Концерт (в перев. с лат. — состязаюсь) – публичное выступление артистов по определенной заранее составленной программе.
В обиходе мы прежде всего делим концерты на два вида: филармонические и эстрадные.
Виды эстрадного концерта.
Дивертисментный (сборный) концерт.
Дивертисмент (фр.) – увеселение, развлечение.
Является наиболее распространенной, традиционной формой эстрадного концерта.
Его программа состоит из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.)
При работе над сборным концертом следует заботится:
- О цельности его воздействия на публику (т.к. сборный концерт это целостное, самостоятельное произведение, а не бессмысленное нагромождение номеров друг на друга).
- О последовательности номеров в программе концерта, о его композиции (четко представлять себе, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте концерта, как он воспримет их сочетание). Варьете. На западе понятие «эстрада» относится только к сцене (подмосткам) на которой выступают артисты, а вид сценического искусства там носит название «варьете». Варьете – легкое, развлекательное действо, тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступлений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, акробатов, жонглеров, фокусников и т.д. Кабаре. Кабаре (фр. — кабачке). Сборная, дивертисментная (иногда с элементами театрализации) эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать публику сидящую за столиками. Как, правило кабаретные программы состоят из различных шутливых и лирических песенок, сольных танцев, сатирических номеров и т.д. (одной из разновидностей таких программ являются «танцевальные кабаре»). Но главную роль в них играет конферансье, ведущий непринужденный (часто вызывающий ответную реакцию публики) разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводит с ними самые разнообразные игры. Кабаретные программы обычно отличаются (должны отличаться) атмосферой раскованности, импровизационности, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки («кабаретный уют»). Еще одной разновидностью кабаре являются программы так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические номера. В России начало этой форме положили кабаре «Летучая мышь» в Москве и «Кривое зеркало» в Петербурге. Пример политического кабаре. В Москве в 1992 году шла программа под названием «Кабаре двойников» (автор постановщик А.Д. Силин). Шоу. Шоу (анг. 1 – показывать. 2 — спектакль). Распространенный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обязательным участием хотя бы одной эстрадной «звезды». Эстрадная программа, не имеющая твердого сюжетного хода, основанная на внешне эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками, построеная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мьюзик-холльному. С тем же изяществом хореографических номеров, с той же мьюзик – холльной красочностью и пышностью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим колличеством разнообразных номеров. Театрализованный концерт. Театрализованный концерт складывается из свободных номеров, как и дивертисментный концерт, но степень театрализации в нем значительно отличает его от последнего. Особенности: Первое. Наличие в нем сюжетного хода. Не столько внешнего, сколько внутреннего, условного, дающего возможность объединить незамысловатым сквозным действием отдельные номера программы в единое целое представление. Сюжетный ход в таком представлении не столько заставляет публику следить за развитием сюжета, сколько понимать и принимать логику построения композиции концерта, а порой воспринимать тот или другой номер с неожиданной стороны. Второе. Замена конферансье или безликого ведущего персонажем (персонажами) наделенным определенными чертами характера и характерности (профессией, возрастом, привычками и т.п.). Иначе говоря этой форме эстрадного концерта (во многом тяготеющей к эстрадному представлению), присуща ролевая персонификация конферансье, превращение его в проходящее через весь концерт действующее лицо, поведение которого зависит целиком от сюжетного хода. Третье. Создание для такого рода концерта специального оформления (сценографии), определяющего и выражающего образ как всего концерта, так и его части (эпизода, номера). Все эти особенности присущи и таким формам эстрадных представлений, как «обозрение», мьюзик холльным программам. Обозрение. (Ревю). Ревю в перев. с фр. – обзор, обозрение. Обозрение – такая форма эстрадного действа, в котором отдельные номера связаны с сюжетным ходом, позволяющим по мере его развития все время «менять» место действия (различные «путешествия», «поиски» кого – то или чего-то и т.д.). В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Следовательно, обозрение – это эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединенных в эпизоды, разных номеров. Сценичекие повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события, как бы с разных точек зрения. Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, озорство, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность. Обозрение смонтированное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незавизимо от создаваемого представления, таит в себе опасность (так как номер это завершенное произведение со своей логикой, а сюжетный ход подразумевает подчинение номеров логике всего представления). В этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д. Мьюзик-холльное представление. Мьюзик-холльная программа – это своеобразное постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение-зрилище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; обозрение-зрелище, в котором первоклассные номера и эпизоды с участием эстрадных звезд соединены не столько сквозным «пунктирным» сюжетным ходом, сколько танцевальными номерами герлс с идеальной синхроностью движений. Это программа, в которой значительное место занимает эстрадный оркестр, как правило, располагающийся на сцене. Это всегда яркие, броские костюмы исполнителей. Это блеск красок, игра света и теней. Это различного рода сценические эффекты. Это использование самых разнообразных современных технических средств, оформления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
КАК НИНАДА ОРГАНИЗОВЫВАТЬ КОНЦЕРТЫ: 15 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ
Источник: kopilkaurokov.ru
Виды концертов и их характеристика
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
– симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
– камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
– концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
– концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
– концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов, солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
– музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
– концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
– концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
– концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
– концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
– концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
– театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
– концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
– концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
По месту проведения:
По составу участников:
По числу участников:
– коллективные (одного кружка или коллектива)
По составу зрителей:
По способу построения программы:
– тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами ы таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
– сборные концерты(дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. Коллективов.
– Театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды
– на столе драматурга
– на сцене под руководством режиссера
Технология подготовки и проведения концерта
«Технология – писал А.М. Горький, – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, – смыслов, которые предуказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов».
Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
– определить, в какой логической последовательности действовать;
– какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация(реализация) какой-либо деятельности.
Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб видения процесса.
Уровень, когда рассматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.
« Общая методика – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).
Общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной системы»
Общая методика подготовки концерта делится на несколько этапов. При это надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:
– Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие;
– Создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики.
Постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.
– Определение формы проведения программы, места и времени.
– Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждене, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
– работу с творческими коллективами;
– подготовку сценических площадок, их оформление;
– подбор и изготовление реквизита и костюмов;
– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
– работу над видеорядом;
– работу с рекламой.
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.
После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу звукорежиссера, режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты.
Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:
– протоколы заседания оргкомитета;
– план подготовки и проведения программы;
– копия сметы расходов;
– программа концерта и монтажный лист к нему;
– эскизы оформления и костюмов;
– отзывы средств массовой информации и зрителей;
– протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.
В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.
Источник: lektsia.com
1.2.Виды концертов и их характеристика
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo — люблю и harmonia — гармония) и эстрадного (от латинского stratum — настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
— симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
— камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм — сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
— концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
— концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
— концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов — мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
— музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов — мастера художественного слова, артистов балета;
— концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
— концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
— концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
— концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
— концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
— театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
— концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
— концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
По месту проведения:
Источник: studfile.net