Каждая электрическая машина, изготовленная предприятием, должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к ней стандартами или техническими условиями.
Целью промышленных испытаний электрических машин является проверка их пригодности к той работе, к которой они предназначены изготовителем. Критерием этой пригодности является удовлетворение ряда требований, предъявляемых к машине техническими документами, определяющими ее проектирование, изготовление и эксплуатацию. Именно такими документами являются стандарты и технические условия.
Общие технические требования на вращающиеся электрические машины постоянного и переменного тока без ограничения мощности, напряжения и частоты устанавливает ГОСТ 183.
Для определения соответствия требованиям стандартов собранные электрические машины подвергаются техническому контролю и испытаниям.
Под термином технический контроль (ГОСТ 16504) понимается проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
PROFITEST PRIME испытания электрических машин ГОСТ Р МЭК 60204-1
Под термином испытание понимается экспериментальное определение количественных или качественных характеристик свойств объекта при его функционировании и в результате воздействий на него. Испытания проводятся по заданным программам. Программа испытаний электрических машин предусмотрена ГОСТ 183, а общие методы испытаний указаны в ГОСТ 11828.
Разработана система стандартов на отдельные методы испытаний электрических машин:
ГОСТ 25000 устанавливает методы испытаний на нагревание;
ГОСТ 25941 — методы определения потерь и КПД;
ГОСТ 11929 — методы определения уровня шума;
ГОСТ 12379 — методы оценки вибрации;
ГОСТ 17494 — методы определения степени защиты.
Разработаны стандарты на методы испытаний отдельных видов электрических машин, имеющих наибольшее распространение:
ГОСТ 7217 устанавливает методы испытаний трехфазных асинхронных двигателей;
ГОСТ 10159 — методы испытаний машин постоянного тока;
ГОСТ 10169 — методы испытаний трехфазных синхронных машин.
Ряд испытаний электрических машин проводят только на предприятиях электротехнической промышленности, например испытания на надежность. В этих случаях для стандартизации методов испытаний разрабатывают отраслевые стандарты (ОСТ), обязательные только в пределах электротехнической отрасли.
Назначением этих стандартов является установление единства выполнения таких операций всеми предприятиями отрасли для возможности проверки результатов испытаний и их воспроизводимости. Одним из примеров отраслевого стандарта является ОСТ 16-0.801.373 «Машины электрические вращающиеся средние свыше 56 до 355 габарита включительно. Двигатели асинхронные. Надежность. Методы ускоренных испытаний».
Кроме этого, проводится систематическое выравнивание предписаний всех этих стандартов с рекомендациями Международной электротехнической комиссии (МЭК), что особенно важно при поставках продукции в зарубежные страны и закупках в них.
Проведение испытаний и измерений в электроустановках
Число видов испытаний, которым, согласно стандартам, могут подвергаться те или иные промышленные изделия, исчисляется десятками. В применении к электрическим машинам это число сильно ограничено.
Согласно ГОСТ 183 различают следующие виды испытаний:
- приемочные;
- приемо-сдаточные;
- периодические;
- типовые;
- квалификационные;
- аттестационные.
Источник: studfile.net
Испытание электрических машин
Отремонтированные электрические машины должны быть испытаны по программе, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 2582—72, ГОСТ 183—74 и правилам ремонта. В программу испытаний входят измерение омического сопротивления обмоток, проверка на холостом ходу на нагревание, определение скоростной характеристики и коммутации, испытание на повышенную частоту вращения, измерение сопротивления и электрической прочности изоляции.
Омическое сопротивление обмоток измеряют при температуре цеха до испытания машины. Полученную величину приводят к температуре 15°С. У исправной машины величина сопротивления не должна отличаться от паспортной на ±10%.
Испытание тяговых электрических машин на нагревание производят методом взаимной нагрузки. Методом непосредственной нагрузки испытывают двухмашинный агрегат и все небольшие электрические машины. В качестве нагрузочного устройства в этом случае используют реостаты.
Сущность метода взаимной нагрузки заключается в том, что две однотипные машины соединяют электрически и механически. Одна из них работает генератором Г (рис. 18) и отдает вырабатываемую электрическую энергию второй машине, работающей электродвигателем Д, а последняя в свою очередь расходует механическую энергию на вращение первой машины.
Приток энергии извне требуется при этом только для покрытия потерь в обеих машинах и ее восполняет линейный генератор ЛГ. Вольтодобавочная машина ВД компенсирует возникающее в схеме падение напряжения вследствие потерь в меди. Амперметры и вольтметры показывают ток и напряжения в цепи стенда. При этом методе нагрузки испытуемые машины должны быть однотипными. Машины на стенде соединяют полумуфтами, надеваемыми на концы валов якоря.
Проверку машин при работе на холостом ходу делают для определения правильности сборки, проверки работы подшипников (на слух) и приработки щеток по коллектору. Проверку выполняют в течение 30 мин при частоте вращения якоря 400 об/мин для электродвигателей ЭДТ-200Б и 600 об/мин — для электродвигателей типа ЭД-107. Тяговые генераторы проверяют при частоте вращения якоря 500 об/мин в течение 30—40 мин, вспомогательные машины — в течение 20—30 мин при частоте вращения 25—40% от номинальной.
Тяговые электродвигатели типов ЭД-107, ЭД-118 и ЭД-108 испытывают на нагревание без подачи вентиляционного воздуха при открытых люках в течение 1 ч при токе 750 А и напряжении 275 В, а тяговые электродвигатели ЭДТ-200Б — соответственно 575 А и 470 В. При этом определяют превышение температуры обмоток, коллектора и подшипников над температурой охлаждающего воздуха. Закончив испытания, машину останавливают и тут же измеряют омическое сопротивление обмоток якоря, главных и добавочных полюсов. Замерив сопротивление в горячем состоянии и имея данные сопротивления этих обмоток в холодном состоянии, определяют температуру перегрева каждой из обмоток. Для различных обмоток превышение температуры (в °С) над температурой окружающего воздуха должно быть не выше указанной в табл. 6 величины.
Превышение температуры обмоток показывает на отклонение от нормального состояния. Перегрев выше допустимого коллек-
Рис. 18 Схема испытания тяговых электродвигателей
Источник: dieselloc.ru
Виды испытания электрических машин
Электрические машины подвергают: квалификационным, приёмо-сдаточным, периодическим, типовым и ресурсным испытаниям. Испытания следует проводить при питании тем родом тока, для которого предназначена электрическая машина.
Схемы, применяемые для испытаний, должны иметь характеристики, соответствующие характеристикам подвижного состава, для которого предназначен данный тип электрической машины.
Квалификационные испытания проводят при выпуске электрических машин новых типов, а также при освоении производства новым изготовителем. Испытаниям подвергают образцы из установочной партии в соответствии с ГОСТ 15.001—73.
Программа и последовательность испытаний электрических машин постоянного и пульсирующего тока:
1) определение характеристики статического давления охлаждающего воздуха за входом воздуха в электрическую машину в зависимости от расхода продуваемого через нее воздуха (для электрических машин с независимой вентиляцией);
2) определение характеристики полного напора охлаждающего воздуха перед входом в электрическую машину в зависимости от расхода продуваемого через нее воздуха (для электрических машин с независимой вентиляцией);
3) измерение сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии;
4) испытание на нагревание при продолжительной, повторно-кратковременной или кратковременной мощности в зависимости от номинального режима;
5) определение тока часового или другого эквивалентного режима, соответствующего превышению температуры при работе электрической машины в номинальном режиме;
6) испытание на нагревание в течение 1 ч или меньшего интервала времени, если машина рассчитана на кратковременный режим;
7) проверка частоты вращения и реверсирования при номинальных значениях напряжения, токах нагрузки и возбуждения
8) испытание на повышенную частоту вращения;
9) испытание электрической прочности межвитковой изоляции обмоток;
10) проверка биения коллектора;
11) проверка коммутации;
12) измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
13) испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
14) построение сетки кривых нагревания и охлаждения тяговых двигателей и тяговых генераторов, предназначенных для магистральных электровозов, тепловозов, электропоездов, а также тяговых двигателей с независимой вентиляцией для городского транспорта;
15) снятие скоростных характеристик при номинальном напряжении или мощности на выводах двигателей (в последнем случае при заданной зависимости питающего напряжения от тока якоря) и всех рабочих ступенях регулирования возбуждения для двигателей и нагрузочных характеристик при разных токах нагрузки до 1,5 номинального тока для генераторов и при токах якоря 0; 0,5; 1,0; 1,5 номинального для двигателей (нагрузочные характеристики двигателя определяют для токов обмотки возбуждения от 0,25 номинального значения до наибольшего);
16) определение характеристик затухания магнитных потоков главных и добавочных полюсов на электрических машинах магистральных электровозов;
17) определение индуктивностей обмоток тяговых двигателей, тяговых генераторов, а также вспомогательных электрических машин электровозов.
18) снятие кривых распределения межламельных напряжений по окружности коллектора машин мощностью более 3 кВт;
19) определение потерь и к.п.д;
20) испытание на пуск;
21) испытание на влагостойкость;
22) испытание на холодостойкость при эксплуатации;
23) проверка уровня вибрации;
24) испытание на вибропрочность, для электрических машин городского транспорта – испытание на механические воздействия;
25) измерение массы;
26) проверка степени защиты.
Приемо-сдаточные испытания электрических машин постоянного и пульсирующего тока проводят по программе:
1) измерение сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии;
2) испытание на нагревание в течение 1 ч или меньшего интервала времени, если машина рассчитана на кратковременный режим;
3) проверка частоты вращения и реверсирования при номинальных значениях напряжения, токах нагрузки и возбуждения
4) испытание на повышенную частоту вращения;
5) испытание электрической прочности межвитковой изоляции обмоток;
6) проверка биения коллектора;
7) проверка коммутации;
8) измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
9) испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
10) проверка уровня вибрации.
Периодические испытания электрических машин проводят не реже одного раза в два года.
Периодические испытания проводят по программе квалификационных испытаний, за исключением 14), 16), 17), 22), 24), 26).
1) определение характеристики статического давления охлаждающего воздуха за входом воздуха в электрическую машину в зависимости от расхода продуваемого через нее воздуха (для электрических машин с независимой вентиляцией);
2) определение характеристики полного напора охлаждающего воздуха перед входом в электрическую машину в зависимости от расхода продуваемого через нее воздуха (для электрических машин с независимой вентиляцией);
3) измерение сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии;
4) испытание на нагревание при продолжительной, повторно-кратковременной или кратковременной мощности в зависимости от номинального режима;
5) определение тока часового или другого эквивалентного режима, соответствующего превышению температуры при работе электрической машины в номинальном режиме;
6) испытание на нагревание в течение 1 ч или меньшего интервала времени, если машина рассчитана на кратковременный режим;
7) проверка частоты вращения и реверсирования при номинальных значениях напряжения, токах нагрузки и возбуждения
8) испытание на повышенную частоту вращения;
9) испытание электрической прочности межвитковой изоляции обмоток;
10) проверка биения коллектора;
11) проверка коммутации;
12) измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
13) испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;
14) снятие скоростных характеристик при номинальном напряжении или мощности на выводах двигателей (в последнем случае при заданной зависимости питающего напряжения от тока якоря) и всех рабочих ступенях регулирования возбуждения для двигателей и нагрузочных характеристик при разных токах нагрузки до 1,5 номинального тока для генераторов и при токах якоря 0; 0,5; 1,0; 1,5 номинального для двигателей (нагрузочные характеристики двигателя определяют для токов обмотки возбуждения от 0,25 номинального значения до наибольшего);
15) снятие кривых распределения межламельных напряжений по окружности коллектора машин мощностью более 3 кВт;
16) определение потерь и к.п.д;
19) испытание на пуск;
20) испытание на влагостойкость;
21) проверка уровня вибрации;
22) измерение массы.
Типовые испытания проводят по программе квалификационных испытаний после внесения изменений в конструкцию, рецептуру (замена материалов) или технологию изготовления электрических машин. Испытание на вибропрочность проводят на одном образце.
Ресурсные испытания проводят на электрических машинах установочной серии, а также при изменениях конструкции, материалов, технологии изготовления, влияющих на ресурс.
– проверку износа трущихся и сопрягаемых поверхностей составных частей электрических машин, определение их ресурса до восстановительного ремонта;
– оценку вибропрочности электрических машин, их несущих элементов и основных сборочных единиц (кроме тяговых генераторов);
– испытание на тепловое старение изоляции и определение ее ресурса.
Дата добавления: 2018-11-26 ; просмотров: 1091 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org