Вид программы модифицированная что это
optimizator » 11 сен 2013, 14:20
Предположим, есть лицензиат в отношении программы для ЭВМ. У него в лицензии есть способ использования «переработка», т.е. он может переработать (модифицировать) программу.
1) Модифицированная программа — это ведь производное произведение — новая программа, новый объект?
2) Лицензиат заказал переработку подрядчику. Допустим, по договору на разработку исключительное право на переработанную программу возникнет у заказчика. Или переработка — это не та разработка, что в ст. 1296 ГК?
Означает ли это, что вот был всего лишь лицензиат, а потом он вдруг стал правообладателем, немного модифицировав чужую программу? Разрешение на переработку легко делает лицензиата правообладателем в отношении чужой программы? Или я что-то не так понимаю?
Re: Переработка программы и исключительное право
Selivanov » 18 сен 2013, 13:35
Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (пп.9 п.1 ст.1270 ГК РФ).
Такой Версии WhatsApp в Play Store НЕТУ / МОДИФИЦИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ
Ст.1296 на мой взгляд касается не только создания с нуля, но и модификации программных продуктов по заказу.
Однако далеко не всякая модификация ПО создает новый объект авторских прав и соответственно влечет передачу на него исключительных прав заказчику.
Как известно, программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения. К объектам авторских прав равным образом относятся, производные произведения. т.е. результаты их переработки (ст.1259 ГК РФ).
До передачи прав по договору заказа они возникают у автора, а затем разработчика. На основании п.1 ст.1260 ГК РФ автору производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.
Модификация ПО осуществляется как правило путем изменения ее исходного текста либо состава включаемых в программный комплекс модулей.
Авторские права распространяются на часть произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 ст.1257 ГК РФ.
Таким образом если результаты переработки не имеют самостоятельного характера, нельзя вести речь о возникновении нового объекта авторских прав и как следствие отдельного исключительного права на него.
ИМХО, если ПО не изменено в части функциональности, имеющей самостоятельное и существенное значение, производный объект не возникает.
Кроме того, если по заказу разрабатывался отдельный модуль к программе, то заказчик не может претендовать на возникновение у него исключительного права на весь программный комплекс.
- Личное сообщение
- Сайт
Re: Переработка программы и исключительное право
Mariya » 03 май 2014, 02:47
Подскажите, пожалуйста, каким пунктом в каком НПА можно доказать Ваше последнее предложение, что при разработке модуля не переходят права на весь продукт? У нас следующая ситуация. Мы- разработчики одной программы с исходным кодом. Под каждого заказчика с учетом индивидуальных требований почти процентов на 60-70 исходный код переписывается, но основа остается.
Затем в процессе эксплуатации заказчики, каждый в разной мере и виде, запрашивают разработку дополнительных модулей. Практически у всех заказчиков суть запроса идентична, но под каждого заказчика прописывается индивидуальные формы( рамка зеленая, желтая;кнопка круглая, квадратная-образно).
Каждый заказчик называет в договоре модифицированное наше ПО по-своему, но обязательно в договоре присутствует ссылка на наш первоисходный продукт. Со всеми заказчиками мы работали по схеме: мы -правообладатели, передаем неисключительные право, на модули в том числе, модули -доработка. Один из клиентов настаивает, что при разработке модуля результатом таких доработок является полностью новый продукт, отличный от полученного нами по лицензионному договору, и что как заказчику, ему принадлежат исключительные права на обновленный продукт. Мы считаем это неверной позицией, или мы заблуждаемся? Заранее спасибо.
Re: Переработка программы и исключительное право
Selivanov » 05 май 2014, 10:52
Смотрите п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009
Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ).
Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных, то есть любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Т.е. в результате модификации ПО создается новая версия, рассматриваемая в качестве производного произведения. При этом на всякое самостоятельное произведение возникает отдельное исключительное право.
- Личное сообщение
- Сайт
Источник: www.it-lex.ru
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа – утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
— По уровню усвоения
Общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предлагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программы этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.
-По целям обучения:
Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Познавательные. Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые.
Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею.
Программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций.
Профессионально-прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья.
Программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности.
— По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются на:
Комплексные – программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.
Интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства.
Модульные – это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Источник: studopedia.ru
Виды образовательных программ: описание, особенности и классификация
Разные виды образовательных программ направлены на формирование культуры личности, ее успешной адаптации к жизни в обществе. При этом у школьников создается база для правильного подбора и освоения профессии.
Учебные программы
Виды образовательных программ школы включают в себя:
- дошкольное;
- общее начальное;
- основное общее;
- полное (среднее) образование.
Предназначение профессионального образования
Такие виды образовательных программ способствуют последовательному повышению общеобразовательного и профессионального уровня подготовки специалистов определенной квалификации.
Они включают несколько ступеней:
- начальное;
- среднее;
- высшее;
- послевузовское профессиональное образование.
Обязательный минимум
Все виды образовательных программ содержат перечень тех умений и навыков, которыми должны овладеть школьники или студенты после завершения курса. Нормативные сроки реализации учебных программ устанавливаются типовыми положениями об образовательных программах, базовыми законами, ФГОС нового поколения.
Классификация
Все виды образовательных программ делят на основные и дополнительные. Основным отличием между ними являются образовательные стандарты. Любые виды дошкольных образовательных программ направлены на удовлетворение различных образовательных стремлений личности. Именно такие программы взаимосвязаны с образовательными услугами.
Есть и определенные виды адаптированных образовательных программ, предназначенных для детей, имеющих ограничения по здоровью.
В пояснительной записке указываются основные виды деятельности образовательной программы, варианты проверки знаний и навыков, требования к выпускникам.
В основном подобные программы применяются во внеурочной деятельности. Они предназначены для углубленного изучения каких-то отдельных тем.
Среди новых веяний в системе образования – виды образовательных программ для детей, направленные на вовлечение подрастающего поколения в проектную и исследовательскую деятельность.
Программа клуба «Поиск»
Она предполагает выявление, работу с одаренными школьниками, направлена на максимальное раскрытие и формирование будущей научной элиты с учетом индивидуально-топологических особенностей личности. Ребята, вовлеченные в данную дополнительную образовательную программу, получают навыки работы с научными материалами, учатся формулировать проблемы исследования, определять задачи работы, выявлять оптимальные методики для работы, разрабатывать собственные проекты. В рамках деятельности в клубе «Поиск» школьники получают также навыки ведения научной дискуссии.
Учитывая, что работа по данной дополнительной программе ведется в индивидуальной и групповой форме, наполняемость группы не превышает 15 человек.
Курс рассчитан на 69 часов, предназначен для обучающихся 9-11-х классов. В программе предполагается три основных этапа:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Среди отличительных особенностей курса можно отметить:
- большой научный диапазон;
- обеспечивает развитие индивидуальности для каждого ребенка;
- допускает применение различных видов информационных источников: справочников, пособий, журналов, статей;
- приоритетной в программе является самостоятельная исследовательская работа, преподаватель выступает в роли консультанта;
- возможность предоставления результатов исследования на конференциях и конкурсах регионального и федерального уровня.
Основной целью программы является создание условий в рамках дополнительного образования для формирования всесторонне развитой личности, адаптированной к информационным возможностям ИКТ, а также развитие коммуникативных навыков.
Среди требований, которые предъявляются к членам клуба «Поиск»:
- умение самостоятельной организации, проектирования исследования или проекта;
- обработка и систематизация результатов;
- формулирование выводов по результатам проведенной работы;
- овладение навыками экспериментальной деятельности.
На подготовительном этапе школьники знакомятся с теоретическими аспектами научной и исследовательской работы в области естественных наук: выбором и постановкой проблемы, методики сбора и обработки результатов.
Основной этап программы посвящен изучению конструирования исследования, выдвижению гипотезы, определению программы работы. Участники клуба сначала изучают теоретические аспекты, касающиеся проектной и исследовательской работы, затем отрабатывают их на практике, занимаясь собственными работами.
Преимуществом данной дополнительной образовательной программы является создание оптимальных условий для формирования личности, обладающей активной гражданской позицией.
Специфика авторских программ
Их отличительными характеристиками являются логика построения курса, глубина теоретических и практических вопросов, затрагиваемых автором. Такие программы должны быть утверждены в порядке, установленном в образовательном учреждении. Сначала авторский материал рассматривается на методическом объединении педагогов, затем его утверждает директор образовательного учреждения. Если курс рассчитан на преподавание для обучающихся разных школ, в таком случае программа рассматривается на районном (региональном) уровне.
Модифицированные программы
Во многих российских образовательных учреждениях используют два варианта учебных программ: авторские и типовые. В некоторых гимназиях, лицеях также есть личностно-индивидуальные авторские методики, составленные учителями-новаторами, профессионалами своего дела.
Алгоритм составления
Примерные (типовые) программы предполагают базовый, общий круг навыков, знаний, умений, систему научных мировоззренческих идей, перечисление важнейших приемов и средств обучения, индивидуальных для каждого предмета.
Именно типовые программы содержат национально-региональный компонент, соответствуют требованиям ФГОС, учитывают методические возможности учителей, техническое, информационное обеспечение, уровень подготовленности школьников.
Варианты классификации
В настоящее время принято подразделять программы по виду на следующие группы:
- познавательные, дающие углубленные знания по определенной учебной дисциплине, способствующие развитию интеллектуальных способностей школьников;
- прикладной направленности, связанные с выявлением и последующим развитием творческих способностей школьников;
- проектного вида, связанные с формированием навыков проектной и исследовательской работы;
- социальной адаптации, позволяющие осваивать и формировать положительный социальный опыт;
- спортивные и оздоровительные, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- развития художественной одаренности, позволяющие формировать творческое воображение, фантазию, наблюдения, умения изображать, описывать окружающий мир.
Заключение
Среди того многообразия образовательных методик, представленных в настоящее время в российском образовании, педагоги имеют право выбирать те, которые, на их взгляд, оптимально подходят для конкретной целевой аудитории, в полной мере учитывают индивидуальные особенности обучающихся, уровень их интеллектуального и физического развития.
Все виды основных образовательных программ должны содержать пояснительную записку, тематическое планирование, подобный перечень всех умений и навыков, что должны быть сформированы у школьников после завершения курса обучения.
После модернизации отечественного образования у педагогов появилось право использовать не только традиционные (типовые), но и авторские методики.
Источник: businessman.ru
Ознакомительная образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
Программа предназначена для работы в дополнительном образовании.Для детей 7-12 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомительная образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
Директор МБОУ ДО ЦТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Занимательная биология »
(указывается наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 3 месяца(48ч.)
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Вид программы: модифицированный
(типовая, модифицированная, авторская)
Зинченко Екатерина Владимировна —
педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………3-4
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………4-5
1.3 Учебный план. Содержание учебно-тематического плана…………..5-6
1.4 Планируемые результаты………………………………………………6
2. Комплекс организационно — педагогических условий
2.1 Календарный учебный график…………………………………………7-10
2.2 Условия реализации программы ……………………………………….10
2.5 Методические материалы ………………………………………………10-11
Приложение № 1 План воспитательной работы …………………………..12
Введение. Данная программа может быть полезна для формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе. Кроме этого вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия и курса.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» — естественнонаучная.
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность программы в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации, у учащихся возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности подростков, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она даёт большую практическую составляющую в виде опытов и исследований, развивает коммуникативные качества личности подростков и даёт возможность проявить их в созидательной деятельности со сверстниками и педагогом.
Эта программа выполняет несколько функций:
- Наборы картинок в соответствии с тематикой.
- Натуральные объекты
- Гербарии
- Коллекции
- Комплекты микропрепаратов
- Микроскоп
- Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
- Лупа ручная
- Компьютер
- Настенная доска
- Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». — Режим доступа: www.km.ru/ education
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ
- Вся биология — http://www.sbio.info
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества ПЛАН воспитательной работы в объединении «Живая планета» на 2018 — 19 учебный год
№ | месяц | Наименование мероприятия | Форма проведения |
1. | сентябрь | Родительское собрание. | собрание |
2. | сентябрь | Мы выбираем жизнь! | беседа |
3. | октябрь | Земляки – ветераны ВОВ. | беседа |
4. | ноябрь | Что такое толерантность? | круглый стол |
Источник: kopilkaurokov.ru
Вид программы модифицированная что это
Образовательная (учебная) программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.
Образовательные программы, по которым ведётся обучение, очень разнообразны. Существует несколько оснований, для разделения программ на типы и виды.
Все программы можно разделить на два типа: программы общего образования и программы профессионального образования. Внутри каждого типа программы подразделяются на виды по ступеням обучения.
Программы общего образования делятся на…
— программы дошкольного образования;
— программы начального образования;
— программы основного образования;
— программы полного (среднего) образования;
— программы дополнительного образования.
Среди программ профессионального образования выделяются…
— программы начального профессионального образования;
— программы среднего профессионального образования;
— программы высшего профессионального образования;
— программы послевузовского профессионального образования;
— программы дополнительного профессионального образования.
Учебные программы, рассчитанные на детей школьного возраста, подразделяются на типовые (примерные) и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и науки и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.
Выделяются также модифицированные (адаптированные) образовательные программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми (примерными), но составленные с учётом конкретных условий их реализации.
Образовательные программы подразделяются также на основные и программы дополнительного образования (программы курсов по выбору, факультативов, кружков и т.д.).
В свою очередь, программы дополнительного образования по уровню освоения могут быть общеразвивающими, специализированными или профессионально ориентированными. Общеразвивающие образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе. Специализированные программы направлены на выявление и развитие способностей детей, формирование знаний и умений в определённом виде деятельности. Профессионально ориентированные помогают детям определиться в выборе профессии.
Особую группу составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.
Ещё один вид образовательных программ – программы дистанционного образования, отражающие специфику этого способа организации учебного процесса.
Некоторые образовательные программы носят междисциплинарный характер. По структурным особенностям среди них можно выделить следующие виды:
— комплексные – объединяющие отдельные области, направления, виды деятельности;
— интегрированные – рассчитанные на изучение нескольких отраслей, объединённых общей идеей, общим свойством (например, программы полихудожественной направленности);
— модульные — состоящие из нескольких самостоятельных блоков; каждый блок обладает целостностью, устойчивостью, состав и последовательность блоков в программе может варьироваться.
Образовательные программы могут различаться по структурному способу изложения учебного материла. Существует три основных структурных способа: линейный, концентрический и спиральный (см. рисунок).
При линейном способе материал изучается последовательно: от раздела к разделу, от темы к теме. Обращение к предыдущему материалу осуществляется эпизодически, как повторение изученного для обеспечения прочности обучения или для подготовки к усвоению нового материала.
При концентрическом изложении материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях. На рис. 4. показано, что материал каждой предыдущей темы входит в последующие. При этом тема 1 может изучаться, например, в 5 классе, тема 2 — в 6-м, тема 3 — в 7-м, а тема 4 — в 8-м.
Особенность спирального способа изложения материала в образовательной программе состоит в том, что при последовательном изучении материала выделяются ключевые идеи, вопросы, проблемы (на рисунке – «сквозные» темы), которые раскрываются при изучении различных тем, постепенно усложняясь на каждом новом витке спирали.
В качестве ещё одного способа структуризации учебного материала выделяется разветвлённый способ. Суть этого способа в том, что для достижения учебной цели предусматривается несколько альтернативных путей. Таким образом, разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации.
- Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
- Возможности использования домино в развитии дошкольников
- Игра как современная педагогическая технология на уроке истории
- К вопросу об инновационном характере обучения школьников истории
- Интеграция ребенка в новый класс на разных этапах обучения
Источник: si-sv.com