Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников

Презентация на тему: » Виды и назначение программ оценки качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Ключевые аспекты построения.» — Транскрипт:

1 Виды и назначение программ оценки качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Ключевые аспекты построения эффективной системы оценки качества образования и использования результатов оценки учебных достижений школьников» марта 2012 года, г. Москва СЕССИЯ 1

2 ТЕЗАУРУС Качество образования — характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Оценка качества образования — это объективная оценка: образовательных достижений обучающихся, оценка эффективности реализации образовательного процесса в образовательном учреждении, оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

“Современные технологии и методы оценки результатов обучения”_27.04.16

4 ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОКО 1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения). 3) Селекция — участие в конкурсных рейтингах для продолжения обучения или получения рабочего места. 4)Оценка результатов деятельности педагогов. 5) Оценка деятельности образовательных учреждений, муниципалитетов.

4) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

5 ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ Эффективные системы оценки качества образования — это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

6 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Эффективная система оценки строится на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения. Также широко используются экспертные оценки и социологические опросы. Процедуры оценки ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин.

7 ОБРАЗОВТАЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ компетентности, здоровье ученика, мотивация к обучению, гражданская позиция, умение позитивно взаимодействовать с другими самоуважение, уважение к семье и обществу, забота о других и забота об окружающей среде…

8 СИНГАПУР: Навыки 21 века Министерство образования Сингапура Пресс релиз: 9 марта, 2010 Обладающий доверием Способный управлять своим обучением Делающий активный вклад в общество Заботящийся гражданин Гражданская грамотность, глобальная информированность, кросс-культурные навыки Критическое мышление и изобр е тательность Информационно-коммуникационная компетентностьт Базовые ценности Социальная осведомлён ность Управление собой Знание себя Отве т ствен ные решения Управление взаимоотно шениями

Образовательные результаты: общая характеристика

9 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В основе оценивания результатов образования лежит не только определённая норма, но и положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость). Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты. Комбинация внутренней и внешней оценки– базовый подход для оценки деятельности школы.

10 КАРТА ПРОЦЕДУР ОКО Оценка качества обучения Государственные экзаменыКрупномасштабное оценивание (мониторинги)Внутриклассное оценивание Управление качеством Оценка ОУ: аккредитация, аудит, самооценка Оценка образов. систем «Оценка» работы учителя: аттестация, самооценка Оценка образовательных программ и учебников

11 МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА Свинья не прибавляет в весе от того, что её часто взвешивают Английская поговорка Но если утверждается, что свинья прибавляет в весе, то доказать это без взвешивания весьма затруднительно Из наблюдений животноводов Система оценки необходима для обслуживания системы образования, но не наоборот.

12 ВИДЫ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ Виды программ оценивания Государственные экзамены Оценка на уровне класса Крупномасштабные исследования Национальная оценка ВступительныеВыпускные Формирующее оценивание Суммирующее (итоговое) оценивание вопросытесты наблюдения Международные сравнительные исследования

13 ОЦЕНКА НА УРОВНЕ КЛАССА Цель: Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения. Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? В чём ученик испытывает трудности и как они могут быть преодолены?

14 ОЦЕНКА НА УРОВНЕ КЛАССА Оценка на уровне класса – процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего учения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом (программа Assessment for Learning, Великобритания). Используемые методы – учебные задания, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и т.п. Оценка в целях обучения направлена на признание всех образовательных достижений учащихся.

15 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ Выпускной экзамен Цель: Селекция/отбор для продолжения образования (например, при поступлении в Вуз) Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Цель: Сертификация учащихся Как осв оил государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Вступительный экзамен

16 Национальные/региональные мониторинги Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения?

17 Национальные/региональные мониторинги Главная задача — получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом. В рамках Н/РМ изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится: 1 раз в 3-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки учащихся, используются тесты и вопросники

18 Международные сравнительные исследования Какой уровень учебных достижений показывают учащиеся страны в сравнении с международными трендами ? Что школьные системы других стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с течением времени? МСИ становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей и т.п. Цель: Сравнение достижений своих учащихся с международными трендами.

19 Международные сравнительные исследования Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений — IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2012) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2011 годы) TALIS (2008 год)

20 Международные сравнительные исследования Исследование TIMSS и PIRLS Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4 и 8 классы) Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения Оценка отношений и учебных стратегий Оценка качества и доступности образования Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах

Читайте также:
Как антивирусные программы определяют файл вирус или зараженные файлы

21 PISA: читательская грамотность Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

22 Использование результатов ОКО для управлением качеством образования На федеральном уровне: для разработки образовательных стандартов; для разработки примерных образовательных программ; для разработки учебников; для оценки эффективной работы региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации На региональном и школьном уровнях: для оценки деятельности учителя (в том числе и в распределении стимулирующей части заработной платы); для аккредитация образовательного учреждения; для разработки программ развития ОУ; для оценки эффективности управления образовательной сетью; для системы подготовки педагогических кадров и повышения квалификации

23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Практическая работа. Заполнение таблицы использования результатов программ оценки.

Источник: www.myshared.ru

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Хавелова, Н. А. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников / Н. А. Хавелова, Т. В. Меннибаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53032/ (дата обращения: 13.07.2023).

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:

‒ Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

‒ Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям.

‒ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.

‒ Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке.

По словамТ.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания:

‒ в центре оценивания — ученик;

‒ учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

‒ оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Цель оценивания— улучшить качество обучения».(13)

От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя.

Я считаю, что оценивание на уроке — это процесс ирезультат. Процесс, т. к. учитель самостоятельно или вместе с детьми разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать свою работу учащихся, а результат, т. к. это показатель, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Конечно, оценивание стимулирует учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание «подогревает» стремление узнать больше.

Методы иприемы, которые использую я для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

С какими же трудностями сталкиваются учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Самая главная проблема — заниженная изавышенная самооценка учащихся. Также приходится сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику, но постоянная и регулярная работа помогает привести все оценки к единому «знаменателю».

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, не хватает времени на уроке. Однако — дорогу осилит идущий, мы с этим ничего не сможем сделать: не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но вместе искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой багаж знаний методик — вполне в наших силах.

Уже с января 1 класса(т. к. дети уже «стали учениками»), ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

  1. Учимся ставить и вспоминать цель работы на урок.
  2. Учимся сравнивать результат с целью.
  3. Учимся находить и признавать ошибки.
  4. Учимся оценивать сам процесс.

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои первоклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке. Работая на уроке, после каждого этапа, ребенок ставит пометку, сначала это были +, моим детям нравилась фигура звезда, 5 заданий- 5 плюсов, я — звезда

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке

Оценка урока

Я на уроке

Моё отношение кгерою:

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики ирусского языка идругих на начальных этапах

На уроке я работал

Своей работой на уроке

я доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Материал на уроке для меня

понятен/ не понятен

Домашнее задание мне кажется

Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Мои чувства:

Моё отношение кгерою:

У Д И В Л Е Н И Е

О Г О Р Ч Е Н И Е

Оценка урока

Я на уроке

Итог урока

1. Понял материал

2. Узнал больше о …..

Читайте также:
Как пользоваться программой easy recovery

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.

Я часто использую на уроках чтения карточкуТ.А.Тишиной:

«Лист взаимооценки выразительного чтения»(13)

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ…

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность ученику правильно, логично построить свою работу, работать на свой результат. В любой момент ученик может улучшить достижения.

Зная критерии оценивания, дети уже осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения и достижения своих одноклассников.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей, и я слежу за тем, чтобы оценка была адекватной.

В конце урока обучающиеся проводят самооценку своей деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел кконцу, и я хочу сказать.

‒ Мне больше всего удалось.

‒ Что я получил от этого урока, мероприятия?

‒ За что ты можешь себя похвалить?

‒ За что ты можешь похвалить одноклассников?

‒ За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения на уроке.

Сегодня на уроке я (мне):

3. Урокпривлекменятем.

‒ навел меня на размышления.

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

‒ они мне нравятся больше остальных;

‒ я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими заданиями;

‒ они легче (труднее) остальных заданий.

Лучшим учителем, как известно, является свой собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.

Во 2 классе я использую уже как прогностическая оценка, так и ретроспективная оценка. Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы; она намного проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее. Прогностическая самооценка — это «точка роста» способностей школьников к оцениванию себя.

Предлагать ученикам оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. Такого рода самооценку предлагаем детям в середине второго класса. Мы с детьми оценку строим от инструкции к заданию.

Работу начинаем с того, что определяем, какими умениями мы должны обладать, чтобы выполнить данное задание правильно. Каждое умение мы фиксируем в виде шкалы на доске, дети у себя в тетрадке. Это и есть критерии. Затем я прошу детей подумать и предположить, на сколько, успешно они могут справиться с данной задачей, т. е. оценить, на сколько, хорошо у них сформировано каждое из перечисленных умений по уровням. Это и есть прогностическое оценивание.

Затем, ученики выполняют упражнение, проверяют свою работу по эталону и еще раз возвращаются к оцениванию своих умений. У нас в классе «крестик» на шкале либо берется в круг, другим цветом, если оценка совпадает, либо на шкале чертится другой «крестик» и, конечно, комментируем свой результат.

Далее проверку осуществляю я — либо соглашаюсь с оцениванием, либо нет. Не совпадение оценки — это предмет разговора между учителем и учеником.

Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я, так же как и мои коллеги, работающие со мной в одно параллели, ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки — портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это — я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей.

Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В течение учебного года на каждого ребенка оформляется «Лист индивидуальных достижений» по учебным предметам, который является основанием для итоговой аттестации в конце четверти, полугодия и учебного года. Здесь также фиксируется продвижение младшего школьника в освоении всех умений, которые необходимы для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки — значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было показать и научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и, конечно же, пути их исправления.

Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информацию и стремятся знать больше.

  1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. — Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
  2. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Методические рекомендации. /М.: ОИРО, 2010. — 64 с.
  3. Воронцов А. Б.. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? /– Вопросы психологии. — 1988. — 5. — с.75.
  4. Данилов Д. Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.
  5. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. /.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Иванов С. В., Карабанова О. А., «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Часть 1. ФГОС» 125 стр.
  7. Калинина Н. В., Прохорова С. Ю., Горбылёва А. Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. /– М.: АРКТИ, 2006. — 72 с. — (Школьное образование).
  8. Мылова И. Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: СПБ АППО, 2012
  9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго поколения).
  10. Пинская М. А., Улановская И. М.: Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС. — М.: Просвещение, 2013. — 80 с.
  11. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. — М.: Просвещение, 2009
  12. Эльконина Д. Б. — Давыдова В. В. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы — М., 2010. — С.5
  13. Карпенко М. П. Будущему образованию — технологию будущего. // Дистанционное образование. 2010 № 4, стр. 28–33.
  14. https://infourok.ru/doklad-s-prezentaciey-po-teme-.
  15. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo.
Читайте также:
Программа подготовка по новой должности

Основные термины (генерируются автоматически): урок, ребенок, ученик, начальная школа, оценивание, задание, оценка, процесс оценивания, учитель, мое отношение.

Источник: moluch.ru

Современные средства оценивания в обучении школьников

Контроль – это проверка чего-либо, установление обратной связи.

Контролем учебной деятельности учеников обеспечивается получение информации, касающейся ее результатов.

Основные функции контроля:

  • диагностическая – определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях и навыках;
  • образовательная – приведение знаний и навыков в систему и помощь в их прочном усвоении;
  • развивающая – внесение корректировок в учебных процесс, на основании изучения возможностей и способностей учеников;
  • воспитательная – стимулирование систематических занятий, направленных на усвоение знаний и ответственности за их усвоение.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Требования, предъявляемые к контролю:

  • индивидуальность;
  • систематическое и регулярное проведение контроля на каждом этапе обучения;
  • разнообразные методы и формы проведения;
  • всесторонность;
  • объективность контроля.

На сегодняшний день в системе школьного образования происходят серьезные изменения, в частности, изменения в содержании обучения. Так, на первые места выдвигаются методы и приемы, которые требуют от школьников активной мыслительной деятельности, посредством которой будут сформированы умения анализа, сравнения, обобщения, умения видеть проблему, формировать гипотезу, искать пути решения, корректировать полученные результаты, и при необходимости повторять поиск.

Рейтинговый контроль как способ оценки знаний

Совсем недавно в образовательную систему РФ ввели новый вид контроля и оценки знаний – рейтинговый контроль. Данный вид контроля не нов для государств Европы, но в России он начал применяться относительно недавно. Цель рейтингового оценивания – создать условия для мотивации самостоятельной деятельности учеников посредством своевременного и систематического оценивания результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

«Современные средства оценивания в обучении школьников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Алгоритм рейтингового контроля знаний:

  • весь курс обучения по предмету следует разбить на несколько тематических разделов, каждый из которых должен быть подвергнут контролю;
  • когда обучение по каждому разделу будет окончено, нужно провести полный контроль знаний учеников с выставлением оценки в баллах;
  • в конце обучения следует определить сумму набранных баллов за весь период обучения и на основании этого выставить общую отметку.

Рейтинговой технологией предполагается внедрение новых организационных форм обучения, включая специальные занятия, направленные на коррекцию знаний и учений учащихся. В соответствии с результатами деятельности учеников, учитель может корректировать сроки, виды и этапы разных форм контроля уровня работы ученика, чем обеспечивается возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Основные сложности в процессе внедрения системы рейтингов представлены значительным увеличением временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Рейтинговой системой предполагается необходимость внедрения новых организационных форм обучения, включая специальные занятия, направленные на коррекцию знаний и умений учащихся. С приобретением преподавателем опыта острота проблемы снижается, помимо того, внедрение рейтинговой системы имеет ряд положительных моментов:

  • снижение стресса при контроле и для учеников и для преподавателей;
  • обучение становится более личностно-ориентированным;
  • рейтинговой системой исключается любая возможность унижения личности учащегося, что позволяет ему самостоятельно оценить собственные возможности и способности, то есть стимулировать его к добросовестной работе на протяжении всего обучения.

Один из важных аспектов оценивания – самооценка учеников. Воздействия учителей и воспитателей должны совпадать с собственными усилиями детей при освоении учебной деятельности, а также с его активностью по самообразованию.

Определение 2

Самоконтроль – это особые действия, предмет которых – собственные состояния и свойства человека в качестве субъекта деятельности и общения.

Самоконтроль необходим на каждом этапе учебного процесса, а значит, на каждом этапе урока нужно обучить учеников этому. В первую очередь, дети должны научиться предварительному самоконтролю, который проводят перед началом выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он нужен ребенку, чтобы убедиться в правильном понимании цели и учебной задачи, требований учителя.

Портфолио как средство контроля и оценки знаний

Определение 3

Портфолио – это собрание достижений учащегося, которое формируется им лично и реально демонстрирует уровень его подготовленности и активности в разных видах деятельности, как учебных, так и внеучебных.

Ценность портфолио заключается в том, что вокруг него можно выстроить учебный процесс таким образом, чтобы развивать или формировать отдельные когнитивно-личностные качества, выдвигаемые обществом в качестве необходимых для каждого учащегося, чтобы участвовать в жизни современного информационного общества. Разработано несколько видов образовательных портфолио, а педагог может выбрать наиболее подходящий для него.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, играя роль индивидуальной накопительной оценки и, вместе с результатами экзаменов, формирует рейтинг выпускников основной школы.

Но выделяют и ряд отрицательных черт портфолио:

  • отсутствие четкой структуры;
  • не отражает отрицательных качеств учащегося.

Современные средства оценки достижений учеников содержат большие возможности для модернизации школьного образования, то есть для совершенствования процесса обучения в рамках новых требований, которые сегодня предъявляются к школе. Их ценность заключается в том, что вокруг них учебный процесс можно выстроить так, чтобы формировать и развивать требуемые когнитивно-личностные качества, или компетентности учащихся.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru