-создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.
Программа позволяет решать задачи:
-познания мира и себя в нем через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними;
-развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами;
-восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс.
1. Реальные объекты мира (живая неживая природа, человек, животные, растения, здания, транспорт).
2. Вторая натура (художественные изображения живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
3. Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор).
4. Спортивно-двигательная, пластическая и театрализованно-игровая деятельность (пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация).
5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование).
ddesign.moscow | Что такое вариативные шрифты и как ими пользоваться?
«Детский сад дом радости» (Н. М.Крылова),
Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.
Авторы предпочитают называть «Детский сад дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Авторы программы «Детский сад дом радости» считают, что наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.
Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития ребенка. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).
В программе «Детский сад дом радости» был реализован замысел обеспечить воспитателя подробным вспомогательным материалом. Технология описана в 34 книгах и включает не только ежедневную, но и почасовую, и даже поминутную организацию всей жизни и деятельности в целом одновозрастной группы от 2025 детей в течение 1012-часового режима работы.
«Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.);
«Золотой ключик» (Г. Г. Кравцов и др.);
Программа «Золотой ключик» комплексная программа развития детей от 3 до 10 лет, разработанная Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской и др. Цель П. достижение органичного единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие. П. представляет собой модель непрерывного образования детей, которая предусматривает разновозрастной состав групп (2-4 года, 5-7 лет, 8-10 лет), преобладание индивидуальных форм работы с детьми, формирование системы отношений по типу семейных взаимоотношений, акцент на развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Вариативные программы дошкольного образования: сравнительный анализ
«Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой),
Основная цель программы — формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.
В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы : раннее детство — младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.
В программе выделены новые, самостоятельные разделы: «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.
«Кроха» (Г. Г. Григорьева, Е. Г. Кравцова и др.);
Цель программы комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.
Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.
Программы воспитания и развития ребенка представлены в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.
Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода, представлена четырьмя блоками: предродовая педагогика; характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет; развитие и воспитание детей первого года жизни; развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни.
Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания их детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
«Развитие» (под ред. О. М.Дьяченко).
В основу программы легли идея А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.
Программа требует установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми.
Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.
Кардинально изменены способы дошкольного обучения перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»:
1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст).
2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).
4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст).
5. Ознакомление с природой (средняя группа).
6. Формирование элементарных экологических представлений.
7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы).
8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).
9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).
10. Конструктивная деятельность.
11. Изобразительная деятельность.
12. Игровая деятельность.
Список вариативных программ дошкольного образования с краткими аннотациями
Источник: www.yurii.ru
Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обучения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.
Прежде всего дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными.
Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреждений – социализация маленького человека, воспитание, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».
Физиологические возможности детского организма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдержать без патологических изменений.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами.
В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.
Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.
Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая программа» и применяется и в настоящее время.
Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.
В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллектиWow разработали новые варианты программ по дошкольному обучению, воспитанию и развитию ребенка.
При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.
Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня.
Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.
Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
К программам нового поколения (1990-х гг.) относятся три программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Одной из первых практическим работникам дошкольных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» представляет собой пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.
В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущая роль в этой программе отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.
В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.
В структуре программы «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».
Использование на практике всех программ «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микроклимата, гуманное отношение к ребенку, внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.
В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».
Коллективом сотрудников под руководством известного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомендована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой программы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредоточили свое внимание на целостном развитии ребенка. Программа ориентирована на дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития.
Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.
В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство».
Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.
Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.
Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей каждой возрастной группы.
В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстниками и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.
6. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.
Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:
• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
• пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
• приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
• воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
• развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
• формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
В части II – «Средний возраст» – задачи воспитания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показывает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и развития детей средней возрастной группы:
1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представление об окружающем.
3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.
4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
В части III – «Старший возраст» – основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:
1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.
4. Развитие познавательной активности, познаватель-,, ных интересов интеллектуальных способностей.
5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа.
Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родины; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.
В базисной программе развития ребенка-дошкольника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.
Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ориентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.
Помимо перечисленных существуют и другие программы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руководством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».
Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактический и методический материал. Переход на новую программу обязательно надо начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, развитии и обучении детей, и реализованы основные теоретические положения избранной программы.
Источник: poisk-ru.ru
Рабочая вариативная программа
Вариативная программа для дошколников. Расчитана на 3-5 лет детей.
Олимпиады: Дошкольникам «Весёлый калейдоскоп»
Содержимое разработки
К ом м унальное государственное казенное предприятие
«Ясли-сад № 10 города Аксу»
отдел образования города Аксу, акимата города Аксу
по вариативному компоненту
«Забавные ниточки»
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Требования к содержанию образования
Этапы реализации программы
Требования к уровню подготовки воспитанников
Мониторинг достижений ребенка
Список используемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения для обеспечения физического, художественно-эстетического развития детей в возрасте от 3 до 7.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего характера взаимодействия взрослого с детьми, с целью развития творческих способностей воспитанников через использование декоративно -прикладного творчества.
Актуальность заключается в том, что работа нитью способствует художественно-эстетическому развитию, проявлению творческих способностей, воспитывают усидчивость, аккуратность, терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, зрительно-моторную координацию, координации движений рук, подготавливает кисти рук к занятию письмом.
1.Формирование познавательных процессов 2. Позитивное психологическое самочувствие
ребёнка на занятии
3.Активизация интереса к изобразительной деятельности.
4. Формирование и развитие творческих способностей детей.
5. Снижение закомплексованности и тревожности детей.
6. Максимальная творческая самореализация детей.
1. Заинтересованность родителей в формировании и развитии
творческих способностей своих детей
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3.Активное сотрудничество в преобразовании и создании развивающей среды.
4. Трансляция результата на выставках, страницах web сайта
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам особенностей развития детей дошкольного возраста по формированию навыков изобразительной деятельности.
2. Провести мастер-классы по освоению технологии «Ниткография» , «Изонить» .
4. Разработать мониторинг уровня усвоения изобразительных навыков, мелкой моторики и навыков рисования нитью.
6.Создать консультативный материал для педагогического просвещения родителей и
7. Разработать перспективный план для внедрения технологии в учебно-воспитательный процесс
1. Эмоциональный комфорт, позитивное психологическое самочувствие ребёнка на занятии.
2. Организация здоровье формирующей предметно пространственной среды для максимальной творческой самореализации детей.
3. Создание системы работы по использованию технологии «Ниткография» , «Изонить» для формирования и развития творческих способностей детей.
Содержание работы:
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области):
Занятия в технике ниткография являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию нитью (ниткография) способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Значение ниткографии для умственного воспитания и развития высших психических функций.
Ребёнок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.
Знакомство с историей появления и развития техники изонити.
Инструменты и материалы.
Базовая форма угол.
Базовая форма круг, овал.
Здоровьесберегающий аспект
Занятия способствуют развитию:
• образного пространственного мышления,
— Терпения и аккуратности в работе с разнообразным материалом.
• чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
• чувство фактурности и объёмности.
— Занятия способствуют создания психологического комфорта, через:
• снятие детских страхов;
• повышение уверенности в своих силах;
• свободное выражение своего замысла;
• формирование творческих способностей и полёта фантазии;
Таким образом, занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.
Изобразительная деятельность дошкольников:
– это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики.
Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
Изонить – одна из техник рукоделия, которая базируется на создании ниточного рисунка на твердой основе. То есть, вы создаёте своеобразный рисунок, как бы затушевывая его нитью. Она пропускается через отверстия, образуя силуэт какого
Нитяная графика (вариан т ы названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн)—графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага.
Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные другие. Также можно использовать ленты, цветные шёлковые нитки.
Здоровьесберегающая технология:
1. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе
взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.
2. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Планируемый ожидаемый результат:
Д ети младшего дошкольного возраста должны знать
Д ети старшего дошкольного возраста должны знать
О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
О видах изобразительного искусства (ниткография , изонить и т.п.);
О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, нитки и т.д.),
С очетание аппликации с вышивкой;
О вышивке с украшением бисера ;
Об основах цветоведения
О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами
правила заполнения угла, круга, волны
правила нанесения проколов для вышивания
историю возникновения техники Изонить
О проектной деятельности.
Практические навыки
Практические навыки
Работать нужными инструментами и приспособлениями;
Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
Работать в различных жанрах;
Применять разные формы аппликации нитками и т.д. ;
Обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодейств овать со сверстниками и взрослыми, участв овать в совместных играх.
З аполнять угол, круг, волну;
подбирать нитки нужного цвета,
выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
в ышивать 2-3 способами, создавать композиции, располагать их на панно.
делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
аккуратно выполнять вышивку,
оформлять свои изделия,
анализировать свою работу.
Требования к содержанию максимальному объему учебной нагруки
Занятия проводятся во вторую половину дня:
— 2 младшая группа -1 раз в неделю (36 часов) по 15 минут;
— средняя группа -1 раз в неделю (36 часов) по 20 минут;
— старшая группа -1 раз в неделю (36 часов) по 25 минут;
— подготовительная группа -2 раза в неделю (64 часа) по 25 минут
Методика проведения занятий в младших, средних группах
Необходимый материал для детей младшего дошкольного возраста
1. Организационный момент.
2. Объявление темы:
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Рассматривание и анализ образца.
5. Разъяснение алгоритма действий.
6. Самостоятельное выполнение работы.
7. Подведение итогов
1. ш нурки: красного, жёлтого, синего, зелёного цветов;
2. н итки разноцветные;
4. с таканы непроливайки;
5. к исти для краски;
6. г уашь, акварель;
7. в атные палочки;
9. б архатная бумага;
10.л исты формата А- 4;
Методика проведения занятий в группах предшкольной подготовки
Необходимый материал для детей старшего дошкольного возраста
1. Организационный момент.
2. Объявление темы:
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Рассматривание и анализ образца.
5. Разъяснение алгоритма действий.
6. Самостоятельное выполнение работы.
7. Подведение итогов. Рефлексия
1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
2. цветные нити разного качества;
3. ножницы с тупым концом;
5. кусок линолеума примерно 25х25 см;
6. цветной картон, бархатная бумага разного размера;
7. линейка, трафареты, фигурные лекала;
8. цветные карандаши, ручки, фломастеры;
9. бросовый материал для дополнения изображения.
10. учебные столы и стулья;
11. белая бумага;
12. волокнистые материалы;
14. кисточки для клея;
15. бумажные салфетки;
Этапы реализации программы:
Подготовительный (июнь- август):
— Анкетирование родителей с целью выявления степени заинтересованности родителей в художественно-эстетическом воспитании детей
— Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей детей 3 – 6 (7) лет и формирования навыков изобразительной деятельности и ручного труда в дошкольном возрасте.
— Программно-дидактическое обеспечение Программы
Проектно-диагностический этап (сентябрь, январь, май):
— Мониторинг усвоения навыков .
— Разработка направлений индивидуальной работы по результатам мониторинга.
Практический :
— Реализация перспективного плана вариативного компонента «Забавные ниточки»
— Педагогическое просвещение родителей:
Открытый просмотр занятия.
Трансляция детской успешности на выставках, страницах web сайта дошкольного учреждения.
— Обмен опытом с педагогами через консультирование и мастер-класс в рамках гостевого обмена.
— Обобщение результатов, аналитические выводы по внедрению рабочей программы.
Этапы, методы и приемы:
Участие педагога в деятельности детей меняется и усложняется по мере овладения детьми навыками работы с нитью.
Познавательная информация, небольшая по объёму, интересная по содержанию, даётся на разных этапах занятия: как перед выполнением «рисунка», так и во время работы .
Рассматривание образцов работ .
Показ схемы (техника заполнения фигур).
В ыполнение техники ниткография .
П рактические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка и др.
Вопросы прямые и наводящие
Стихи и загадки
Показ приёмов работ с материалом
Выполнение работы по образцу
Параллельно с педагогом
Поочерёдно с ребёнком
Частично-поисковый и исследовательский этап
Самостоятельный выбор материала
Напоминание алгоритма действий
Вопросы прямые и наводящие
Взаимодействие с родителями:
Для успешной реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
с материалом и приёмами работы в технике ниткография и изонить
Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию материальной базы
Анкетирование по вопросам
художественного развития детей
Трансляция родителям успешности детей
Устные и письменные
На уровне детского сада
На уровне сайта
выполненные в техник е ниткография и изонить
Формы подведения итогов работы:
Выставка детских поделок.
Коллекция собранных работ.
Подарки мамам и т.д.
Конкурс «Талантливая семья»,
Конкурс – выставка: «Мамины умелые ручки»;
Гость группы: «Папа может всё что угодно»;
Требования к уровню о овладения ребенком содержания
Мониторинг знаний и умений
Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими знаниями и умениями владеют дети. Для этого целесообразно проводить диагностику в начале года. В конце года проводится диагностика для определения динамики в развитии детей.
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.
младший дошкольный возраст
1. Ребёнок помнит правила работы с ниткой , но выполняет работу поэтапно с использованием словесных инструкций, прибегает к помощи педагога.
1. Знает и понимает правила работы.
2. Подбирает цвета
3. Применять разные формы аппликации нитками, в некоторых случаях требуется схема алгоритма действия
1. Работает нужными инструментами и приспособлениями
2. Последовательно и самостоятельно исполняют работу (замысел, эскиз, выбор материала);
3. Работает в различных жанрах;
4.Применяет разные формы аппликации нитками и т.д.
Старший дошкольный возраст
1. Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, но не делает узелок.
3. Не знает и не называет углы, изображает их только при помощи воспитателя.
4. Делит на части с помощью воспитателя.
5. Заполняет угол и окружность только с помощью педагога.
6. Ребёнок знает правила работы с изонитью, но на каждом этапе обращается за помощью к воспитателю.
1. Знает и понимает правила работы, применяет их на практике.
2. Умеет пользоваться иглой, нитью
3. Знает и называет углы, изображает их с помощью треугольника.
4. Знает и показывает стороны и вершину угла.
5. Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их шилом.
6. Заполняет угол и окружность техникой изонити, с нумерации полученных точек.
7. Подбирает цвета
8. Ребенок знает и понимает правила работы
1.Проводит следственно-причинные связи при выполнении работы, выборе оборудования, материала, эскиза.
2.Использует разные жанры в одной работе
3. Взаимодействует с другими детьми, оказывает помощь.
4. Учавствует в персональных выставках
Дети, вновь поступившие диагностируются по окончании периода адаптации.
Дети, вернувшиеся после болезни, диагностируются не ранее, чем через 2 недели.
1/2 показателей 1 уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.
1/3 показателей 1 уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.
2 уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, тканью, нитками, природным материалом, красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из ниток, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения.
Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.
Источник: compedu.ru