых для себя результатов, ребёнок радуется им, гордится собой, часто удивляется тому, что он смог сделать. Современные игровые программы, их наиболее удачные образцы предусматривают и деятельностное, и эмоциональное освоение их дидактического содержания. Механизму эмоционального восприятия способствует театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, обеспечивает его эмоциональную включённость в события программы.

Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т. д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

Стратегия интеллектуальной игры строится на том, что перед участниками стоит задача наиболее верного планирования участниками своих действий. От того как будут спланированы действия зависит успех или неуспех игрового действия. Для интеллектуальной игры очень важна формулировка вопросов, их примерная характеристика дана в таблице.

Вопросы для интеллектуальных игр

Допустимые Условно допустимые Недопустимые
Вопросы на сообразительность Вопросы типа «неизвестное об известном» Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Вопросы «на удачу» Вопросы «на приближение» Воспроизводящие вопросы Вопросы «с уловкой» Вопросы на перечисление Вопросы, предполагающие длинный ответ Вопросы-розыгрыши

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

Праздник — предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.

Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:

· наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

· наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктата взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра особенно интересно осуществляется в летнем оздоровительном лагере.

В досуговых программах (в т. ч. длительных) используются основные, выделенные в теории игровой деятельности (С. А. Шмаков) виды современных игр, в том числе:

· физические и психологические игры и тренинги;

Досуговые программы любого вида будут успешны, если чётко ориентированы на возрастные особенности участников. Одна из классификаций досуговых программ в соответствии с возрастными этапами развития ребенка разработана Н. С. Карповой и представляет следующую возрастную периодизацию.

I этап — возраст от 6 до 10 лет. Период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации могут быть всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап — возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга — организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

· игры на местности;

· игры на восприятие друг друга;

· спортивные игры, туризм;

· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);

· система зарабатывания каких-либо благ;

III этап — возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

· вечера современной музыки;

· вечера авторской песни;

· формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; этнографические, экологические, археологические, фольклорные экспедиции; трудовые дела).

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru