Приведенное определение фиксирует то, что компьютерная обучающая программа является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе — его главное назначение.
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью компьютерных обучающих программ:
1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
5) развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
Как легко и быстро создать типы номера в программе. Обучающее видео MaxiBooking.
8) контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Компьютерная обучающая программа — это продукт для обучаемого. Решение педагогических задач осуществляется в процессе взаимодействия последнего с компьютерной обучающей программой.
обучающая программа математика
Достоинства и недостатки компьютерных обучающих программ
Компьютерные обучающие программы составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным информационным технологиям. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные обучающие программы обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
Достоинства компьютерных обучающих программ:
Возможность сосредоточения в одном месте материалов разного характера и обеспечение возможности легко перемещаться между учебными материалами через гипертекстовые ссылки.
Возможность создания материалов в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация) и обеспечение возможности манипулирования данными — распечатка, копирование, размножение.
Относительная дешевизна создания электронных учебников, учебных материалов, обеспечение возможности их легкой корректуры.
Возможность тиражирования и обеспечения доступности учебных материалов (из-за дороговизны книг, нехватки методических пособий в библиотеках).
Возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций обучаемых.
Возможность обеспечения перехода на прогрессивные методики обучения (исключение потерь времени на чтение лекций). Т.е. обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
Уменьшение затрат на преподавание.
Наличие большого количества положительных сторон делает возможным сделать вывод о необходимости таких систем, их удобстве и практичности в применении.
4. Типы файлов и папки Windows | PCprostoTV
Такое преимущество компьютерных обучающих программ нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что компьютерными обучающие программы состоят из одних достоинств и не обладают недостатками.
Недостатки компьютерных обучающих программ
необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с компьютерными обучающими программами;
необходимость обладать навыками работы на компьютере;
сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;
недостаточная интерактивность КОП (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.
Классификация компьютерных учебных программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует.
Согласно первой классификации из множества компьютерных обучающих программ можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение:
1) специализированные обучающие программы;
2) компьютерные модели;
3) автоматизированные обучающие системы.
Готовые к применению специализированные обучающие программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. Слово «специализированные» означает, что они предназначены для решения специальной обучающей задачи: обучения отдельному вопросу учебного курса, изучения какого-либо частного понятия.
Их завершенность может выступать недостатком, поскольку возлагает большую ответственность на разработчика в плане опоры на образовательные стандарты и типовые учебные программы. Если этого не происходит, специализированные программы лишаются гибкости и все изложение учебного материала необходимо подчинить логике построения такой программы.
С помощью компьютерной модели обучаемый изучает то или иное учебное явление, научное положение и т.д. Популярность моделирования можно объяснить тем, что, не будучи стесненным жесткими рамками указаний о последовательности действий, обучаемый может наиболее полно реализовать свои учебные интересы, проявить инициативу в проведении экспериментов с моделью. Реализация возможностей компьютерных моделей зависит от того, насколько удачно модель отражает моделируемые явления (знания о предметной области), насколько удачна модель в дидактическом отношении (знания о стратегии обучения). Компьютерные модели входят как составные части в состав разнообразных тренажеров.
Классификация компьютерных обучающих систем в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса:
средства теоретической и технологической подготовки;
средства практической подготовки;
К первому классу относятся следующие виды компьютерных обучающих программ.
Компьютерная обучающая система — компьютерная обучающая программа для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины).
Компьютерная система контроля знаний — компьютерная обучающая программа для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.
Класс средств практической подготовки включает два вида компьютерных обучающих программ:
Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — компьютерная обучающая программа для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей.
Компьютерный тренажер — компьютерная обучающая программа для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.
К вспомогательным средствам относятся компьютерные обучающие программы, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве не достаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды компьютерных обучающих программ:
Компьютерный лабораторный практикум — компьютерная обучающая программа для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями
Компьютерный справочник — компьютерная обучающая программа, содержащая справочную информационную базу по определенной дисциплине, курсу, обеспечивающая возможности ее использования в учебном процессе
В классе комплексных средств, покрывающих широкий круг педагогических задач, выделяют два вида компьютерных обучающих программ.
Компьютерный учебный курс — компьютерная обучающая программа для подготовки по определенному курсу (дисциплине), в котором интегрированы функции или средства для решения основных задач теоретической, технологической и практической подготовки.
Компьютерный восстановительный курс — компьютерная обучающая программа для восстановления знаний и умений в рамках определенного курса, в котором интегрированы функции или средства, поддерживающие разные этапы процесса повышения квалификации.
Типы обучающих программ
Различают следующие типы обучающих программ:
1) программы, предназначенные для закрепления умений и навыков. Их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения.
2) программы ориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Большинство их обладает ограниченными дидактическими возможностями.
Преобладают обучающие программы, которые реализуют проблемное обучение, особенно «интеллектуальные» обучающие программы (своим названием они обязаны тому, что при их разработке использованы идеи «искусственного интеллекта»). Эти системы осуществляют рефлексивное управление учебной деятельностью, что предполагает построение модели обучаемого. Многие из них генерируют обучающие воздействия (учебные тексты, задачи, вопросы, подсказки). Такие системы, как правило, учитывают правильность ответа, но и способ решения, могут его оценивать, а некоторые — совершенствовать стратегию обучения учетом накапливаемого опыта.
3) программы, предполагающие моделирование и анализ конкретных ситуаций. Такие программы особенно полезны в трудовом и профессиональном обучении, поскольку способствуют формированию умений принимать решения в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Число таких программ в последнее время возросло.
4) программы, обучение по которым строится в виде игры. Они способствуют повышению мотивации учения (хотя следует отметить, что соревновательные мотивы, желание, во что бы то ни стало победить иногда преобладают тут над познавательными мотивами, что вряд ли педагогически оправдано).
Игра стимулирует инициативу и творческое мышление, способствует формированию умений совместно действовать (особенно в кооперативных играх), подчинить свои интересы общим целям. Кроме того, игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Игры создают предпосылки для формирования у обучаемых всевозможных стратегий решения задач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что ученик может свободно принимать решения — как правильные, так и не правильные — и при этом видит, к чему приводит каждое решение Такое обучение весьма привлекательно для школьников, и многим оно настолько нравится, что они хотели бы осуществлять все учение в форме игры.
Формы обучающих программ
1) Электронный учебник (ЭУ);
2) Автоматизированная обучающая система (АОС);
3) Тестирующая программа.
Группы компьютерных обучающих программ
В общем случае компьютерные программы учебного назначения можно разбить наследующие группы:
1) компьютерные учебники;
2) предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
3) лабораторные практикумы;
5) контролирующие программы.
Источник: studbooks.net
Типы компьютерных обучающих программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно первой классификации из множества КОП можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение:
- специализированные обучающие программы;
- компьютерные модели
- автоматизированные обучающие системы .
С помощью компьютерной модели обучаемый изучает то или иное учебное явление, научное положение и т. д. Популярность моделирования можно объяснить тем, что, не будучи стесненным жесткими рамками указаний о последовательности действий, обучаемый может наиболее полно реализовать свои учебные интересы, проявить инициативу в проведении экспериментов с моделью. Реализация возможностей компьютерных моделей зависит от того, насколько удачно модель отражает моделируемые явления (знания о предметной области), насколько удачна модель в дидактическом отношении (знания о стратегии обучения). Компьютерные модели входят как составные части в состав разнообразных тренажеров.
Существуют и другие способы классификации КОП. Одним из критериев классификации КОП является поколение компьютерных технологий обучения.
Классификация КОП в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса:
- средства теоретической и технологической подготовки;
- средства практической подготовки;
- вспомогательные средства;
- комплексные средства.
Схема классификации КОП показана на рисунке 1.
К первому классу относятся следующие виды КОП.
Компьютерная обучающая система — КОП для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины).
Компьютерная система контроля знаний — КОП для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.
Класс средств практической подготовки включает два вида КОП.
Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — КОП для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей.
Компьютерный тренажер — КОП для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.
К вспомогательным средствам относятся КОП, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве не достаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды КОП.
Компьютерный лабораторный практикум — КОП для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями.
Источник: studfile.net
Виды обучающих программ
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки» учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рис. 12).
• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
• тестово-информационный (проверка усвоенного);
• коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение);
• проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
• блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М. А. Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка — текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка — обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.
Литература
1. Берг А. И. Кибернетика и обучение // Природа. — 1966. — №11.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
3. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.,1971.
4. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. — М.,1971.
5. Гальперин П. К. К теории программированного обучения. — М.,1967-
6. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966.
7. Молибог А. Г. Программированное обучение. — М., 1967.
8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: РПА, 1996.
9. Пеннер Д. И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. -1973. — № 2.
10. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. — 1991. — №3.
11. Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. — Ярославль, 1982.
12. Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. — Ярославль, 1972.
13. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. — №3.
14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — МГУ,1975.
15. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.,1988.
16. Третьяков Л. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. ^- М.: Народное образование, 1996.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Познавательно:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Сократ (469 – 399 гг.
Компенсация и коррекция отклонений в развитии План: 1. Сущность процесса компенсации. 2. Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта 3. Социально-психологическая.
Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени.
Структура группы. Групповые роли и статусы Как уже отмечалось выше, малые группы представляют собой немногочисленные по составу социальные общности, которые имеют общую цель и.
Пути улучшения качества выпускаемой продукции Качество продукции в современных экономических условиях стало важнейшим фактором конкурентоспособности предприятия.
Источник: studopedia.ru