Вариативные программы это что
Вариативные формы работы с детьми дошкольного возраста
Целью является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Что такое вариативные формы дошкольного образования?
Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования
(от 2 месяцев до 7 лет).
Вариативные программы могут быть:
- Основными
- Дополнительными.
основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг .
Шрифтовой дизайн. Что такое вариативные шрифты и как они помогают
Дополнительные программы дошкольного образования в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Авторские вариативные формы дошкольного образования
В основе программ – взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность, раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
К вариативным комплексным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:
- группа кратковременного пребывания;
- центр игровой поддержки ребенка;
- консультативный пункт;
- служба ранней помощи;
- лекотека;
- семейный детский сад.
Группа кратковременного пребывания
- Адаптационная группа – для детей от 2 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки
ребенка к поступлению в
- Группа развития –
для детей от 3 до 7 лет.
Создается для всестороннего
развития и социализации ребенка;
- Играя, обучаюсь — для детей от 1,5 до 7 лет.
Такие группы созданы для социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности;
- Будущий первоклассник – для детей 5 — 6 лет.
Создаются такие группы
Вариативные программы дошкольного образования: сравнительный анализ
для подготовки детей к школе;
- Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня — для детей от 2 до 7 лет. Группы создаются с целью присмотра и ухода за детьми .
- Группа для детей с отклонениями в развитии — для детей от 2 до 7 лет. Цель таких групп — оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и консультативной помощи их родителям;
- Особый ребенок — для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Эти группы имеют те же цели, что и группы для детей с отклонениями в развитии;
- Учусь плавать — для детей от 2 до 7 лет.
Цель этих групп — обучение детей
различным способам плавания .
ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА (ЦИПР)
Задачей ЦИПР является подготовка детей раннего возраста (от 6 месяцев до 3 лет) к детскому саду. Занятия проходят вместе с мамой (или папой). Здесь важным моментом является процесс социализации и развития ребенка посредством различных игр и упражнений.
- — Проводят занятия с детьми по : развитию речи, сенсо-моторных навыков, рисованию, лепке, развитию музыкальных навыков и ритмике;
- — Для каждого ребенка разрабатывают индивидуальные программы игровой поддержке;
- — Организуют психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- — Консультируют родителей по созданию
развивающей среды в домашних условиях,
правила выбора “умных” игрушек …
Занятия проводят квалифицированные
воспитатели, педагоги дополнительного
В мини-группах и индивидуально ,
по желанию совместно с родителем.
консультативный пункт
(КП)
Для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи
Основные задачи КП:
- оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
- оказание всесторонней помощи родителям
и детям 5-6 лет, в обеспечении равных
стартовых возможностей при поступлении
- обеспечение взаимодействия между
учреждением, реализующим общеобра –
зовательную программу дошкольного
образования, и другими организациями
социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
служба ранней помощи
- служба ранней помощи является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- Служба предназначена для работы с детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с риском нарушения развития, не посещающих образовательные учреждения.
- Целью службы является организованная педагогическая и социальная поддержка семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
- Помощь оказывают психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники.
- Создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
- обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
- психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;
- помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.
семейный детский сад
Это особая форма поддержки многодетных семей государством. То есть в семейном детском саду числятся свои собственные дошкольники из многодетной семьи. Семейный детский сад является структурным подразделением обычного районного детского сада, а один из родителей числится в этом районном детском саду воспитателем
Авторские вариативные
программы
Источник: docs.google.com
Образовательная программа вариативная
Вариативная образовательная программа — программа, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами
Источник: Постановление главы Орехово-Зуевского муниципального района МО от 09.03.2010 № 213
«Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг в сфере образования Орехово-Зуевского муниципального района»
Ссылки на определение понятия «Образовательная программа вариативная»
HTML-код ссылки на слово Образовательная программа вариативная |
BB-код ссылки на слово «Образовательная программа вариативная» для форумов |
Прямая ссылка на слово «Образовательная программа вариативная» для социальных сетей и электронной почты |
Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Образовательная программа вариативная». Полученная информация поможет вам понять, что такое Образовательная программа вариативная. Если по вашему мнению определение термина «Образовательная программа вариативная» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.
Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Образовательная программа вариативная», но и по ошибочному запросу «j,hfpjdfntkmyfz ghjuhfvvf dfhbfnbdyfz». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.
Источник: www.conventions.ru
Вариативные программы обучения
2. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и
апробированными
программами.
3.
В условиях вариативности образования,
закрепленного в «Законе об образовании
РФ», для дошкольных учреждений
разработаны и разрабатываются все новые и
новые программы.
4.
5.
Типовая программа сыграла свою
положительную роль в систематизации
содержания, форм и видов деятельности
детей дошкольного возраста.
С появлением этой программы
обеспечивалась преемственность в
обучении и воспитании дошкольников
различных возрастных групп при подготовке
к школе.
6.
В настоящее время
главным принципом
воспитания
провозглашается
личностноориентированное
взаимодействие с
ребенком, но Типовая
программа не может в
полной мере отвечать
требованиям обучения и
воспитания нового
поколения.
7. Программа должна:
8.
Ориентироваться не только на
общечеловеческую культуру, но и на
российские культурные традиции.
Поэтому основное место в ее содержании
занимает развитие речи детей, физическое,
познавательное и эстетическое развитие.
9.
Направлена на развитие
способностей ребенка, его
любознательности, на
формирование творчества детей и
умений общаться со взрослым и
сверстниками.
10.
Предусматривать формы
организации жизни детей в период
пребывания в детском саду:
Занятия как специально организованную
форму обучения
Нерегламентированные виды деятельности
детей
Организация свободного времени в течении
дня.
11.
Сочетать в себе различные виды
деятельности детей с учетом
возрастных возможностей и
ориентировать воспитателей на
реализацию индивидуального
подхода к ребенку, на обеспечение
оптимальной для ребенка нагрузки и
охрану его здоровья.
12. Виды программ
программы
комплексная
парциальная
13.
Комплексная включает все основные
направления работы с детьми,
обеспечивающие разностороннее развитие
ребенка.
Парциальная программа включает
одно или несколько направлений
развития ребенка.
14. Программа «Радуга»
Это одна из первых
программ,
рекомендованная
практическими
работниками.
Она рассчитана на
период дошкольного
возраста от 2 до 7 лет.
15.
«Радуга» — это пять программ с методическим
обеспечением, охватывающих следующие
возрастные группы детей: 2-3 года, 3-4 года,
4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
В основу ее положены принципы
психологического развития ребенка.
Ведущее место занимает теория
психических новообразований в каждой
возрастной группе детей.
16.
Цель программы
Обеспечение каждому ребенку радостного
и содержательного проживания периода
дошкольного детства.
17. Программа «Развитие»
Разработана под
руководством известного
психолога Л.А.Венгера
и рекомендована к
реализации
Министерством
образования РФ.
Программа
ориентированна на
дифференцированны
й подход к детям с
разным уровнем
развития.
18.
Программа основана на личностно-
ориентированную модель
воспитания, которая предполагает
создание отношений сотрудничества и
партнерства между взрослыми и детьми.
19. Программа «Детство»
Разработана научным
коллективом
преподавателей РГПУ
им. А.И.Герцена г.
Санкт-Петербург.
В ее основе лежит
личностнодеятельностный подход
к развитию и
воспитанию детей
дошкольного возраста.
20.
Предполагает в естественных для
ребенка условиях проводить работу
по интеллектуальному, эмоциональнонравсвенному, волевому, социальноличностному развитию.
21.
Программа отличается
систематичностью, глубоким
анализом возрастных возможностей
детей, конкретизацией задач
воспитания и развития
22. Младший дошкольный возраст
Способствовать благоприятной адаптации
малышей в детском саду
Обеспечить полноценное физическое развитие
детей
Способствовать развитию познавательной
активности
Способствовать развитию детской
самостоятельности
Воспитывать доброжелательное отношение
детей к окружающим
Развивать интерес детей к сотрудничеству,
обогащать опыт игрового общения.
23. Средний дошкольный возраст
Дальнейшее укрепление здоровья
Развитие познавательной активности
через обогащение опыта деятельности
Укрепление доброжелательных отношений
Воспитание самостоятельности
Развитие стремления к самоутверждению
Развитие творческих проявлений и
воображения во всех видах деятельности
ребенка
24. Старший дошкольный возраст
укрепление здоровья, развитие
двигательной культуры детей
Воспитание культуры общения
Развитие эстетических чувств
Развитие познавательной активности
Развитие у ребенка стремления к
школьному обучению
Развитие самостоятельности и
инициативы
25. Заключение
Таким образом, наличие различных программ требует
внимания при отборе их для использования в практической
деятельности дошкольного учреждения.
Прежде всего, педагогический коллектив должен быть
психологически подготовлен к переходу на одну из
программ.
Для этого программу нужно тщательно изучить и
переход на новую программу нужно начинать с
младшей группы.
Только в этом случае будет соблюдена
преемственность в воспитании и обучении
детей и реализованы основные теоретические
положения избранной программы
26. Вопросы
Обоснуйте необходимость вариативных программ
воспитания, обучения и развития детей
Перечислите комплексные и парциальные
вариативные программы. В чем их отличие?
Какие цели и задачи воспитания и развития детей
дошкольного возраста прослеживаются в
программе «Детство»
Программа «Радуга», ее структура и основные
направления
Раскройте структуру программы «Развитие»
27. Список литературы
Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов
«Дошкольная педагогика» Издательский
центр «Академия», 1997 год
Источник: ppt-online.org
Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?
Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?
В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.).
В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.
«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.
«Детство» (1991) — программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Н. А. Ноткиной.
«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др.
Источник: www.prodlenka.org
23. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ
В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам.
Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.
Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.
В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.
В связи с принятием закона РФ «Об образовании» и ориентацией дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию.
При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным требованиям.
Источник: www.i-po.ru