Федеральные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее – целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Целевая программа состоит из следующих разделов:
- ?характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
- ?основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а так же целевых индикаторов и показателей;
- ?перечень программных мероприятий;
- ?обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
- ?механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
- ?оценка социально — экономической и экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы. К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.
Д.Медведев: федеральные целевые программы исполняются неудовлетворительно
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно–целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно — целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей. Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Последний раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
о выполнении федеральных целевых программ. Заседание Правительства
Региональные программы : представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и у правления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные.
Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными территориальными интересами.
Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами в области управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно – территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения).
Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.
Состав и структура комплексной программы социально –экономического развития региона представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта. Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам. Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) по средством контрактной системы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1. Понятие и виды целевых программ
Целевые комплексные программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее актуальных проблем. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению.
В практике нашей страны целевые программы широко использовались в качестве составной части государственных планов экономического и социального развития для решения важнейших межотраслевых и региональных проблем. Они представляли собой директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и сроками осуществления комплекса социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение конкретной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными путями в установленные сроки. Однако в начале 90-х годов отрицательное отношение к применению плановых начал в развитии экономики негативно отразилось и на применении целевых программ. Вопреки зарубежной практике усиления государственного влияния на экономику в России началось вытеснение государства из экономической сферы.
Анализ зарубежного опыта государственного регулирования позволил внести коррективы в практику руководства экономикой нашей страны, вернуться в чем-то к ее плановым началам. Уже во второй половине 1992 г. Правительство Российской Федерации постановлением № 638 установило порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Этот порядок просуществовал до 1995 г., затем он был уточнен и утвержден в новой редакции.
Программы могут быть федеральными, федерально-региональными, региональными и местными.
По содержанию целевые программы можно подразделить на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, экологические, организационно-хозяйственные и т.п.
Объектами целевых программ выступают отрасли промышленности, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Существуют также отраслевые и межотраслевые программы. Формирование подпрограмм осуществляется путем выделения из конечной цели программы промежуточных целей.
Выделяются следующие этапы в работе с целевыми программами: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы, а так же контроль за ходом ее выполнения.
Утвержденные федеральные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе софинансирования. Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и др.
Из общего числа целевых программ, финансируемых с участием федерального бюджета, примерно 1/4 и по количеству и по доле в общем объеме федеральных ассигнований приходится на программы развития регионов, экологические программы и программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.
Актуальной остается задача конкретизации внебюджетных источников финансирования по каждой программы.
Основной недостаток целевых программ, как средства планирования, заключается в том, что их ресурсное обеспечение не скоординировано друг с другом. По оценке официальных источников результатом является хроническое недофинансирование большинства целевых программ. В результате происходит распыление бюджетных средств, а программные цели не достигаются.
В Челябинской области принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», который повторяет в основном положения федерального закона.
В области была разработана программа социально-экономического развития на 1999-2005 г. В настоящее время принята Концепция социально-экономического развития области до 2015 года. Ежегодно разрабатываются и представляются Законодательному собранию прогнозы и программы социально-экономического развития на очередной год, с 2002 г. разрабатываются и представляются Законодательному собранию среднесрочные прогнозы и программы на 3 года.
Кроме того, в области разработано 26 целевых программ, большинство из которых носят социальных характер. Исключение составляют программа развития Интернет-экономики, программа развития легкой промышленности, программа развития малого предпринимательства.
Предприняты меры по координации ресурсного обеспечения целевых программ. Ежегодно законами о бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень принятых к финансированию программ и объемы финансирования.
На уровне муниципальных образований в Челябинске Златоусте, Магнитогорске некоторых других муниципальных образованиях приняты нормативные акты, регулирующие вопросы разработки прогнозов и программ социально-экономического развития.
В большинстве муниципальных образований программы социально-экономического развития составляются на один год, перечень целевых программ является незначительным, программы экономического развития, как правило, отсутствуют.
Основная проблема прогнозирования и программирования на региональном и местном уровнях заключается в нестабильности ситуации в стране, непрерывном и непредсказуемом реформировании практически всех сторон общественной жизни.
Это не позволяет на региональном и местном уровнях составлять достоверные прогнозы и программы. В Челябинской области фактические показатели даже по годовым программам социально-экономического развития на 20-40% отличаются от прогнозных.
Источник: studfile.net
Презентация на тему Содержание и виды Федеральных целевых программ. ФЦП Севастополь
Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы,
- Главная
- Экономика
- Содержание и виды Федеральных целевых программ. ФЦП Севастополь
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Содержание и виды Федеральных целевых программ. ФЦП
Севастополь
Выполнил студент
Горбенко Иван
Слайд 2Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие
от прогноза носят комплексный характер, в них
отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Слайд 3направленность на решение комплексных задач, стоящих перед
Российской Федерацией как государством и как социально-экономической
системой;
более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.
Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:
Слайд 4Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую
постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения,
обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне.
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:
Источник: thepresentation.ru