Вариативные программы доу что это

Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных учреждениях

В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. [22,6]

Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.

В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.[10,3]

Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями (Закон РФ «Об образовании», 1991 г.). В 1995 г., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. [25,17]Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы. Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». [7,8]

Консультация для педагогов «Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками»

Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.[10,4]

Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задачи все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.[7,9]

Вариативные программы дошкольного образования: сравнительный анализ

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.[10,5]

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.[25,18]

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной

направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.[25,18]

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.[25,19]

Таким образом, переход к вариативности программного обеспечения делает виды услуг в ДОУ очень разнообразной..

Информация о работе «Современные образовательные программы по физическому воспитанию в деятельности детского образовательного учреждения»

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 132728
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0

Источник: kazedu.com

Вариативная часть образовательной программы
консультация по теме

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлВариативная часть ООП МБДОУ д/с № 17 34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативная часть образовательной программы

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОО включает в себя две части:

Обязательная часть 60%. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой для ДОО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В содержательный компонент вариативной части программы 40% включены:

  • педагогическая технология музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной;
  • технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста, разработанная Г.С. Альтшуллером.

В соответствие с требованиями ФГОС ДО к структуре и разделам ООП ДОО, каждый – целевой, организационный, содержательный включают как обязательную часть, так и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Читайте также:
Township что это за программа

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ-технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка-дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В нашем детском саду мы используем следующие методы ТРИЗ:

— Метод мозгового штурма. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Например: как не намокнуть под дождем;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

как потушить пожар, если в доме нет воды;

как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

— Метод каталога. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

— Данетка. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

— Метод «Системный оператор». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Задача педагога научить детей мыслить системно с помощью системного оператора, используя таблицу, схемы. Развивать представление о строении и этапах развития системы развивать образное представление творческих потенциалов.

В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель « системный лифт ». Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы .

В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит.

А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки . В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

В среднем дошкольном возрасте продолжаем обучать использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о над-системах и под-системах объектов живой и неживой природы. Знакомим детей с моделью анализа объектов « пятиэкранки » ( с волшебным телевизором , где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект. Познакомить детей с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх; а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение Марата Семеновича Гафитулина «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием — « системный оператор ». Продолжаем использовать модель анализа объектов « пятиэкранку », « шестиэкранку » для придумывания сказки или рассказа. Целесообразно предлагать детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Затем начинаем работу с полной версией « системного оператора » — «девятиэкранкой» — таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.

В старших группах мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, в какой надсистеме она рассматривается.

Также как и в предыдущих возрастных группах для рассматривания объектов можно использовать стихотворение.

Читайте также:
Персонифицированная программа воспитателя доу что это

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Источник: nsportal.ru

Вариативные формы дошкольного образования

Вариативные формы дошкольного образования – это формы, созданные для расширения зоны охвата детей системой дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей для всех детей при поступлении в школу.

Значимость вариативных форм дошкольного образования

Замечание 1

В настоящее время ведущей целью отечественной социальной политики в сфере дошкольного образования (далее ДО) является гарантия реализации прав каждого ребенка на получение доступного и качественного дошкольного образования.

Достижение данной цели осуществляется за счет разработки следующих приоритетных направлений:

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

  1. Обеспечение доступности ДО посредством развития разнообразных вариативных форм.
  2. Развитие таких видов ДО, как инклюзивное, интегративное и специальное, с целью обеспечения доступности ДО для детей имеющих различные виды отклонений в развитии, ограниченные возможности, имеющие особые образовательные потребности.
  3. Осуществление психолого-педагогической поддержки семей, оказание необходимой консультативной педагогической помощи семьям, воспитывающих детей.

Под вариативными формами ДО принято понимать:

  • Современные образовательные модели, которые направлены на максимально полное удовлетворение потребности населения в услугах ДО, повышение качества предоставляемых услуг, создание условий, необходимых для развития частного сектора дошкольного образования, оказание поддержки семейного воспитания.
  • Структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ДО для детей возрастом от двух месяцев до семи лет.

Замечание 2

Современные вариативные формы ДО предоставляют воспитанникам возможность пребывания в дошкольных образовательных учреждениях с разным режимом дня, в зависимости от развития детей, состояния здоровья и индивидуальных потребностей.

«Вариативные формы дошкольного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Виды вариативных форм дошкольного образования

Основными вариативными формами ДО являются:

  1. Группы кратковременного пребывания, организуемые в ДОУ.
  2. Центры игровой поддержки.
  3. Консультативные пункты.
  4. Службы ранней помощи.
  5. Легкотеки.
  6. Семейные детские сады, организуемые семьями на дому.

Одними из самых популярных и востребованных являются группы кратковременного пребывания при ДОУ.

Группа кратковременного пребывания – это одна из вариативных форм ДО, представляющая собой структурное подразделение ДОУ, реализующее государственные образовательные стандарты и программы ДО.

Данные группы организуются для детей в возрасте от 2- месяцев до 7-ми лет.

Цель группы кратковременного пребывания: обеспечение полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста, формирования у них необходимых навыков для последующего обучения в школе, а также для оказания необходимой консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников.

Основные задачи групп кратковременного пребывания:

  1. Оказание необходимой помощи детям дошкольного возраста в успешной социализации посредством организации игровой деятельности.
  2. Разработка и внедрение индивидуальных воспитательно-образовательных программ ДО.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
  4. Оказание необходимой консультативной и обучающей помощи родителям (законным представителям) воспитанников.
  5. Организация развивающей образовательной среды и игровой деятельности.

Консультативные пункты – это одна из вариативных форм ДО, организуемые для детей в возрасте от 1-го года до 7-ми лет, которые воспитываются в условиях семьи.

Цель консультативного пункта: обеспечение и сохранение единства и преемственности общественного и семейного воспитания, оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего и полноценного развития личности детей, которые не имеют посещать дошкольные образовательные учреждения.

Основные задачи консультативных пунктов:

  1. Оказание родителям необходимой консультативной помощи по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
  2. Оказание нужного содействия в вопросах социализации дошкольников.
  3. Комплексная профилактика разнообразных отклонений в психическом, физическом и социальном развитии детей.
  4. Оказание всесторонней помощи родителям и детям в обеспечении равных для всех стартовых условий для поступления в школу, организация взаимодействия между родителями и государственными образовательными учреждениями.

Семейный детский сад – это вариативная форма ДО, организованная с целью всестороннего развития детей дошкольного возраста, ориентированная на индивидуальный подход в воспитании, расширении форм ухода и присмотра для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, а также с целью поддержки многодетных родителей и предоставление им рабочего места.

Семейный детский сад организуется непосредственно в семье, где в качестве воспитателя выступает один из родителей.

Служба ранней помощи – это одна из форм вариативного ДО, организуемая для детей дошкольного возраста, имеющих определенные нарушения в развитии, не посещающие образовательные учреждения.

Цель службы ранней помощи: оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с выявленными нарушениями в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

  1. Осуществление психолого-педагогического обследования детей.
  2. Организация комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми.
  3. Осуществление работы по социализации, адаптации и интеграции детей, имеющих отклонения в развитии.

Лекотека – вариативная форма ДО, организуемая с целью организации социального сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих разнообразные нарушения в развитии, а также формирования необходимых предпосылок для последующей успешной деятельности.

Источник: spravochnick.ru

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения в 1919 году в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада».

Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музы­кально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, мате­матика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленно­сти и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли вос­питываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.

Читайте также:
Fnet что это за программа

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвида­цию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в боль­шей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, пита­ния, прогулок.

В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с пе­реходом школы на новые программы начального обучения. В последу­ющие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возраст­ные ступени физического и психического развития ребенка на протя­жении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

В программе подчеркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просу­ществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Ва­сильевой.

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы обра­зования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, иде­ологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образо­вания России: гуманизация— воспитание гуманистической направлен­ности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, при­роде; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциа­ция и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и воз­можностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошколь­ного образования.

«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольно­го воспитания НИИ общего образования Министерства общего и про­фессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.

«Детство» (1991) — программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководст­вом В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Н. А. Ноткиной.

«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способ­ностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорож­ца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — про­грамма является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гер­бова, Т. С. Комарова и др.

Наряду с комплексными программами появилось большое количе­ство парциальных программ, включающих одно или несколько направ­лений развития ребенка.

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования)

http://firo.ranepa.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya)

Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 1651 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Программа по дошкольному образованию как документ. Обзор вариативных программ дошкольного образования. Комплексные вариативные программы.

Вопрос №1. Программа по дошкольному образованию как документ. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений как требование современного образования.

Последние годы в России возникли новые воспитательно-образовательные учреждения для детей с разнообразными педагогическими услугами. Тек же наряду с государственными существуют негосударственные.

Большинство детских учреждений решают задачи общего развития детей, но многие ставят целью раннее развитие способностей дошкольников или интегрируют воспитание здоровых детей и детей с проблемами физического развития..

Причина возникновения таких учреждений заключается в следующем:

· С одной стороны, родители желают поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них способности, подготовить к обучению в определённой школе.

· С другой стороны – это изменения в школьном образовании.

Выше названные причины повлияли на разработку новых альтернативных программ и переход к вариативному дошкольному образованию.

Документы, нацеливающие на вариативное образование:

1. Концепция дошкольного воспитания. 1989 г. – наметила новые общие подходы к дошкольному образованию; нацелила на личностно-ориентированную модель построения педагогической работы с детьми; нацелила на разработку и внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к детям и всестороннее их развитие.

2. Временное положение о дошкольном учреждении. 1991 г. – давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу, вносить в неё собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 1991 г. – предусматривает право родителей выбирать формы обучения и образовательные учреждения, а так же право учреждений использовать различные методики, технологии, программы на выбор.

4. Типовое положение о дошкольном учреждении. 1995 г. – закрепилось право дошкольного образовательного учреждения самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить изменения в них и разрабатывать собственные программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

5. В 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации», в котором указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Таким образом, произошёл постепенный переход к вариативности программного обеспечения работы всех дошкольных учреждений.

Вопрос №2. Обзор вариативных программ дошкольного образования. Их место в современном дошкольном образовании. Комплексные вариативные программы.

1. Определение вариативности и вариативного образования.

2. Виды программ (комплексные и парциальные), определения.

3. Обзор комплексных программ дошкольного образования.

4. Обзор парциальных программ дошкольного образования.

5. Анализ одной из комплексных программ: название, авторы, концептуальные основы (цели, задачи, какие идеи, взгляды лежат в основе), структура программы – разделы, условия реализации (что необходимо для её внедрения), отличительные особенности программы, положительные и отрицательные стороны, её место в современном дошкольном образовании (для какого типа дошкольного учреждения рекомендуется).

Методика экологического образования.

Источник: vunivere.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru