Использование программного обеспечения. Подходы судебной практики
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 16.06.2009 N 2578/2009, исходя из системного толкования статей 1270, 1272, 1280, 1286 ГК РФ использованием программы для ЭВМ является совершение действий в отношении нее с целью извлечения ее полезных свойств.
Согласно п. 1 ст. 1259, ст. 1261 ГК РФ программы для ЭВМ охраняются авторским правом в качестве литературных произведений. Автору или иному правообладателю программного обеспечения принадлежит исключительное право его использования любыми не противоречащими закону способами, в том числе перечисленными в п. 2 ст.
1270 ГК РФ[1], за исключением случаев свободного использования произведения, прямо предусмотренных законом[2]. Данная норма не содержит закрытый перечень действий, которые считаются использованием произведения, тем не менее, представляет собой основной ориентир для определения факта использования программы для ЭВМ в спорных ситуациях.
Такой Версии WhatsApp в Play Store НЕТУ / МОДИФИЦИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ
В частности, к программам для ЭВМ как отдельным объектам авторского права могут относиться случаи воспроизведения, распространения произведения, импорт оригинала или экземпляров в целях распространения, прокат оригинала или экземпляра произведения (когда программа является основным объектом проката), перевод или другая переработка произведения (пп. пп. 1, 2, 4, 5, 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Иные способы использования программ для ЭВМ, как сообщение в эфир, публичный показ[3] и т.п. возможны в отношении составных элементов программы, например – аудиовизуальных отображений (ст. 1261 ГК РФ), которые могут охраняться в качестве самостоятельных объектов авторского права (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Таким образом, в рамках рассматриваемого вопроса целесообразно раскрыть основные возможности использования программ для ЭВМ как таковых и выявить основные подходы в судебной практике.
Воспроизведение программы для ЭВМ
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1270 использованием является воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. При этом воспроизведением программы для ЭВМ считается ее запись на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, за исключением случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи. В частности, такое «техническое» воспроизведение имеет место при записи программы для ЭВМ или ее части в оперативную память компьютера.
В судебной практике подавляющее большинство случаев использования программного обеспечения посредством воспроизведения относится к его незаконному воспроизведению и установке на компьютерные устройства ответчиков. Одним из наиболее эффективных способов подтверждения данного факта является проведение проверок и иных оперативно-розыскных мероприятий с последующим изъятием и исследованием таких устройств в рамках возбуждения уголовного дела, а также проведения последующего экспертного исследования[4]. При этом, согласно распространенному судебному подходу, не имеет значения, использовалось программное обеспечение или нет, а также наличие / отсутствие документов или иных файлов, созданных с его помощью. Тем не менее, при определенных обстоятельствах могут быть исключения. Например, Суд по интеллектуальным правам в постановлениях от 19.06.2015 по делу №А33-12895/2014 и от 12.03.2014 по делу №А01-246/2013 признал отсутствие нарушения при записи программы истца на системных блоках ответчика, так как было установлен, в числе прочих, факт невозможности запуска и использования программы ответчиком[5].
Чистый и модифицированный синус. В чем отличие.
Нарушение исключительного права также будет воспроизведение программы в большем объеме, чем был предоставлен по лицензионному договору («overlicensing»). Например, в деле №А40-22345/2013 Суд по интеллектуальным правам постановлением от 23.12.2013 признал незаконность создания ответчиком второй копии, когда по договору имел право использовать только один экземпляр программы.
Распространение программы для ЭВМ путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров
Президиумом ВАС в Информационном письме от 13.12.07 №122 разъяснено, что, с учетом положений ст. 494 ГК РФ, использованием исключительных прав в форме распространения является, в том числе, предложение к продаже и продажа экземпляра произведения, совершенная лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Факт такого распространения, совершенного с нарушением требований закона, может быть доказан, к примеру, путем предъявления приобретенного в магазине диска с записанным контрафактным программным обеспечением, кассового чека, отчета частного детектива, проводившего закупку, допроса свидетелей покупки; также существенное значение имеет подтверждение несоответствия контрафактного диска лицензионному (отличия в качестве полиграфии, отсутствие информации о правообладателе, средств индивидуализации, номера лицензии и др.)[6].
Также незаконным распространением считается закупка и поставка контрафактного программного обеспечения в рамках государственных закупок, подтверждением чего может являться тендерная документация[7].
Прокат оригинала или экземпляра программы для ЭВМ
В силу п. 4 ст. 1270 ГК РФ исключительное право на прокат оригинала или экземпляров произведения не распространяется в отношении программы для ЭВМ, за исключением случаев, когда такая программа является основным объектом проката. Данная норма коррелирует со ст.
1272 ГК РФ, согласно которой допускается дальнейшее распространение экземпляров программы для ЭВМ без согласия правообладателя в случае их правомерного введения в гражданский оборот на территории РФ путем продажи или иного отчуждения. Тем не менее, в отдельных случаях при сдаче в аренду компьютеров с установленным на них программным обеспечением правообладателя в целях извлечения дохода без заключения с последним специального письменного соглашения о передаче программного обеспечения в аренду третьим лицам может быть признано административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ[8].
Переработка (модификация) программы для ЭВМ
Применительно к программам для ЭВМ под переработкой (модификацией) понимаются любые изменения (в том числе перевод с одного языка программирования на другой)[9], за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Необходимо отметить, что адаптация может совершаться только лицом, правомерно владеющим экземпляром программы.[10] Данный разрешенный вид использования программы для ЭВМ направлен не на создание новой программы, а на раскрытие функционала существующей, он является в большинстве случаев необходимым этапом для возможности использования программы компьютером в целях достижения функциональной совместимости[11].
В российской практике суды обычно исследуют c привлечением экспертов наличие переработки в отношении исходного кода программы, в частности, при обнаружении заимствований (скопированы отдельные фрагменты исходного кода)[12] или зависимости работ (исходный код ответчика был написан на базе кода истца)[13]. При этом в случае отсутствия исследования исходного кода суд может не признать факта нарушения исключительного права[14].
Под любыми изменениями, помимо вышеуказанного, может также пониматься модификация программы-стартера в составе программы для ЭВМ в целях преодоления технической защиты для использования программы для ЭВМ[15]. На практике также зачастую возникает спорный вопрос о том, является ли спорная программа для ЭВМ самостоятельной разработкой или результатом модификации программы правообладателя[16], для исследования которого назначается специальная экспертиза.
Примечательно, что судебной практики по переработке таких программных продуктов, как Adobe, 1C, Microsoft Windows не найдено, так как в этом случае, как правило, используются только готовые продукты. К тому же указанные компании распространяют принадлежащее им программное обеспечение преимущественно в форме объектного кода, в то время как для модификации программы необходим доступ к исходному коду.
[1] Использование программного обеспечения без приобретения соответствующих правомочий (заключения лицензионного договора, договора отчуждения, в порядке универсального правопреемства) является нарушением исключительного права (п. 1 ст. 1229, 1301 ГК РФ).
[2] Например, ст. ст. 1272, 1280, 1286 ГК РФ.
[3] В частности, в постановлении СИП от 19 ноября 2013 г. по делу N А40-10750/2013 указывается, что, так как программа для ЭВМ не является ни статичным, ни аудиовизуальным произведением, в связи с чем в действиях ответчика отсутствуют признаки публичного показа программного комплекса «Smeta.ru».
[4] Определение ВАС РФ от 14.09.2012 №ВАС-8654/12 по делу №А32-29617/2017, постановления СИП от 01.07.2015 по делу №А53-37035/2012, от 25.06.2015 по делу №А42-4348/2014, от 05.08.2014 по делу №А63-5004/2013, от 10.04.2014 по делу №А76-13105/2013 и др.
[5] Наряду с этим не было установлено, что системные блоки с программным обеспечением истца не принадлежат ответчику, который на момент рассмотрения дела заключил необходимые лицензионные соглашения с истцом на использование аналогичного программного обеспечения. При этом необходимо отметить спорность данной позиции в корреляции с международным законодательством: Договором ВОИС по авторскому праву право на воспроизведение, как оно определено в ст. 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме. Таким образом, хранение произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением по смыслу ст. 9 Бернской конвенции.
[6] Постановление ФАС Московского округа от 01.04.2010 N КГ-А40/1714-10 по делу N А40-81876/09-27-689, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3.09.2009 по делу N А56-29910/2008 и от 7.05.2009 г. по делу N А56-32809/2008, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 г. N 07АП-5226/10 по делу N А45-29430/2009 и др.
[7] См. постановление СИП от 20.02.2015 г. по делу N А01-161/2014.
[8] См. постановление Верховного суда Удмуртской республики от 16 августа 2012 г. N 4а-325.
[9] пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
[10] пп. 9 п. 2 ст. 1270, ст. 1280 ГК РФ, п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009. Возможность адаптации также закреплена в ст. ст. 5, 6 Директиве ЕС «О защите компьютерных программ» № 2009/24/EC от 23.04.2009.
Подобная норма есть и в законодательстве США (17 U.S.C. para. 117 (a) (1)), которой закреплено действие доктрины «первой продажи» в отношении компьютерных программ, распространяемой на адаптацию.
[11] Разграничение между исключительным правом на переработку и разрешенном законом адаптации описано в американской судебной практике. См., например, Krause v. Titleserv, 402 F.3d 119, 125 (2d Cir. 2005).
[12] Постановление Семнадцатого апелляционного суда от 27.03.2013 № 17АП-13101/2012-ГК по делу № А60-27815/2012 – несмотря на то, что суд сделал вывод о самостоятельном создании программы для ЭВМ ответчика, обнаружение заимствований в уникальных частях кода повлекли признание нарушения исключительного права истца на переработку.
[13] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.08.2014 № С01-679/2014 по делу № А40-164273/2012.
[14] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.11.2013 N С01-207/2013 по делу N А40-10750/2013 — судом установлено совпадение баз данных, но не исследован исходный код программ, из чего можно сделать вывод, что подготовительные материалы при рассмотрении вопроса о нарушении права на переработку практически не учитываются.
[15] Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 N 15АП-14377/2011 по делу N А32-26718/2011 и от 11.012013 N 15АП-15215/2012.
[16] Постановление СИП от 9.12.2014 г. по делу N А40-2668/2014.
Источник: zakon.ru
Виды и типы программ дополнительного образования
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
- актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
- прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
- рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
- реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
- контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
- чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
- коррекция психофизического и умственного развития детей;
- профилактика асоциального поведения детей и подростков
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
- удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
- приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.
* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Типы образовательных программ дополнительного образования детей
Опираясь на существующую практику, Г.Н. Попова выделяет типы программ дополнительного образования детей по признаку «общее — профессиональное»:
1.Общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программы этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.
2.Специализированные программы , направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
3.Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Программы дополнительного образования детей Л. Г. Логинова различает по цели обучения:
Познавательные. Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор.
Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые.
• Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею.
• Программы социальной адаптации. Их цель — освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентации.
• Профессионально-прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
• Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья.
• Программы, развивающие художественную одаренность , направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются:
• Комплексные — программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.
• Интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства.
• Модульные — это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
• Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
Заключение
При всем многообразии программ всегда можно выбрать оптимальную или создать свою, авторскую. Нельзя отбрасывать и саму возможность участия детей и родителей в её составлении, а не просто предлагать уже готовую. Особенность дополнительного образования состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.*
Программа выстраданная, апробированная собственным опытом, является наиболее ценной, как в глазах педагога, так и детей.
Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Организация дополнительного образования детей в школе
Источник: psihdocs.ru
Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Тершукова, Е. И. Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС / Е. И. Тершукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74555/ (дата обращения: 18.12.2022).
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена не только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь — это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только, и даже, не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Реализация внеурочной деятельности школьников невозможна без систематизации, то есть без программы.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, виды и разделы программ внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.
Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т. п.).
Цель внеурочной деятельности — обеспечение условий для реализации школьниками своих интересов, способностей и потребностей, удовлетворение которых невозможно в рамках учебных занятий на основных образовательных дисциплинах.
Внеурочная деятельность ставит перед собой следующие задачи:
— создание пространства для межвозрастного и межличностного общения;
— участие в социально значимых проектах;
— формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
— содействие в определении интересов и способностей, а также помощь в их реализации;
— расширение кругозора на общекультурном уровне;
— укоренение ценностей образования и успешного освоения его содержания;
— вовлечение в личностно значимые творческие виды деятельности.
Реализация внеурочной деятельности школьников невозможна без систематизации, то есть без программы.
Рассмотрим виды программ внеурочной деятельности:
Рекомендация данного вида программы продиктована государственным органом управления образованием и представляет собой пример по тому или иному направлению деятельности в образовательной области. Программа обязана быть обеспечена сертификатом, подтверждающим её соответствие критериям оформления и содержания, которые предъявляются к образовательным программам.
Представляет собой программу, в основе которой лежит типовая программа. Её особенность состоит в том, что она пишется с учётом возраста и уровня развития школьников, нестандартости результатов воспитания и обучения, с опорой на режим и временные параметры осуществления деятельности.
Программа подвергается корректировке самим педагогом и не затрагивает основы организации образовательного процесса, концептуальные аспекты, и традиционные структуры занятий.
В основе авторской программы непременно лежит новизна, актуальность и оригинальность. Может отражать как личный подход методиста к традиционным темам, так и выступать программой преподавания впервые вводимого предмета. Претендуя на авторство, нужно продемонстрировать существенные отличия своей разработки от методики других авторов, решающих похожую проблему. Потому, необходимым условием для успешного внедрения программы является знание о прототипе, относительно которого выявляется новизна.
Данный вид программы должен быть утверждён руководителем образовательного учреждения и рекомендован к использованию методическим советом. Статус авторской программы официально может быть присвоен только вышестоящим органом управления образованием.
В части российских регионов разработчикам программ выдают свидетельство на авторскую программу, которое подтверждает, что разработка действительно является авторской и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности.
Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие разделы:
— методическое обеспечение программы;
— список использованной литературы.
В пояснительной записке должны отображаться чётко сформулированные цели и задачи, а также новизна, актуальность и ключевые отличия данной программы от программ смежного вида деятельности.
Наибольшую ценность здесь представляют авторские «изюминки», делающие программу особенной и оригинальной в рамках данного образовательного учреждения. На данные особенности и стоит сделать акцент в пояснительной записке.
Выполнить тематический план необходимо в виде таблицы.
Подразумевается краткое, но вполне конкретное описание содержания теоретических и практических занятий. Чёткое обозначение ожидаемых результатов, отображение знаний, умений и навыков, приобретение которых планируется в рамках отработки программы.
Также необходимо сформулировать универсальные учебные действия ( коммуникативные.личностные, познавательные, регулятивные).
Методическое обеспечение программы:
— Раскрытие запланированных форм занятий по темам программы;
— Перечень методов и приёмов занятий;
— Оборудование, необходимое для успешной реализации программы;
— Варианты подведения промежуточных и итоговых результатов.
Требования к списку литературы:
- ФИО автора
- Полное название работы
- Место издания
- Издательство (если оно вам известно)
- Год издания.
- Предпочтительное разделение литературы на несколько разделов:
— для родителей (если это актуально).
Рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности школьников
Осваивая материалы новой программы, школьник учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Данный процесс становится предпосылкой воспитания эмоциональной отзывчивости, заботливого отношения к людям, толерантности, сочувствия и переживания. Данные ценности формируют нравственное сознание подрастающего поколения.
- Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» М, «Просвещение», 2010.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М., Просвещение, 2010.
- Мухомедеева Е. Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. М, 2014. № 1.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
- Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. № 1. с. 219–226.
- http://www.centersot.org/oldblog/45.html
- http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/tselevaya-programma- %C2 %ABdukhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchash
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, программа, авторская программа, тематический план, внеурочная деятельность школьников, пояснительная записка, внеурочная деятельность детей, возрастная группа, методическое обеспечение программы, образовательное учреждение.
Источник: moluch.ru
Использование свободных лицензий при создании ПО: проблемные вопросы и риски разработчика (часть 3)
Это третья часть серии, с предыдущей частью вы можете ознакомиться по ссылке.
На практике очень часто право использования программного обеспечения для разработки собственных программ приобретается на основании так называемых свободных лицензий. При этом слово «свободные» не означает, что для программы, распространяемой по такой лицензии, не существует никаких ограничений на ее использование. Определенные ограничения или требования к разработчикам, закрепленные в тексте свободной лицензии, должны учитываться и соблюдаться, в том числе если исходный текст или экземпляр программы были размещены в открытом доступе (например, в общедоступном репозитории на GitHub).
В связи с этим все свободные лицензии в зависимости от содержащихся в них условий принято разделять на две основные группы:
- разрешительные (permissive license)
- взаимныелицензии (reciprocal license, также используется понятие «copyleft»)
В разрешительных лицензиях предоставление лицензиату прав использования программы сопровождается минимумом условий (например, обязанностью указания автора при последующем распространении произведения и включением условий об исключении гарантий и ответственности).
Взаимные лицензии налагают на лицензиата более существенные обязательства, ключевым из которых обычно является обязанность распространять модификации программы на тех же условиях, на каких распространялась исходная программа, либо совместимых с ними (подробнее о совместимости различных взаимных лицензий – далее).
Таким образом, наиболее благоприятным для использования в собственных программах является программное обеспечение, распространяемое на основании разрешительных лицензий, поскольку оно позволяет разработчику самостоятельно определять условия лицензирования созданного им продукта и, в частности, не исключает возможность извлечения прибыли от предоставления права использования созданной программы третьим лицам в удобном для разработчика формате.
Самыми известными разрешительными свободными лицензиями являются Berkeley Software Distribution license (BSD, существует в двух основных версиях – «оригинальной» (BSD-4 Clause) и «модифицированной» (BSD-3 Clause)) и MIT.
Данные лицензии содержат минимум условий и предоставляют пользователю почти полную свободу использования программного обеспечения, распространяемого в соответствии с ними.
В свою очередь, взаимные лицензии (наиболее известными примерами являются лицензии, разработанные Фондом Свободного Программного обеспечения – GNU General Public License (GPL) (Существует несколько версий, новейшей является версия 3.0 (Version 3 /v3)), GNU Affero General Public License (AGPL), GNU Lesser General Public License (LGPL) (Существует несколько версий, новейшей является версия 3.0 (Version 3 /v3)) предоставляют разработчику гораздо меньшую свободу и «отравляют» собой созданную программу, поскольку использование модифицированной программы на условиях, отличных от условий соответствующей взаимной лицензии, будет являться неправомерным.
С учетом изложенного, в случае использования при разработке собственного программного обеспечения программ, распространяемых на условиях свободных лицензий, можно столкнуться с двумя основными проблемами, возникновение которых следует заранее предупредить путем разъяснения разработчикам специфики действия свободных лицензий различных видов.
Первая проблема при использовании свободной лицензии – распространение условий свободной лицензии, действующей в отношении исходного заимствованного фрагмента «чужой» программы, на модифицированную программу, созданную вашим разработчиком.
Данную проблему можно конкретно рассмотреть на примере условий взаимной свободной лицензии GNU General Public License (GPL). Здесь и далее приведены выдержки из новейшей Version 3 в переводе на русский язык (), при этом необходимо иметь в виду, что переводы лицензии с английского языка не признаются официально действительными..
Данная лицензия (рассматривается Version 3) устанавливает в разделах 5 и 6, что модифицированные версии программы, распространяемой на условиях данной лицензии, также должны распространяться на условиях лицензии.
При этом под модификацией программы в силу раздела 0 Лицензии понимается «копирование или адаптация произведения целиком или в части, способом, требующим разрешения правообладателя, за исключением изготовления его точной копии», в связи с чем даже минимальные внесенные в первоначальную программу изменения будут считаться модификацией по смыслу Лицензии.
Таким образом, если ваш разработчик использует при написании программы фрагмент программы распространяемой на условиях GPL, вся ваша программа, будучи, по сути, модифицированной версией первоначальной программы, также подлежит распространению на условиях GPL, что, в частности, налагает ограничение на то, каким образом вы можете распространять копии своей программы и влиять на дальнейшее распространение вашей программы пользователями.
Так, при последующей передаче копий вашей программы в виде исходного текста вы должны:
в силу раздела 4 Лицензии:
- приложить к каждой копии соответствующее уведомление об авторских правах способом, обеспечивающим ознакомление с ним пользователя
- сохранить все уведомления о том, что к тексту применима Лицензия GPL и любые ограничения, добавленные в соответствии с разделом 7 лицензии
- сохранить все уведомления об отсутствии каких-либо гарантий
- предоставить всем получателям вместе с Программой копию лицензии
в силу раздела 5 Лицензии:
- включить в исходный текст уведомления о произведенных вами изменениях с указанием их даты, сделанные способом, обеспечивающим ознакомление с ними пользователя
- включить в исходный текст уведомления о том, что модифицированная программа распространяется на условиях настоящей Лицензии, а также об условиях, добавленных в соответствии с разделом 7, сделанное способом, обеспечивающим ознакомление с ним пользователя
Кроме того, согласно разделу 4 Лицензии вы вправе взимать плату за каждую копию, которую вы передаете (в том числе путем предоставления ссылки на скачивание копии программы с распространяющего сайта), или распространять копии бесплатно; также вы можете предложить поддержку или гарантию за отдельную плату.
Однако, обратите, пожалуйста, внимание, что аналогичное право будут иметь и все пользователи вашей программы, и вы, например, не сможете пресечь распространение копий вашей программы бесплатно, если какой-либо пользователь решит осуществить его, независимо от того, за плату вы сами распространяете копии или бесплатно. Из положений Лицензии GPL (как рассматриваемой Version 3, так и более ранних версий 1 и 2, неофициальный перевод на русский язык) следует, что соответствующие действия охватываются объемом разрешенного использования программы и не требуют дополнительного согласования с правообладателем.
Аналогичные условия применяются в соответствии с разделом 6 Лицензии и при распространении копий программы в форме объектного кода. Раздел 6 лишь конкретизирует формат, в котором вы должны будете предоставить исходный текст вашей программы пользователю.
Отдельно также следует отметить, что наложение на пользователей вашей программы дополнительных обязанностей, не предусмотренных Лицензией GPL, прямо запрещено разделом 10 Лицензии. Вы, в свою очередь, также не можете нарушать условия Лицензии при использовании заимствованной программы, даже если на вас наложены обязанности (будь то по решению суда, договору или иным способом), которые противоречат условиям Лицензии GPL (это следует из раздела 12).
Таким образом, использование в вашей программе, по сути, любого фрагмента иной программы, распространяемой на условиях GPL лицензии, будет оказывать значительное влияние на ваши правомочия по дальнейшему распространению вашей программы, в том числе в части получения прибыли от реализации вашей программы пользователям.
В связи с этим, если это не соответствует вашим интересам, ваши работники должны воздерживаться от заимствования фрагментов программ, распространяемых на условиях GPL лицензии, а равно любых иных взаимных лицензий.
Разрешительные свободные лицензии, напротив, не налагают на пользователя программы, распространяемой на их условиях, таких серьезных ограничений. Так, например, условия лицензии BSD-3 Clause устанавливают , что при использовании копии программы (в том числе при ее переработке и дальнейшем распространении производной программы в любой форме (как исходного текста, так и объектного кода)) необходимо сохранить в тексте исходного кода или документации, прилагаемой к версии модифицированной программы в форме объектного кода, уведомление об авторских правах, а также список условий распространения и дисклеймер об отказе от ответственности, содержащиеся в лицензии. Иные условия использования и распространения переработанной программы разработчик может устанавливать самостоятельно.
В то же время, возвращаясь к вопросу о распространении условий лицензии GPL на производные программные продукты, следует заметить, что необходимо учитывать и существующую позицию Фонда Свободного Программного обеспечения относительно добавления к первоначальной программе дополнительных модулей:
«Когда программа и ее внешние модули считаются единой комбинированной программой? ( #GPLPlugins )
Это зависит от того, как главная программа вызывает свои внешние модули. Если главная программа использует для этого fork и exec и они завязывают тесное общение через сложные структуры данных, общие или передаваемые туда и обратно, то они становятся единой комбинированной программой. Когда главная программа использует для вызова внешних модулей просто fork и exec, не завязывая тесного общения с ними, внешние модули остаются отдельными программами.
Если главная программа динамически компонуется с модулями и они вызывают функции друг из друга и разделяют общие структуры данных, мы убеждены, что они формируют единую комбинированную программу, которая должна рассматриваться как расширение и главной программы, и модулей. Если главная программа динамически компонуется с модулями, но взаимодействие между ними ограничено вызовом “главной” процедуры модуля с какими-то параметрами и ожиданием результата, то это предельный случай.
Применение общей памяти для обмена сложными структурами данных вполне эквивалентно динамическому связыванию»
C учетом данной позиции и дополнительных разъяснений Фонда Свободного Программного обеспечения, если главная (заимствованная) программа и разработанные вами модули составляют комбинированную программу, то это значит, что вы должны выпускать модули на условиях Лицензии. Если же архитектура вашей модификации позволит прийти к выводу о том, что разработанный вами модуль является отдельным от первоначальной программы, то право использования ваших модулей может предоставляться пользователям на условиях, отличных от Лицензии GPL.
Отдельно также отмечаем, что внесение изменений в файл конфигурации компьютерной программы не является действием, в результате которого происходит ее модификация, то есть внесение творческого вклада и создание производного произведения, поскольку сами по себе данные, содержащиеся в файлах конфигурации, и вносимые в них изменения являются «незначительными и не защищаются авторским правом», а вносимые изменения «явно ниже порога оригинальности».
Более того, исходя из буквального толкования положений Лицензии GPL, представляется, что внесение изменений в файл конфигурации первоначальной программы не является ее модификацией (внесением в нее изменений) в соответствии с Разделом 0 Лицензии, так как в нем предусмотрено, что «внесение изменений» в произведение означает копирование или адаптацию произведения целиком или в части, способом, требующим разрешения правообладателя , за исключением изготовления его точной копии.
При этом внесение изменений в настройки в файле конфигурации, на наш взгляд, входит в объем разрешенного использования программы, предусмотренный разделом 2 Лицензии, и не требует разрешения правообладателя, если указанные действия необходимы для того, чтобы пользователь программы мог запустить ее, и это прямо вытекает из функционала программы .
Продолжение следует, будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях!
Алексей Переверзев, Младший юрист Semenovhttps://vc.ru/legal/121305-ispolzovanie-svobodnyh-licenziy-pri-sozdanii-po-problemnye-voprosy-i-riski-razrabotchika-chast-3″ target=»_blank»]vc.ru[/mask_link]