Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».
Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17
Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-
вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21
2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24
Мастер-класс «Драматургия игровых программ. Формы игрового действия.»
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36
Список использованных источников………………………………………….41
Работа состоит из 1 файл
Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
- Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
- Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………………………………………………………… ………………..17
Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-
вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании………………………………………………………… …………21
2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………… .24
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36
Список использованных источников………………………………………….41
Культурно-досуговая деятельность означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.
Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения. И. В. Бестужев-Лада отмечает: «Для молодежи «посидеть компанией» — жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [3, с. 15]. Досуг является не просто частью свободного времени, но и культурным пространством, предоставляющим огромные возможности для развития и формирования культуры личности старшеклассника. В этом случае важное значение приобретает педагогический потенциал сферы досуга с ее огромным багажом форм и методов воспитательного воздействия на личность учеников старших классов. [2, с. 8]
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением реакции (от лат. Rekreatio – возвращение к здоровью, восстановление) [2, с. 10]. Ныне реакция трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Виды культурно-рекреационной деятельности многообразны, также многообразны и формы, одной из которых является конкурсно-игровая программа.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально-ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р» играющие хлопают в ладоши.
Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. [3, с. 35]
Игра в значительной мере определяет сущность и природу праздника. Без нее праздник существовать не может. Игровая природа праздника нашла свое развернутое отражение в исследованиях М. М. Бахтина, Д. М. Генкина, К. Кереньи, А. А. Кановича. [1, c. 4]
Интерес к феномену игры проявил Платон, Ф. Шиллер, И. Кант, Й. Хейзинга, Э. Берн, К. С. Станиславский, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Г. П. Щедровицкий, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Т. А. Кривко-Апинян, Н. Т. Казакова, Л. Т. Ретюнских. Их взгляды на сущность и природу игры значительно обогатили философско-культурологическую мысль, а гипотеза о том, что логика истории – игрологическая (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман) стала иметь под собой гораздо больше объективных оснований [1, с. 8] Эта тема является действительно актуальной в наше время, так как для школьных и внешкольных педагогов-организаторов по-прежнему востребована такая форма общения старшеклассников, как игровая деятельность. Одной из важнейших разновидностей игровой деятельности является конкурсно-игровая программа.
Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».
Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Задачи исследования:
- Проанализировать специальную литературу по теме исследования.
- Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
- Раскрыть особенности конкурсно-игровых программ.
- Разработать сценарий конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
- Предложить рекомендации по улучшению методики подготовки и проведения конкурсно-игровой программы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, устный опрос, беседа.
База исследования: Горецкий районный центр культуры.
ГЛАВА I. КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
- Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс».
Истоки существования термина «игра» уходят в далекое прошлое. Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, Библии, сочинениях древних философов. Величайшие мыслители Платон и Аристотель высоко оценивали педагогическое значение игры. [9, с.10]
Многие исследователи связывают игру с трудом, определяя ее место в филогенезе как порожденную им и вытекающую из него, а в онтогенезе, как деятельность, предшествующую труду. [9, с. 10]
С возникновением таких способов производства, которые недоступны детям и требуют подготовки к ним, появляются уменьшенные орудия труда, приспособления для детей. На этой ступени развития общества и возникает игра, в которой дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми, то есть удовлетворяют свою социальную потребность, которая не может быть удовлетворена при отсутствии участия в труде взрослых. [9, с. 10]
Уже на ранних этапах развития общества игра аккумулировала в себе рациональные способы труда. Ставя человека в игровой ситуации в активную позицию, она позволяет ему понять творческий аспект труда, создавать предпосылки творческого отношения к труду. [9, с. 11]
Советский психолог С. Л. Рубинштейн по этому поводу спрашивает: «Что же такое игра – доступная для ребенка и непостижимая для ученого?» [15, с. 48]
Педагогическая энциклопедия определяет игру как вид деятельности детей, заключающий в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. [10, c. 17]
С приходом ребенка в школу игровая деятельность у него не исчезает, а сохраняется на протяжении всего периода обучения. Несмотря на то, что игра не является ведущей, она проникает в другие виды деятельности, то есть учебную, познавательную, спортивную.
Философско- энциклопедический словарь определяет игру как широкий круг деятельности животных и человека, противопоставленный обычно утилитарно-практической деятельности. Это определение важно тем, что раскрывает суть игры как явления.
Наиболее полное определение игры, на наш взгляд, дал С. Л. Рубинштейн. «Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность» [15, с. 49]. Это высказывание достаточно четко раскрывает игру как человеческую деятельность, которая отражает стремление и формирует потребность личности вступать во взаимодействие с окружающим миром. Стремления личности носят серьезный, естественный характер, полны реальных переживаний, чувств, мыслей, наполнены подлинными действиями, направленными на действительность и ее изменения. Тем самым человек изменяет свою собственную природу, одновременно развивая все присущие ему способности. Играть для человека – значит действовать, возбуждать в себе чувства, желания, стремиться к их осуществлению, ощущать воспринимать и творчески отображать мир в своем воображении, вступать в общение с другими людьми и таким путем развивать в себе навыки общественного поведения. [18, с. 84]
Второе фундаментальное положение С. Л. Рубинштейна состоит в том, что в игре совершаются лишь действия, значимые для индивида по их собственному внутреннему содержанию. Здесь определяется важнейший методологический подход к изучению игровой деятельности человека. Эта деятельность всегда порождается мотивами внутреннего порядка: впечатлениями, интересами, личностными потребностями. Здесь подчеркивается специфическая особенность игры ценности как деятельности: для человека важен не её результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровым действием. Хотя ситуации, проигрываемые человеком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Отсюда следует, что в содержании игры заложен огромный воспитательный потенциал. [15, с. 50]
Нам кажется совершенно справедливой позиция Д. Н. Узнадзе, который утверждает, что не одна лишь игра доставляет нам развлечение. Развлечение больше, чем игра, однако и игра не является только развлечением, и она больше, чем развлечение.
Сегодня многие исследователи культурно-досуговой деятельности уделяют внимание игре. Игра рассматривается ими как часть досуга, идеальной формой развлечения. Однако исследователи указывают, что во время развлекательно-игровой деятельности человек в первую очередь стремиться рассеять скуку и монотонность, снять стрессовые состояние, эмоциональную нагрузку, получить познавательную информацию, поданную в развлекательной форме. [14, с. 106]
Источник: www.freepapers.ru
Разновидности игрового действия (игра, конкурс, забава, розыгрыш и т.д.)
По охвату: массовые (с залом), групповые (с командами), ндивидуальные (с отдельными зрителями) – эти игры должны быть зрелищными, чтобы вовлечь зал.
По цели игры делятся в соответствии с возрастными категориями аудитории:
Дети: обучающая, вовлекающая, развивающая, воспитывающая.
Подростки: соревновательная (должен быть готов), привлечение (должен откликнуться).
Зрелый возраст: развлекательная
Пожилые люди: лирическая (продолжение активного возраста)
Игра: моделирование определённых жизненных ситуаций. (Ожегов) Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Главное в игре – ощущение радости. Дворовые, посиделочные.
Конкурс: соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы (Ожегов)
Аттракцион: Устройство для развлечения в местах общественного отдыха, карусель, тир, качели. (межпространственные, напольные, потолочные, настенные)
Аукцион: публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит самую высокую цену.
Викторина: игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-либо темой.
Лотерея: розыгрыш вещей, денежный сумм по билетам.
Потеха: несёт основу мужскую (петушиный бой, стенка на стенку и др.) – забава, игрушка, утеха, занятие от скуки, безделья; увеселение, зрелище, охота, конский бег.
Забава: развлечение, игра. Роль увеселения, несерьёзное действие. Забава – былинное женское имя – женское начало (несерьёзность, чудачество).
Розыгрыш: Подшучивая над кем-нибудь, поднять на смех, одурачить. Первоапрельский игровой смысл. В отличие от прикола, розыгрыш не мгновенного действия, он требует определённого времени, в течение которого кого-то разыгрывают.
Прикол: шутка, розыгрыш, остроумное высказывание. Игровой принцип мгновенного действия, цель — без раскачки встряхнуть и втянуть человека в праздник.
Затея: выдумка, намерение, предприятье, вымысел, замысел. Забава как игровой принцип необходима для толчка (порыва), чтобы у приевшегося праздника открылось «второе дыхание», чтобы вновь всё проснулось и завертелось. Может быть подготовленная, а может быть спонтанная.
Состязание: Вообще, соревнование в чём-нибудь, состязание в остроумии. В отличие от конкурса, в состязании выявляется не «лучший», а победитель! Соревнование – удел спорта, а состязание связало себя с игрой.
Фанты: залог, заклад в домашних, семейных играх. Застольный и очень мужской игровой принцип, так как мужик мужику задаст любое задание и не будет жалеть выполняющего – в этом и смак.
Хороводные игры: коллективные игры, или игры развивающие коллективизм (змейки, круги, паровозики, ручейки, каравай)
Игры в кругу – сам за себя, но всё же в коллективе.
Игро-танцы- доминирует игра (третий лишний), а танцевальные игры – доминирует танец.
2. Характеристика основных разновидностей сценариев театрализованных представлений (концерт, тематический вечер, конкурсно-игровая программа, театрализованное представление – спектакль).
(Шилов Н.П. «сценарное мастерство», Шаронина М.Г., Лазарева Л.Н. «История и теория праздников»)
Общее между ТП и праздником: Праздник и представление являются формами человеческой культуры, результатом духовно-практической деятельности людей. И та и другая форма культуры являются театрализованными. Театрализация – основной метод организации человеческой деятельности.
Методологическое отличие: праздник – это такая форма культурной деятельности, которая не предполагает деление людей на участников и зрителей; в идеальном празднике «праздничная общность» выступает как единое целое. Театрализованное представление – это форма культуры, которая изначально предполагает деление на участников и зрителей и существует благодаря такому делению.
Методические отличия: В празднике много «очагов», мест действия, в представлении только одно, там где оно проходит. Праздник не имеет локальных, территориальных границ (но только по отношению к представлению, в целом праздник тоже ограничен улицей,, площадью, городом и т.д.).
ТП – локально (площадка ТД не может быть чрезвычайно большой, иначе каждый отдельный человек многого не увидит), праздник не имеет локальных временных границ, может длиться день, неделю) – всё зависит от сформированной традиции, ТП – всегда ограничено во времени, и это время реж-р выстраивает и определяет сценарием. Праздник нельзя срепетировать, только прогнозировать, опираясь на прежний опыт. ТП нужно репетировать, выстраивая темпо-ритм и определяя систему образного решения. Т.о. ТП явл-ся частью праздника, выполняя функцию зрелищно-эстетического компонента праздничного пространства.
1. Концерт – публичное исполнение произведений малых форм самых разных искусств.
— Смешанный, сборный, связан с пестротой состава
— эстрадный – в основе эстрадные номер, развлечь публику,
— симфонический – свойственная степенность, масштаб, серьёзность,
— камерный – небольшое количество участников от 2-3, зрителей (музыкальные, чтецкие, вокальные), маленькая площадка.
— сольные – один исполнитель, разные блоки, различные произведения
— отчётные – отчёт коллектива или комплекса
— Детские — зрители и участники – дети.
— Праздничный – торжественный. Зародился в сер. 20 века.
— Тематический – единая тема, одна мысль, конц.№ отвечают теме напрямую.
— Театрализованные – всегда тематические, имеет единый сцен.образ, сюжет, сцен-реж.ход. персонификация ведущих с опред-ми хар-ми. Обязательны худ-смысловые блоки перетекающие один из другого. 1 блок – 3-5 номеров, номер выстроен по законам театра, свет, экран, доп.муз.- усиление восприятия, воздействия.
2. Конкурсно-игр. программа – театрализованное представление, основа — игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровых программ включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков. Разновидности КИП: сюжетно-ролевые (КВН, конкурсы красоты), интеллектуально-познавательные («Что, где, когда», «Умники и умницы»), азартно-коммерческие (спонсоры не должны влиять на ход игры)
3. Литературно-музыкальная композиция — драматургическое произведение эстрадного искусства (эстрадное представление), создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки, танца, пластики. Литературная — это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература.
Может быть использован местный документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и муз. В Л.-м. к. композиционное построение смыкается с творческим монтажом. В. Яхонтов подчеркивал, что искусство композиции подразумевает метод мышления, что композиция — это тяготение элементов друг к другу по содержанию, а не по фактуре и форме.
4. Театрализованный тематический вечер – это документально-художественное представление, посвящённое реальным героям и реальным событиям, построенное при помощи монтажа. Сценарий ТТВ состоит из выступлений реальных героев, текстов ведущего, концертных номеров, элементов театрализации («зримое стихотворение», «зримая песня», «зримый документ», слайд-фильмы и кинофрагменты) и описание церемониальных действий. Разновидности — вечер-портрет, вечер-брифинг, вечер-диспут, вечер – пропаганда (антинаркотическая пропаганда).
5. Театрализованное представление спектакль – представление, аналогичное театральному зрелищу. Оно имеет единый сюжет, вымышленных персонажей и диалогическую форму, однако нередко эти признаки разрушаются. Например, представление может быть полисюжетным. Каждый эпизод в этом случае относительно самостоятелен, и в нём действует свой круг героев.
Сценарий театрализованного представления-спектакля создаётся драматургическим путём и наиболее близок по своей сути пьесе.
Источник: studopedia.info
Конкурсные программы
Конкурс – одна из самых популярных форм досуга. Клубные учреждения применяют эту форму в работе с детьми, с пожилыми людьми, с молодежью, с семьей.
Конкурс – это массовая либо групповая форма работы, в базе которой лежит игра-соревнование на лучшие знания, умения, качества, на лучшее исполнение разных заданий. Это и познавательная, и развлекательная форма отдыха, разрешающая распознать лидирующих участников либо победителей, это состязание с условиями и определёнными правилами на проявление выдумки, инициативы, изобретательности, творчества, эрудиции.
Виды конкурсных программ зависят от их содержания –это:
- Конкурсы опытного мастерства (пианистов, певцов, «Преподаватель года», «Лучший парикмахер»);
- Конкурсы самодеятельного художественного творчества (ансамблей бального нища, «Студенческая весна»…);
- Конкурсы молодых (Юных) даров («Утренняя звезда», «Юные дары Тверскою края»);
- Шоу-конкурсы (конкурсы красоты…);
- Конкурсы-викторины (тематические либо театрализованные, интеллектуальные «Что? Где? В то время, когда?», «Умницы и умники»);
- Развлекательные конкурсы («Поле чудес», «Сто к одному», «Ь -клуб»);
- Конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество (домашние «Ты и я-одна семья», «Джентельмен-шоу», «Хозяюшка», «Вот так бабушка» — для дам).
Участвуя в конкурсе, человек удовлетворяет множество собственных .потребностей, и, в первую очередь, потребность в самоутверждении и самовыражении. Конкурсные задания решают многие воспитательные задачи, позволяют приобрести умения и новые знания, снимают усталость, дают энергии и эмоциональный заряд бодрости.
Под действием игровых обстановок складывается благоприятный тип общения, основанный на неспециализированном интересе, неспециализированном переживании. Игровая коммуникация владеет воистину необычными особенностями. Так замкнутые, необщительные люди преобразовываются в активных и деятельных. Содержание игровых заданий довольно часто связано с мастерством, творчеством, содействует художественно-эстетическому формированию личности.
1. Познавательная – расширение кругозора, приобретение умений и новых знаний;
2. Коммуникативная – функция общения;
3. Воспитательная – действие на личность с целью её развития;
4. Рекреационная – восстановление физических и психотерапевтических сил;
5. самореализации человека и Функция самоутверждения, т.к. как раз в конкурсной программе он может продемонстрировать собственные знания, умения, реализовать собственный творческий потенциал.
Конкурс как форма досуговой программы имеет собственные особенности:
- Непросто отыскать предмет состязательности, занимательный и привлекательный для всех;
- Нереально прорепетировать всю программу;
- Малоизвестны заблаговременно результаты и ответы конкурсных заданий;
- Особенно ответственна роль ведущих;
- Нужна особая подготовки команд либо участников конкурса;
- Аудитория обязана также стать участником.
На протяжении проведения конкурсных программ сложилась их примерная структура:
- Вступительная часть: музыкальная либо зрелищная заставка, создающая торжественное настроение;
- Представление участников;
- Представление жюри;
- Приветствие, разминка, домашнее задание;
- Игровые формы конкурсных заданий, расположенные по степени сложности, чередующиеся с музыкальными заставками либо выступлениями творческих коллективов. Это смогут быть театрализованные либо эстрадно-сценические задания, турниры, эстафеты, викторины, шуточные аукционы, загадки и т.д. (по окончании каждого вида состязаний подводятся итоги);
- Подведение неспециализированного итога и награждение победителей.
Для сохранения динамичности, духа соревновательности нужно сохранять темпо-ритм программы, иметь варианты ответов на задания. И тут важную роль играется ведущий (либо ведущие) конкурса. Он обязан владеть хорошей дикцией, выдержкой, тактом, эмоцией юмора, правильным знанием условий для исполнения заданий, мочь функционировать в незапланированной обстановке.
Содержательную базу конкурса прекрасно дополняют, и усиливают эмоциональное действие на зрителя такие ясные средства, как:
- музыка (в живом звучании и в виде фонограмм);
- наглядное оформление (помещения, афиши, плакатов болельщиков, форма участников либо сценический костюм);
- художественные концертные номера;
- слова ведущего.
Кое-какие конкурсные программы требуют разработки параметров оценки либо регламентации числом и, возрасте участников, определения чётких условий проведения. В таких случаях разрабатывается Положение о конкурсе.
Положение включает в себя:
1. Наименование (тема) конкурса;
4. Количественный и качественный состав участников, репертуар либо домашнее задание;
7. Определяются предлагаемые призы победителям;
8. Реквизиты организаторов для ответа вопросов организационного характера либо оказание методической помощи;
Положение утверждается советом, администрацией либо директором в зависимости от уровня конкурса (областной, межвузовский, открытый, районный и т. д.)
проведения конкурса и Методика подготовки включает в себя все разделы неспециализированной методики:
— создание инициативной группы либо оргкомитета по проведению конкурса;
— определение задач и целей, идеи и темы;
— разработку Положения о конкурсе;
— подбор будущих участников конкурса и работу с ними;
— подбор ведущих конкурса;
— разработку конкурсных заданий соответственно возрасту и теме участников;
— приобретение призов для награждения участников;
— оформление места проведения конкурса;
— подготовку художественных номеров, выступлений творческих коллективов;
— запись и подбор музыкального сопровождения.
Завершается вся подготовительная работа одной -двумя главными репетициями.
По окончании проведения конкурсной программы в обязательном порядке нужно совершить важное обсуждение, сделать важный анализ, дабы избежать повторения неточностей и закрепить самый удавшиеся моменты.
Похожие статьи:
- Игровые программы для старших отрядов
- Просмотр конкурсного мероприятия и составление его положения.
- Iv. конкурсные испытания
Источник: in-inch.ru