В технологической платформе 8.3.11 был введен специальный механизм — «История данных». Этот механизм видится достаточно полезным, так как предоставляет ту функциональность, которую не редко приходится реализовывать вручную. В этой статье я попробую рассказать о том, что это за механизм, для чего он нужен и как с ним работать.
Общая информация
Начнем с общей теоретической информации о том, что такое история данных и как она устроена.
Описание и возможности
История данных — это механизм позволяющий хранить в базе данных упорядоченные по времени версии объектов конфигурации. Под версией понимаются данные, которые были в объекте на момент редактирования и состояние метаданных на момент редактирования. Хранить историю можно как для всего объекта целиком, так и для отдельных реквизитов — имеется возможность тонкой настройки работы механизма для каждого реквизита, в том числе табличные части.
Включать и выключать историю можно как из конфигуратора, так и средствами встроенного языка, все это дает возможность управлять историей для каждого пользователя отдельно.
Видеоурок БСП 1С: Версионирование объектов
Само по себе хранение истории достаточно бесполезная функция, поэтому с историей данных можно выполнять следующие операции:
- записывать версию данных;
- получать данные определенной версии;
- удалять данные определенной версии;
- получать разницу между двумя версиями одного объекта;
- прочие полезные возможности.
На момент написания статьи (8.3.13) история данных поддерживается для следующих объектов:
- общие реквизиты;
- константы;
- справочники;
- документы;
- бизнес-процессы;
- задачи;
- регистры сведений;
- планы обмена;
- планы счетов;
- планы видов характеристик;
- планы видов расчетов;
- расширения конфигурации.
Работа с историей данных регулируется правами доступа и отражается в журнале регистрации.
Устройство механизма
История данных хранится в специальных таблицах информационной базы. Кроме самих данных в этих таблицах хранятся метаданные прежних версий объектов. Версии метаданных создаются в момент изменения этих самых метаданных у объекта и никак не связаны с изменением данных объекта.
Также следует помнить, что на данный момент система не отличает включение версионирования для реквизита от создания реквизита и отключение версионирования реквизита от удаления реквизита.
Создание версии объекта состоит из двух этапов. Сначала, автоматически или с помощью специального метода, фиксируется факт изменения объекта и информация об этом изменении попадает в очередь. Перенос данных из очереди в таблицы базы выполняется методом ОбновитьИсторию(), этот метод можно выполнять асинхронно, например регламентным заданием. Идущие подряд изменения одного объекта не «склеиваются» и фиксируются отдельно, вне зависимости от периодичности обновления истории данных.
Настройка версирования объектов осуществляется либо из конфигуратора либо при помощи встроенного языка. Конфигуратор логично использовать в тех случаях, когда история данных потребуется во всех режимах работы приложения или на нее завязана какая-то прикладная логика. Использование встроенного языка потребуется для реализации более гибкой системы, например когда пользователя потребуется самому выбирать для каких объектов хранить историю данных.
Для управления историей данных объектов в конфигураторе реализовано свойство «История данных», оно присутствует как у основных объектов (у справочников, например) так и у подчиненных — реквизиты, табличные части с их реквизитами, ресурсы регистров сведений.

По умолчанию свойство «История данных» установлено в значение «Использовать» у:
- стандартных реквизитов;
- реквизитов объектов;
- реквизитов табличных частей;
- измерений регистров сведений (без возможности отключения);
- ресурсов регистров сведений.
Использование механизма
Для обращения к истории данных используется свойство глобального контекста ИсторияДанных, методы этого этого свойства будут рассмотрены ниже.
Управление использованием истории данных
Ниже приведены примеры того, как, средствами встроенного языка, можно управлять использованием истории данных. Отмечу, что значения свойства ИсторияДанных (полученные «через точку») берутся из конфигуратора и могут не соответствовать действительности, для получения актуальной информации нужно пользоваться методом ПолучитьНастройки().
Источник: 1c-programmer-blog.ru
Версионирование объектов в 1С Бухгалтерия 8
Начиная с версии 3.0.35 в программе 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0 стало доступно версионирование объектов. Данный механизм позволяет отслеживать историю изменения справочников и документов. В отличие от журнала регистрации, который просто сохраняет данные об истории изменений, версионирование дает возможность пользователю с правами администратора посмотреть изменения, которые были внесены, увидеть любую версию объекта, сравнить версии между собой, сделать возврат к предыдущей версии.
Настройка версионирования объектов в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0
Для включения механизма версионирования объектов в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0 переходим на закладку «Администрирование», выбираем раздел «Поддержка и обслуживание» и в разделе «Версионирование объектов» устанавливаем флажок.
Далее щелкаем по синей гиперссылке «Настройки хранения», где можно указать объекты, которые будут версионифицироваться, указать срок хранения и создать расписание для удаления устаревших версий.
Можно установить следующие варианты:
Не версионировать — история версий объекта не ведется;
Версионировать при записи — новая запись заносится в историю версий в случае изменения или создания нового справочника или документа;
Версионировать при проведении – вариант может использоваться только для документов, которым разрешено проведение. Первоначальная версия документа будет записана в историю после первого проведения документа, затем версии документа будут сохраняться при каждой записи проведенного документа.
Версионировать при старте — этот вариант можно использовать только для бизнес-процессов. Первая версия бизнес-процесса будет записана только после его старта.
По умолчанию — устанавливаются рекомендуемые настройки (для справочников — Не версионировать, для документов — Версионировать при проведении).
Срок хранения можно установить за последнюю неделю, месяц, три месяца, шесть месяцев, год и бессрочно.
Для каждого элемента справочника и вида документа можно установить свой вариант версионирования и срок хранения.
В нижней части, нажав на синюю гиперссылку можно посмотреть количество и объем хранимых версий объектов, а также настроить расписание для удаления устаревших версий. Для этого устанавливаем флажок «Автоматически удалять устаревшие версии» и по синей гиперссылке «Настроить расписание» создаем расписание.
Далее можно сделать его настройку, можно задать дневное, недельное и месячное расписание.
Просмотр изменений объектов в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0
После того, как установлен флажок в разделе «Версионирование объектов» в документах и справочниках, для которых версионирование включено, можно увидеть пиктограмму «История изменений»
При нажатии на нее мы попадаем в список версий объекта. Здесь мы можем увидеть, кто изменил объект, когда это произошло, и что именно было изменено.
В верхней части доступны следующие кнопки:
- Открыть версию, с ее помощью можно просмотреть отчет о состоянии объекта на нужный момент времени;
- Сравнить версии, дает возможность просмотреть отчет по изменению состояния двух или более версий в списке, выделенных предварительно (в отчете будет указано, какие именно реквизиты отличаются);
- Перейти на версию, сделает возврат к одной из предыдущих версий объекта, которая должна быть предварительно выделена (изменения, которые внесены после сохранения этой версии, будут отменены).
Обратите внимание, что если объект был удален, его история также удаляется, поэтому в этом случае версионирование не поможет.
Так можно настраивать версионирование объектов в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0. А вы уже используете эту функцию? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
В 1С также доступны и другие новые функции. Например, про отбор документов по контрагенту и договору смотрите здесь, про шаблоны договоров тут, про напоминание о платеже здесь.
Источник: prof-accontant.ru
Версионирование объектов (новые возможности «1С:Бухгалтерии 8»)
Версионированием называется хранение истории изменений объектов. В отличие от журнала регистрации, который может хранить только историю о том, кто, когда и какой объект изменил, механизм версионирования позволяет пользователю с правами администратора:
- увидеть конкретные изменения, которые внесли те или иные пользователи;
- просматривать любую версию объекта;
- сравнивать любые версии объекта между собой;
- вернуться к какой-либо предыдущей версии объекта, которая была наиболее полной или более правильной в отличие от своего последнего состояния.
Использование версионирования особенно актуально на начальном этапе внедрения программы, когда объемы информации небольшие, а исполнители совершают много ошибок (например, вводят лишнюю информацию или очищают наименование или значение какого-то реквизита внутри объекта).
Сохраненная история изменений объектов позволит привести справочники и документы в порядок, а также поможет пользователям проанализировать последовательность своих действий, чтобы в последующей работе не допускать типичных ошибок.
В дальнейшем, когда объемы информации в программе возрастают, можно постепенно отказываться от версионирования некоторых объектов вообще или применять его только в особенно важные моменты, например, при проведении документов. Можно ограничить срок хранения версий, например годом. После этого версии будут автоматически удаляться регламентным заданием. Настройка запуска регламентного задания осуществляется на странице настроек версионирования.
Объекты версионирования
Возможность хранения версий поддерживаются для справочников и документов, относящихся к следующим разделам учетной системы:
Если для выбранного справочника или документа версионирование включено, в его форме будет доступна команда История изменений (рис. 1).

Рис. 1. Команда История изменений в форме элемента справочника.
По этой команде открывается список версий объекта (рис. 2).

Рис. 2. История изменений объекта.
Список предназначен для просмотра истории изменений объекта и выбора хранимых версий. История версий позволяет быстро ответить на вопросы:
- Кто изменил объект?
- Когда произошли изменения?
- Что было изменено в объекте?
В списке выводится следующая информация:
- № — порядковый номер версии, версии перечисляются по убыванию; номеров, самая первая версия находится внизу списка;
- Автор изменений — пользователь, который редактировал объект;
- Дата — дата и время редактирования;
- Комментарий — в этом поле можно ввести подробную информацию по поводу конкретной версии. Программа автоматически заполняет это поле, например, при переходе на другую версию.
С помощью отбора Изменения в реквизитах можно отражать изменения только определенных реквизитов. Для этого в форме отбора необходимо отметить флагами реквизиты, изменения по которым необходимо отражать в списке версий, и нажать на кнопку Выбрать.
По ссылке Технические сведения об изменении объекта сразу после внесения и записи изменений можно просмотреть журнал регистрации, отфильтрованный по событиям, связанным с этим объектом.
Используя соответствующие кнопки, в форме списка доступны следующие действия:
- Открыть версию — просмотр отчета о состоянии объекта на интересующий момент времени;
- Сравнить версии — просмотр отчета по изменению состояния двух или более предварительно выделенных версий в списке (отчет покажет, какие именно реквизиты отличаются);
- Перейти на версию — возврат к одной из предыдущих версий объекта, которую необходимо предварительно выделить (изменения, внесенные после сохранения этой версии, будут отменены).
Обращаем ваше внимание, что при удалении объекта его история также удаляется, поэтому в этой ситуации версионирование не поможет.
Настройки хранения версий
Для ведения истории изменений объектов необходимо выбрать команду Поддержка и обслуживание из раздела Администрирование и удостовериться в том, что флаг Версионирование объектов включен (рис. 3).

Рис. 3. Механизм версионирования объектов в составе раздела Администрирование.
После этого становится доступной гиперссылка Настройки хранения, перейдя по которой можно произвести необходимые настройки версионирования (рис. 4).

Рис. 4. Настройки версионирования объектов.
В форме Версионирование объектов выводится список из следующих реквизитов:
- Объект — список объектов программы в виде дерева с группировкой по типам объектов;
- Вариант версионирования — выбранный вариант версионирования;
- Срок хранения версий — выбранный срок хранения версий.
Для выбора варианта версионирования необходимо выбрать один или несколько объектов, затем нажать на кнопку Установить вариант версионирования. Из выпадающего списка выбирается нужный вариант версионирования для каждого типа документов и справочников:
- Не версионировать — история версий объекта не ведется;
- Версионировать при записи — новая запись заносится в историю версий каждый раз при изменении (или создании нового) справочника или документа;
- Версионировать при проведении – вариант применим только для документов, для которых разрешено проведение. Первая версия документа будет записана в историю только после первого проведения документа, впоследствии версии документа будут записываться при каждой записи проведенного документа. Эта настройка не позволяет создавать версии новых не заполненных окончательно документов, которые приводят к увеличению объема хранимой в программе информации;
- Версионировать при старте — этот вариант применим только для бизнес-процессов. Первая версия бизнес-процесса будет записана только после его старта. Режим позволяет не создавать лишние версии бизнес-процессов в то время, пока их подготавливают к запуску;
- По умолчанию — установить рекомендуемые настройки (для справочников — Не версионировать, для документов — Версионировать при проведении).
Настройка версионирования возможна сразу для группы объектов программы, например, можно выбрать все документы или все справочники.
Еще раз обращаем ваше внимание, что версионирование большого количества объектов приводит к увеличению объема хранимой в программе информации, что может существенно замедлить работу программы, поэтому рекомендуется использовать эту возможность избирательно.
Для выбора срока хранения версий необходимо нажать на кнопку Установить срок хранения версий, а затем из выпадающего списка выбрать нужный срок хранения версий для каждого типа документов и справочников. Версии можно хранить:
- За последнюю неделю;
- За последний месяц;
- За последние три месяца;
- За последние шесть месяцев;
- За последний год;
- Бессрочно.
Команды Установить вариант версионирования и Установить срок хранения версий также можно найти в меню Еще или в контекстном меню, вызываемом правой кнопкой мыши.
По гиперссылке Количество и объем хранимых версий объектов можно перейти к просмотру одноименного отчета.
В поле Всего устаревших версий выдается информация о количестве и объеме устаревших версий в программе. Чтобы удалить устаревшие версии, необходимо нажать кнопку Очистить.
Для того, чтобы устаревшие версии удалялись автоматически, необходимо включить соответствующий флаг и перейти по гиперссылке Настроить расписание (рис. 5). Настроенное расписание будет выводиться в нижней части окна.

Рис. 5. Настройка регламентного задания по удалению устаревших версий.
В соответствии с выполненными настройками устаревшие версии будут автоматически удаляться регламентным заданием (в нашем примере ежедневно).
Источник: buh.ru