Скачать
презентацию
Конкурсная работа
Технологическая карта урока
Учитель: Фетисова Е.Н.
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево
Урок: литература
Тема урока : В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. — 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.
Цели для ученика
формирование умений анализа произведения
формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения
умение аргументировать свои мысли
Развивающие:
развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе
Цели для учителя
1. Познакомить учащихся с биографией писателя, пробудить интерес к его личности.
✅ Васюткино озеро. Аудиокнига с картинками. Астафьев
2. Познакомить учащихся с рассказом; развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Знакомство с писателем, его произведением ,
анализ рассказа
Форма урока
Традиционная (урок-практикум)
Опорные понятия, термины
Новые понятия
Формы контроля:
Фронтальный опрос
Индивидуальная работа
Домашнее задание
Написать сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Мотивация
Включение в деловой ритм.
Проверка готовности учащихся к уроку.
(ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник)
Подготовка к работе.
Личностные : самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Психологический настрой учителя и учащихся.
II. Анализ контрольной работы.
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Личностные : самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: обосновывать свое мнение
III. Актуализация знаний
Подведение детей к формулированиютемы и постановке целей урока.
Активизирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Автобиографичность- свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.
Определение цели учебной деятельности.
Формулировка темы урока
Учащиеся слушают учителя,
отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради.
Беседа Иллюстративно-словесный метод.
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные :
анализ объектов с
целью выделения признаков.
Отработка умений отвечать на поставленные вопросы
IV. Работа по теме урока
Рассказ учителя о биографии В. Астафьева .(Слайд2, 3)
-Что, по словам Астафьева, заставило его писать?
— Я надеюсь, что вы заинтересовались произведениями Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». (Слайд4, 5)
Дети слушают, отвечают на вопрос.
Приём познавательной активности через творческое задание.
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;
регулятивные :
поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативные:
уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу,
V Лингво-физкультминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VI.Актуализация знаний.
Работа по тексту
-Кто герои рассказа? (Слайд 7)
-Что беспокоило рыбаков?
-Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
-Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
-Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
-Как Васютка заблудился?
-Что помогло ему выжить, выйти из тайги?
Памятка (Слайд 8)
Какое время странствий в лесу оказалось для героя самым трудным и почему?
-Что вспоминал Васютка?
-Какой детский поступок совершил Васютка? Как его можно объяснить?
-Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем?
Ответ на вопрос.
Составление монологического высказывания
Выразительное чтение фрагментов
Дети составляют .(см. Приложение)
Беседа, выразительное чтение отрывков из рассказа
самопроверка и взаимопроверка;
регулятивные :
познавательные :
общеучебные – умение структурировать знания, выборнаиболее эффективных способов решения задания, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий действия; коммуникативные :
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Развитие умения выразительно читать,
Воспроизводить литературоведческую информацию,
выслушивать и принимать во внимание чужое мнение
Дети читают статью в учебнике, составляют таблицу
Приём познавательной активности через творческое задание.
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Коммуникативные : уметь читать вслух и понимать прочитанное.
Уметь воспроизводить литературоведческую информацию,
VII I .Подведение итогов
Организует деятельность поприменению полученных знаний.
— Чему можно научиться у Васютки?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Обсуждение результата работы с произведением
Коммуникативные :
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Рефлексивно-оценочный этап.
Вы заблудились в лесу (ваши действия)
Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты,
степень их соответствия.
Коммуникативные :
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные :
рефлексия;
личностные :
смыслообразование.
Умение оценивать себя.
Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание- Сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?» (Слайд 10,11)
Слушают и записывают в дневник.
Познавательные:
умение делать выбор и обосновывать его.
1.Якунина Н.Н. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» //Литература в школе.- 2010.- №5, с.38-40
2. В.П.Астафьев. Повесть о жизни // Т.1.-М.:Современный писатель,1993.
3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2015.
4.. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
«Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В г.Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял на «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы.
Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить его в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».
Если ты заблудился в лесу
1.Прекрати бесполезное движение.
3.Подготовь место для ночлега.
