Вариативные программы здоровья что это

Вариативные программы здоровья что это

1 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Инжиниринговый центр политехнической межотраслевой подготовки»

Представлены основные подходы к проблеме здорового образа жизни детей и взрослых; раскрыты причины формирования религиозной, биомедицинской, социальной и интегративной парадигмы здорового образа жизни; сущность медико-биологического, философско-социологического, психолого-педагогического подходов к разработке категории «здоровый образ жизни», а также формируемого с конца ХХ века подхода «новая парадигма здоровья» или «новое понимание здоровья» в условиях социальных рисков, неопределенности, политических разногласий и трансформации традиционной семьи. В связи с необходимостью начала раннего приобщения детей к здоровому образу жизни на фоне многолетней устойчивой тенденции к ухудшению здоровья раскрыты задачи подготовки студентов педагогических ВУЗов к овладению методами укрепления своего здоровья для повышения возможности социальной адаптации и полноценной профессиональной деятельности, а также приобщения к здоровому образу жизни детей, в том числе и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Алгоритм подбора программы для женского здоровья Родник здоровья

здоровый образ жизни
дошкольники
направления формирования

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-ВУЗ»:дисс. докт.пед.наук : 13.00.01.–Новосибирск, 2001.–367 с.

2. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008, № 2. – С. 237-239.

3. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. 1997. №1. — С. 9-12. albert-baranov.com›articles/paradigma.htm.

4. Быкова Е.С. Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии: дисс. канд.филос.наук : 09.00.13.–Тула, 2007. — 155 с.

5. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник балтийского федерального университета имени И. Канта. – 2006, № 11. – С. 8-18.

6. Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

7. Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики, 2014, Т. 12, № 4. – С. 509-517.

8. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год rosminzdrav.ru›ministry…stranitsa-979/doklad_2013.

9. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год evpahealth.ru›…2015/06/Doklad…zdorovya-naseleniya…

Грамотность в области физического здоровья и спорта: экосистемный подход

10. Дубогай А.Д. Исследование содержания двигательных режимов и уроков физической культуры, способствующих исправлению нарушений осанки школьников младших классов: автореф. дис. . канд. пед. наук: [спец.] 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» / А.Д. Дубогай; КГИФК. – К:, 1978. – 24 с.

11. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. – М.: Наука, 2006. — 238 с.

12. Лебедева-Несевря Н.А. Социология здоровья / Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011. – 238 с

13. Полетаева Н.М. Акмеологическая позиция – ядро здоровой личности педагога и школьника /Н.М. Полетаева // Акмеология. — 2004. — № 4.- С. 29-35.

В современных условиях развития общества возрастает актуальность подготовки педагогов к формированию в образовательных организациях здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям и практикам здорового образа жизни (ЗОЖ). По нашему мнению, подвести ребенка, в том числе и дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к осознанному выбору соответствующего ЗОЖ стиля своей жизни способен педагог, признающий значимость ЗОЖ для сохранения здоровья человека и его социализации, принявший ценность жизни и здоровья человека как личностно значимый принцип и установку к действию.

Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») и ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») предусмотрена подготовка педагогов к использованию методов и средств физического воспитания для укрепления своего здоровья в целях социальной адаптации и успешной профессиональной деятельности. Однако законодательной и нормативной правовой базой документов, направленных на предупреждение распространения на территории Российской Федерации неинфекционных заболеваний, на сохранение здоровья населения и формирование ЗОЖ, предусмотрена работа с молодежью и в других направлениях — профилактика алкогольной и наркотической зависимости; предупреждение употребления табака; пропаганда культуры здорового питания; профилактика медицинскими средствами болезней системы кровообращения и органов дыхания, новообразований, сахарного диабета.

Например, в последние годы проблемы ЗОЖ широко освещены в рамках работы Всероссийских съездов молодежного антинаркотического волонтерского движения и молодежных форумов «Селигер», Международных форумов «Здоровье человека и питание», «Мир активного долголетия», «За здоровую жизнь», «Здоровье человека и экология»; при реализации в субъектах федерации антинаркотической профилактической акции «За здоровье и безопасность наших детей», долгосрочного проекта для беременных и молодых женщин «СМС маме» и др. [8,9].

В разработке категории «здоровый образ жизни» Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева [12] и др. выделяют медико-биологическое, философско-социологическое и психолого-педагогическое направления, что свидетельствует о сложности изучаемого феномена и невозможности однозначного определения понятия «здоровый образ жизни». Такое определение затруднено и в связи с обусловленностью толкования ЗОЖ осознанием сущности здоровья человека в соответствии с известными в науке парадигмами здоровья, представленными ниже в последовательности их формирования, и в связи с особенностями использования различной терминологии при описании индивидуального, группового или общественного здоровья в разных науках.

При определении сущности понятия «парадигма здоровья» мы придерживаемся позиции Е.С. Быковой [4], в соответствии с которой парадигма представляет собой систему ценностных и методологических установок, необходимых для решения научным сообществом определенных задач. В исследовании А.В. Баранова [3] представлены божественная, природная и социальная парадигмы здоровья; Е.С.

Быковой выделены духовная, естественнонаучная и интегративная парадигмы здоровья; в социологической работе И.В. Журавлевой [11] указано на религиозную, биомедицинскую и социальную парадигмы здоровья. Очевидно, что для обозначения одной и той же по сути парадигмы авторами использованы разные термины.

В средние века в Западной Европе под влиянием христианства схоластический характер медицины и ее беспомощность перед многими заболеваниями способствовали формированию понятий вера и спасение. Способность веры помогать в преодолении отчаяния и психологических проблем, в том числе и при ухудшении здоровья, давала надежду на исцеление, снижая осознание значимости сберегающего здоровье образа жизни.

В соответствии с религиозной или божественной, духовной парадигмой здоровья любое состояние человека даровано Богом; важно восприятие этого состояния — как награды, повода к размышлению или наказания. Исцеление возможно при приобретении противоположных грехам качеств; сохраняющая здоровье деятельность предусматривает воздержания, избавление от вредных привычек, покаяния, очищение мыслей, заботу о физическом и душевном здоровье для поддержания религиозного настроя.

Формирование биомедицинской или естественнонаучной, природной парадигмы здоровья связано с успехами в развитии естественных наук и привело к восприятию человека как продукта биологической эволюции, а его здоровья — как состояния, на которое можно воздействовать медицинскими средствами.

Суть представлений в такой ситуации о болезни, роли пациента и условиях лечения указывает Э. Гидденс [6]: причиной болезни всегда признается внутренняя «поломка» организма человека и следующее за этим изменение его «нормального» состояния; больное тело существует само по себе, поэтому его можно беспристрастно исследовать и лечить; пациент должен полностью доверять знаниям врачей и быть пассивным при лечении; не следует принимать во внимание его мнение по поводу лечения, а также общее самочувствие и благополучие личности, потому что успешность лечения могут оценивать лишь квалифицированные и лицензированные врачи; лечение возможно лишь в хорошо технически оборудованном медицинском учреждении (больнице) с преобладающим использованием методов хирургического вмешательства и медикаментозного лечения, а также средств медицинской техники; приемлемо только научно обоснованное лечение и недопустимо использование гомеопатических или народных средств.

В рамках выделенного в науке медико-биологического подхода к определению ЗОЖ рассматривают поведение или жизнедеятельность человека, направленные на повышение адаптационных и резервных возможностей организма, профилактику заболеваний при организации соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам условий (Ю.П. Лисицин, Г.И. Царегородцев, Р.Г. Оганов, Р.А. Халитов, Г.С.

Жуковский и др.). Например, Н.П. Абаскалова [1] определяет ЗОЖ как компонент культуры безопасности и выделяет разные уровни цели формирования ЗОЖ — обеспечение здоровья физического, психического и духовно-нравственного; сохранение здоровья и предупреждение травматизма; формирование знаний об основах физиологии и гигиены человека, об оказании помощи больным, о вреде психотропных и наркотических веществ.

Социальная парадигма здоровья появилась в результате осознания обществом низкой эффективности медицинского лечения тяжелых неинфекционных заболеваний и опосредованного влияния на здоровье социальных факторов окружающей среды. В этом случае ЗОЖ определен на основе философско-социологического подхода (И.А. Виноградов, О.А. Мильштейн, Л.В.

Читайте также:
Что за программа smartdraw

Филлипов и др.), раскрыты способы жизнедеятельности, соответствующие культурным традициям общества, его ценностным ориентирам и способствующие реализации человеком социальных и профессиональных функций. Например, Н.М. Полетаева [13] представляет ЗОЖ как совокупность способов жизнедеятельности, которые направлены на оздоровление социокультурных условий бытия и удовлетворение существующих потребностей человека при ценностном отношении к жизни. Н.Н. Базелюк [2] определяет ЗОЖ как повседневную жизнедеятельность людей в различных сферах социальной действительности и отмечает влияние на здоровье приспособления человека к условиям жизни, способа их использования.

При психолого-педагогическом подходе к определению ЗОЖ А.А. Дубогай [10] указывает влияние на мотивацию самосовершенствования человека средствами физической культуры особенностей его психического развития, ценностно-ориентированной деятельности, социальной активности. Например, М.Я. Виленский [5] определяет ЗОЖ как направленные на реализацию возможностей и способностей человека формы жизнедеятельности, отмечает значимость для поддержания здоровья самодисциплины, саморегуляции, саморазвития.

Предложенный Е.С. Быковой [4;142-155] интегративный подход к осмыслению здоровья человека позволяет рассмотреть не только соматический и психический аспекты его здоровья, готовность к адаптации в условиях воздействия социальной среды, особенности мировоззрения, но и «способность к делу» как результат единства двигательных, интеллектуальных и личностных качеств человека, его ценностных ориентировок и эмоционального отношения к своему здоровью.

С конца XX в. R. Crawford, S. Nettleton, S.E.H. Moore, О.Н. Яницкий [7] и др. ученые указывают на формирование в развитых странах подхода к заботе о здоровье, который получил названия «новое понимание здоровья» (new health consciousness) и «новая парадигма здоровья». Суть его раскрывают следующие основные положения: человек несет полную ответственность за состояние своего здоровья; здоровье перестает быть атрибутом или характеристикой жизни, оно становится целью и результатом личного выбора; внешний вид тела и образ жизни человека влияют на оценку его личных и профессиональных качеств; статус «здоровый человек» обеспечивает только здоровое тело; вовлеченность человека в сберегающие здоровье практики имеет моральную оценку, крайняя степень морализации здоровья обозначена термином хелсизм (healthism); обрести здоровье человек может лишь в результате целенаправленной профилактической деятельности.

Формирование такого подхода Beck, Beck-Gernsheim, Giddens, Shilling и др. ученые объясняют значимостью перспективы самонаблюдения за преобразованием собственного тела для поддержания уверенности человека в контроле за жизненной ситуацией в условиях социальных рисков, неопределенности и политических разногласий, а также трансформации гендерных ролей, традиционной семьи и социального статуса.

В обществе существует неоднозначное отношение к подходу «новое понимание здоровья», т.к. не смотря на пропаганду здорового тела и здоровьесберегающей деятельности, он не способствует воспитанию толерантного отношения к окружающим, нарушает право выбора человеком стиля своей жизни, ориентирует на внешнюю красоту, стройность и подтянутость тела при игнорировании обусловленной первичным нарушением развития заботы о здоровье, которая у людей с ОВЗ может выражаться в ношении ортопедической обуви, очков, ограничении физической нагрузки. Однако, следует отметить его распространение в последние годы как за рубежом, так и в нашей стране.

Таким образом, при подготовке будущих педагогов к формированию у детей когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов ЗОЖ следует рассматривать возможность повышения компетентности взрослых в вопросах сбережения здоровья с учетом существования вариативных подходов к проблеме ЗОЖ

Рецензенты:

Евтушенко И.В., д.п.н., заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;

Левченко И.Ю., д.псх.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Источник: science-education.ru

Семинар на тему: «Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье.»
материал на тему

Программа «Здоровье» — комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБДОУ №36 «Сосенка»

Программа «Здоровье» — комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к

Каждое направление реализуется одной или несколькими

Целевые программы «Комфорт», «Группы здоровья», «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя», «Этикет», «Личность» учитывают возраст детей, уровень квалификации специалистов и воспитателей, имеющиеся условия и включают в себя конкретную программу действий. Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы детей и практически охватывают все виды деятельности.

Все аспекты воспитания — умственного, нравственного, трудового, эстетического — направлены на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа.

Программа «здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, использования различных отечественных и зарубежных методик, систем обучения, позволяет использовать и другие программы, например программу «Радуга», а также типовую программу воспитания и обучения в детском саду по некоторым её разделам. Условие здесь одно — все должно отвечать основным направлениям и идеям программы. Вместе с тем программа требует от воспитателя высокого профессионализма, серьезной теоретической и методической подготовки, гуманного отношения к детям, установления партнерского стиля общения.

К основным критериям определения профессионализма воспитателя мы относим:

умение организовать группу детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;

умение собрать ребенка на прогулку, накормить его, быстро уложить спать без принуждения и насилия;

умение решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;

умение неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавляя их активности; больше слушать детей, меньше говорить самой;

умение быть терпеливой и выдержанной, знание приемов релаксации и умение помочь детям овладеть ими;

знание отечественной и зарубежной детской литературы и русского народного творчества;

умение владеть партнерским стилем общения с ребенком; умение предоставить ребенку возможность самому увидеть проблему и способы её решения;

умения предусматривать проявление возможных отрицательных эмоций и вовремя ставить «противовес»;

способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;

умение видеть степень своего влияния на детей.

Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками дошкольного учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходят к более интенсивным. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.

Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маечек, чтобы встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом — приблизительно +38С, температура воздуха в спальной старшей группы — от +16С, а в младшей — от + 18С. Такая же температура поддерживается и в физкультурном зале. В групповых помещениях, коридорах температура несколько выше — + 20-22С.

Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шеею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.

В основном используется следующая схема закаливания.

1-я младшая группа

1 квартал. Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного

умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

  1. квартал. Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд.
  2. квартал. Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты.
  3. квартал. Солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме,

предложенной врачом дошкольного учреждения.

2-я младшая группа

1-е полугодие. Влажное обтирание после утренней гимнастики ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 минут во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания

2-е полугодие. Игры на мокрых дорожках до 2-2,5 минут, обширное умывание после дневной гимнастики.

Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут, обширное умывание.

1-е полугодие. Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; обливание прохладной (+18С) воде.

2-е полугодие. Погружение ног в воду и ходьба по прохладной (+18С) воде. Подготовительная к школе группа

Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики. Начиная со второй младшей группы дети после завтрака чистят зубы, а после обеда и полдника полощут рот.

В летний период врачом дошкольного учреждения определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной, а также место и время их проведения. В жаркие дни дети купаются в летнем бассейне или обливаются водой не менее 2 раз в день. Для ослабленных и пришедших после болезни детей схема закаливания может быть изменена по рекомендации врача.

Некоторые приемы закаливания

1. Обширное умывание.

Читайте также:
Программное обеспечение national instruments что это за программа

открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой;

намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз»;

намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз»

намочить обе ладошки и умыть лицо;

ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два» и т. д. В старшей группе они просто старательно обмываются водой из-под крана.

2. Ходьба по мокрым дорожкам.

Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял, нетканого полотна. Их должно быть 4 штуки длиной 4-5метров. Одновременно используются только 2 дорожки, остальные находятся в стирке. Для проведения процедуры одна дорожка намачивается (соляной раствор не используется), вторая остается сухой.

Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы. По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Можно использовать игры-речевки: «Баба сеяла горох. », «Шел мужик по городу. » и др. Подготавливает и расстилает дорожки младший воспитатель. Он же сдает их в прачечную или простирывает и сушит.

3. Обливание ног.

В мойку для ног ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем, по мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуются 2 ковша воды. И наконец, ребенок просто обмывает голень и стопу водой из-под крана.

Примечание. Обливание стоп не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.

4. Погружение ног в воду.

В мойку для ног наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны, выходит — с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде (для отсчета времени говорит «раз, два» или «один, два, три, четыре» и т.д.)

5. Влажное обтирание.

Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец. Воспитатель надевает на одну руку влажную варежку, на другую — сухую и растирает ребенка, затем обе варежки сбрасывают в специальную емкость и сдаются в стирку.

6. Ходьба босиком.

Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу, затем — просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия. Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2 до 3 месяцев в зависимости от подбора детей.

7. Сон без маечек.

Проводится круглый год, на случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по программе «От рождения до школы»

Вниманию педагогов ДОУ предлагаются таблицы для отслеживания результатов усвоения детьми образовательных областей Программы от 1 года до 4 лет.

