Билет 23. Вёрстка информационной программы, виды вёрстки.
Вёрстка-композиция программы.
Это важный элемент в формировании обществнного мнения.
Главный инструмент вёрстки – ранжирование (распределениие) новостей.
1) Блоковая вёрстка
Пример программа «Время» (Первый канал):
политические события, экономические, международные, жизнь, культура, спорт.
В начале — самая важная новость. Эта система уже долго существует, позволяет ориентироваться в программе.
2) Контрастная или драматургическая («600 секунд»)
3) Если программа долгая, она может начинаться с не очень значительного материала, далее — более значительный, в центре выпуска — главная новость. Отсюда на НТВ появилась рубрика «спец. репортаж». Одним из элементов вёрстки являются рубрики, они помогают ориентироваться, упорядочивать материал.
Важный элемент вёрстки — анонс (перечисляются самые важные события, они касаются разных интересов: политическая, экономическая, может курьёзная). Не обязательно выбирать все события. Анонсы бывают в начале программы и в середине перед рекламой (если она есть).
ВЕРСТКА САЙТА ⚠️ Стоит ли учить HTML верстку в 2023?
Источник: vladis-baxman.livejournal.com
Основные принципы верстки информационной (новостной) программы.
Рекомендации этого раздела относятся в основном к сотрудникам центральной редакции, непосредственно задействованным в выпуске программы. Однако, готовя свои материалы для данной программы, представление о том, что от него требуется, каковы общестилистические требования программы, в какую канву ляжет подготавливаемый сюжет, должен иметь и каждый корреспондент.
Главным критерием при сборе материала в единую программу (верстке, телевидение заимствовало этот старый газетный термин и, в общем-то, суть его осталась той же) является видением командой выпуска информационной картины дня.
Для составления этой картины используются следующие способы: – сводки информационных агентств об уже произошедших событиях, анонсы агентств о предстоящих событиях; – анонсы (иногда в форме приглашения для съемочных групп) различных учреждений, в первую очередь – официальных, либо тех, кто сегодня, исходя из общего контекста последних дней, может стать источником новостей (предположим, известно, что последует какое-то заявление, обещающее стать сенсационным и т.п.); – заявки корреспондентов с мест, из других стран, регионов о сюжетах, которые ими готовятся.
Этот материал (как и предыдущий, да и вообще весь видеоматериал) принимается к сведению с учетом временного фактора. Это значит, что группа выпуска должна четко осознать:
первое – соотносится ли время события со временем выхода программы в эфир и возможна ли подготовка сюжета чисто физически;
второе – возможности перегона материала из другой страны или региона, будет ли этот материал уже смонтирован и есть ли возможность связаться с корреспондентом и как можно ранее получить текст; если материал будет перегоняться в сыром виде, есть ли физическое время для монтажа и т.д.
Вёрстка — что это такое?
Также необходимо знать:
· наличие в редакции видеоархивных материалов, а в информационной базе данных о предыстории и контексте данного события для подготовки, скажем, редакционного комментария, аналитического материала;
· возможно ли получение того или иного материала по системе видеообмена, от дружественной телерадиокомпании или из других аналогичных источников.
В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора:
1) определение иерархии по значимости событий – исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит;
2) при принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции.
В практике телеканалов все эти вопросы корректируются еще и концепцией новостной программы. Деление новостных программ по концептуальности является весьма условным. Тем не менее, представление о том, что концепции программ могут различаться должно помочь формированию у корреспондента представлений о том, какова значимость его собственного сегодняшнего материала. Одно и то же событие может быть как новостью дня, как просто получить право на место в эфире, так может и оказаться в редакторской корзине.
Ситуация воскресного дня и практически полного отсутствия серьезных новостей. Информация агентств: «Землетрясение силой 4 балла по 12-бальной шкале зарегистрировано в районе границы Киргизии и Узбекистана. Сведений о жертвах и разрушениях пока не поступало».
Ведущий мог ограничиться устной информацией, однако, исходя из информационной бедности дня, уточнив информацию в соответствующих ведомствах двух республик, с использованием архивного видеоряда (см.) готовится следующий сюжет.
«Около 11-ти часов по московскому времени в Ферганской долине, вблизи границы между Киргизией и Узбекистаном произошло землетрясение. По данным узбекистанской сейсмостанции «Ташкент», эпицентр находился вблизи киргизского города Майли-Сая и сила толчков в эпицентре превысила 6 баллов по шкале Рихтера.
По информации дежурного Киргизского госкомитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, эпицентр находился в населенном пункте Уч-Курган. По данным киргизской стороны, сила толчков составила 7 баллов.
И киргизские, и узбекские источники не сообщают ничего о жертвах или разрушениях. Если подтвердится информация узбекских сейсмологов и эпицентр действительно находится вблизи города Майли-Сая, природный катаклизм может иметь техногенное продолжение. Дело в том, что в непосредственной близости от Майли-Сая находится крупное хвостохранилище с отходами уранового производства еще времен войны, которое уже несколько лет находится в аварийном состоянии. Впрочем, данных о распространении радиоактивных отходов в городе и окрестностях пока нет».
Выпуск программы традиционно состоит из нескольких тематически собранных разделов. Первым обычно выдается в эфир блок видеосюжетов и устной информации, относящихся к главным новостям дня, в первую очередь – имеющих сенсационный характер. Затем в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения, другая внутриполитическая информация, экономические новости, международные события и новости из других стран, новости культуры, социальной сферы и т.д.
Вопросы и задания:
1. Напишите тезисы к разделу «Примерная памятка по основным правилам монтажа».
2. Опишите критерии и принципы верстки информационной программы Распишите отдельно «горизонтальные» и «вертикальные» позиции тележурналистики в составе СМИ.
3. Подготовьтесь к циклу семинарских занятий №№ 2-10 по просмотру, анализу, описанию телевизионных передач Казахстана, России, ближнего и дальнего зарубежья.
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТИКА
№ недели | Тема и подтемы занятий | Колич. акад. часов | Литература (c указанием стр.) |
очное | заочное | ||
Семинарское занятие № 1 Радио и телевидение в системе СМИ | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | |
Семинарское занятие № 2 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по форме периодического распространения, по типу собственника, по языку СМИ) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | |
Семинарское занятие № 3 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по территории распространения продукции) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | |
Семинарское занятие №№ 4-5 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по целевому назначению) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | |
Семинарское занятие №№ 4-5 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по целевому назначению | |||
Семинарское занятие № 6 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по характеру аудитории) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | |
Семинарское занятие № 7 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по периодичности выпуска) | 1.5 | Е-3 -624 | |
Семинарское занятие № 8 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по характеру политической ориентации) | 1.5 | Е -1 6-24 | |
Семинарское занятие № 9 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по тематическому характеру) | 1.5 | Е-2, Е-5,6 6-24 | |
Семинарское занятие № 10 Практическая журналистика Казахстана: препятствия для новичков в эфирных СМИ | 1.5 | Е-1 | |
Семинарское занятие № 11 Практическая журналистика Казахстана: советы по информационным сюжетам в эфирных СМИ | 1.5 | Е-1 | |
Семинарское занятие № 12 Этика и право в работе репортера, оператора и при подготовке материала к эфиру | 1.5 | Е -1 | |
Семинарское занятие № 13 Аккредитация радио- и тележурналиста | 1.5 | Е -1 | |
Семинарское занятие № 14 Источники информации радио- и тележурналиста. Конфиденциальные сведения | 1.5 | Е -1,Е-5 6-24 | |
Семинарское занятие №№ 15 Терминологический словарь профиля и программа саморазвития | 1.5 | Е -1, Е-2 6-24 |
Содержание семинарских занятий
Раздел 1
Семинарское занятие № 1
Источник: poisk-ru.ru
14.Приемы актуализации информации в телевизионной и радиожурналистике.
Информация может быть актуализирована по разным характеристикам: локальная, тематическая и протокольная.
Тематическая – предполагает формирования сообщений группы – политика, культура, спорт, экономика.
Политическая, экономическая и социальная инфа.
Протокольная – официальная/неофициальная. Должны ориентироваться на правила, местные события и оперативность.
Офиц.инфа – наименее подвижная, более четко регламентирована по времени и объему. Раньше имела приоритет перед остальной инфой, но сейчас ее вес снизился по след.причинам: 1) меняются сами протоколы, происходит трансформация полит.структуры общества и вносит изменения в соц.статус учреждений. 2) сми претендуют не только на демократичность, но и на оппозиционность и альтернативность, кот.проявляются в идеологических оценках. 3) журналисты пользуются люфтом отношений к тем или иным событиям и лидерам во время бурных политических процессов.
Локальные сообщения используются федеральными вещателями для расширения воздействия на общество.
Был раньше наиболее очевидным. Сегодня выдерживается не так жестко. Если в тематическом отношении исчезают белые пятна, то в географическом они появились. Повышение удельного веса зарубежной инфы. «Дальнозоркость» — инфа из дальних стран воспринимается почти нейтрально. Привыкание к «дальней» инфе приводит к отстраненному отношению ко многим выступлениям СМИ, а «ближняя» — к публичному диалогу.
В тоталитарный период жур-ка зависела от протокольного фактора, четко обозначавшего роль и объем офиц.инфы. В период застоя – локальный фактор. В настоящее время – усиление влияния тематического фактора.
Увеличение скорости передачи инфы влечет за собой снижение ее аналитического уровня и степени достоверности.
+ важность и новизна.
1. Тематический. Формир сообщ в группы (пол-ка, культ, спорт).
2. Протокольный. Связ со степенью офиц-ти/неоф, альтернат-ти/оппозиц-ти события и тп.
3. Локальный. Важна для местных и регион вещателей, передачи кот ориентир на мест события, сообщать о них точно и оперативно. Использ федерал вещат для расшир своего возд-я на регионы, включ-ти канала в жизнь всей страны.
15.Понятие и разновидности верстки информационной программы.
Разновидности верстки:
Жанровая – ранжирование и чередование материалов выпуска по жанровому признаку. Пример: друг за другом следует видеоинформация, репортаж, интервью, комментарий. Помогает акцентировать восприятие зрителя на основе жанровых элементов. Большое значение – познавательный фактор. Репортажи – информационную нагрузку несет журналист.
Интервью – источник инфы.
Ритмическая – основа на визуальных, смотровых и звуковых выразительных средств (видеоизображение, слова, музыка, шумы). Помогает удержать внимание зрителя, дает ему новые впечатления. Принцип ритмичности использования презентации и отдельных компонентах тематических блоков. Достигается благодаря появлению в кадре ведущего, его темпу речи.
Ритм формируется длиной плана, музыкальным оформлением, видеозаставками, радиопозывными, радиоджимпами, благодаря чередованию мужского и женского голосов. Достигается тем, что человек в кадре сменяет движения действия.
Смысловая – основана на содержании принципе. Предполагает учет специфики передачи и канала. Выпуск базируется на общепринятой тактики, стратегии, организации и планирования вещания. Стратегический фактор связан с позицией телеканала.
Элементы верстки информационной телепрограммы на примере 1 канала и Россия 1:
— Шпигель – открытие программы, анонс, заголовок сообщения.
— Важнейшие российские события
— Важнейшие международные события
— События социально-культурной тематики
Информационная картина дня – это набор тем, которые СМИ считает наиболее важными на текущий момент.
Верстка информационной программы тесно связана с общественным настроением. Пониманием, что сегодня является наиболее актуальным, востребованным аудиторией. Это означает необходимость ответственного и взвешенного подхода формирования конкретных передач и проведения информационной политики в целом.
Задача новостей предоставлять полную информацию о важных задачах.
16.Нормы этического поведения телевизионного и радиожурналиста.
Свобода журналистики в демократическом обществе – это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действия угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействие властей или злоупотребление властью.
Где существует свобода, существует и ответственность за свои действия. В отношении журналиста это:
-перед обществом в целом
-перед аудиторией телезрителей
-перед героями передач и фильмов
-перед сообществом журналистов
-перед телекомпанией, которую он представляет
-перед самим собой
Применительно к телевизионной информации исходные этические принципы журналиста – достоверность каждого сообщения, полнота представленных фактов и непредвзятость позиции автора.
1.Достоверность – доверие к источнику информации, подтверждение факта необходимо не менее, чем из двух источников, обязательны ссылки на источник информации. Четкое отделение фактов от мнений – неукоснительный журналистский принцип. Профессиональное сообщение не должно содержать оценки сотрудника информационного телевидения. Информационные программы не должны вызывать у зрителя сомнений в характере экранного сообщения – ни одна из экранных форм ни прямо, ни косвенно не может быть выдана за другую (комментарий за установленный факт, архивные кадры за сиюминутную хронику, инсценировка за реальное действие). Мировая телепрактика не допускает использование инсценировок в новостных рубриках.
2.Полнота информации – в экранном сообщении о событии не должны быть опущены факты, существенные для понимания происходящего или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину. В аналитической передаче должны быть изложены взгляды на проблему всех сторон.
3.Непредвзятость – убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры. Хладнокровие, способность к всестороннему исследованию ситуации, скурпулезность в изучении материала важнее, чем эмоциональность и импульсивность.
4. Позиция журналиста – позиция журналиста не в словесных оценках, а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы. Профессиональное сообщение содержит все факты, необходимые для понимания ситуации. Но оно же исключает побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия (например, с упоминанием о готовящихся беспорядках с указанием места и даты). В противном случае журналист рискует оказаться не столько информатором, сколько подстрекателем. Понятие нежелательной информации не ставит под сомнение принцип гласности и свободы слова – речь идет о ситуации морального выбора для самого журналиста.
Источник: studfile.net