5.Спокойно ожидай спасателей.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Технологическая карта урока литературы для 5 класса по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» . Формы и методы обучения на современном учебном занятии
Технологическая карта урока литературы по ФГОС для 5 класса «Уроки выживания Васютки в тайге» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» с указанием форм и методов обучения на современном учебном занятии по литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы для 5 класса по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» . Формы и методы обучения на современном учебном занятии»
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Коломейцева Татьяна Ивановна
«Уроки выживания Васютки в тайге» (по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро»)
Урок комплексного применения знаний и умений.
Организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.
- совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки;
- активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий
- развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
- формировать умение находить и обрабатывать информацию;
- формировать умение работать в группе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего.
Комментирует задания группам
— Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока, записанному на доске и в тетради: Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?
- РАБОТАТЬ ДРУЖНО
- Распределить поручения в группе и работать по плану.
- Будьте внимательны и вежливы друг к другу.
- Вовремя оказывайте помощь.
- НЕ ШУМЕТЬ
- Обсуждать вопросы негромко.
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Не мешать друг другу.
- ПОМНИТЬ О ВРЕМЕНИ
- Своевременно выполнять задания.
- Следить за временем, работа в группе зпканчивается по знаку учителя.
- ПОМНИТЬ О СИМВОЛАХ
- Рука учителя поднята – установить тишину и прекратить работу.
- Руки учеников, соединённые вместе и поднятые, — готовность группы представить работу (отчёт).
- ОТЧИТЫВАТЬСЯ И СЛУШАТЬ ВМЕСТЕ
- Каждый отвечает за свой отрезок работы и за общее для группы дело.
- Каждый должен уметь защищать общее дело и свое частное.
- Должен слушать ответы друг друга.
Приложение № 2 Задание для групп Географы. Расскажите о географическом расположении Сибири, об особенностях тайги, её птицах (глухарь, кедровка). Расскажите о Енисее, о рыбе, которая в нем водится (не забудьте о редких породах) Сибирь
Психологи. — Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями, опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолел страх. -Как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим». Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? — Какими чертами характера обладает главный герой?
Вставьте пропущенные слова Герой — _________ и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта_______, из ________ законов, законов жизни.
— Тогда почему Васютка заблудился?
Вставьте пропущенные слова Васютка заблудился потому, что _______, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Образ природы также является действующим лицом наряду с Васюткой.
— Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге? Оцените работу группы.
Хранители времени. Вы должны рассказать, сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда заблудился и когда был спасён? По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге. День первый. Что побудило мальчика отправиться в тайгу? В какой момент он понимает ,что заблудился? Найдите этот эпизод.
Опишите состояние мальчика. Почему он ,человек, который хорошо знаком с таёжными законами ,вдруг испугался? Как он повел себя в сложившейся ситуации? Как мальчик провёл ночь? День второй С чего начинается день мальчика? Кого он встретил? Почему он не убил белку? Как мальчик относится к природе? Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику в этот день?
Где провёл мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело? Как вы думаете, почему с огоньком мальчику стало веселее? Третий день (по образцу) Оцените работу группы.
Источник: kopilkaurokov.ru
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе. Астафьев «Васюткино озеро»
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Ход урока:
Учитель.
Ребята! Многие ли из вас знают, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? (обсуждение) Сегодня мы с вами познакомимся с любопытной историей мальчика, который спасся в тайге благодаря своим знаниям и наблюдательности! Это герой из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». К уроку вам дано было задание поискового характера: в библиотеке найти фрагменты о жизни этого уральского писателя. Какие факты из его детства вам удалось разыскать?
Рассказы детей.
Я узнала о том, что писатель Виктор Астафьев рано потерял маму, растили его бабушка и дедушка Патылицыны, он был даже воспитанником детского дома!
Мне стало известно, что Виктор Петрович учился на железнодорожника в городе Красноярске, воевал на фронте, был серьёзно ранен. После победы уехал к нам на Урал и жил там восемнадцать лет в городе Чусовом. Работал обычным грузчиком, слесарем, литейщиком и даже плотником в вагонном депо. Известность пришла к нему только в шестидесятые годы.
Он всегда был честным человеком, настоящим тружеником земли русской! Опыт разных профессий помог потом писателю достоверно рассказывать о людях труда в своём творчестве.
Учитель.
Спасибо, ребята, хорошо, что вы уже многое узнали об авторе рассказа «Васюткино озеро», в этом тексте описана реальная история из жизни мастера слова. А опубликовал её писатель в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Какое же событие лежит в основе сюжета?
Ученик(1)
Произведение «Васюткино озеро» — история о подростке, который заблудился в таёжном лесу, но сумел выйти из него живым и здоровым, так как имел сноровку и помнил рассказы опытных таежников. Василий был сыном артельщика. Часто он бегал в лес, чтобы набрать для рыбаков кедровых шишек. Мальчик отлично знал суровые законы тайги и сам не раз ходил по лесным тропкам.
Однажды мальчуган заблудился! Это было особенно обидно! Потерялся в тайге из-за собственной глупости, невнимательности. Погнался за раненым глухарем, ушел от затесей, «зарубок» на деревьях не на ту дорожку, а выйти обратно было не так – то просто.
Ученик(2)
Сначала Васютка очень испугался и запаниковал—побежал, толком не разбирая дороги, ему было очень страшно, ведь он нередко слышал разговоры взрослых, как теряются в лесу и гибнут в болоте люди. Когда страх понемногу прошёл, мальчик успокоился и стал вести себя, как настоящий опытный охотник.
Он не упал духом и вспомнил советы старых таёжников, начав разрабатывать план своего спасения. Умение рассуждать, воля, находчивость и вера в успех помогли маленькому сыну рыбака найти правильный путь к реке Енисею, к людям. Мальчик продержался несколько дней в лесу совершенно один, распределяя еду, бережно экономя патроны и спички.
Я думаю, что не всякий взрослый сумел бы выдержать и спастись в тайге! Когда Васютку нашли и привезли домой, то он поведал всем о чудесном озере, которое отыскал, выживая в тайге. В озере этом было очень много рыбы. Его так потом и прозвали — «Васюткино».
Анализ текста по вопросам:
1)Что же чувствовал мальчик, блуждая по тайге? (страх, растерянность);
2)За что ругает себя Василий? Найдите и прочитайте об этом в тексте. (побежал за птицей, забыв об осторожности охотника);
3)Какое решение он принимает? О чём оно говорит? (чтение фрагментов из текста, обсуждение, анализ, синтез);
4)Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для описания внешности героя;
5)Назовите эпитеты, метафоры и олицетворения, раскрывающие природу, как действующее лицо рассказа. Природа – друг и помощник мальчика или враг?
6)Как характеризует героя стремление выжить и найти дорогу домой?
7)Назовите качества характера Васютки, помогающие ему справиться с трудной жизненной ситуацией. А как бы поступили вы? (обсуждение)
Учитель.
В конце урока я предлагаю вам 10 вопросов теста по рассказу. Постарайтесь быть точными и внимательными в своих ответах.(Правильные ответы теста к заданиям 1 — 6 прописаны заглавной буквой. Ответы на вопросы 7-10 дети дают индивидуально, используя свои знания текста таким образом, как они поняли произведение и что нового узнали из устных рассуждений в ходе всего урока.)
Тест.
1)Из — под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки?
а) Из — под муки;
Б) Из — под соли;
в) Из — под крупы.
2)Что такое «жарки»?
А) цветы;
б) огонь;
в) рыба.
3)Сколько дней бродил Васютка по тайге?
а)1
б)2
В)5
4)Сколько было герою лет, когда он заблудился?
а)7
б)10
В)13
5)Как звали собаку мальчика?
а) Трезор;
Б) Дружок;
в) Жучка
6)Чего не было у Васютки с собой?
А) топора;
б) соли;
в) хлеба;
г) спичек.
7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать?
8)Почему он заблудился?
9)Какие таёжные законы помогли ему выжить?
10)Чему у Васютки тебе можно научиться?
Итог. Рефлексия
Перед вами на парте два смайлика: грустный и весёлый. Если вам всё было понятно, и вы многое узнали для себя полезного, прикрепите на доску весёлый смайлик. Если вам наш урок не понравился — оставьте грустный смайлик. Домой возьмите два задания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали рисунки о Васютке и его самоотверженной борьбе за жизнь.
Второе задание: составьте для урока ОБЖ памятку по теме: «Условия выживания в опасной зоне. Мои действия». Помните: необдуманность некоторых поступков может оказаться смертельной для человека! До скорой встречи, ребята!
Источник: kladraz.ru