Теоретический семинар на тему «Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи»

Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством. В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред.

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки — добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления .

Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса во 2 мл.группе по ФГОС

В данной работе отражена вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми 3 -4 лет согласно ФГОС. Программа разелена на три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержание работы.

Рабочая программа воспитательно – образовательного процесса подготовительная группа

Актуальность составления рабочей программы воспитателя напрямую связана с модернизацией образования, предусматривающей комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы. Эти из.

Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»

ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн.

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б.

Источник: nsportal.ru

Вариативная программа «Хочу быть здоровым»

Онлайн-книги

Онлайн-книги

Светлана Урдя
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 4голосов:1 просмотров: 4003

Краткое описание

Создание условий в образовательном пространстве для формирования психологически устойчивого, социально адаптированного и физически крепкого человека; сохранение контингента учащихся при переходе на учебно-тренировочный этап обучения

Описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственная политика в области образования рядом нормативных актов обеспечила основу развития дополнительного образования как системы мобильных образовательных услуг, ориентированных на различные социальные и возрастные группы населения (Типовое Положение об учреждениях дополнительного образования детей). Дополнительное образование включает в себя все многообразие учреждений и услуг, обеспечивает связь между программами государственного стандарта, в том числе и в спортивной деятельности.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

В настоящее время развитие подрастающего поколения России осуществляется в противоречивых условиях демократизации общества, укрепления государственности, социально-экономического спада, развития рыночной экономики. Изменения в жизни общества предъявляют новые требования как к обучающимся, так и к самим учреждениям дополнительного образования детей.

Согласно Уставу, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» (далее – Учреждение) создано с целью создания оптимальных условий для личностного развития учащихся, укрепления здоровья, удовлетворения интересов, склонностей и дарований, организации разумного досуга на основе занятия спортом. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи: 1. создавать условий для сохранения и развития физической культуры на территории Сургутского района; 2. создавать условий для сохранения и развития спортивного потенциала в Сургутском районе, в том числе путем выявления и поддержки из них спортсменов высокой квалификации, поддержки перспективных творческих проектов в отрасли; 3. осуществлять физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; 4. вести работу по привлечению населения и учащихся образовательных учреждений к систематическим занятиям физической культурой и спортом; 5. выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к занятиям спортом и подготовки из них спортсменов высокой квалификации; 6. обеспечивать приобретение знаний в области гигиены и оказания первой помощи, а также овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего состояния.

Исходя из выше изложенного, целей и задач функционирования Учреждения — спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования детей, на равнее с образовательными учреждениями, семьей имеет важное значение в формировании здоровьесберегающих факторов полноценного развития детей в Сургутском районе. Учреждения дополнительного образования детей, в частности спортивная школа, не являются обязательными образовательными учреждениями для их посещения.

Это индивидуальный выбор каждого ребенка, его желание посвятить себя спорту. Несомненно, большую роль в формировании спортивных групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных играет рекламная деятельность Учреждения и умение тренера-преподавателя заинтересовать именно в своем виде спорта: дать мотивацию, показать престиж, выгоду, в конце концов.

Но, улица, к сожалению, иногда превыше всего сказанного, и выйдя из стен Учреждения, ребенок легко подвергается негативному влиянию со стороны сверстников. Аналитический вывод: примерно из десяти учащихся групп начальной подготовки (9-13 лет), 2 человека попадают на следующий этап – этап учебно-тренировочный.

Целевая программа «Хочу быть здоровым» создана для того, чтобы не только увеличить количество учащихся группы начальной подготовки, перешедших на учебно-тренировочный этап спортивной подготовки, а чтобы привлечь тот «уличный» контингент детей, который оказывает то негативное, асоциальное влияние. А для этого мы: педагоги, методисты, воспитатели, психологи, должны диагностировать, консультировать, проводить развивающую и коррекционную работу ЗДОРОВЬЯ в образовательном процессе Учреждения.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

По определению Всемирной организации Здравоохранения -здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды.

В борьбе за здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду, социального сотрудничества, психологической уравновешенности.

Читайте также:
Обучение по вспомогательной программе что это

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему. Здоровье детей формируется под влиянием ряда факторов, важнейшими из которых являются: — биологические, включая наследственность; — экологические, т.е. состояние окружающей среды; — уровень медицинского обслуживания; — условия и технологии воспитания и обучения в образовательном учреждении; — социальные, включая образ жизни, который социально обусловлен.

Анализируя выделенные факторы можно говорить, что нельзя понять причину нежелания получать дополнительное спортивное образование, вести здоровый образ жизни детям, без анализа, диагностики, коррекции их социального, психологического, физического здоровья. Несомненно, эти компоненты здоровья являются взаимосвязанными: без сохранения одного из компонентов здоровья, невозможно полноценное развитие других (так называемый круговорот компонентов здоровья в образовательном процессе).

Поэтому, перед Учреждением на этапе начальной подготовки стоит проблема: поиск оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся и работы по сохранению контингента занимающихся. «Хочу быть здоровым». Не спроста нет у данного предложения знака препинания, поскольку этот знак к концу реализации программы поставит для себя каждый ее участник («Хочу быть здоровым!» — программа работает эффективно; «Хочу быть здоровым.» — программа работает хорошо, но где-то есть пробелы; «Хочу быть здоровым?» — программа не сработала).

Апробирование программы: учащиеся МОУ ДОД «СДЮСШОР» групп начальной подготовки 1-2 года обучения, спортивно-оздоровительных групп для детей до 13 лет. База реализации программы: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва». Сроки реализации программы: программа рассчитана на период с сентября 2010 года по май 2012 года. Взаимодействие со сторонними структурами: в процессе реализации программы предполагается осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями, упреждениями здравоохранения Сургутского района, средствами массовой информации. Ожидаемые результаты программы: предполагается, что в результате реализации программы: — у учащихся повысится уровень психологической компетенции и физического состояния, разовьются навыки социальной адаптации, появиться необходимость в здоровом образе жизни; — увеличится процент занимающихся групп учебно-тренировочных первого года обучения и начальной подготовки всего периода обучения; — улучшиться взаимосвязь и увеличится количество связных элементов в воспитательной схеме:

Тренер–преподаватель Родители Спортсмен Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы : Создание условий в образовательном пространстве для формирования психологически устойчивого, социально адаптированного и физически крепкого человека; сохранение контингента учащихся при переходе на учебно-тренировочный этап обучения.

Реализация программы идет через выполнение следующих задач: 1. Проанализировать социальное, физическое и психологическое здоровье учащихся. 2. Разработать план реализации программы по коррекции, профилактики негативных проявлений компонентов ЗДОРОВЬЯ. 3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

3. Воспитывать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям. 4. Улучшить связи внешней и внутренней модели взаимодействия. 5. Провести подготовительную спортивную работу с учащимися.

  • ОУ дополнительного образованияАдминистрацияПланирование работы, программы
  • ОУ дополнительного образованияМетодистПланирование работы, программы
  • ОУ дополнительного образованияПедагог дополнительного образованияСпортивно-оздоровительная деятельность

Источник: www.uchmet.ru

Основные принципы формирования здоровья ребенка

Современные родители все чаще понимают важный принцип – «береги здоровье смолоду». Именно здоровье ребенка – это самое важное для любых мамы и папы. Многие люди сегодня следят за собственным здоровьем, ведут активный образ жизни, занимаются спортом, рационально питаются и регулярно посещают врача. Это правильно, и подобный образ жизни нужно прививать и малышу буквально с рождения.

Основные принципы формирования здоровья ребенка

Здоровые родители – здоровые детки

Естественно, что если будущие родители ответственно подходят к планированию малыша, они закладывают львиную долю здоровья ребенка еще при зачатии, а затем – во время вынашивания крохи. Но этого недостаточно для того, чтобы на протяжении всей своей жизни, после появления на свет, малыш был здоров, полноценно развивался физически и психически1. Помимо генов, переданных родителями, на развитие детей влияют факторы внешней среды. И с каждым годом их влияние прослеживается все отчетливее. Поэтому, к здоровью малыша нужно отнестись со всей ответственностью с первых же дней его жизни, формируя правильные, здоровые привычки, подавая позитивный пример.

Принципы ЗОЖ – в основе здоровья ребенка

Практически все мы слышали о ЗОЖ. Но важно знать, как соблюдать принципы здорового образа жизни – ключевого фактора в развитии ребенка как физически, так и духовно. Если поддерживать и укреплять здоровье малыша изо дня в день, постепенно это станет непременной частью жизни, поможет гармонично существовать в современном мире.

Чтобы вырастить здоровых деток современным родителям нужно приложить не так много усилий, если немного пересмотреть свой образ жизни в сторону здоровья и полезных привычек. Тогда и воспитывать в этом ключе малышей будет гораздо проще.

Пример и мотивация

Мы сами – основные мотиваторы и пример для подражания наших малышей. Поэтому, нужно взять за правило заботиться о здоровье всех членов семьи – от самых старших, до самых маленьких. Все дети живо интересуются тем, что делает мама или папа, они слушают советы и охотно повторяют за родителями. Поэтому, если мама ежедневно выходит на пробежку, а папа – плавает в бассейне, дети удовольствием присоединятся к занятиям.

В летнее время катайтесь на велосипедах, самокатах, купайтесь в открытых водоемах или бассейнах, чаще отправляйтесь на природу и активные прогулки. Зимой полезны семейные вылазки на горки, каток или неспешные прогулки по заснеженным паркам. Это не только отличный способ семейного досуга, но и укрепление иммунитета, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Здоровые детки с радостью идут на прогулки, проводят много времени на улице, и это желание нужно поощрять и стимулировать.

Важен режим!

Огромную пользу приносит соблюдение строгого режима дня. Если малыш живет по четко отлаженному режиму, это помогает сохранять и укреплять его здоровье. Естественно, что распорядок дня должен быть ориентирован на возраст, индивидуальные особенности развития и даже характер ребенка. Особенно важно следить за достаточностью сна, режимом приема пищи и прогулками на свежем воздухе.

Это наиболее важные пункты для здоровых деток. Ребенку в возрасте 6-9 месяцев нужно два дневных сна по 1-1,5 часа и один ночной сон. Постепенно, ближе к году ребенок может переходить на другой режим сна, с более продолжительным одним дневным сном.

Кислород и движение

Прогулки – это не только пребывание на свежем воздухе, дополнительное насыщение крови кислородом. Это еще и физическая активность, укрепление скелета и мышц, стимуляция обмена веществ и физического развития. Все здоровые детки должны гулять не менее двух часов в любую погоду (за исключением экстремальных погодных условий – шторм, гололед).

Идеальные места для прогулок – это парки и зеленые зоны, детские площадки, которые расположены вдали от трасс и шумных улиц. Для здоровья ребенка раннего возраста крайне полезен сон на улице. Это может быть открытый балкон или терраса, коляска, гамак во дворе частного дома.

Кислород и движение

В любое время года нужно стимулировать детей к активности, спортивным занятиям и подвижным играм на улице. Активность помогает расходовать калории, держать под контролем вес тела и укреплять мышечный каркас тела. Плюс, активно бегающий, прыгающий малыш «нагуливает» аппетит и хорошо кушает.

Правильное питание для здоровья малыша первого года

Самый простой способ обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами – это помнить, какие группы продуктов и в каких пропорциях должны быть в рационе малыша. С полугода ребенок начинает активно знакомиться разными продуктами прикорма – овощными, злаковыми, а затем мясными, кисломолочными. В помощь родителям в составлении рациона питания малыша разработаны рекомендации Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации 2 .

Важно выбирать для питания крохи правильные продукты, которые подходят по возрасту и обеспечивают не только необходимые белки, жировые и углеводные компоненты, но и пополняют запасы витаминов и минералов. Безмолочные каши и овощные пюре Gerber® помогут правильно начать прикорм. По мере знакомства с новыми продуктами в питании появятся фруктовые и мясные пюре, молочные каши.

В период первого года жизни малыш активно растет — ему важно получать бифидобактерии для здорового пищеварения и стимуляции иммунитета, а также все минералы, особенно кальций и железо 3 . Главным источником железа в рационе ребенка первого года является мясо, причем оно должно иметь правильную консистенцию, соответствующую навыкам жевания крохи. Идеальными для мясного прикорма считаются мясные пюре фабричного производства, например, пюре Gerber® Кролик, Индейка, Цыпленок, Телятина, Говядина.

Источник: www.nestlebaby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru