Дополнительное образование – это отдельная сфера системы образования, осуществляемого вне рамок основных образовательных программ.
Виды учреждений дополнительного образования детей
В настоящее время, в соответствии с ФЗ «Об образовании», выделяют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, отличающиеся специфическими особенностями на количественном и качественном уровне:
- Городские
- Окружные
- Долговременные
- Временные
- Профильные
- Многопрофильные
- Дворец
- Дом творчества
- Детский лагерь
- Школа искусств
- Студия
- Детский парк
Задачами деятельности данных учреждений дополнительного образования являются:
- Осуществление работы по реализации образовательных программ дополнительного образования по определенному виду деятельности или одновременно по нескольким
- Осуществление работы на основании различных видов образовательных программ
- Оказание необходимых услуг в сфере удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей
- Обеспечение необходимого уровня образовательного процесса, в соответствии с запросами общества и государства
Чат педагогов
Печать на кружках полный гайд от макета до готовой продукции
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1
Каждое образовательное учреждение дополнительного образования создается с учетом конкретных потребностей детей и взрослых. Это и определяет уникальность и индивидуальность каждого учреждения, его отличие по содержанию и структуре.
Программы дополнительного образования детей
Все виды дополнительного образования организуются так же, как и основные виды образования в соответствии с конкретной образовательной программой. Однако необходимо отметить, что данные программы имеют свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей, их творческим потенциалом и интересами.
В соответствии с Законом «Об образовании», программы дополнительного образования детей имеют различные направленности:
- Программы профессионального образования, выходящие за рамки основных образовательных программ
- Авторские программы дополнительного образования, имеющие соответствующую лицензию на использование
- Программы дополнительного образования индивидуальной направленности.
«Виды деятельности в дополнительном образовании детей»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Дополнительное образование, в зависимости от поставленной образовательной цели и реализуемой программы может быть следующих направленностей:
Общее дополнительное образование – направлено на полноценное и всестороннее развитие личности учащихся, повышение их интеллектуального и культурного уровня.
Профессиональное направление дополнительного образования – направлено на осуществление непрерывную профессиональную переподготовку и повышение квалификации студентов (ПТУ, специализированные классы общеобразовательной школы и т.д.), которые уже получили определенное профессиональное образование, с целью развития их творческих и деловых способностей.
Виды дополнительного образования детей
В настоящее время, выделяют несколько видов дополнительного образования детей, в зависимости от осуществляемой ими деятельности в рамках дополнительного образовательного учреждения.
Наиболее часто встречающимися являются виды дополнительного образования, направленные на дополнительное изучение определенных учебных дисциплин, например, дополнительное изучение иностранного языка.
Деятельность, организуемая в рамках дополнительного образования детей, направлена на становление их личности, будущее профессиональное самоопределение. То есть дополнительное образования способствует разностороннему развитию детей.
В настоящее время виды дополнительного образования детей находятся в периоде становления, они постоянно совершенствуются, с целью максимальной направленности на индивидуальные творческие способности детей.
Современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:
- Сеть территориальных факультетов дополнительного образования
- Сеть профессиональных учреждений дополнительного образования
- Ряд авторских программ, разработанных отдельными педагогами
В зависимости от вида деятельности, выделяют следующие творческие объединения дополнительного образования:
- Кружок – наиболее распространенная форма дополнительного образования, представляет собой добровольное объединение детей в зависимости от их творческих интересов и способностей. Основной вид деятельности кружка – активное творчество.
- Студия – объединенный творческий коллектив, имеющий общие задачи и ценности, основанный на совместной творческой деятельности, основной формой являются коллективные занятия по усвоению определенных умений и навыков.
- Ансамбль – объединение детей в группу исполнителей отдельных художественных произведений, с которыми они совместно выступают как единый творческий исполнительский художественный коллектив. Ансамбль предоставляет возможность групповой и индивидуальной формы обучения.
- Театр – творческое объединение детей, организуемое с целью реализации различных форм, видов и методов развития творческого потенциала его участников, с целью максимальной актуализации.
- Оркестр – объединение детей, имеющих различные творческие таланты, выраженные в игре на разных музыкальных инструментах. Оркестр представляет собой совместное выступление всех его участников, с целью исполнения разнообразных музыкальных произведений.
- Класс – в системе дополнительного образования детей, представляет собой группу учащихся, чаще всего одного возраста, которые занимаются совместно разными видами творческой деятельности под руководством педагога и в рамках соответствующей образовательной программы.
- Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
Источник: spravochnick.ru
Виды детских объединений в учреждениях дополнительного образования
Детское объединение — основное структурное звено в системе дополнительного образования. Это группа детей и педагогов, объединенных сходными интересами, целями и потребностью в общении и совместной деятельности.
Основные виды (формы) детских объединений:
1. Кружок – традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Главная цель – обучение, формирование знаний, умений и навыков касательно конкретного предмета.
Кружки могут быть социально-гуманитарной, художественной, естественнонаучной, технической и туристско-краеведческой направленности.
С детьми в кружке обычно работает один педагог. Время, форма и задачи учебных занятий четко прописаны в программе.
Особенностью кружка является форма выражения итога, результата занятий. Это воплощается в виде выступлений на концертах и фестивалях, презентаций на конференциях и семинарах, участия в конкурсах и т.д.
2. Секция — детское объединение физкультурно-спортивной направленности.
В отличие от спортивной школы, целью занятий в секции не является подготовка ребят к участию в профессиональных соревнованиях и достижение высоких результатов. Хотя, в небольших локальных соревнованиях ребята иногда принимают участие.
Главная цель занятий – физическое развитие, укрепление здоровья и формирование базовых спортивных знаний и навыков.
На секциях дети не просто играют, они получают теоретические знания и осваивают определенные навыки.
3. Школа – это форма детского объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов, или углубленное изучение одного предмета с последовательной (ступенчатой) системой обучения.
В отличие от обычной школы, здесь ребята получают более глубокие знания и необходимые практические навыки по конкретному предмету.
В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет от одного до нескольких лет. Дети учатся в группах (классах). Время, форма и задачи учебных занятий четко прописаны в программе. Есть система контроля знаний. После обучения ребята получают сертификат.
4. Студия – детское объединение, деятельность которого связана с определенным видом искусства (театр, живопись, хореография, вокал и т.д.)
Главная цель – развитие творческих способностей детей.
Результатом занятий в студии являются выступления на концертах, постановки, участие в конкурсах и т.д.
5. Клуб — объединение детей с целью создания условий для общения по интересам, развития их способностей и талантов, а также — для целенаправленной организации их свободного времени.
Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (девиз, форма, эмблема, устав), традиций, а также общение между разными поколениями.
— образовательными (технические, спортивные, предметные) — в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности.
— досуговыми – приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений (например, книжный клуб, клуб любителей родного города и т.д.)
6. Лаборатория — детское объединение технической направленности. Главная цель — развитие интеллектуальных и изобретательских способностей детей.
Отличительным признаком лаборатории является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей. Проектирование — ведущий метод обучения. Продуктом деятельности является создание новых и усовершенствованных моделей чего-либо.
Важную часть процесса составляет самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь дети проводят научные и технические опыты, экспериментальные исследования и т.п.
7. Мастерская – форма детского объединения, где участники знакомятся с каким-то видом декоративно-прикладного искусства, изучают различные технологии, и получают навык изготовления чего-либо (то есть овладевают определенной профессией или ремеслом).
Результатом деятельности часто является участие в выставках и конкурсах.
8. Ансамбль – небольшой творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня или танец). Занятия не предполагают какого-то глубокого изучения теории, здесь больше практики.
9. Оркестр – большая группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Здесь примерно в рамной степени сочетается получение теоретических знаний и практических навыков.
10. Театр — творческий коллектив, занимающийся устройством сценических представлений, спектаклей.
Обычно многие из этих видов объединений можно встретить внутри одной организации (в общеобразовательной школе или в центре детского творчества). Но существуют и отдельные специализированные организации, где есть только 1-3 вида объединений (спортивная школа, детская школа искусств, центр развития детей).
образовательная организация, осуществляющая обучение, организационное, методическое и аналитическое сопровождение, мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории Ульяновской области, а также администрирование и мониторинг реализации регионального приоритетного проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
Источник: rmc73.ru
Какие бывают кружки и секции для детей
Почти все современные родители убеждены: для гармоничного развития ребенка необходимо, что он посещал кружки и секции. Это верный способ правильно организовать детский досуг, приобрести полезные навыки, особенно если в семье нет проблем с финансами. Об этом же твердят на родительских собраниях и многие школьные учителя, уверяют пап и мам, что если во внеурочное время ученик не будет занят полезным делом, то непременно попадет в плохую компанию. Каждая семья сама определяет мотивы, из-за которых ребенок будет посещать дополнительные занятия. Цель же данной статьи — рассказать взрослым, какие бывают детские кружки и секции.
Содержание:
- Спортивные секции
- Танцевальные
- Кружки по пению и игре на музыкальных инструментах
- Художественный кружок
- Студия актерского мастерства
- Кружок конструирования и моделирования
- Шахматы
- Программирование
Спортивные секции
Спортивные секции, пожалуй, являются самым популярным видом детского досуга. Они нацелены на физическое развитие ребенка и чаще всего не предполагают, что он вырастет профессиональным спортсменом. Благодаря спорту ребенок становится более уверенным в себе, дисциплинированным, целеустремленным, обретает новых друзей-единомышленников. Отдавая предпочтение спортивной секции в качестве дополнительного образования, родители могут выбирать из множества вариантов, особенно если речь идет о большом городе:
- Плавание — универсальный вид спорта, подходящий ребенку любого пола, телосложения и характера. Тренировки укрепляют все группы мышц, особенно мускулатуру спины и плеч, развивают выносливость, являются отличным средством закаливания.
- Боевые искусства, единоборства (бокс, каратэ, дзюдо, самбо, вольная борьба). Больше подходят мальчикам, помогают овладеть навыками самообороны, развивают быстроту реакции, выдержку, закаляют характер.
- Командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей). Помимо физического развития, прокачивают навыки командной работы, воспиывают лидерские качества.
- Коньки и лыжи. Отлично тренируют выносливость, укрепляют иммунитет. Однако нужно учитывать, что занятия фигурным катанием требуют значительных финансовых вложений, если ваш ребенок участвует в соревнованиях. К тому же, это травматичный, хотя и эстетичный вид спорта. Секции лыж более бюджетные, многие из них предоставляют лыжи напрокат.
- Теннис. Хороший вариант для девочки. Увлекательные тренировки улучшают физическую форму, развивают внимание, ориентацию в пространстве.
- Гимнастика. Такие занятия подходят даже для совсем маленьких деток (с 3 лет). При этом речь опять-таки идет не о профессиональных, достаточно травматичных тренировках, а о любительском уровне. Гимнастика поможет ребенку стать более гибким, научиться мастерски владеть своим телом.
- Скалолазание. Подойдет ребятам, которым нравится экстрим. Занятия с детьми проходят в полной экипировке на специальных скалодромах, под тщательным присмотром тренера. Тренировки развивают силу, координацию движений, логику, умение продумывать свои действия.
- Верховая езда. Данный вид спорта приводит в тонус мускулатуру, развивает физическую выносливость, координацию, прививает любовь к животным, воспитывает чувство эмпатии.
- Йога. Подойдет спокойным детям, которые любят плавные и размеренные движения. С другой стороны, на такие занятия можно отдать, наоборот, слишком активного, непоседливого ребенка: они помогут ему быть спокойнее. Детские тренировки проходят в игровом формате, развивают силу, выносливость, гибкость, умение правильно дышать, прислушиваться к своему телу.
Танцевальные
Танцы, наряду со спортом, помогают обрести отличную физическую форму. Они развивают выносливость, формируют грациозную осанку, красивую походку. Это отличная возможность снять напряжение, получить заряд позитива. Однако взрослые, чьи дети посещают танцевальный кружок, должны быть готовы к периодическим затратам на пошив костюмов для участия в выступлениях. Современным родителям, которые решили выбрать хореографию в качестве дополнительных занятий, есть из чего выбирать, например:
- Бальные танцы. Это синтез классического балета и современной хореографии. Однако для тренировок и выступлений ребенку необходим партнер. При этом такие кружки обычно посещает больше девочек, чем мальчиков.
- Народные. Дети, особенно малыши, обычно с радостью водят хороводы, отплясывают чечетку. Преимуществом этого направления является то, что здесь не нужен партнер.
- Современные. Такие занятия — отличная возможность поразить своих сверстников на дискотеке, дети обычно с удовольствием посещают данные кружки.
Кроме того, вы можете отдать свое чадо на индийские (вариант для девочек), ирландские танцы, хип-хоп, брейк-данс и пр.
Кружки по пению и игре на музыкальных инструментах
Кружки, развивающие музыкальные способности, всегда были востребованы. Конечно, не все взрослые стремятся сделать своего сына или дочь Моцартом. Многие родители просто хотят, чтобы их ребенок умел чувствовать ритм, к тому же игра на музыкальных инструментах отлично развивает мелкую моторику. Навык игры на фортепиано или гитаре наверняка пригодится в будущем. Особое удовольствие для взрослых — видеть своих детей, поющими на сцене на показательных выступлениях.
Художественный кружок
Художественные школы и студии всегда были популярными, ведь большинство детей любят заниматься изобразительной деятельностью. Ребенок, в отличие от взрослого, получает удовольствие от самого процесса рисования, не меньше, чем от его результата. В художественный кружок есть смысл отдавать не только талантливых малышей с задатками будущих живописцев.
Это полезно для всех, поскольку в детском возрасте закладываются представления о прекрасном. В художественной студии ребенка заинтересуют искусством, познакомят с шедеврами известных художников. Родители вряд ли смогут сделать это самостоятельно.
Студия актерского мастерства
Редкий ребенок не любит дурачиться, корчить смешные рожицы. Эту энергию можно направить в нужное русло и отдать ребенка в театральный кружок. Здесь дети не только играют в спектаклях, им преподают уроки вокала, кое-где ребята даже принимают участие в изготовлении костюмов.
Ребенок, посещающий студию актерского мастерства, становится более раскрепощенным, не испытывает страха перед сценой и публичными выступлениями, что пригодится в будущей жизни. Также в театральном кружке он научится управлять своими эмоциями, мимикой, приобретет умение лучше слышать окружающих. Это, конечно же, пригодится в жизни, даже если ваш ребенок впоследствии и не станет актером.
Кружок конструирования и моделирования
Собирать пирамидки, пазлы, мозаику конструктор — еще одно занятие, которое по душе всем детям. Поэтому многие кружки ориентированы на развитие конструктивных способностей. Например, дошкольник может посещать занятия по технике оригами — складыванию фигурок из бумаги. Для детей постарше предусмотрены курсы по моделированию сложных форм из различных материалов. Такая деятельность развивает логику, усидчивость, целеустремленность, учит ребенка нестандартно мыслить.
Шахматы
Ребята, посещающие шахматный клуб, обычно лучше учатся в школе, особенно демонстрируют успехи в точных науках. Древняя игра развивает логическое мышление, память, внимательность, скорость реакции. В современных реалиях такие дополнительные занятия смогут стать достойной альтернативой компьютерным играм. Кроме того, игра будет полезна для детей, имеющих дефицит внимания.
Программирование
Популярным сегодня направлением дополнительного образования является программирование. Для школьника, увлекающегося компьютером, такие занятия станут отличной базой для будущего трудоустройства, ведь специалисты, трудящиеся в IT-сфере, имеют более чем достойные зарплаты. Кроме того, посещая курсы программирования, ребенок будет развивать логику, системное мышление, терпения, учиться правильно ставить цели и задачи, находить решения в сложных и нестандартных ситуациях.
В общем, современным родителям есть из чего выбрать кружок, подходящий именно для их ребенка. Главное при этом — учитывать интересы своего чада, чтобы занятия приносили радость. Кроме того, важно не переборщила с количеством кружков и секций для ребенка, чтобы его не перегрузить и не лишать детства.
Источник: abakus-center.ru