При выполнении заданий этой ч асти выберите о д ин правильный ответ.
А1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью :
1) литосферы 2) ноосфера
3) биосфера 4) атмосфера
А2. Что из перечисленного способно улучшить экологическу ю обстановк у:
1 ) строительство новых городов 2 ) создание заповедников
3 ) строительство ГЭС 4) освоение Крайнего Севера
А3. Что относится к естественному природному загрязнению:
1 ) сжигание топлива 2 ) вырубка лесов
3 ) извержение вулканов 4 ) канализационные стоки
А4. В каком году был принят закон РФ « Об охране окр ужа ющей среды »:
1) 1993 год 2) 1999 год 3) 2001 год 4) 2009 год
А5. Верны ли следующие суждения об экологической проблеме ?
А. Экологическая проблема – это проблема отдельно взятого государства.
Б. Экологическая проблема – это глобальная проблема, её решение возможно только
совместными силами всех стран мира.
1) верно только А 2) верно только Б
Особо охраняемые природные территории Баренцева/Евроарктического региона и Арктики.
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А6. Наука о взаимодействии человека с природой:
1) ботаника 2) биология 3) зоология 4) эколог ия
А7. Человек, который охотится, ловит рыбу там, где запрещено.
1) браконьер 2) охотник 3) рыболов 4) крестьянин
А8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы ?
А. Переход от присваивающего хозяйства к производящему ус илил влияние человека на
Б. Человек начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда задумываясь о
последствиях своего вмешательства
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А9. Великий русский учёный, академик, основоположник многих нау к о Земле:
1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский
А10. Территория, на которой охраняются уникальные объекты природы:
1) национальный парк 2) заповедник
3) биосферный заповедник 4) парк культуры и отдыха
При выполнении заданий с кратким ответом В1 — запишите ответ так, как указано в
тексте задания.
В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в резу льтате деятельности
человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) облако вулканического пепла
2) свалка промышленных отходов
3) смог в центре населённого пункта
4) упавший на землю фрагмент метеорита
5) нефтяное пятно в Средиземном море
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Прочтите текст писателя М. Пришвина и выполните задания С1 – С4.
Для эстетически разв итого и нравственно в оспитанного чел овека важно не только уметь видеть ,
чувств овать красоту цветка, ветки, жив отного, но и обере гать эту красоту.
Увидеть и не испытать соблазна сорвать кра сив ый лесной цв еток могут два совер шенно
непохожих друг на друга человека: равноду шный к красоте, э стетически неразв итый человек
Центрально-лесной заповедник — 90 лет (фильм)
и, наоборот, тонк ая натура, открытая вся кой красоте в приро де. Первы й не притронется,
потому что не заметит, не оцени т, второй потому что слишком замети т, слишком оц енит и
пощадит. Сорвать цв еток (а заодно и все другие на опу шке) может как раз тот, кто по — своему
духовному развитию находится как бы посеред ине между эти ми двумя типами люд ей. Этот
«промежуточ ный » субъект уже не настоль ко неразв ит, чтобы слепо пройт и мимо красоты, но и
не настолько воспитан, чтобы оставить кр асоту нетронутой ради нее с амой и всех дру гих
Потребители кр асоты из общения с природой выносят не в печатлени я, мысли,
чувств а, открытия, а вещественные доказат ельства своего пребывания на лоне пр ироды.
Подлинная культу ра предполагает другой способ обла дания красотой : она хранится в душе, с
тановится ду ховной ценностью человечес кой личности, а не срывается, не уносится с со бой, не
укладывается в рюкза к, в багажник, в горсть или в охапку .
Красота мира прина длежит всем людям . Запечатлеть кр асоту в душе, зап омнить ее,
носить в сердце – это и есть высше е проявление ку льтуры человека.
Однако эстетич еское отношение к приро де не должно быть пассивн ым. Отправляясь на
природу, надо быть не только потребит елями ее красоты и даров, но и активным и
помощниками в сохранен ии и умн ожении эт ой красоты. Увидели роднич ок , укрепи те начавшийся
размыв, заметили рану на березе – зал ечите её. Разв есьте зимой корму шки для птиц, поду майте
о подкормке животн ых.
С1. Составьте план т екста. Для этого в ыделите основные смы словые фрагмент ы текста и
озаглавьте кажд ый из них.
С2 . Какие типы людей оп исываются в тексте ?
С3 . В чём автор видит пр оявление подлинной культу ры?
С4. Опираясь на те кст и знания обществоведческог о курса, приведите примеры потре бительского
и культурного отн ошения к природ е.
Контрольная работа по теме: «Человек и природа ».
2 — вариант.
При выполнении заданий этой ч асти выберите о д ин правильный ответ.
А1. Как называется твёрдая оболочка Земли:
1) литосферы 2) ноосфера
3) биосфера 4) атмосфера
А2. Городской воздух, загрязнённый промышленными отходами – это:
1 ) дым 2) смог 3) туман 4) рес урс
А3. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при
осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на
природную среду как важнейшую сос тавляющую окружающей среды, являющуюся
основой жизни на Земле регулиру ются:
1) законом РФ «Об охране окружа ющей среды»
2) документами фонда Дикой природы
3) декларациями экологических обществ
4) постановлениями прокуратуры
А4. К исчерпаемым природным ресу рсам относят:
1) воду 2) возд у х 3) газ 4) солнечн у ю радиацию
А5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы ?
А. Влияние человека на природу может быть только положительным.
Б. Важнейшая обязанность гражданина – сохранять природ у и окружающую среду,
бережно относится к природным богатствам.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А6. Природные запасы, которые использу ются человеком:
1) хозяйство 2) природа 3) ресурсы 4) проду кты
А7 . Определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное
использование, воспроизводство природных ресурсов.
1) скотоводство 2) земледелие
3) собирательство 4) охрана природы
А8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы ?
А. Охота и собирательство – первые занятия древнего человека – были эк ологически
Б. Учёные выделяют две причины загрязнения атмосферы: естественное природное
загрязнение и загрязнение созданное деятельностью самого человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А9. Профессор Петербургского университета, естествоиспытатель, занимался проблемой
ухудшения российских чернозёмов:
1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Д ок учаев 4) В.И. Ве рнадский
А10. Заповедники, в которых ведутся науч ны е исследования по единой международной
1) территориальный заповедник 2) национальный запове дник
3) биосферный заповедник 4) естественный заповедник
При выполнении заданий с кратким ответом В1 — запишите ответ так, как указано в
тексте задания.
В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в резу льтате природных
явлений и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) облако вулканического пепла
2) свалка промышленных отходов
3) смог в центре населённого пункта
4) упавший на землю фрагмент метеорита
5) нефтяное пятно в Средиземном море
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Познакомьтесь с фрагментом статьи российского учёного Д.С. Лихачёва
и выполните задани я С1 – С4.
Природа обычно р ассматривается к ак объект хоз яйственной деятельно сти человека, но в
действительности он а в значит ельной степени фор мирует и ду ховную сферу человека . Человек,
как биологичес кий объект, не мож ет существовать вне природы.
Отношения природ ы и человека – это от ношения дву х культур, каждая из которых по — своему
«социальна» , общежительна, облада ет своими « правилами поведения» . И их встреча строит ся на
своеобразных нравств енных основаниях.
Обе культу ры – плод историческ ого развития , причем развитие человеч еской культу ры
совершается под возд ействием при роды издавна (с тех пор как суще ствует человечество ), а
развитие природы с ее много — ми ллионнолетним существовани ем – сравните льно недавно и не
всюду под воздейств ием человечес кой культуры. Одна (культура природ ы) может су ществовать
без другой (челов еческой), а дру гая (человеческая) не может. Но все , же в те чение многих
минув ших веков между природой и чел овеком существовало рав новесие. Ка залось бы, оно
должно было ост авлять обе части р авными, проход ить где — то посередин е. Но нет, равнов есие
всюду свое и всю ду на какой — то своей, особой осно ве, со своею осью. На севере в России было
больше « природы», а чем дальше на юг и ближе к с тепи, тем больше « человека» .
