Видами обучающих программ являются

• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возмож­ных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную инфор­мацию (рис. 12).

Кадр 1 информация кадр 2 упражнение кадр 3 контроль правильно кадр 1 кадр 2 кадр 3
не: правильно — «•
— 1 ————
кадр 1 кадр 2 кадр 3

кадр 1 ——> кадр 2|—— >| кадр 3

К. 1 | ——» К. 2 I—— »| К. 3 Вариант В

К. 1 К. 2 К. 3

Рис. 12. Технологические схемы программированного обучения

• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются путем использования специальных технических средств, в частности, ком ера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и

автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной грамме диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного,

разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

** тестово-информационный (проверка усвоенного);

Многовариантные задания и вариативность обучающих программ на Сайте программированного обучения

— коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение);

— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

— блок проверки и коррекции.

1 точно сформулированная учебная цель (целевая программа); банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в еом модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую Технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывает­ся в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Еще’ одним вариантом программированного обучения является технология полное усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты — учебные элементы, подлежа­щие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка — текущий контроль, Корректировка и повторная, измененная проработка — обучение. И так до полного

Читайте также:
Как узнать пароль администратора программа

заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Литература

1’Вер* А. И. Кибернетика и обучение // Природа. — 1966. —

2. Бе спалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995:

3. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.,1971.

4. Бе спалъко В. П. Элементы теории управления процессом обучения. — М.,1971.

5. Гальперин П. К. К теории программированного обучения. — М.,1967.

в. Лында Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966.

7. Молибог А.Г. Программированное обучение. — М., 1967.

в. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: РПА, 1996.

О методике составления программированных заданий // Физика в школе. —

10. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Совететская педагогика. — 1991. — №3.

Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. — Ярославль,

Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. — Ярославль, 1172

13. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. — МЗ. ^

14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — МГУ, 1975. * Гм 15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.,1988. 16» Третьяков П.И., Сенновский И.Б.

Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая шяола, 1997.

17. Чотанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М.: Народное образо-1996.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .

Источник: studopedia.org

Типы обучающих программ

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на:

а) линейные, разработанные Скиннером,

б) разветвленные программы Н. Краудера.

1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии.

· Он выдвинул следующие требования к организации обучения:

o При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».

o Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.

o Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.

o Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.

o Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.

Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто.

Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.

Читайте также:
Curl не является внутренней или внешней командой исполняемой программой

Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).

2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательная деятельность в основном восприятием и памятью.

Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.

Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике

В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975).

программированное обучение управляемое усвоение

Источник: studbooks.net

Виды обучающих программ.

Линейные программы — «последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа». При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу (Б. Скиннер). В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации, которые подлежат усвоению, по единой схеме, в одном направлении.

Разветвленная программа — «обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала» (Н. Каудер). Разветвленная программа предполагает выбор учениками своего индивидуального пути продвижения по пути познания в зависимости от подготовленности.

Читайте также:
Как объединить 2 программы

Кроме названных видов обучающих программ выделяют адаптивную и комбинированную программы. Адаптивная программа — подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбрать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, об ращаться к электронным справочникам, словарям и пособиям и т.д. (В основном возможна при использовании компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося предоставляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. Комбинированная программа — включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптированного программирования.

Преимущества программированного обучения:

  • • применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;
  • • выработка способов рациональных умственных действий, логичности мышления;
  • • приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий;
  • • индивидуализация учебного процесса;
  • • обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;
  • • возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными и речевыми отклонениями).

Недостатки программированного обучения:

  • • преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемого;
  • • использование только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
  • • ограничение живого общения с обучающим;
  • • торможение развития внешней речи обучаемого;
  • • необходимость технических устройств или специальных пособий и умения ими пользоваться [11].

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами. В безмашинном варианте программированного обучения функции управления познавательной деятельностью ученика осуществляет программированный учебник или специально составленные программированные материалы пособия.

В начальной школе чаще используются элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.

С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой, как и программирование, кибернетический подход. Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм — это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.

Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения, которое можно рассматривать как модернизированный вариант программированного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно использовать для решения почти всех дидактических задач. В развитых странах, где компьютеры широко применяются в начальном обучении, определились главные направления эффективного использования ЭВМ: 1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, родному и иностранному языкам); 2) развитие общих и специальных способностей решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить. Кроме того, компьютеры широко используются для тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время учителя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса. Но вместе с тем следует отметить недостатки использования компьютера в обучении:

  • ? мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компьютера;
  • • перекладывание ответственности за результат работы на компьютер;
  • • психологическая созависимость от компьютера;
  • • ограничение общения, снижение социализации;
  • • снижение роли речи в развитии личности;
  • • ослабление способности к самостоятельному творческому мышлению в силу дегитализации обучающих программ. Дегитализация обучающих компьютерных программ — приспосабливание мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод [11].

Таким образом, в современной начальной школе в зависимости от поставленной учителем цели применяются несколько видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru