Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.
Детский сад плюс начальная школа
Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.
Особенности в развитии слишком разные
Коррекционная направленность урока в работе с умственно отсталыми детьми в Введенской корр. школе
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»?
И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание.
А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.
Когда стоит и НЕ стоит отдавать ребёнка в коррекционную школу или класс?
Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей.
Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР.
Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?
Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!
Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.
Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален!
Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.
Посетите школу лично!
Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки.
Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей?
А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности?
Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!
Надомное обучение – как вариант
Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников.
Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!
Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?
Согласно Конституции РФ все равны
Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!
В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.
И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.
Лилия Ященко
- Как оформить инвалидность ребенку
- Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
- Как записать ребенка-инвалида в летний лагерь, какие льготы положены и куда обращаться?
- Детские реабилитационные центры – чем в них занимаются, и как они могут помочь детям с особенностями в развитии?
Источник: dislife.ru
Учебные программы коррекционной школы .
материал на тему
Принципы построения и основные требования к программам.
Коррекционная направленность учебных программ.
Скачать:
![]() |
1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебные программы коррекционной школы .
Принципы построения и основные требования к программам.
Коррекционная направленность учебных программ.
Главным предметом деятельности коррекционных школ VIII вида является реализация государственных образовательных программ для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В организации учебного процесса Специальные коррекционные школы VIII вида руководствуются «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, которые допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой разделены на 2 части:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
0-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва(СПб) «Просвещение»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,1 сборник,
5-9 классы – общеобразовательные предметы и коррекционные курсы, под редакцией В.В. Воронковой, «ВЛАДОС»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,2 сборник,
5-9 классы – профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, «ВЛАДОС»
Структура у программ начальной школы и старшего звена:
- Введение.
- Разделы- предметы
- Название учебного предмета;
- Пояснительная записка, где даны основные методические рекомендаций по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса, обозначены цели и задачи курса.
- Содержание предмета по годам обучения, с определением основных требований к знаниям и умениям учащихся.
(отдельно обозначен подготовительный класс)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
Источник: nsportal.ru
Виды коррекционных программ в школе
Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.
Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.
• Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.
• Родителям могут порекомендовать специалисты детского сада или школы (дефектологи, психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели).
• Родителям могут порекомендовать психологи районного консультационного центра при обращении на консультацию, в связи с проблемами в обучении.
Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:
• Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.
• Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).
• По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.
• Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).
• Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.
Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.
Особенности обучения по речевой программе (5 вида):
1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.
2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.
3. Наполняемость классов 7-12 человек.
4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.
5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).
6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».
7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.
Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):
1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.
2. Наполняемость классов 7-12 человек.
3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).
4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.
5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).
7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.
В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.
Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.
Источник: www.kraskizhizni.com