Современное состояние территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Спад производства не повлек аналогичного снижения загрязнения поскольку в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранных затратах. Недостаточно уделяется внимание условиям в которых будет жить человек, т. е. каким воздухом он будет дышать, какую воду он будет пить, чем он будет питаться, на какой земле жить.
Человечеству необходимо осознать, что ухудшение состояния окружающей среды является большей угрозой для нашего будущего, чем военная агрессия; что за ближайшие несколько десятилетий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возродить культуру и восстановить памятники культуры лишь бы были деньги, возродить разрушенную природу деньгами невозможно. Потребуются десятилетия, чтобы остановить ее дальнейшее разрушение и отодвинуть приближение экологической катастрофы в мире, а не только в России.
Компания «ЭкоЛайн» выпустила мультфильм-экоурок
Актуальность данной программы
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующее успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и проведения активных мероприятий (агитационная деятельность, акции, практическая направленность– очистка территории, пропаганда экологических знаний — листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики) по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения,
Отличительными особенностями данной программы
Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
— стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, викторины);
Виды экологических пирамид.
— способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
— обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей,
— обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)
— вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность
Концептуальной основой данной программы по экологии являются идеи:
— преемственности начального, основного общего и дополнительного образования;
— интеграции учебных предметов (экология, биология, география)
— соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
— личностной ориентации содержания образования;
— деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
— формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, цели и задач программы.
Цель программы: расширение и углубление экологических знаний подрастающего поколения в ходе практической деятельности; формирование у подростков экологической культуры, активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.
Программа решает следующие задачи:
Задачи программы и экологического образования в целом представлены в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
— формирование системы знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
— способствовать формированию у обучающихся предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему практических работ и экскурсии;
— создать условия для формирования у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
— создать условия для развития у детей интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
— развивать у обучающихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к занятиям;
— развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
— воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на экскурсиях, в процессе выполнения практических работ, планирования и реализации исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия).
Цель и задачи достигаются тем, что учащиеся на лекциях, беседах, экскурсиях, практических занятиях расширяют и углубляют знания, полученные из школьных курсов по биологии, географии, экологии, выполнением самостоятельной исследовательской работы при изучении природных объектов. Это способствует воспитанию инициативы, активного и добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивая интерес к изучению экологических проблем родного края.
Необходимость разработки данной программы продиктована следующими обстоятельствами:
Внедрение в дополнительное образование по экологии при рассмотрении местных экологических проблем технологии развивающего обучения. Этот способ обучения реализуется через познавательный, исследовательский и природоохранный разделы программы.
Основой любой программы является закрепление полученных знаний на практике, в данном случае проведение исследований с последующим написанием научно-исследовательских работ и их защита.
Данная программа естественно-научного направленности в области экологии отражает аспекты изучения экологических проблем своей местности в таких видах исследовательской деятельности как теоретико-исследовательская, опытно-проблемная.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 6-11 классов
Планирование количества учебных часов идет с учетом следующих дидактических принципов:
1.Усвоение новых знаний, базирующихся на методологическом принципе восхождение от абстрактного к конкретному.
2.Совокупное формирование теоретических и практических знаний.
Реализация программы осуществляется из расчета:
4 часа в неделю – 144 часа (1-4-й год обучения)
7 часов в неделю 252 часа (5-й год обучения)
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на пять лет обучения. Поставленные задачи предполагают непрерывную работу, как с постоянным составом, так и с вновь приходящими детьми в экологический кружок (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, создание новых проектов).
Ожидаемые результаты
По окончании курса программы, обучающиеся значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды города, в котором они живут, научатся принимать решения по устранению экологических нарушений в городе. Приобретут навыки исследовательской деятельности, презентации и защиты исследовательских работ на мероприятиях различного уровня.
Должны знать
— определения основных экологических понятий
— основные экологические проблемы города, формы и методы охраны окружающей среды.
— основные экологические законы, принципы;
— растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые);
— элементарные методы исследования природных объектов.
— современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы).
Должны уметь
-самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
— самостоятельно работать с литературой
-определять видовое разнообразие флоры и фауны города и района по определителю
— проводить исследования состояния окружающей среды, обрабатывать материал;
— грамотно описывать и анализировать полученные данные;
— оформлять результаты исследований с помощью таких форм, как описание фактов, составление таблиц, диаграмм, формулировать выводы;
— владеть простейшими приемами слежения за состоянием окружающей среды;
— формулировать несложную проблему, опираясь на полученные знания по экологии;
— готовить выступления о результатах проведённых исследований, защищать исследовательскую работу на конкурсах, олимпиадах и др.;
— грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
— пропагандировать правила бережного отношения к природе.
Первый год обучения
Программа первого года обучения рассчитана на возраст 12-13 лет. Всего часов 144, четыре часа в неделю.
Цель: формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
Примерный тематический план
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Классификация программ экологического аудита
Классификация видов экологического аудита определяется основными целями и задачами аудирования, объектами аудирования, тем, кто разрабатывает и проводит конкретные программы эколоаудита. Так, например, экологическая оценка недвижимого имущества при приобретении или передаче собственности выделилась в отдельный вид аудирования, который проводится практически при всех сделках (Real Estate Assessment, Property Transfer Audit). Во многих штатах США введено обязательное проведение экологического уадита в случае купли-продажи недвижимости, в том числе земельных участков.
Наряду с наиболее традиционными видами (проверка соответствия деятельности предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, оценка системы контроля и управления охраной окружающей среды на предприятии) широкое развитие получили программы экологического аудирования, связанные, например, с проблемами минимизации отходов, оценки безопасности производимого продукта, вопросами профессиональных заболеваний, контроля загрязнения конкретных природных сред, промышленной гигиены и др. Так, кроме термина «экологическое аудирование» (environmental auditing) широко распространен термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды» (health, safety and environment audit).
Виды экологического аудирования могут также выделяться в зависимости от географического охвата и функциональных задач. Каждая компания может разрабатывать свои типы аудирования исходя из потребностей, размеров и размещения отдельных предприятий. Например, компания British Petroleum, применяющая аудирование с 1972 года, использует следующие его виды: проверка соответствия объектов экологическим требованиям; оценка мест размещения объектов; оценка различных видов деятельности (например, транспортных операций внутри компании); экологическое аудирование всей компании в целом с анализом системы управления, вертикальных и горизонтальных связей, распределения функций и ответственности (корпоративное аудирование); аудирование филиалов и дочерних компаний; аудирование по конкретным экологическим проблемам (это направление получило развитие сравнительно недавно).
Основное отличие экологического аудирования от каких-либо других видов оценок заключается в том, что помимо профессионального мнения экспертов необходим сбор, анализ и документирование большого количества конкретной информации. Отличие экологического аудирования от других видов аудирования (например, финансового) в первую очередь заключается в отсутствии жестких регламентированных процедур и стандартов проведения программ.
Каждая программа экоаудита для конкретного предприятия, безусловно, является в значительной степени индивидуальной. В то же время существует ряд ключевых элементов, которые обязательно учитывают при разработке любой программы аудирования:
— четкое определение целей аудирования исходя из экологической политики компании, потребностей высшего управленческого персонала с выделением краткосрочных и долгосрочных целей;
— определение границ программы: организационных (какие конкретно подразделения, производства, объекты подлежат аудированию); функциональных (какие конкретно факторы воздействия на окружающую среду, источники воздействия, отходы, системы экологического контроля и управления рассматриваются); территориальных (непосредственно промышленная площадка, ближайшие окрестности или более удаленные территории); границ программы, определяемых уровнем и количеством законодательных и нормативных требований, проверка соответствия которым проводится в процессе аудирования (федеральные, территориальные, местные законы и нормативы, а также внутренние нормы и стандарты конкретных предприятий);
— решение организационных и кадровых вопросов программы, включая бюджет, персонал и другие необходимые ресурсы, отбор команды аудиторов и их соответствующую подготовку, вопросы дальнейшего развития программы и использования ее результатов.
Существующий практический опыт экологического аудирования позволяет выделить ряд ключевых моментов, определяющих эффективность любой аудиторской программы:
— полная поддержка и заинтересованность высшего управленческого звена в разработке программы экологического аудирования;
— объективность и профессиональная компетентность специалистов-аудиторов (особое значение имеет специальная подготовка аудиторов по методам изучения объектов, методам интервьюирования, документирования собранной информации и др.);
— четкое определение процедуры проведения аудирования;
— обязательное документирование результатов экоаудита в виде отчетов;
— постоянное совершенствование и поддержание высокого качества системы экологического аудирования в целом;
— обязательная обратная связь в целях проверки осуществления рекомендаций и предложений; определение периодичности проведения повторных аудиторских программ.
В практике экологического аудирования широко используется ряд специальных методов, позволяющих организовать разнообразные данные, получаемые в процессе проведения аудиторских программ. Предварительный вопросник (questionnaire) обычно включает лишь вопросы, позволяющие собрать общую предварительную информацию по основным объектам экологического аудирования. Такой вопросник, помимо проблемно-ориентированных вопросов, как правило, включает перечень документации, которая потребуется аудиторам в процессе работы на предприятии, а также предварительный список персонала, чье интервьюирование может быть целесообразным. Особое значение для экоаудита имеет разработка контрольных листов (checklist) или аудиторских протоколов, являющихся основным рабочим документом аудитора. Протоколы разрабатываются по конкретным аспектам программы в зависимости от специфики целей, задач и объектов аудирования. В то же время необходимо выделить основную группу протоколов, разработка которых необходима практически всегда (с учетом мировой практики аудирования):
— выбросы в атмосферу и очистка отходящих газов;
— сброс и очистка сточных вод;
— образование опасных отходов;
— размещение и удаление опасных отходов;
— обращение с полихлорированными бифенилами и их обезвреживание;
— использование пестицидов и их обезвреживание;
— управление использованием опасных материалов и веществ;
— обращение с асбестом и его обезвреживание;
— переработка и использование или захоронение отходов;
— разливы нефти и нефтепродуктов.
Возможна разработка и множества других отдельных специальных протоколов, например, по проблемам шума, радиационного, электромагнитного, теплового загрязнения и др. При этом следует отметить, что протоколы, вязанные с проблемами полихлорированных бифенилов (ПХБ) и асбеста, не являются специфическими, а применимы при аудировании любых объектов. Несмотря на то, что требования к экологическому контролю в этих областях недостаточно отражены в российском законодательстве, рассмотрение проблем асбеста и ПХБ в случаях иностранного инвестирования является обязательным.
Обычно аудиторский протокол включает три основные колонки:
1) законодательные и нормативные требования,
2) инструкции для аудитора,
3) комментарии аудитора.
Безусловно, уровень использования контрольных листов — протоколов зависит от опыта аудитора (опытные аудиторы нередко нуждаются в них лишь для проверки полноты своей работы в конце рабочего дня, для начинающих же аудиторов они просто необходимы и должны включать конкретные инструкции). При разработке контрольных листов для определенных объектов рекомендуется их обязательное предварительное тестирование в полевых условиях с последующей переработкой по результатам тестирования.
Сама программа экологического аудирования для конкретной компании или федерального агентства отражается в специальном документе. Примерная структура подобного документа (по результатам обобщения ряда реализованных программ) включает:
— введение (краткий обзор практики ЭА, обоснование необходимости разработки данной программы);
— цели программы (краткое изложение экологической политики компании; письмо руководства, выражающее поддержку программы ЭА; основные цели создания программы);
— распределение функций и обязанностей (ответственные за реализацию программы и отдельных ее целей; роль природоохранных и юридических подразделений компании; роль подразделений, отвечающих за технику безопасности и др.);
— масштабы программы (прежде всего, вид предполагаемого аудита);
— перечень конкретных проблем, охватываемых в процессе аудирования (выбросы в атмосферу, сточные воды, опасные отходы, шум и т.д.); в этом же разделе дается изложение экологических требований, содержащихся в законодательных и нормативных документах различного уровня;
— процедура аудирования (краткое описание этапов процесса аудирования);
— юридические аспекты (прежде всего, вопросы конфиденциальности получаемой информации);
— график аудирования объектов, установление экологических приоритетов (исходя из используемого сырья, образующихся отходов, общего состояния объектов, учета потенциального риска и др.);
— подбор команды аудиторов (основные принципы подбора специалистов, процесс подбора, принципиальная схема контракта с аудитором);
— структура отчета по результатам аудирования и его распространение (схема отчета, ответственные за подготовку отчета, процедура обеспечения высокого качества отчета, список рассылки);
— управление программой аудирования (процедуры постоянной оценки и совершенствования программы, изменение целей программы, взаимосвязь с высшим управленческим звеном, контрольные листы, отчеты, планы действий и др.);
— приложения (макеты предварительного вопросника, контрольного листа для проверки соответствия деятельности объекта законам и нормам, аудиторских контрольных листов-протоколов по различным проблемам).
Сложность профессии аудитора объяснима. Если бизнесмен занимается в основном каким-то одним видом деятельности и содержит штат специалистов по всем вопросам проделываемой работы, то аудитор как бы аккумулирует в себе знания по всем этим вопросам плюс еще нечто, что позволяет ему видеть больше и решать проблемы развития фирмы в целом.
На Западе профессиональные обязанности и правила поведения аудиторов нашли отражение в специальных кодексах. К примеру, Ассоциация независимых аудиторов Швеции сформулировала в подобном кодексе несколько правил. В том числе: правило первое — проявлять себя достойным доверия, требуемого профессией; правило второе — выполнять обязанности объективно, независимо от интересов клиента; правило третье — не заниматься другой деятельностью, которая может подорвать общественное доверие к объективности аудита. Но аудитору не воспрещается осуществлять преподавание, оказывать консультационные услуги. Правило четвертое — учитывать законные интересы собственников и государства; правило пятое — не раскрывать третьим лицам информацию, полученную в ходе проверки (кроме случаев, когда получено на то согласие клиента); правило шестое — не пытаться получить заказы путем непосредственного обращения к клиентам.
Сам термин «аудирование» заимствован из финансового лексикон и означает «проверку счетов».
По характеру целей и объему решаемых задач программы экологического аудирования можно разделить на следующие виды:
А. Сокращенные специальные программы. Основной целью таких программ является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных сложных в экологическом отношении решений. В задачи специальных программ ЭА входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем, как правило, заранее оговоренных заказчиком, условий и возможностей их решения. В качестве примера можно привести программы экоаудита, проводимые с привлечением отдельных специалистов для сложных экологических проблем и обеспечения необходимых информационных условий для их эффективной работы.
Б. Полные специальные программы. Для таких программ основная цель заключается в необходимом и достаточном информационном обеспечении для разработки и принятия отдельных сложных решений, включая соответствующие адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы ЭА, в чьи задачи входит разработка исходных данных, информационное и методическое обеспечение проведения конкурсов технико-экономических обоснований или проектов по наиболее сложным экологическим проблемам, требующим разработки альтернативных вариантов решений.
В. Сокращенные комплексные программы. Основной целью таких программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование-совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. К программам данного вида могут относиться программы экологического аудирования, проводимые в целях разработки и обоснования вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программы экологического аудирования, проводимые в целях развития систем территориального или производственного экологического образования и просвещения.
Г. Полные комплексные программы. Для таких программ основная цель заключается в необходимом и достаточном информационном обеспечении развития деятельности в области экологического контроля и управления, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций и предложений. В качестве примера можно привести программы экологического аудирования, в чьи задачи могли бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных экологических программ, систем производственного экологического контроля и управления, территориальных систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов и т.д.
Мотивация разработки и проведения программы экологического аудирования — вопрос, который неизменно встает перед аудитором при общении его с потенциальным заказчиком программы. На Западе вопрос о мотивации экологического аудирования очень важен, но там эта проблема во многом уже решена. В настоящее время в промышленно развитых западных странах начинает действовать Европейский стандарт по системе экологического менеджмента, основой которого является экологический аудит (ISO 14001), и будет проводиться сертификация предприятий в соответствии с этим стандартом. В России же проблема мотивации экологического аудирования практически не решена.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Экологическая программа
Экологическая программа должна содержать систему целей и задач экологического управления для различных уровней управления и подразделений предприятия. Для каждой цели необходимо определить критерий ее достижения, который представлял бы собой экологическое задание для соответствующих подразделений.
Целями экологического управления могут, в частности, быть:
- сокращение количества отходов и экономия ресурсов;
- снижение или исключение выбросов (сбросов) загрязнителей в окружающую среду;
- проектирование изделий с минимальным воздействием на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;
- управление уровнем воздействия на окружающую среду исходного сырья;
- содействие росту экологического сознания работников предприятия и общественности.
В качестве критериев управления используются, в частности, такие показатели, как:
- сертификация безопасности продукции;
- количество выбрасываемых газов (таких, как СО2);
- количество твердых отходов, производимых в расчете на единицу продукции;
- число аварий, связанных с воздействием на окружающую среду;
- уровень утилизации отходов;
- километраж пробега транспортных средств, приходящийся на единицу продукции;
- количество выделяемых газообразных загрязнителей;
- инвестиции в охрану окружающей среды;
- число судебных исков, связанных с экологическими нарушениями;
- сохранность (качество) соседних участков местности, пригодных для жизни диких животных.
Программы должны содержать мероприятия (задания), обеспечивающие достижение поставленных целей и задач, временные графики их выполнения, потребные ресурсы и их источники, определять подразделения и руководителей, ответственных за выполнение заданий.
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Источник: www.inventech.ru