Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
4) специфику школы.
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
Структура основной образовательной программы начального общего и основного общего образования
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
Виды образовательных программ в начальных классах.
Дидактическая система Л.В* Занкова
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии
• Урок имеет гибкую структуру. • На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации. • Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. • Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Д«Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.
Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.
Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания,сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х — 90-х годах XX столетия.
Основные принципы
• дедукция на основе содержательных обобщений; • содержательный анализ; • содержательное абстрагирование; • теоретическое содержательное обобщение; • восхождение от абстрактного к конкретному; • содержательная рефлексия.
Ход обучения
Особенности технологии
• Отрицание концентрического построения учебных программ. • Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе. • Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер. • Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. • Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. • На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение.
Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
— принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; — преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; — моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах; — преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
— построение системы частных задач, решаемых общим способом; — контроль за выполнением предыдущих действий; — оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
• Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. • Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Гармония
Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова
Авторы комплекта:
• доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина (математика);
• кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык);
• кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);
• кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);
• доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовое обучение).
В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
В числе этих мер следует назвать:
• логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;
• способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;
• систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В.
Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
«Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта.
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ ‘ШКОЛА 2000. ‘ — ‘ШКОЛА 2100’
Л. Г. ПЕТЕРСОН, Р.Н. БУНЕЕВ,
Учебно-методический комплект ‘Школа 2000. ‘ — ‘Школа 2100’ включает в себя:
1) учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г. Петерсон,
2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной, А.А. Вахрушева,
Источник: megalektsii.ru
Виды образовательных программ: общеразвивающая, профессиональная, дополнительная, поствузовская, по специализациям, индивидуальная, адаптированная, коррекционная, инклюзивная и пр.: что, где, когда?
Любое обучение – процесс тщательно спланированный и цел ориентированный, учитывающий массу факторов. Поэтому для каждого вида деятельности в зависимости от возможностей учебного заведения и специфики направления подготовки действует конкретный набор предметов, видов обучения и пр. Все это в одной связке укладывается в категорию «образовательная программа».
Сегодня мы расскажем об их существующих видах. Ранее наши специалисты уже описали небольшую часть образовательных программ. Поэтому сегодня мы уделим внимание не упомянутым разновидностям.
Любое обучение – процесс тщательно спланированный и цел ориентированный, учитывающий массу факторов. Поэтому для каждого вида деятельности в зависимости от возможностей учебного заведения и специфики направления подготовки действует конкретный набор предметов, видов обучения и пр. Все это в одной связке укладывается в категорию «образовательная программа». Сегодня мы расскажем об их существующих видах.
Ранее наши специалисты уже описали небольшую часть образовательных программ. Поэтому сегодня мы уделим внимание не упомянутым разновидностям.
Классификация образовательных траекторий обучения по уровням образования
Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 16. Образовательные программы
1. Образовательные программы подразделяются на образовательные программы основного образования, образовательные программы дополнительного образования и образовательные программы специального образования.
2. Образовательные программы основного образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.
3. Образовательные программы дополнительного образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
4. Образовательные программы специального образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
7. Образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, реализуются по специальностям, направлениям специальностей, специализациям при условии открытия подготовки по ним. Образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов реализуется по профилям образования, направлениям образования при условии открытия подготовки по ним. Порядок открытия подготовки по профилям образования, направлениям образования, специальностям, направлениям специальностей, специализациям устанавливается Правительством Республики Беларусь. Профили образования, направления образования, специальности, направления специальностей, специализации определяются в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации».
8. Образовательные программы послевузовского образования реализуются по специальностям, соответствующим номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Порядок открытия подготовки по специальностям для получения послевузовского образования устанавливается Правительством Республики Беларусь.
9. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, определяемым настоящим Кодексом и положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.
10. Образовательные программы основного образования, за исключением образовательной программы дошкольного образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательные программы специального образования подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом.
Статья 1 . 14 15 16 17 18 . 295
Источник: kodeksy-by.com