Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности студентов, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.
Использование компьютерных технологий (КТ) в обучении — разновидность процесса управления познавательной деятельностью. При разработке теории управления познавательной деятельностью с помощью КТ нельзя становиться на упрощенную точку зрения, полагая, что техническое средство само управляет сложными психологическими процессами, один из которых — обучение человека. КТ — только средство и посредник между преподавателем и студентом, а управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели, избранной преподавателем на этапах становления учебного курса и проведения занятий.
Выбор преподавателем характера управляющих воздействий зависит как от целей обучения, так и от имеющихся ограничений. Необходимо рационально распределить средства между различными видами процесса обучения и на этой основе обеспечить оптимальное поведение студентов в «пространстве знаний», несмотря на их возможные негативные реакции.
1.2 Курс по базовой компьютерной грамотности
Компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени быть совместимыми с этим процессом с точки зрения управляющих воздействий, но в то же время создаваемые или созданные КТ могут активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и целиком на всю технологию учебного процесса.
Реализация новых видов управляющих воздействий в условиях применения КТ в значительной степени упрощается благодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрого контроля знаний как нового материала, так и любого пройденного.
В условиях существующей организации учебного процесса, принятой за основу для его последовательного совершенствования и повышения качества подготовки специалистов, нужно выделить критерии необходимости, возможности и целесообразности использования КТ.
Необходимость в компьютерных технологиях возникает в том случае, когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное время.
Возможность применения КТ появляется в том случае, когда выполняемые преподавателем и студентом задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.
Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.
Принципиальное отличие компьютерных технологий от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Студент, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.
Как изучать Компьютерные Науки. (Computer Science)
Компьютерные программы (КП) можно классифицировать по содержательной направленности, особенностям использования, способу представления материала.
В основу классификации КП по направленности положено основное предназначение данной КП, содержащееся в самом названии: обучающие — для обучения; контролирующие — для контроля; информационные — для получения информации. Такое деление, конечно, грубое и неабсолютное, так как практически каждая обучающая программа является и контролирующей, и в какой-то мере информационной. Аналогичные примеры можно привести и по другим программам, хотя имеются программы, работающие как бы автономно — только по одному типу. Для упорядочения компьютерных программ необходимо относить их к тому или иному типу по главной задаче, решаемой данной программой.
Обучающие КП подразделяются на электронные учебники и электронные учебные пособия. КП включают в себя, как правило, различные типы иллюстративного представления материала: статического типа, плоскостной мультипликации и в виде компьютерной видеомультипликации, или комплексное — мультимедиа (различные сочетания аудио-, видеомультипликации и др.).
Контролирующие КП условно можно разделить на три направления:
- — управленческие;
- — контроль знаний;
- — контроль состояния отдельных систем организма.
Информационные КП могут быть как встроенными в обучающие или контролирующие программы, так и автономными. Информационные компьютерные программы можно подразделить следующим образом:
- — справочно-библиографические;
- — энциклопедические;
- — узкотематические и др.
По способу доступа программы бывают открытыми или закрытыми. Для владельцев, точнее, разработчиков этих программ они, как правило, открытые, а для пользователей могут быть и открытыми, и закрытыми. Большинство КП, разработанных для образовательного процесса, могут использоваться и в учебном, и во внеучебном процессе, хотя бывают и исключения.
Источник: studme.org
Типы обучающих компьютерных программ. Учебно-методические комплексы и их составляющие
Компьютерные обучающие программы (КОПР) — это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом; эффективны при дистанционной технологии обучения.
КОПР дополняют традиционные учебные материалы, используя возможности современных компьютерных технологий.
Они включают в себя:
разбор решения типовых задач и поясняющие примеры
графические и анимационные материалы
тесты для самоконтроля и контроля знаний
необходимые дополнительные и сервисные средства.
Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств:
Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов (бла-бла)
Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML.
Обладают рядом дополнительных возможностей:
! обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
! имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
! могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.
Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты.
Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса; а в завершение он должен ответить на набор вопросов.
Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.
В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
1) Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
2) Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством.
3) Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМК — предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Источник: studopedia.su
Научная электронная библиотека

Большинство компьютерных программ учебного назначения может быть отнесено к одному из существующих видов (типов). На рис.3.7 приведена классификация компьютерных средств. Как правило, эти средства могут быть предназначены и для дистанционного обучения.
Автоматизированный учебный курс представляет собой структурированную информацию и систему упражнений для ее осмысления и закрепления, сценарий учебной работы и реализующие его программы.
Электронные учебно-методические пособия содержат теоретический материал по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций, рекомендации для обучающих и обучаемых, сборники задач для тренажеров и учебных пакетов прикладных программ (ППП).
Электронный учебник, как правило, содержит теоретические, практические, методологические материалы, структурированные по темам и иллюстрированные, упражнения и задачи в соответствии с логикой курса. В электронный учебник также могут быть включены разделы:
- глоссарий, содержащий основные понятия;
- демонстратор решения задач;
- набор контролирующих тестов.

Рис.3. 7 Классификация систем и средств дистанционного обучения
Электронный учебник должен быть выполнен с использованием гиперссылок и опирается на современные информационные технологии, такие как трехмерная и структурная графика, Flash- и видеоанимация и др. К электронным материалам можно отнести следующие:
- компьютерные образовательные среды;
- базы данных;
- банки знаний;
- электронные учебники;
- электронные библиотеки;
- аудио и видео продукция;
- аудио и видео кассеты с учебными курсами;
- обучающие телевизионные курсы;
- обучающие радио передачи.
Игровые обучающие программы. Программы этого вида реализуются в классе систем виртуальной реальности. Как правило, в основу игровых программ полагается трехмерное моделирование. Визуализация результатов моделирования создает среды, имитирующие области реального мира. С точки зрения учебного процесса виртуальная реальность может рассматриваться как среда взаимодействия.
Системы виртуальной реальности могут быть сведены к двум основным направлениям — тренажеры и аттракционы.
При создании программного обеспечения виртуальной реальности разрабатывается динамическая модель среды, которая включает в себя базу данных трехмерных объектов, программу синтеза и визуализации сцен, программу объективизации представлений, связанных с другими каналами восприятия оператора. На выходе системы моделирования не всегда обязательно иметь полную экранную информацию. В ряде случаев оказывается возможным проецировать на экран необходимое, с точки зрения учебной задачи (задания), число параметров моделируемой среды.
Тренажеры служат для формирования практических умений и навыков, развития интуиции, творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Обучение с помощью тренажера ведется как решение специально подобранных задач с использованием математических моделей изучаемых объектов и процессов в режиме управляемого детерминированного исследования с оперативной графической интерпретацией текущих значений параметров математической модели.
Обучающие комплексы, как правило, содержат в своем составе учебные пособия, автоматизированные учебные курсы, тренажеры, учебные пакеты прикладных программ — ППП. На практике учебные ППП являются элементом систем автоматизации профессиональной деятельности и используются для решения задач по определенной тематике.
Источник: monographies.ru