Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:
1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);
2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);
3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).
Заметим, что образовательную организацию законодатель определяет исключительно как некоммерческую организацию. При определении же организации, осуществляющей обучение, и индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, такого ограничения не установлено. Иными словами, они могут осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.
Основные виды деятельности ФГБУ «ФЦТ»
Обратим также внимание на изменение в терминологии законодательства об образовании, касающееся субъектного состава образовательных правоотношений. В Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» субъект образовательных правоотношений, осуществляющий образовательную деятельность в качестве основной деятельности, назывался образовательным учреждением (ст. 12 Закона РФ 1992 г. «Об образовании»). В Федеральном законе 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» лицо, осуществляющее образовательную деятельность в качестве основной деятельности, называется образовательной организацией, так как «учреждение» не является единственной организационно-правовой формой для такого субъекта. В соответствии с ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона такой субъект образовательных правоотношений может быть создан в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не только в форме учреждений (см., например, письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» ).
Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели в совокупности образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).
Организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 31 комментируемого Закона, к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, загранучреждения Министерства иностранных дел РФ и иные юридические лица.
Справочник номенклатурные группы, а другими словами виды деятельности
Так, научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации (дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях) осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 («Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации») комментируемого Закона.
В соответствии со ст. 32 комментируемого Закона индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей распространяются права, обязанности и ответственность образовательных организаций. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации составляют предмет статьи 28 комментируемого Закона.
Данная позиция содержится не только в комментируемом Законе, а также в актах Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 «О направлении разъяснений» отмечается, что в соответствии в ч. 2 комментируемой статьи на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации[1].
Что касается обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, то на них распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся и педагогических работников образовательных организаций.
Права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников закреплены в ст. ст. 46 — 48 комментируемого Закона.
Права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся установлены в ст. ст. 34 — 43 комментируемого Закона.
[1] Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2016 года
Источник: lexed.ru
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы (младшие школьники (1 – 4 классы), младшие подростки (5 – 6 классы), старшие подростки (7 – 9 классы), старшеклассники (10 – 11 классы).
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа содержит:
· введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
· описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
· характеристику основных результатов, на которые ориентирована прграмма.
6. В программе указывается колическтво часов аудиторных и внеаудиторныз активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.
7. Программы могут реализовывать ся как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.В первом случае школа разрабатывает прграммы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы (объемом значительно превышающем 340 часов0 для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что
· разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН;
· приступать к разработке прграммы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате;
· выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня;
· при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
· форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;
· выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;
· процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.
Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
- Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
- Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.
- Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.
Объекты контроля и анализа:
- — познавательная активность, интерес к учению, школе;
- — сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
- — применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
- — участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
- — выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .
Источник: studopedia.org
Типы образовательных программ внеурочной деятельности.
С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности:
— комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
— тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)
— образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);
— образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);
— образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (например, ОП для младших школьниковт.п.ьнтьсти школьного театраельности), ОП для подростков).
Рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности школьников.
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут разрабатываться образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими образцов программ, рекомендованных Министерством образования.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа состоит из:
— введения, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
— перечня основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
— описания разбитого по разделам примерного содержания занятий со школьниками;
— характеристики основных результатов, на которые она ориентирована.
6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50%.
7. Программы могут реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 часов) для каждого класса в отдельности – см., например, представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности учащихся класса. Во втором случае школа разрабатывает модульные программы (объемом, значительно превышающим 340 часов) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает всем школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать, какие из предлагаемых модулей им осваивать – см., например, представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать одной трети от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете – 10 часов в неделю на ребенка), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности старших подростков и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Основные модули программы
| № | Название модуля | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
| 1 | Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся | 34 | 34 | |
| 1.1 | Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность | 8 | 8 | |
| 1.2 | Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов). | 18 | 18 | |
| 1.3 | Конференция научного общества учащихся | 8 | 8 | |
| 2 | Познавательная деятельность: занятия в школьном и нтеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» | 34 | 34 | |
| 2.1 | Введение в игру | 2 | 2 | |
| 2.2 | Техника мозгового штурма | 4 | 4 | |
| 2.3 | Составление вопросов к играм | 8 | 8 | |
| 2.4 | Игры и турниры | 20 | 20 | |
| 3 | Познавательная деятельность: практикум «Эстетика повседневности» | 34 | 34 | |
| 3.1 | Вводное занятие. Знакомство | 4 | 4 | |
| 3.2 | Эстетика встреч | 4 | 4 | |
| 3.3 | Эстетика на каждый день | 26 | 26 | |
| 4 | Художественная деятельность: занятия в школьной театральной студии | 68 | 8 | 60 |
| 4.1 | Вводные театральные занятия | 10 | 10 | |
| 4.2 | Капустники | 14 | 4 | 10 |
| 4.3 | Выбор спектакля | 4 | 4 | |
| 4.4 | Подготовка спектакля | 20 | 20 | |
| 4.5 | Показ | 20 | 20 | |
| 5 | Художественная деятельность: выпуск общешкольной газеты | 34 | 34 | |
| 5.1 | Как делается газета | 2 | 2 | |
| 5.2 | Пробы | 10 | 10 | |
| 5.3 | Выпуск классной газеты | 22 | 22 | |
| 6 | Проблемно-ценностное общение: школьный коммунарский сбор | 68 | 18 | 50 |
| 6.1 | Подготовка сбора | 6 | 6 | |
| 6.2 | Самоподготовка отрядов | 18 | 4 | 14 |
| 6.3 | Проведение сбора. День № 0 | 6 | 6 | |
| 6.4 | Проведение сбора. День № 1 | 8 | 8 | |
| 6.5 | Проведение сбора. День № 2 | 8 | 8 | |
| 6.6 | Проведение сбора. День № 3 | 8 | 8 | |
| 6.7 | Анализ сбора | 4 | 4 | |
| 6.8 | Подготовка и организация школьниками однодневного сбора для младших подростков | 10 | 4 | 6 |
| 7 | Проблемно-ценностное общение: просмотр и обсуждение кинофильмов в школьном киноклубе | 34 | 34 | |
| 7.1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
| 7.2 | Просмотр и обсуждение кинофильмов | 32 | 32 | |
| 8 | Досугово-развлекательная деятельность: подготовка и проведение общешкольных праздников | 68 | 12 | 56 |
| 8.1 | Общий сбор группы. Введение в КТД | 12 | 12 | |
| 8.2 | Подготовка и проведение осенних праздников | 16 | 16 | |
| 8.3 | Подготовка и проведение зимних праздников | 20 | 20 | |
| 8.4 | Подготовка и проведение весенних праздников | 20 | 20 | |
| 9 | Социальное творчество: строительство снежного городка для малышей | 34 | 8 | 26 |
| 9.1 | Подготовка социального проекта | 12 | 4 | 8 |
| 9.2 | Реализация проекта | 22 | 4 | 18 |
| 10 | Социальное творчество: участие в экологических акциях «Марша парков» | 34 | 8 | 26 |
| 10.1 | Планирование акции | 10 | 4 | 6 |
| 10.2 | Подготовка акции | 6 | 2 | 4 |
| 10.3 | Проведение акции | 12 | 12 | |
| 10.4 | Подведение итогов | 6 | 2 | 4 |
| 11 | Туристско-краеведческая деятельность | 204 | 8 | 196 |
| 11.1 | Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста | 2 | 2 | |
| 11.2 | Элементарные туристские навыки | 12 | 12 | |
| 11.3 | Карты и ориентирование на местности | 30 | 6 | 24 |
| 11.4 | Техника пешеходного туризма | 30 | 30 | |
| 11.5 | Походы, экспедиции, слеты | 130 | 130 | |
| 12 | Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры на свежем воздухе | 68 | 68 | |
| 12.1 | Футбол | 44 | 44 | |
| 12.2 | Хоккей | 24 | 24 | |
| 13 | Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры в зале | 68 | 68 | |
| 13.1 | Минифутбол | 17 | 17 | |
| 13.2 | Баскетбол | 17 | 17 | |
| 13.3 | Волейбол | 17 | 17 | |
| 13.4 | Гандбол | 17 | 17 | |
| 14 | Спортивно-оздоровительная деятельность: народные игры | 68 | 68 | |
| 14.1 | Лапта | 17 | 17 | |
| 14.2 | Казаки-разбойники | 17 | 17 | |
| 14.3 | Взятие снежного городка | 17 | 17 | |
| 14.4 | Городки | 17 | 17 | |
| Всего: | 850 | 232 | 618 |
Источник: megalektsii.ru