С1. Составьте план т екста. Для этого в ыделите основ ные смысловые фрагме нты текста и
озаглавьте кажд ый из них.
С2 . Найдите в тексте и в ыпишите черты схо дства мира природ ы и мира чел овека.
С3 . Приведите три приме ра влияния природы н а образ жизни и культу ру человека.
С4. Объясните , поч ему человеческая п рирода не может су ществовать в отры ве от природы.
Контрол ьная работа по теме: « Человек и природа ».
1 — вариант.
2 — вариант
1) Эстетическое и нравстве нное в развит и и че ловека.
2) Типы людей по от ношению к культ уре.
3) Отношения челове ка к природе.
4) Проявление культуры человека.
Забота о природе.
1) Взаимодействие челове ка и природы.
2) Отношение человека и природы – э то отношение
двух культур.
3) Характеристика к ультур:
а) культура природы;
б) культура человека.
1) равнод ушный к красоте,
эстетически нераз витый че ловек
2) тонкая натура, открытая всякой
красоте в природе
3) «промежуточный » субъект
Обе культуры – пло д исторического развития,
причем развитие человечес кой культуры
совершается под возде йствием приро ды издавна
Подлинная культ ура предполагает
другой способ об ладания крас отой: она хран ится в
душе, становится д уховной
ценностью человечес кой личности, а не срывае тся,
не уноситс я с собой, не
укладывается в рю кзак, в багажник,
в горсть или в оха пку.
1) занятия населения на прямую зависят от
природных условий (зем леделие. кочевое
скотоводство)
2) наличие тех или иных природных рес урсов
Потребители крас оты из общения с приро дой
выносят не впечатления, мысли,
чувства, открытия, а веществен ные доказательства
своего пребывания на лоне пр ироды.
Красота мира прина длежит всем людям. Запеча тлеть
красоту в душе, запом нить ее,
носить в сердце –
это и есть высшее проявление к ультуры человека.
Нравственность че ловека проявляется и в
безграничной ответст венности за все, что теб я
20 – 18 баллов – «5»
17 – 1 3 баллов — «4 »
12 – 8 баллов – « 3 »
менее 8 баллов – «2»
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Обществознание — еще материалы к урокам:
- Тест «Право на труд. Трудовые правоотношения» 9 класс
- Презентация «Право выше власти» 9 класс
- Познавательная игра «Судебный процесс» 10-11 класс
- Анализ контрольной работы по обществознанию 7 класс
- Презентация «Анна Франк — жертва Холокоста»
- Проект «Моя будущая профессия-врач»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 17-02-2018, 15:03 Контрольная работа «Человек и информация» 7 класс
- 28-12-2017, 18:44 Контрольная работа «География России. Природа» 8 класс
- 25-12-2017, 22:27 Контрольная работа «Природа и человек в современном мире» 10 класс
- 17-12-2017, 14:39 Контрольная работа «Человек и закон»
- 16-11-2017, 11:38 Конспект урока «Человек и природа. Природные условия и человек» 9
- 25-02-2017, 23:22 Контрольная работа «Человек и его строение» 4 класс
- 22-09-2016, 13:50 Контрольная работа «Человек и информация» 5 класс
- 27-04-2016, 19:25 Контрольная работа по обществознанию в 6 классе по темам: «Человек»
Источник: uchitelya.com
15. Биосферные заповедники.
В 1970 г. на XVI сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры) была принята международная программа «Человек и биосфера» — МАБ («Мап and Biosphere*). Эта программа утверждена в связи с возрастающим воздействием человека на окружающую природную среду. Она призвана обеспечить на основе комплексных фундаментальных исследований получение данных, необходимых для рационального использования природных ресурсов и управления процессами, протекающими в биосфере.
В рамках программы создана сеть охраняемых природных территорий, называемых биосферными заповедниками.
Биосферные заповедники — строго охраняемые значительные по размерам природные территории, не испытывающие прямых антропогенных воздействий. Они располагаются в наиболее типичных в природном отношении регионах Земли и образуют как бы мировую сеть эталонов биосферы до появления человека. Считается, что территория биосферного заповедника практически не испытывает локальных воздействий преобразованных человеком окружающих ландшафтов. Главное предназначение биосферных заповедников — сохранение в естественном виде природных экосистем и их генофонда, а также постоянный и всесторонний контроль за состоянием и ходом различных изменений, протекающих в биосфере (экологический мониторинг).
Основные задачи биосферных заповедников заключаются в сохранении разнообразия и целостности сообществ растений и животных в пределах природных экосистем, генетического разнообразия генофонда, проведении долгосрочных научных исследований в измененных и приближенных к естественным условиям.
Любой биосферный заповедник должен отвечать следующим основным требованиям:
■ быть типичным эталоном данной природной зоны;
■ обязательно иметь редкие виды растений или животных или уникальные комплексы на своей территории;
■ представлять пример гармонического развития природы при исторически сложившемся традиционном хозяйственном использовании данной территории;
■ иметь эффективную охрану территории и прочную базу для проведения долгосрочных научных исследований;
■ представлять эталон (нулевую точку, точку отсчета) для оценки изменений, протекающих в биосфере.
Все биосферные заповедники мира проектируются по единой принципиальной схеме, обязательной для всех заповедников такого ранга. Модель биосферного заповедника включает три зоны (рис. 9.1).
В центре — ядро заповедника, в котором охраняется биологическое разнообразие животных и растений. Здесь эволюция растительных и животных видов может происходить по возможности естественным способом. Это абсолютно заповедная территория, где запрещаются все виды хозяйственной деятельности и обеспечивается естественное развитие природных процессов. Всякое вмешательство человека, кроме проведения научных исследований, запрещено.
Вокруг ядра формируется более широкая буферная, или научно управляемая, зона. В этой охраняемой зоне частично разрешены те виды деятельности, которые совместимы с развитием устойчивых природных экосистем. Здесь ведется наблюдение за структурой и функционированием экосистемы, когда она подвергается различным видам антропогенного воздействия и использования. Чаще всего эта зона совпадает с границами заповедника.
За буферной идет охранная, или переходная, зона для снижения негативного влияния прилегающих хозяйственных территорий на природные комплексы заповедника. Режим ведения хозяйства в буферной зоне согласуется с администрацией заповедника.
Первые биосферные заповедники были организованы во второй половине 70-х гг. прошлого века. К 1984 г. их число в 58 странах мира составляло 226, к 1985 г. их стало 243 (60 стран), а к 1995 г. — 325 (82 страны мира). Как видно, число абсолютно заповедных участков на Земле постоянно растет.
Источник: studfile.net
Особо охраняемые природные территории и объекты
Механизмы поддержания экологического равновесия в экосистемах очень сложны и разнообразны. Насекомоопыляемые растения нуждаются в опылителях, хищные птицы и крупные млекопитающие в более мелких млекопитающих. Поэтому необходим надежный способ охраны популяций — охрана их как частей целых экосистем, в которых поддерживается экологическое равновесие. Для этого создают особо охраняемые природные территории (ООПТ) разных типов.
Под особо охраняемыми объектами или территориями обычно понимают участки биосферы (экосистемы различного ранга), полностью или частично, постоянно или временно исключенные из хозяйственного использования.
Цели выделения и охраны таких территорий различны. Это могут быть незатронутые или слабо затронутые человеческой деятельностью экосистемы. В таких случаях они рассматриваются как эталоны природы, наблюдения за которыми позволяют глубже понять закономерности естественного развития экосистем.
К категориям охраняемых территорий в нашей стране относятся заповедники, заказники, национальные парки, биосферные заповедники, особо ценные лесные и другие объекты.
Заповедники. Заповедниками называют территории, полностью изъятые из хозяйственного использования. Как правило, ограничено их посещение, туризм. Если в заповедниках в одинаковой степени охраняется весь природный комплекс, их называют комплексными. Таких заповедников большинство.
Реже выделяются заповедники для охраны каких-либо наиболее специфических (уникальных) объектов. Они носят название специальных. К числу специальных можно отнести расположенный в Красноярском крае заповедник «Столбы». Здесь охраняются уникальные скальные образования, многие из которых имеют форму столбов.
В заповедниках решают три главные задачи.
1. Они должны обеспечить охрану флоры, фауны и экосистем. У каждого заповедника есть свои особенности. Так, в Астраханском государственном заповеднике охраняют водоплавающих птиц и лотос, в Воронежском — бобра, в Хоперском — выхухоль, в расположенном на территории Башкортостана небольшом заповеднике Шульган-Таш — башкирскую бортевую пчелу, в Ильменском государственном заповеднике — минералы. Одновременно охраняют природные экосистемы заповедника в целом.
2. Заповедники — это научные учреждения, где работают биологи и экологи разного профиля, детально исследующие состояние экосистем и составляющих их популяций, помогают поддерживать стабильность популяций и экосистем и за пределами заповедников.
3. Заповедники служат задачам восстановления плотности популяций редких и исчезающих видов растений и животных. Так в Воронежском заповеднике размножали бобра, в Хоперском — выхухоль, а после вывозили в другие регионы.
Самые главные заповедники — биосферные. Биосферные заповедники равномерно распределены по земному шару и каждый представляет какой-то природный ландшафт. Они созданы там, где природа не утратила своих первозданных черт. Биосферные заповедники-эталоны природы, исследования в них проводят по единой международной программе, составленной в ЮНЕСКО.
Это дает возможность сравнивать результаты, полученные учеными в разных странах. В мире около 300 биосферных заповедников, в нашей стране их- 11 (Кавказский, Приокско-Террасный, Сихотэ-Алинский, Центрально-Черноземный и др.).
Заповедники создают и на антропогенных территориях. Однако не всегда экосистемы приходят в ненарушенное состояние, так как популяции некоторых видов растений и животных не восстанавливаются. Использование природы в заповедниках либо полностью прекращается, либо проводится, но не с целью извлечения из этих земель прибыли, а для их охраны. Некоторые типы экосистем не могут существовать при полном заповедовании. Например, луга, если их не использовать, зарастут лесом, а вместе с луговыми растениями могут исчезнуть многие виды насекомых и птиц.
Регламентированное (т. е. по рекомендациям, разработанным экологами) использование нужно не для всех экосистем. Леса и болота для сохранения требуют полного заповедования.
Биосферные заповедники. Эти заповедники от обычных отличаются тем, что имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Это один из объектов наземного экологического мониторинга. Выделение их началось с середины 70-х годов и проводится в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
Наблюдения в пределах таких заповедников ведутся если не по единым, то по скоординированным программам. Результаты наблюдений становятся достоянием всех стран-участников программы и международных организаций, например ЮНЕСКО. Кроме наблюдений за биологическими звеньями экосистем, в том числе и посредством биоиндикаторов, постоянно регистрируются также основные показатели состояния атмосферы, воды, почв и других объектов.
Биосферные заповедники выделяются по принципу представленности всех основных ландшафтов (экосистем) земного шара.
В настоящее время биосферные заповедники выделены на территориях более чем 60 стран мира, число их превышает 300, а площадь близка к 150 млн. га. На территории России имеется более десятка биосферных заповедников (Приокско-Террасный, Тебердинский, Центрально-Черноземный, Сихотэ-алинский и др.). Всего на территории России, по данным на 1991 г., имелось 75 заповедников.
По режиму охранности в других государствах к заповедникам близки территории, которые носят название резерваты, а также национальные парки. Правда, последние имеют обычно двойной статус – заповедности и организованного отдыха. В национальных парках выделяются обычно заповедная, рекреационная и хозяйственная зоны.
В мире сейчас насчитывается более 2300 национальных парков. В России они начали выделяться только в 70-х годах и сейчас численность их близка к 25. К статусу национальных парков обычно приравнивают наши заповедники.
К территориям с менее строгим режимом охраны относятся заказники.
Заказники организуют на какой-то определенный срок для восстановления численности промысловых зверей, птиц или популяций лекарственных растений. Восстанавливаемые виды использовать запрещается, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений или животных (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья, сбор грибов и ягод и т. д.).
В заказниках охотничье-промысловых животных создают условия для нормального воспроизведения популяций крупных животных, таких как лоси, или осторожных птиц, таких как тетерев или глухарь. Так, в Бирском государственном заказнике в Башкортостане (площадью свыше 18 тыс. га) водятся лоси, зайцы-беляки, куницы, тетерева, в Архангельском государственном заказнике той же республики (1,8 тыс. га занятых в основном прудом) охраняют охотничье-промысловых водоплавающих птиц.
Заказники по охране лекарственных трав обычно имеют площадь в несколько десятков гектаров. В том же Башкортостане есть заказники по охране ландыша майского, горицвета весеннего, мыльнянки, валерианы лекарственной и других видов.
Особый вид заказника — лесосады. Их создают в пойменных лесах: вырубают деревья и кустарники, не имеющие ресурсного значения, и на их месте сами разрастаются ценные виды (боярышник, калина, черемуха или шиповник).
На первый взгляд, приведенные сведения говорят о том, что в России много особо охраняемых территорий. Однако их общая площадь не превышает 1% территории страны, что несопоставимо с мировыми стандартами, которые рекомендуют обеспечить разными формами охраны до 1/3 территории. Большинство небольших заповедников площадью в несколько десятков тысяч гектаров недостаточно защищены от окружающей территории, которые интенсивно используются в сельском и лесном хозяйстве. Предстоит увеличить и площадь самих заповедников и ширину буферных зон, которые защищают их от интенсивно используемых земель.
В России имеется более 1,5 тыс. заказников, занимающих около 3% территории страны.
Памятники природы включают широкий круг объектов. Это могут быть и вековые деревья, и водопады, и пещеры, и уникальные экосистемы и т. п. Они могут быть государственного, регионального и местного значения.
Из других охраняемых объектов России большие площади занимают водоохранные леса, выделяемые обычно по берегам рек и водоемов в местах интенсивного формирования вод (например, в верховьях рек). К охраняемым относятся также иные леса, которые выведены в первую группу (курортные, притундровые, придорожные, полезащитные, орехоплодные и т.п.). В них охранный режим связан, прежде всего, с полным запретом сплошных рубок и перевода в другие виды пользования.
На долю всех охраняемых объектов России приходится около 10% территории, в США – 12%, в Великобритании – 10%.
Научная и экологическая ценность особо охраняемых территорий с каждым годом увеличивается как в связи с тем, что в них накапливается информация о состоянии этих объектов, так и по той причине, что здесь сохраняются наиболее ценные экосистемы, составляющие своего рода каркас биосферы.
В настоящее время учеными России подготовлены материалы для организации, по крайней мере, еще двухсот заповедников и национальных парков и тысяч памятников природы и заказников. Площадь ООТ России предстоит в ближайшие десятилетия увеличить в 10-20 раз.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятию «охрана природы».
2. Какие участки биосферы можно отнести к особо охраняемым природным территориям?
3. Какие типы охраняемых территорий вам известны?
4. Когда появились первые особо охраняемые территории?
5. Какие показатели служат критериями для выделения ООПТ?
6. Чем отличаются заповедники от других особо охраняемых природных территорий?
7. Каковы цели и задачи заповедников?
8. Назовите самые крупные заповедники нашей страны.
9. Дайте определение национальному парку.
10. Понятие государственного природного заказника.
11. Какими территориями или объектами могут быть представлены памятники природы?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru