Cтандарты цифрового телевидения: DVB-T, DVB-T2, DVB-C, DVB-C2, DVB-S, DVB-S2
Пользователи телевизоров, приставок, тюнеров сталкиваются с обозначениями, которые выглядят очень похоже: DVB-C, DVB-T2, DVB-S2 и т.д. Далеко не каждому известно, какая сложная система стандартов телевизионного вещания скрывается за буквенными сокращениям и в чем между ними разница.
Теория и история: откуда и почему взялось цифровое телевидение
В конце прошлого столетия страны начали разрабатывать DTV – Digital Television, или цифровой формат телевещания, у которого масса преимуществ перед существовавшим на тот момент аналоговым сигналом. Сама аббревиатура DVB (Digital Video Broadcasting) означает «цифровое видеовещание».
Распространенные мировые стандарты телевещания:
- DVB – созданный в 1991 году, принят как базовый формат для Европы (в том числе в России);
- ISDB (Integrated Services Digital Broadcasting) – работает в Японии;
- ATSC (Advanced Television Systems Committee) – стандарт, вещающий в Америке.
FM радиовещание или заглянем в аппаратную
Семейство DVB включает в себя группу подстандартов, по которым может передаваться телесигнал. В нее входит не только эфирное телевидение, но и кабельное, спутниковое, мобильное вещание. Категория стандарта указана в его названии после аббревиатуры. К примеру, DVB-C – стандарт, по которому принимается и передается кабельное телевидение.
Эфирное цифровое ТВ — это круто?
Круто! Отстой!
Действующие российские стандарты цифрового телевидения
На территории РФ действует европейский DVB, в который входит 5 стандартов трансляции.
Эфирное телевидение – DVB-T и T2
DVB-T – цифровой стандарт эфирного телевидения (уже устаревший). Во части европейских стран он по-прежнему используется, однако идет постепенный процесс замены этого сигнала на стандарт нового поколения DVB-T2.
В России при переходе к цифровому вещанию сразу решили выбрать стандарт поновее, так как у него ряд преимуществ:
- повышенная емкость сигнала;
- качественное изображение;
- передача дополнительной информации (например, телетекста, программы телепередач);
- удобство как для пользователей, так и операторов вещания.
Заметим, что стандарты DVB-T и T2 несовместимы. Наличие приставки или встроенного тюнера старого образца не поддерживает прием сигнала в стандарте T2, поэтому требуется соответствующее оборудование. Читайте подробнее о поддержке DVB-T в цифровом телевидении
Распространяется через сеть ретрансляторов, может приниматься всеми современными телевизорами. К старым моделям необходимо докупить приставку, рассчитанную на прием этого сигнала. При этом лучше, чтобы на ТВ-приемнике был разъем HDMI , а не RCA .
Урок 1 — BMD Fusion 9 — Что это такое? — CGScope
Цифровое кабельное телевидение – DVB-C и C2
DVB-C – цифровой стандарт, который обеспечивает прием вещания через проводной кабель. По нему транслируются данные в MPEG4 и MPEG2. Он активно развивается в большинстве европейских стран, так как во многом выигрывает у эфирного телевидением и недорог в реализации.
Лет 10 назад стандарт обновили на версию DVB-C2 . Ее достоинства следующие:
- спектр приема сигнала возрос на 30 %;
- пропускная способность канала повысилась на 60 %;
- увеличенное количество доступных каналов;
- более простое техническое обеспечение в некоторых моментах.
Среди особенностей кабельного стандарта:
- изображение, не подверженное искажениям;
- большое количество каналов;
- недоступность в тех местах, где физически невозможно провести провода.
Для подключения кабельного телевидения необходимо обратиться к провайдеру, который может предложить и старый, и новый стандарт. Независимо от выбора обе версии поддерживаются всеми современными телевизорами, однако некоторые более ранние устройства могут не работать с DVB-C2. Для подключения понадобится кабель и карта доступа от провайдера.
Цифровое спутниковое телевидение – DVB-S, S2 и S2X
DVB-S (и его более новая версия DVB-S2 ) – стандарт универсального спутникового телевидения. Версия S2 практически не отличается от предыдущей по техническим параметрам, однако позволяет передавать и принимать сигнал в HD-качестве.
Улучшенные функции в новой версии спутникового стандарта:
- схему декодирования проводят по специальному протоколу LDPC;
- более устойчивый и надежный сигнал, не зависящий от непогоды или других помехообразующих факторов;
- оптимизированный поиск частот по режимам ACM и VCM;
- возможность применения автоматических параметров при работе оборудования.
Стандарт DVB-S2X — это расширение DVB-S2, которое добавило дополнительные технические возможности и функции. Кардинальных изменений спецификация стандарта не претерпела, просто были внесены новые опции и улучшения.
Спутниковое телевидение можно принимать повсеместно и не зависеть от кабелей и телевышек, но стоимость оборудования иногда бывает высока. Для приема передач и трансляций нужна спутниковая тарелка и тюнер, который декодирует сигнал, а также карта доступа от провайдера.
Мобильное телевидение – DVB-H, H2 и SH
Стандарт DVB-H позволяет отправлять цифровое вещание на мобильное устройство: смартфон, планшет, портативный телевизор. Телепередачу можно принимать автономно и регулярно следить за новостями.
- прием сигнала ведется не с одной базовой станции (как при обычном эфирном телевидении), а с нескольких;
- телевещание работает не только на улице, но и в помещениях;
- традиционные для телесигнала помехи (шум и пр.) не возникают.
В конце 2007 года предполагалось принять новый стандарт DVB-H2, однако это так и не было сделано. Выпустили только стандарт SH, в котором появилась возможность приема радиостанций.
Но этот стандарт не получил популярности. В России его трансляция прекращена в 2012 году. Распространению DVB-H, вероятно, помешало активное развитие мобильного интернета на высоких скоростях.
IPTV
В отличие от предыдущего стандарта этот год от года набирает популярность. IPTV – это телевидение через интернет. Для работы этого стандарта используется протокол IP, что позволяет транслировать каналы по компьютерным сетям. При этом обеспечена передача высокоформатного HD-изображения и многоканального звука 5.1.
У IPTV 2 разновидности:
- Контент по требованию – услуга, которая предоставляется крупными агрегаторами и производителями ТВ-контента (например, Netflix). Пользователь сам выбирает, что он хочет посмотреть (ТВ-передачу, кино и пр.) и платит за конкретный контент.
- Второй тип подразумевают, когда говорят об IPTV. Провайдер интернета предоставляет конкретный пакет услуг, после оплаты и подключения которого клиент получает доступ к ТВ-программам, кино, спортивным трансляциям и пр. в любое время. В отличие от обычных телетрансляций такие передачи можно ставить на паузу, перематывать назад и пересматривать сколько угодно раз.
Последний вид не является чисто телевизионной технологией, так как просмотр телепередач обеспечивается через интернет-сети.
IPTV дает безлимитное количество каналов, высокое качество картинки, большой выбор дополнительных услуг. Однако важно понимать, что этот стандарт не транслируется через интернет, для него используется только IP-протокол передачи данных.
Телевидение зависит не от спутниковой или кабельной сети, а от интернет-провайдера. Это обстоятельство можно назвать как преимуществом, так и недостатком – все зависит от того, есть ли у пользователя доступ к высокоскоростному кабельному интернету.
Для просмотра IPTV необходимо:
- заключить с провайдером договор на интерактивное ТВ;
- подключить компьютер, смартфон или телевизор к приставке IP-TV.
Если в телевизоре присутствует функция Смарт-ТВ, то приставку можно и не покупать.
Сравнение стандартов
Необходимо понимать, что каждый стандарт требует наличия конкретного оборудования и условий, кроме того, бесплатно только обычное эфирное телевидение.
DVB-T2 | DVB-C2 | DVB-S2 | IPTV | |
Ежемесячный платеж | Бесплатно | ∼ 200 руб. | ∼ 200 руб. | ∼ 300 руб. |
Необходимое оборудование | телевизор со встр. тюнером или цифровая приставка, ДМВ-антенна | телевизор с встр. тюнером или ресивер, CAM-модуль с картой доступа | телевизор с встр. тюнером или ресивер, САМ-модуль с картой доступа, спутниковая антенна | SMART-телевизор, или приставка, или компьютер |
Стоимость оборудования | от 0 руб., сразу | 1500-2500 руб., в аренду или в рассрочку | 1500-8000 руб., в аренду или в рассрочку | 1500-11000 руб., сразу |
Количество каналов | 20-30 | 50–150 | 50–150 | не ограничено |
Макс. доступное разрешение | SDTV 960×540 px |
Full HD 1920×1080 px |
Full HD 1920×1080 px |
Full HD 1920×1080 px |
Распростра-ненность | 98% территории РФ, кроме удаленных и труднодост. мест | недоступно в малых населенных пунктах, где невыгодно прокладывать кабель | 100% территории РФ |
требует быстрого интернета, поэтому недоступен в отдаленных регионах |
Какое телевидение выбрать
Эфирное вещание DVB-T (в России – DVB-T2) по умолчанию доступно тем, у кого есть телевизор с цифровым тюнером (в противном случае придется купить цифровую приставку). Подойдет тем, для кого телевизор выступает в роли приоритетного источника информации, а не способа развлечения или отдыха, так как платить за стандартные 20 каналов не требуется.
Выпускают универсальные приставки с одновременной поддержкой DVB-T, T2, DVB-C и DAB (цифровое радио).
Если вы готовы оплачивать большее количество каналов, то учтите:
- Для просмотра кабельного телевидения нужно провести кабель. Логично, что там, где нет такой возможности (деревня, частные дома), этот стандарт недоступен.
- Спутниковое вещание DVB-S принимает сигнал где бы то ни было, но оборудование может оказаться дорогим.
- IPTV – самый упакованный в части имеющихся «фишек». Если нет интернета, этот вариант отпадает.
Таким образом, при выборе способа просмотра телевидения нужно ориентироваться на потребности и доступность типов вещания в вашем населенном пункте.
Источник: prodigtv.ru
Виды телекомпаний по форме собственности и роду деятельности. Список телекомпаний
На сегодняшний день очень сложно представить человека, который вообще не смотрит телевизор. Люди хотят быть в курсе событий, происходящих в стране. Телевизор – это так называемое окно в мир, через которое, к сожалению, не всегда можно рассмотреть правду. Современное телевидение очень отличается от того, что было в советские времена.
Тогда все были рады тому, что в доме есть телевизор. Это была некая роскошь, которая выполняла ряд важнейших функций для советского человека. Одной из самых основных была развлекательная: люди ходили друг к другу в гости для того, чтобы просто посмотреть новый фильм, телепередачу или «Голубой огонёк». Кроме развлечения, телевидение играет важнейшую роль в оповещении населения о некоторых событиях. Это и на сегодня остается его первоочередной и самой главной функцией.
Основным отличием между советским вещанием и современным является то, что сейчас это больше напоминает бизнес, поскольку раньше был один-два основных канала, которые подчинялись государству, а сейчас существует огромное множество различных программ, которые отличаются по роду деятельности и форме собственности. Вот эти основные отличительные моменты мы и попытаемся рассмотреть в данной статье.
Виды телекомпаний по роду деятельности
Весь известный перечень телекомпаний можно условно разделить на три основных типа, которые отличаются по роду деятельности:
- вещательные;
- продюсерские;
- дистрибьюторы.
Определение вещательных телекомпаний
Исходя из самого названия, можно сделать вывод, что основной функцией вещательной телекомпании является вещание, то есть оповещение населения. Такой тип компании является самым популярным среди населения страны. Как правило, они являются круглосуточными вещателями.
Деятельность таких каналов заключается в том, что они самостоятельно производят, а также имеют право приобретать у других компаний передачи для вещания. Они должны иметь специальную лицензию, которая бы подтверждала их законное право на осуществление данного рода деятельности. Имея ее, они получают законное полноценное право осуществлять вещание посредством телевидения.
Продюсерские телекомпании
Еще одним популярным типом телекомпаний являются продюсерские. Это программно-производственные организации, основой деятельности которых является создание контента, а это уже требует определенных расходов. Работать такие компании должны совместно с первым типом. Что могут делать программно-производственные организации?
Они могут производить, то есть снимать программы, передачи, новости и передавать их в собственность другим компаниям по договоренности, по бартеру, а также реализовывать. Такие организации всегда стремятся стать вещательными, для этого они участвуют в различных тендерах и конкурсах. Одними из самых известных российских организаций программно-производственного типа являются телекомпания ВИД и «Россия».
Не каждая из них имеет цель получить признание как можно большего количества зрителей. Некоторые работают, несмотря на низкий рейтинг. Так, компания «Россия» имеет невысокий рейтинг, но при этом основная цель ее деятельности – это предоставить необходимую информацию тем зрителям, для которых она является важной, иногда определяющей.
Телекомпания ВИД имеет свой логотип, который существует уже не один десяток лет. Эфир распределяет специально предусмотренная для этого комиссия. В более развитых странах государство и граждане заинтересованы в том, чтобы основными вещателями были именно те компании, которые необходимы. Таким образом, и государство, и каждый человек участвует в этом процессе по мере своих возможностей и полномочий.
Посреднические компании
Третьим типом телекомпаний являются дистрибьюторы, которые выступают посредниками между программно-производственными и вещательными телекомпаниями. Их основная цель – это получение прибыли. Чем они занимаются для достижения этой цели? Они сначала покупают некоторые готовые продукты (программы, фильмы и так далее), затем переделывают их и снова продают по другой цене.
Что они могут сделать с программой? Они могут озвучить, переозвучить, продублировать, а также перекроить ее таким образом, чтобы подстроить под интересы граждан-зрителей. Эти компании точно знают, что будет интересно людям, так как постоянно стремятся быть ближе к социуму.
Дистрибьюторы – это люди, которые знают среду телевидения изнутри. Они осведомлены о том, кто и за что отвечает, с кем нужно поговорить и договориться о сотрудничестве. Это более мобильные компании, которые по масштабам деятельности несколько меньше, чем первые два типа, но они занимаются исключительно данным родом деятельности и всегда «в теме». Им не нужна популярность, чтобы их знали и узнавали. Они занимаются своим делом и просто получают за это прибыль.
Выбор зрителя.
У современного человека имеется возможность смотреть не только российские, но и множество зарубежных каналов. Никаких запретов на этот счет не предусмотрено. Человек самостоятельно для себя определяет, что ему интересно в данный момент. Для того чтобы иметь возможность дома смотреть перечень телеканалов, необходимо подключить телевидение.
Здесь гражданин также самостоятельно для себя определяет способ подключения. Самым известным оптимальным вариантом является спутниковое телевидение, хотя сейчас это не основной тип подключения.
Какие же основные виды телекомпаний существуют в России?
Список телекомпаний России довольно широк, рассмотрим основные первые каналы страны:
- Телекомпания НТВ – канал, который известен и доступен не только в пределах страны, но и за рубежом пользуется популярностью. Отличается тем, что вещает круглые сутки и постоянно совершенствуется и расширяет пределы деятельности.
- Канал ТНТ – один из известнейших каналов, который работает на бесплатной основе для своей аудитории. Основной функцией является развлечение зрителей. Вещает не только в пределах страны. Это общенациональный канал, который является одним из самых востребованных. ТНТ входит в пятерку лучших общенациональных вещателей.
- Канал СТС – это государственный развлекательный канал, который попал в первую десятку. Он интересен не только в пределах Федерации. Основной отличительной характеристикой его является то, что СТС одним из самых первых начал сотрудничество с телеканалами регионального направления деятельности.
Перечень телеканалов, на самом деле, довольно широкий, все их перечислять можно очень долго. Каждый гражданин вправе самостоятельно определять, какие каналы и программы ему смотреть. Телевидение предлагает, а зритель уже сам смотрит то, что ему по душе. Среди основных российских вещателей нами была отмечена телекомпания НТВ, а также СТС, ТНТ.
Такие организации должны перед тем, как начать свою деятельность, получить лицензию. Это дает им автоматическое право на получение определенной частоты, с помощью которой будет производиться вещание.
Эфирные частоты
Вопрос распределения эфирных частот между телекомпаниями является один из важнейших и самых спорных. С одной стороны, частоты – это природные ресурсы, которые не могут быть приватизированы, но на практике совсем иная складывается ситуация. Если заняться этим вопросом вплотную, то станет понятным тот факт, что даже при условии приватизации эфирной частоты в этом процессе должно учитываться мнение социума. Однако обычно этого не происходит.
За использование определенной частоты все виды телекомпаний должны платить пошлину. Но не каждая организация при этом реально пользуется частотой. Так, телеканал «Космос ТВ» пошлину платит, но штат не содержит. Программно-производственные программы могут создаваться как отдельные компании, имеющие некоторые права и обязанности.
Отличительные черты
Все три типа телекомпаний могут выполнять посреднические услуги и быть дистрибьюторами, но сами посредники не имеют лицензию на вещание. Они могут производить программные продукты, а также модифицируют уже готовые под определенные условия с определенными требованиями для них. Не всегда можно четко разделить телекомпании на три основных вида, они сотрудничают друг с другом и могут брать на себя функции другого типа компаний.
Если дистрибьюторы сотрудничают с компаниями, которые производят контент, то обязательно существует понятие «вторичного рынка». Сотрудничество между компаниями может осуществляться на определенных условиях. Так, например, по договоренности можно взять некий продукт, модифицировать его, запустить в эфир, а оплату производить только после получения прибыли. В таком случае она будет делиться пятьдесят на пятьдесят.
Классификация по форме собственности
Современное телевидение играет очень важную роль в развитии общества, оповещении его о происходящих в мире и стране событиях. Существует множество развлекательных и познавательных программ, которые полезны для развития человека. В любой сфере деятельности существует конкуренция, которая является одним из побуждающих к действиям факторов. Также стоит понимать, что компании, предприятия и организации должны находиться в чьей-то собственности. Должны быть ответственные лица, директор телекомпании и штат сотрудников, который выполняют определенные функции.
По форме собственности телекомпании России условно можно разделить на три основных типа:
- государственные телекомпании;
- негосударственные (частные);
- смешанного типа собственности.
Для того чтобы лучше понимать, о чем идет речь, необходимо разобрать каждую из указанных форм собственности в отдельности.
Государственные вещатели
Компании, находящиеся в собственности государства, создаются для того, чтобы продвигать государственные программы и идеи среди населения. Такие виды телекомпаний существуют за счет государственной казны. Здесь присутствует определенная цензура, которая не пропустит в эфир программу, подрывающую авторитет страны среди населения или высмеивающая правительственные действия. Государственные телекомпании строго контролируются.
Коммерческие каналы
Если существуют государственные организации, то вполне целесообразно предположить что имеют место и негосударственные, то есть частные телекомпании. Здесь уже имеется несколько возможных вариантов. Какая форма собственности может иметь место? Как и другие коммерческие предприятия, телекомпании могут иметь статус ЗАО, ОАО, ООО или частных организаций.
Все они существуют только до тех пор, пока от деятельности получается прибыль, что и является главной целью. Такие организации предоставляют платные услуги рекламы и за счет этого могут существовать и продвигаться. Для подобного рода компаний важно найти хорошего инвестора, который будет иметь желание сотрудничать.
Смешанная форма собственности
Существуют телекомпании, которые нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Они имеют смешанную форму собственности. Это те предприятия, которые существуют за счет зарубежных инвесторов. Основной функцией телевидения в целом является удовлетворение гражданина в информационной потребности. Посредством телевидения информацию любого плана можно распространить очень быстро.
По охвату территории бывает государственная, региональная и областная телекомпания. Самая известная независимая телекомпания – это «АБ-ТБ». Создана она была еще в 1993 году, на сегодняшний день сотрудничает с перечнем компаний и имеет в штате только профессионалов с большим опытом работы и стажем.
Основные функции телевидения
Кроме информационной, телевидение также выполняет ряд других функций:
- Просветительская – за счет распространения необходимой информации общество можно приобщить к культуре.
- Образовательная.
- Развлекательная – позволяет восстановить силы человека и отдохнуть после тяжелого трудового дня.
- Организационная – люди могут приобщаться к различным мероприятиям, посредством телевидения можно организовать совместные действия общественности.
- Педагогическая – информационный источник способен донести до человека то, что ему самому больше негде узнать или получить.
- Интегративная – между представителями социума можно создать общность, которая в дальнейшем поможет общественности нормально функционировать.
Источник: www.syl.ru
Аналоговый сигнал
Этими словами Иоанн начал своё Евангелие, описывая времена, выходящие за пределы нашей эры. Мы начинаем эту статью не менее пафосно, и со всей серьёзностью заявляем, что в деле вещания «в начале был сигнал».
В телевидении, как и во всей электронике, сигнал является основой. Говоря о нем, мы имеем в виду электромагнитные колебания, которые распространяются в воздухе с помощью передающей антенны и вызывают колебания тока в антенне-приёмнике. Эфирная волна может быть представлена как в непрерывной, так и в импульсной форме, что значительно сказывается на конечном результате – качестве приёма ТВ.
Что такое аналоговое телевидение? Это телевидение, знакомое каждому, которое застали ещё родители наших родителей. Оно транслируется незакодированным способом, его основой выступает аналоговый сигнал, и принимает его обычный, знакомый нам с детства, аналоговый телевизор.
В настоящее время во многих странах осуществляется процесс оцифровки аналогового сигнала, а стало быть, эфирного телевидения. В некоторых странах Европы этот процесс уже завершён и наземное аналоговое ТВ отключено. На это есть причины, в которых предлагает разобраться эта статья.
Отличия цифрового сигнала от аналогового
Для большинства людей различие между аналоговым и цифровым сигналом может быть совершенно неявным. И все же их разница значительна и заключается не просто в качестве подачи телеэфира.
Аналоговым сигналом являются полученные данные, которые мы видим, слышим и воспринимаем, как мир, который нас окружает. Этот метод генерирования, обработки, передачи и записи сигналов – традиционный и пока очень распространённый. Данные преобразовываются в электромагнитные колебания, отражающие частоту и интенсивность явлений по принципу полного соответствия.
Цифровой сигнал представляет собой совокупность координат, описывающих электромагнитную волну, которая не недоступна для восприятия напрямую, без декодирования, т.к. является последовательностью электромагнитных импульсов. Говоря о дискретности и непрерывности сигналов, подразумевают соответственно «принятие значений из конечного набора» и «принятие значений из бесконечно множества».
Примером дискретности могут быть школьные оценки, которые принимают значения из набора 1,2,3,4,5. Фактически, цифровой видеосигнал часто создаётся путём оцифровки аналогового сигнала.
Вас может заинтересовать: Антенна ТВ со встроенным усилителем SWA, LSA
Уходя от теории, на деле можно выделить следующие ключевые отличия между аналоговыми и цифровыми сигналами:
- аналоговое телевидение уязвимо для помех, вносящих в него шумы, в то время как цифровой импульс либо вовсе перекрыт помехами и отсутствует, либо поступает в первоначальном виде.
- принять и считать аналоговый сигнал может любое устройство, работа которого базируется на том же принципе, что и вещание передатчика. Цифровая волна предназначена определённому «адресату», а стало быть, устойчива к перехвату, т.к. надёжно закодирована.
Качество изображения
Качество картинки в телевизоре, которую предоставляет аналоговое ТВ во многом обусловлено ТВ стандартом. Кадр, который несёт с собой аналоговое вещание, включает 625 строк с соотношением сторон 4×3. Таким образом, старый кинескоп демонстрирует изображение из телевизионных линий, в то время как цифровое изображение составлено из пикселей.
Картинка при аналоговом сигнале
При слабом приёме и помехах телевизор будет «снежить» и шипеть, недодавая зрителю изображение и звук. В попытках внести улучшения в эту ситуацию, в своё время, было реализовано кабельное ТВ.
Картинка при цифровом сигнале
Другие возможности
Несмотря на быстрое развитие электронных технологий и преимущества цифрового сигнала перед аналоговым, все ещё существуют области, в которых аналоговая технология незаменима, как, к примеру, профессиональная обработка звука. Но, хотя оригинальная запись может быть не хуже «цифры», после редактирования и копирования она неизбежно будет зашумлена.
Вот набор основных операций, которые можно выполнять с аналоговым потоком:
- усиление и ослабление;
- модуляция, направленная на снижение его восприимчивости к помехам, и демодуляция;
- фильтрация и обработка частоты;
- умножение, суммирование и логарифмирование;
- обработка и изменение параметров его физических величин.
Особенности аналогового и цифрового телевидения
Обывательское суждение о крахе эфирного ТВ и переходе на технологии вещания будущего несколько несправедливо, уже потому, что телезрители подменяют понятия: эфирное и аналоговое ТВ. Ведь под эфирным принято понимать любое телевидение, транслируемое по наземному радиоканалу.
И «аналог» и «цифра» – это разновидности эфирного ТВ. Невзирая на то, что аналоговое телевидение отличается от цифрового, их общий принцип вещания идентичен – телевизионная вышка транслирует каналы и гарантирует качественный сигнал лишь в ограниченном радиусе. При этом цифровой радиус охвата короче, чем дальность незакодированного потока, а значит, ретрансляторы должны устанавливаться ближе друг к другу.
А вот мнение о том, что «цифра» обойдёт «аналог» в конечном счёте, правдиво. Телезрители многих стран уже стали «очевидцами» преобразования аналогового сигнала в цифровой и вовсю наслаждаются просмотром телепрограмм в HD качестве.
Вас может заинтересовать: Правильная антенна для приема цифрового телевидения DVB T2 на дачу
Особенности эфирного телевидения
ретрансляторы цифрового телевидения
Существующая эфирная телесистема использует для передачи телевизионного продукта аналоговые сигналы. Они распространяются посредством волн с высоким уровнем колебаний, достигая наземных антенн. Для того чтобы увеличить площадь вещательного покрытия устанавливают ретрансляторы. Их функция – сконцентрировать и усилить сигнал, передавая его удалённым приёмникам. Сигналы передаются с фиксированной частотой, поэтому каждый канал соответствует своей частоте и в телевизоре закреплён в порядке нумерации.
Преимущества и недостатки цифрового телевещания
Информация, передаваемая с помощью цифрового кода, практически не содержит ошибок и искажений. Устройство, которое оцифровывает исходный сигнал, называется аналого-цифровым преобразователем (АЦП).
Для кодирования импульсов используют систему единиц и нулей. Чтобы считывать и преобразовывать двоично-десятичный код, в приёмник встроено устройство, именуемое цифро-аналоговым преобразователем» (ЦАП). Ни для АЦП, ни для ЦАП не существует половинных значений, к примеру, 1,4 или 0,8.
Этот способ зашифровки и передачи данных подарил нам новый формат ТВ, у которого есть много достоинств:
- изменение силы или длины импульса не влияет на его распознавание декодером;
- равномерное покрытие вещания;
- в отличие от аналогового вещания, отражения от препятствий преобразованного эфира складываются и улучшают приём;
- частоты вещания используются эффективнее;
- возможен приём цифрового ТВ на аналоговом телевизоре.
Отличие цифрового телевидения от аналогового
Разницу между аналоговым и цифровым вещанием проще всего заметить, представив итоговые характеристики обеих технологий в виде таблицы.
Цифровое ТВ | Аналоговое телевидение |
Разрешение цифрового изображения составляет 1280×720, что даёт в общей сложности 921600 пикселей. В случае формата развёртки 1080i разрешение изображения составляет 1920×1080, что даёт впечатляющий итог: более 2 миллионов 70 тысяч пикселей. | Максимальное разрешение аналоговой «картинки» составляет приблизительно 720×480, что даёт в общей сложности более 340 000 пикселей. |
Звук | |
Аудио, как и видео, передаётся без искажений. Многие программы сопровождаются объёмным стереосигналом. | Качество звука варьируется. |
Приёмник | |
Стоимость телевизора, адаптированного для цифрового приёма, в несколько раз выше, чем цена обычного телевизора. | Аналоговый телевизор имеет умеренную стоимость. |
Телеканалы | |
Просмотр цифровых каналов даёт зрителю обширный выбор: большое количество и тематическая направленность телеканалов. | Количество программ до 100. |
Другое | |
Приём программ на одном телевизоре. Дополнительные услуги, такие как «частная трансляция», «виртуальный кинозал», «хранение программ» и др. | Возможность подключения большего количества приёмников и одновременного просмотра нескольких программ. |
Итог | |
Новое телевидение несёт с собой отличное качество изображения и звука, возможность создания мультимедийной домашней станции для игры, работы и обучения. Однако высокая стоимость адаптированных телевизоров и неспешное внедрение технологии кодирования ТВ на российском рынке пока что оставляют его позади имеющегося телевидения. | Старое доброе ТВ уступает цифровому в качестве изображения и звука. Тем не менее, цена приёмников и возможность распределения сигнала на большее количество телевизоров (возможность смотреть несколько программ одновременно) – весомый плюс. |
Вас может заинтересовать: Тюнер для цифрового ТВ
Чувствительность антенны для телевизора
Нет универсального рецепта для выбора идеальной антенны, но есть обязательные требования, которые должны выполняться, чтобы она принимала аналоговые и цифровые сигналы. С увеличением расстояния от объекта вещания эти требования возрастают. В частности к чувствительности приёмника – его способности улавливать слабые по интенсивности телесигналы.
Часто именно они становятся причиной нечёткого изображения. Эта проблема решается с помощью усилителя, который существенно повышает чувствительность антенны и снимает вопрос: как подключить её к цифровому телевидению? Тот же телевизор, и та же самая антенна, только возле телевизора появится эфирный цифровой тюнер.
Что такое диаграмма направленности антенны
Помимо чувствительности антенны, есть параметр, определяющий, в какой степени она способна фокусировать энергию. Он называется направленным усилением или направленностью, и являет собой отношение плотности излучения в заданном направлении к средней плотности излучения.Графическая интерпретация этой характеристики представляет собой диаграмму направленности антенны. По своей сути это трёхмерная фигура, но для удобства работы её выражают в двух плоскостях, расположенных перпендикулярно друг к другу. Имея под рукой такую плоскую диаграмму и сопоставляя её с картой местности, можно спланировать зону приёма антенной аналогового видеосигнала. Также из этого графика можно извлечь ряд полезных практических характеристик телеантенны, таких как интенсивность бокового и обратного излучения и коэффициент защитного действия.
Какой сигнал лучше
Следует признать, что, несмотря на множество улучшений, реализованных в области аналогового представления информации, этот способ трансляции сохранил свои недочёты. Среди них – искажения во время передачи и шумы при воспроизведении.
Также необходимость преобразования аналогового сигнала в цифровой вызвана непригодностью имеющегося метода записи для хранения информации в полупроводниковой памяти.
К сожалению, существующее ТВ практически не имеет очевидных плюсов перед цифровым, исключая возможность принимать сигнал обычной ТВ-антенной, и делить его между телевизорами.
Источник: tvdigitally.ru
Системы радиовещания
Широкое распространение получили системы радиовещания — системы передачи информации, заключенной в звуковых сигналах (речь, музыка), от передатчика вещательной станции через линию связи — околоземное пространство — с помощью электромагнитных колебаний к приемникам слушателей (рис. 1.18). На входе передатчика капала радиовещания включен микрофон, который превращает звуковые волны, создаваемые диктором в студии, в электрические сигналы. На выходе приемника включен громкоговоритель (или наушники), осуществляющий обратное преобразование электрических сигналов в звуковые волны.
Рис. 1.18. Структурная схема канала радиовещания
Необходимость перехода радиовещания к цифровым видам модуляции обусловлена прежде всего развитием цифровой техники, средств связи, вещания и информационных служб. Специалисты разработали различные системы цифрового радиовещания (ЦРВ), из которых широко признана DRM (Digital radio mondiale — Всемирное цифровое радио).
Телевизионные (телевещательные) системы
Преобразование изображения света на основе внешнего или внутреннего фотоэффекта. Преобразование подвижных изображений в электрический сигнал осуществляется с помощью передающих телевизионных (ТВ) трубок или твердотельных фотоэлектрических преобразователей. Существует несколько способов преобразования электрического сигнала в оптическое изображение.
Наибольшее распространение получили фотографический, электрохимический и электронный способы. Например, электрохимический способ предполагает запись изображения на электрохимическую бумагу, протягиваемую между двумя электродами, цвет которой изменяется под действием сигнала. Электронное изображение основано на применении приемной ТВ-трубки — кинескопа.
Первый проект телевизионной системы с последовательной передачей элементов изображения предложил в 1878 г. португальский инженер А. де Пай- ва. Автором первых разработок по электронной передаче изображения на расстояние был профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг.
В 1907 г. он изобрел электронную систему воспроизведения телевизионного изображения с помощью электронно-лучевой трубки, а в 1911 г. впервые продемонстрировал прием изображений простейших геометрических фигур. Его ученик Владимир Кузьмич Зворыкин в 1923 г. получил в США патент на изобретение электронной системы телевидения. К 1929 г. В. К. Зворыкин, существенно усовершенствовав электронно-лучевую трубку, создал кинескоп — приемную телевизионную трубку, а также в 1931 г. иконоскоп — передающую телевизионную трубку (независимо от него это сделал русский ученый Семен Исидорович Катаев) и разработал комплекс аппаратуры электронного телевидения. Большое значение имели труды Зворыкина по созданию цветного телевидения. Он признан во всем мире как «отец телевидения».
Телевизионные системы являются частным случаем радиовещательных и симплексных связных систем, и между ними много общего. Однако есть ряд особенностей, выделяющих телевизионные системы из общего класса систем передачи информации.
Телевизионной системой называют совокупность радиотехнических устройств, обеспечивающих передачу и прием изображений по радиоканалам, спутниковым, волоконно-оптическим или кабельным линиям связи. Для передачи телевизионных сигналов изображения и звука по различным радиоканалам используют диапазоны метровых, дециметровых и сантиметровых волн. Принцип действия телевизионных систем основан на последовательном построчном разложении изображения на мелкие элементы — пиксели (от англ, pixel — picture element — элемент изображения) и передачи о них информации.
Процесс построчного преобразования яркости (и цветности в цветном телевидении) элементов изображения в напряжение — видеосигнал (термин «видеосигнал», от англ, baseband signal, определяет сигнал, спектр которого сосредоточен в диапазоне от постоянной составляющей до некоторого конечного значения, обычно не превышающего нескольких мегагерц) — называют растровой (от лат. rostrum — грабли) разверткой. При такой развертке площадь одного образца изображения <кадра)просматривают по двум взаимно перпендикулярным направлениям с достаточно высокой скоростью по горизонтали (строчная развертка) и более медленной — по вертикали (кадровая развертка).
Системы черно-белого телевидения. Рассмотрим структурную схему черно-белого телевизионного передающего устройства без канала звукового сопровождения (рис. 1.19). В передающем устройстве телевизионный сигнал формируется передающей трубкой.
Для построчной и кадровой развертки изображения на передающую трубку поступают два пилообразных напряжения от генераторов строчной и кадровой разверток. Пилообразное напряжение строчной развертки отклоняет электронный луч передающей трубки по горизонтали (по строке), а пилообразное напряжение кадровой развертки осуществляет его быстрое перемещение сверху вниз (но кадру).
При совместной работе обоих генераторов луч перемещается (сканирует) по экрану слева направо, прочерчивая строки изображения, а когда прочерчена последняя строка, луч скачком возвращается к началу нового кадра. Поскольку каждая передаваемая строка должна вызывать синхронное свечение той же строки на экране телевизионного приемника, в генераторах строчных и кадровых синхроимпульсов (СИ) передатчика формируют —
Рис. 1.19. Структурная схема телевизионного передающего устройства
ся и вместе с сигналом изображения передаются прямоугольные импульсы строчной и кадровой синхронизации — синхроимпульсы. Они подаются на видеоусилитель передающего устройства, а также синхронизируют генераторы строчной и кадровой разверток соответственно. Для гашения луча в передающей трубке при возврате его из конца одной строки к началу другой, а также при смене кадров изображения генерируются строчные и кадровые гасящие импульсы. Синхронизирующие и гасящие импульсы должны быть согласованы друг с другом по времени и поэтому вырабатываются из колебания одного высокостабильного задающего генератора.
В результате в телевизионном передающем устройстве формируется полный телевизионный сигнал.
С помощью упрощенной временной диаграммы проанализируем структуру полного телевизионного сигнала (рис. 1.20). Практически во всех телевизионных системах видеосигнал подают на катод приемной трубки (кинескопа).
Вследствие этого более темным участкам передаваемого изображения должен соответствовать видеосигнал с более высоким потенциалом, чем светлым участкам, как показано на рис. 1.20. Верхней штриховой линией на рисунке отмечен некоторый потенциал — уровень черного, при котором кинескоп полностью закрыт и экран не светится. Нижней штриховой линии соответствует потенциал, называемый уровнем белого, при котором свече-
Рис. 1.20. Упрощенная временная диаграмма полного телевизионного сигнала
ние экрана кинескопа практически максимально. Между названными уровнями возможно размещение потенциалов видеосигнала (У), который будет передаваться без заметных искажений.
Все вспомогательные сигналы располагаются в области потенциалов выше уровня «черного». Здесь размещены гасящие строчные (2) и кадровые (У) импульсы, на «пьедесталах» которых находятся соответственно строчные (4) и кадровые (5) синхроимпульсы.
В телевизионных приемниках указанные импульсы отделяют от остального сигнала и используют для запуска разверток и гашения лучей. Отличительными признаками, по которым производится отделение вспомогательных импульсов от основных, являются их амплитуда, частота следования и длительность.
Представленная картина усложняется тем, что строчные синхроимпульсы передаются и во время действия кадровых импульсов. Используют также и другие вспомогательные сигналы: так называемые импульсы «врезки» (см. рис. 1.20, позиция 6) и уравнивающие импульсы, которые для упрощения на временной диаграмме не показаны. На рис.
1.20 приведена упрощенная телевизионная система с построчной (прогрессивной) разверткой, частота смены кадров в которой 25 Гц. Однако экран телеприемников такой системы с данной частотой смены кадров сильно мерцает и утомляет глаза человека, поэтому в реальных устройствах используют чересстрочную (по научному — интерлейсную) развертку. При этом луч сначала прочерчивает все нечетные строки, а затем — все четные строки изображения. В результате частота смены строк в кадре удваивается и эффект мерцания экрана существенно уменьшается.
В телевизионном приемном устройстве (рис. 1.21) осуществляется обратный процесс преобразования принятого антенной радиосигнала в яркость изображения на экране телевизионной трубки (в современных телевизорах — на жидкокристаллическом или плазменном экране).
Модулированное колебание, принятое и преобразованное приемной антенной в телевизионный сигнал, поступает в селектор каналов с преобразователем частоты, с помощью которого телезритель подключает нужный канал. В селекторе каналов приемника также производятся усиление общим усилителем радиочастоты и преобразование несущих частот сигналов изображения и звука. Затем сигналы изображения и звука вместе усиливаются в усилителе промежуточной частоты (УПЧ) изображения. Сигнал
Рис. 1.21. Структурная схема телевизионного приемного устройства
изображения детектируется в видеодетекторе. Здесь же происходит разделение сигналов изображения и звука. Затем сигнал изображения усиливается в видеоусилителе и подается на кинескоп (телевизионную трубку). Сейчас характерным является быстрый рост выпуска телевизоров с плоскими экранами на плазменных и жидкокристаллических панелях.
Промежуточная частота звукового сигнала усиливается в УПЧ звука и после детектирования в детекторе звука и усиления в усилителе звука подается в громкоговоритель (Гр). Синхронность разверток электронных лучей приемника и передатчика рассматриваемой телевизионной системы обеспечивается синхроимпульсами строчной и кадровой разверток, которые выделяются селектором синхроимпульсов (селектором СИ) из полученного на выходе видеоусилителя видеосигнала. Эти импульсы подаются на генераторы строчной и кадровой разверток, которые управляют перемещением луча кинескопа по строкам и кадрам соответственно. После модуляции и усиления полученный телевизионный сигнал либо излучается в свободное пространство, либо направляется но специальным линиям связи к телеприемникам. Звуковой канал передающей системы в принципе аналогичен устройству симплексной системы связи, рассмотренной ранее.
Сигнал изображения формируется с помощью амплитудной модуляции несущей полным телевизионным сигналом с частичным подавлением нижней боковой полосы частот, а звукового сопровождения — частотной модуляцией звука сопровождения. Основные параметры систем черно-белого телевидения:
- • развертка — чересстрочная;
- • длительность развертки строки вместе с обратным ходом луча — 64 мкс;
- • длительность развертки кадра вместе с временем обратного хода — 0,04 с;
- • число строк в кадре — Z = 625;
- • частота смены кадров — FK = 25 Гц;
- • частота следования строк — Fc = FJZ = 25 • 625 = 15 625 Гц;
- • частота смены полей — 50 Гц;
- • число элементов разложения в одном кадре — п~ 521 000.
При этом номинальная полоса частот радиоканала составляет 7,625 МГц (ослабление составляющих 1,25 и 6,375 на 20 дБ), разнос несущих — 6,5 (несущая частота меньше частоты звука); ширина телевизионного вещания — 8 МГц (рис. 1.22).
Рис. 1.22. Размещение спектров сигналов изображения и звука в телеканале
Источник: studme.org