педагогам-психологам по написанию
коррекционно-развивающих программ
составила педагог-психолог МБОУ
ДО «ЦДЮТ»
Король Е.В.
Рассмотрено на МО
социально-психологической
службы Нижнегорского района протокол № 4 от 24.11.2016г
Рассмотрено и одобрено педсоветом
МБОУ ДО «ЦДЮТ»
№1 от 17.01.2017
В условиях
кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных
установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению,
а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня
профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего
поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития
личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена
общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию
Вебинар: «Особенности разработки и реализации коррекционных программ для детей с ОВЗ»
личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия,
обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь
общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и
психологической помощи и поддержки.
Наиболее актуальной в данном направлении является
психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в
учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей
работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует
уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные
отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой
стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические
качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо
недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально
новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Исходя из выше сказанного, социальный,
учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует
соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется
на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий
комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста,
имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления
эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального
функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности
составления психологических коррекционно-развивающих программ:
Коррекционно -развивающая работа – это
дополнительная к основному образовательному процессу деятельность,
способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его
Чтение натальной карты. Урок 1. Астрология для начинающих.
способностей в различных сферах.
Программа коррекционно -развивающего
воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и
направленной на качественное преобразование различных функций, а также на
развитие различных способностей подрастающего поколения.
Составляя
различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться
на следующие принципы:
•
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
•
принцип единства коррекции и диагностики;
•
принцип приоритетности коррекции каузального типа (Принцип приоритетности
коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения
коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей
и отклонений в развитии клиента)
•
деятельностный принцип коррекции;
•
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
учащегося;
•
принцип комплексности методов психологического воздействия;
•
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей
программе;
•
принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
•
принцип программированного обучения;
•
принцип возрастания сложности;
•
принцип учета объема и степени разнообразия материала;
•
принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления
коррекционно-развивающей работы:
Общая
цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности,
создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении
и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно
лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей
работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и
особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим
обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей
деятельности:
—
коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно
соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось
на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
—
коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также
компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали
складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для
развития в следующий возрастной период;
—
коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для
эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно
развиваются в текущий период взросления;
—
коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию
предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
—
коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
—
коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию
личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные
направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и
подростками
Развитие
и коррекция эмоциональной сферы: — развитие эмоциональности юношей и
девушек, коррекция невротических проявлений;
—
повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции
другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие
личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:
•
воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
•
формирование адекватной самооценки;
•
исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование
видов деятельности :
Основные
требования к составлению коррекционно-развивающей программы:
При
составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать
следующие требования:
1.
Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные
цели коррекционно-развивающей работы:
•
цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и
развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция
и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков,
отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление
распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение
результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
•
цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов
учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи,
самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование
деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие
учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной
самостоятельности;
•
цели психофизиологического характера: развитие, коррекция
или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики,
кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в
системе «глаз—рука»
2.
Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные
задачи коррекционно-развивающей работы:
•
совершенствование общей моторики;
•
развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
•
формирование произвольного внимания;
•
развитие сферы образов-представлений;
•
становление ориентировки в пространстве;
•
совершенствование наглядно-образного и формирование элементов
словесно-логического мышления;
•
формирование связной речи и речевого общения;
•
формирование элементов трудовой деятельности;
•
расширение познавательной активности;
•
становление адекватных норм поведения.
3.
Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей
работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные
методики психокоррекционной работы:
•
эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
4.
Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5.
Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
6.
Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей
программы.
7.
Определение частоты необходимых встреч.
8.
Определение длительности каждой встречи.
9.
Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение
содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10.
Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов
социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей,
медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй — подключение
родственников, значимых взрослых и т. д.
11.
Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы.
Оценка эффективности реализованной программы .
•
Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным
условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и
возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих
воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом
особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей
помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной
программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка,
его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития,
то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные,
развивающие и коррекционные задачи.
Программа работы педагога-психолога образовательного учреждения относится к обязательной документации.
Каждая программа имеет строго определенную структуру:
Цель — это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь.
1)Развитие уверенности в себе у детей 7–9 лет.
2) Интеллектуальное развитие дошкольников.
Задачи — это конкретизация цели, дробление ее на составные части.
Для первой цели:
—снятие существующих страхов;
—развитие самостоятельности;
— формирование умения отстаивать свою позицию и т.д.
Для второй цели:
—развитие произвольной памяти;
—развитие произвольного внимания;
— развитие логического мышления и т.д.
3. Критерии отбора в коррекционную группу
Это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной программе. Это своего рода установочная диагностика. Эти признаки могут быть выделены:
— с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию — измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.);
— в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.);
— с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка).
4. Направления коррекционной работы, этапы программы
Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления.
5. Организация занятий
Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.
6. Структура занятий
- Приветствие
- Рефлексия прошлого занятия
- Основная часть
- Методические приемы:
- Релаксационные упражнения
- Рефлексия занятия
- Прощание
7. Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе
Это, пожалуй, самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.
При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры подробно описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими.
8. Критерии эффективности программы
На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой — требует повторного прохождения программы.
Как составить коррекционную программу
Коррекционная программа необходима в работе с детьми, у которых наблюдаются отставания по одному или нескольким дисциплинам. Она позволяет планомерно восполнить пробелы в знаниях ребенка, постепенно вывести его на средний или высокий уровень развития. Для составления коррекционной программы необходимо учесть много факторов.
Прежде всего, необходимо определить исходный уровень развития ребенка. Это позволит сделать диагностика, проведенная в начале или в середине учебного года. Если по общему показателю у ребенка наблюдается низкий или средний уровень развития, то у педагогов есть возможность подтянуть его, осуществив коррекционную работу. Обычно коррекционная программа составляется на два месяца.
При составлении коррекционной программы нужно учитывать время, в которое будут проводиться коррекционные занятия. Необходимо распределить основные и коррекционные занятия таким образом, чтобы нагрузка на ребенка была оптимальной. Недопустимо проводить занятия во время, отведенное для отдыха детей. Как исключение, можно в игровой форме повторять с ребенком те или иные моменты.
Например, во время подвижной игры можно повторить порядковые числительные или отработать прыжки в длину с места. Также нужно учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности.
В случае, когда ребенку требуются занятия по нескольким дисциплинам, к реализации коррекционной программы привлекаются несколько специалистов. Могут возникнуть сложности с составлением программы, так как необходимо учитывать рабочее время каждого педагога-специалиста, а также режим дня ребенка. Допустимо проведение занятий как индивидуально, так и небольшими подгруппами (2-3 ребенка).
Для составления коррекционной программы разрабатываются специальные бланки. В них в таблицы заносятся фамилия и имя ребенка, возраст, группа, дисциплины, время и место проведения занятий, ответственный педагог. Желательно, чтобы большинство заданий, проводимых педагогами, были на одну тему. Тогда знания будут усваиваться ребенком более системно.
Помимо этого, прописывается работа с родителями. Родители ребенка являются активными участниками проводимой коррекционной работы.
После реализации коррекционной программы необходимо провести повторный диагностический срез. Сравнение результатов покажет динамику в развитии ребенка, а также можно будет сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Источник: domclick-cabinet.ru
Презентация на тему Основные принципы составления психокоррекционных программ
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач Этот принцип указывает на неоходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность
- Главная
- Философия
- Основные принципы составления психокоррекционных программ
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Основные принципы составления психокоррекционных программ
Выполнила: Шишмакова Ю.С.,
студент 13174 гр.
Проверил: Петров О.И.
Слайд 2Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
принцип указывает на неоходимость присутствия в любой
коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска— это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит
отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот.
Слайд 3Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и
потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию
в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Слайд 4Принцип единства коррекции и диагностики
Этот принцип отражает
целостность процесса оказания психологической помощи в развитии
клиента как особого вида деятельности практического психолога.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа
В зависимости от направленности выделяют два типа коррек-
ции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную)
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
Слайд 5Деятельностный принцип коррекции.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей клиента.
Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Принцип активного
привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов
При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Слайд 6Принцип программированного обучения
Наиболее эффективно работают программы, состоящие
из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала
с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
Принцип усложнения
Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
Слайд 7Учет объема и степени разнообразия материала
Во время
реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому
объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала
Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
Источник: thepresentation.ru
2. Особенности составления психокоррекционных программ. Принципы составления программ.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка.
Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
· коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
· профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
· развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.
Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
Источник: sci.house