Вид наблюдения который не имеет заранее установленных рамок и программы и процедуры проведения

Метод наблюдения в психологии исторически является одним из самых старых научных методов и на первый взгляд наиболее простых. Наблюдение – это преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Наблюдение является методом, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни (житейское наблюдение), имеют ряд существенных различий.

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Научное наблюдение также отличается организованностью, предполагает четкий порядок проведения и фиксацию результатов в специальном дневнике.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. В результате житейских наблюдений формируются житейские понятия. Это те понятия, которыми пользуются люди в повседневном языке и в обыденном общении. От научных понятий житейские понятия отличаются меньшей определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок и слабой операциональностью.

▽ Какие невероятные изобретения создал человек. Документальный фильм

Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.

В современной психологии мы исходим из единства внешнего и внутреннего. Поэтому речь здесь идет не о совместном применении наблюдения как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимном переходе друг в друга.

С помощью наблюдения изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика и жесты.

Психолога как исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний.

Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Кроме того, наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно. Исследователь должен убедиться в характерности, типичности того или иного свойства. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека. Анализ характера ошибок, причин их возникновения позволяет наметить реальные пути их устранения.

Основным условием научности наблюдения является его объективность, которая обеспечивается контролем либо повторным наблюдением, либо применением других методов исследования (например, эксперимента). Для повышения объективности наблюдения часто используют дополнительно различные технические средства регистрации: фото-, кино-, видеосъемку, аудиозаписи.

Современные требования контроля качества мед. деятельности и качества оказания услуг во фтизиатрии

Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком или за отдельным работником, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в различных условиях, например в трудовом коллективе, группе детского сада или в школьном классе.

Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют исследователя. Другим недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.

Наблюдения бывают нескольких видов:

· стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой);

· свободное (не имеющее заранее установленных рамок);

· включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);

· невключенное (исследователь наблюдает за деятельностью, которую он изучает);

· внешнее (наблюдение за человеком со стороны);

· скрытое (примером может служить телепередача «Скрытая камера»);

· внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами).

Дадим характеристику указанных видов наблюдения. Рассмотрим вначале стандартизированное и свободное наблюдения.

Стандартизированное наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии и предполагает следующие необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксацию результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверку гипотезы в последующих наблюдениях.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов.

Чаще всего свободное наблюдение применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования.

Включенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником событий и тех процессов, за которыми ведет наблюдение. Сам психолог на время становится активным участником того процесса, за которым ему нужно вести наблюдение, и фиксирует его как бы изнутри. Метод включенного наблюдения используется в тех случаях, когда, например, требуется изучить психологию поведения и взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдения извне, со стороны: замкнутых преступных групп, религиозных сект и других закрытых объединений людей.

Однако, если под влиянием личного участия психолога его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше использовать другие виды наблюдения, например невключенное.

Говоря о включенном наблюдении, в нем можно выделить полное включенное наблюдение и простое включенное наблюдение.

При полном включении наблюдение проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие психолога неизвестны наблюдаемым. Он вступает в коллектив или группу и принимает участие в его деятельности наравне с другими.

При простом включенном наблюдении исследователь выбирает для себя нейтральную позицию. Не принимая активного участия в групповой деятельности, психологу следует помнить, что любое новое лицо своим присутствием вносит в его деятельность определенные нарушения, которые могут исказить картину его повседневной деятельности. Поэтому иногда рекомендуется на несколько дней приостановить наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку другими глазами. Степень участия включенного наблюдателя в исследуемой ситуации во многом определяется характером самого психологического исследования и его задачами.

Чаще всего в психологии используется внешнее наблюдение. Для психолога внешнее наблюдение – это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, а также психических особенностей. По внешним проявлениям психолог судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии учебного материала, об отношениях со сверстниками, взрослыми и т.д. Однако психолога интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей.

В ряде случаев используется скрытое наблюдение, при котором наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним ведется наблюдение. Метод скрытого наблюдения применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблюдают. К примеру, если человек знает, что за ним наблюдают, то он будет вести себя иначе, чем в том случае, когда ему известно, что его никто не видит. Для возможности скрытого наблюдения могут использоваться магнитофон, видеокамера, а также зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем наблюдают). Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения детей, их индивидуальные и совместные игры.

Читайте также:
Программа которая изменяет предложения

С наблюдением связан и метод самонаблюдения. Самонаблюдение является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод самонаблюдения можно использовать как дополнительный и как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Так, сведения о качественной стороне психических явлений даются только самонаблюдением.

Что значит различать тон, видеть зеленый, желтый и другие цвета, думать, гневаться, стыдиться или желать и хотеть – все это превосходно известно нам из самонаблюдения. Кому какое-либо душевное состояние не дано в нем самом, тот ни из каких других источников не пополнит своего знания. Слепорожденный и глухонемой не могут на основе внутреннего опыта познать цвета и звуки.

Знание всего этого образовалось вследствие долгого наблюдения над самим собой, наблюдением того, какие душевные состояния и как выражались в слове.

В процессе наблюдения важным профессиональным качеством психолога является его наблюдательность. Так, некоторые специалисты ведут дневники наблюдения. К примеру, на основе своих дневников А.С.Макаренко была написана «Педагогическая поэма».

Следует отметить, что метод самонаблюдения, помимо преимуществ, обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.

Источник: studopedia.org

Методы исследования: наблюдение
статья на тему

Статья об одном из методов исследования-наблюдении-содержит материал о видах наблюдения, плюсах и минусах его использования в исследовательской деятельности, примеры использования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»

Методы исследования :наблюдение

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой .

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые

явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:

• слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;

• много не учитываемых условий;

4. Трудность статистической обработки.

В исследовательской деятельности могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда исследователь может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Не включенное (непричастное, стороннее)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Регулярное наблюдение в течение определенного периода.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности , доступные для максимально подробного наблюдения.

Обращается внимание лишь на определенные параметры. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины.

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных путем прямого наблюдения со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне.

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Наблюдение проводится непосредственно исследователем. Фиксация результатов наблюдения может быть отсрочена. В этом случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов

Посредством наблюдательных приборов и средств фиксации

К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения, средства фиксации и т.д.

Полевое Полевые наблюдения применяются в основном для изучения поведения объекта в его нормальной среде, обстановке.

Лабораторные наблюдения осуществляются путем создания для объекта искусственной среды близкой к действительным условиям его поведения.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты. .

Читайте также:
Результат оптимизации программы это

Составляющие метода наблюдения:

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;

система категорий и оценочных шкал;

магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

Таким образом, для научного наблюдения характерны:

1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).

2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).

4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Определить задачу и цель наблюдения

Выбрать объект, предмет и ситуацию

Выбрать способ наблюдения:

— менее влияющий на исследование объекта;

Выбрать способ регистрации

Как вести запись?

Полученную информацию обработать и объяснить

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение — процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

· записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;

· делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

· предметом, задачей и чистотой исследования;

· наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;

· наличием технических средств (видео и пр.);

· повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;

· записывать только факты, а не их истолкование;

· все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

Пример протокола наблюдения:

Использование метода наблюдения:

  • Задания по биологии:

Проведите наблюдение за

развитием моркови: от посева семян до образования плодов. Выясните, в каких условиях нуждается данное растение: на какую глубину заделывают семена, как влияет температура, влажность, освещенность на рост и развитие растения, какие агротехнические приемы используют при его выращивании».

за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

  • Уроки русского языка с использованием метода наблюдения:

Конспект урока русского языка во 2 классе “Орфографические задачи, которые легко решить”

  • Ведение дневника наблюдения (пример)
  • Как вести дневники наблюдения (рекомендации)

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.

3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Советы по проведению полевых наблюдений:

Оденьтесь в соответствии с обстановкой, будьте вежливы ко всем присутствующим.

Заранее подумайте, что для вас интересно, но будьте готовы к неожиданным ситуациям.

Если вы проводите наблюдение в закрытом пространстве, будьте готовы объяснить, чем вы занимаетесь и с какой целью. Честно отвечайте на вопросы.

Гарантируйте людям анонимность и конфиденциальность информации.

Укажите в заметках дату, время, место и свое имя.

В начале заметок сделайте схематическую зарисовку места наблюдения.

Записывайте только то, что видите и слышите. Не делайте преждевременных выводов, пока не получите полную информацию.

Заранее придумайте сокращенные обозначения для объектов наблюдения.

Рекомендации по безопасному проведению полевых исследований методом наблюдения

Планирование безопасных полевых исследований

Свяжитесь с контактным лицом по месту проведения исследования и сообщите данные о количестве учащихся, времени проведения и характере исследования.

Позаботьтесь о том, чтобы работа проходила на открытой, хорошо освещенной территории.

Сообщите родителям о мероприятии, в том числе о целях и задачах работы.

По возможности посетите место проведения исследования заранее, в то время суток, когда там окажутся учащиеся, и отметьте для себя возможные проблемы.

Сообщите учащимся о возможных источниках угроз, таких как замкнутые или небезопасные территории в районе сбора данных.

Не просите учеников идти на контакт с незнакомыми людьми в неподготовленной ситуации.

Что нужно и не нужно делать во время полевых исследований

Поставьте родителей или ответственных лиц в известность о том, куда вы направляетесь и когда вернетесь.

Всегда берите с собой товарища.

Если на месте вас ожидает встречающий, представьтесь ему и сообщите, когда собираетесь уходить.

Собирайте данные только в общедоступных, хорошо освещенных местах.

Будьте вежливыми со всеми, когда собираете информацию.

Соблюдайте все местные правила, устные и письменные инструкции, обращайте внимание на предупреждения.

Читайте также:
Как работать в программе libreoffice calc

Не совершайте рискованных поступков: не бегайте по неровной местности, не подходите близко к уступам и обрывам, не заходите на опасную территорию (в переулки, пещеры, ущелья).

Не встречайтесь с незнакомыми людьми на частной территории.

  • · Методы исследования-наблюдение http://www.kmariinka.ru/index.php?option=com_k2id=124:%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • · Наблюдение: метод исследования в психологии http://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie_dvoe_zn__metod_issledovaniya_v_psihologii
  • · Тематический тренинг Intel «Элементы» «Критическое мышление»

Источник: nsportal.ru

Методы психологического исследования.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработке практических рекомендаций.

Явления психологии настолько сложны и многообразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.

Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее);

Опрос (устный, письменный, стандартизованный);

Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест);

Эксперимент (естественный, лабораторный);

Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно не посредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять объект или предмет наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека. Однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат на проведение исследования.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов. По ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основании того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у испытуемого изучаемого качества.

Положительная сторона. Применимы к людям разного возраста, принадлежащим к разным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт.

Недостаток: Испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты.

В случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя, тогда применяются Проективные тесты.

В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек, склонен приписывать другим людям. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования – в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента – позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего.

Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.

Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Результаты естественного эксперимента не все­гда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степе­ни соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяют­ся, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как пра­вило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru