Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных учреждениях
В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. [22,6]
Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.
В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.[10,3]
Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями (Закон РФ «Об образовании», 1991 г.). В 1995 г., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. [25,17]Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы. Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». [7,8]
Консультация для педагогов «Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками»
Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.[10,4]
Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задачи все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.[7,9]
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.[10,5]
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.[25,18]
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной
направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.[25,18]
Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.[25,19]
Таким образом, переход к вариативности программного обеспечения делает виды услуг в ДОУ очень разнообразной..
Информация о работе «Современные образовательные программы по физическому воспитанию в деятельности детского образовательного учреждения»
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 132728
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0
Источник: kazedu.com
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВАРИАТИВНАЯ
«. Вариативная образовательная программа — программа, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. «
Источник:
Постановление главы Орехово-Зуевского муниципального района МО от 09.03.2010 N 213
«Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг в сфере образования Орехово-Зуевского муниципального района»
Источник: rus-official-terms.slovaronline.com
Многообразие и вариативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
Данная презентация предназначена для методистов и заместителя директора по учебно-воспитательной работе при проведении семинаров и педсоветов по написанию и корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Многообразие и вариативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»»
Многообразие, вариативность, гибкость и открытость дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
Костякова Надежда Степановна,
методист МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Многообразие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения
Количественный показатель программного обеспечения
Направленность
Количество программ
Художественная
Техническая
Направления деятельности
театральная, музыкальная и изобразительная деятельность, хореография, изучение народных промыслов, работа с бумагой, глиной, бисером, бросовым и природным материалом, художественная роспись, декупаж
Физкультурно-спортивная
авиамоделирование, автомоделирование, радиоспорт, радиотехника, робототехника, работа с деревом, постановка мультипликационных фильмов
Социально-педагогическая
борьба дзюдо
охрана здоровья, обучение правилам дорожного движения, знакомство и охрана окружающей среды, развитие речи, логического мышления, коммуникативных навыков, социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Вариативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогов может иметь инвариантную и вариативную часть.
- Инвариантная часть включает общие базовые темы, необходимые для обучения всех обучающихся (предусматривается в основном в1 и 2год обучения, последующие — частично).
- Вариативная часть предполагает обучение одарённых учащихся, учащихся, проявляющих повышенный интерес к какой-либо сфере деятельности (предусматривается со 2 и последующих годов обучения).
Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов.
Гибкость и открытость дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения
В прошедшем учебном году по срокам обучения реализовывалось :
1 год – 24 программы;
2 года – 8 программ;
3 года –10 программ;
4 года – 7 программ.
Анализ Положения о ДООП учреждения и требований к образовательным уровням, изложенных в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам показал их схожесть: 1. Программы разработаны по принципу постепенного усложнения программного материала. В соответствии с этим, учебный план строится по годам обучения (Локальный акт ) 2 . Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности (Порядок)
1 год обучения / «Стартовый уровень»
2-3 год обучения /
Деятельность направлена на развитие мотивации учащихся по отношению к выбранному направлению. Обучение носит ознакомительный характер, даются общие основы знаний.
«Базовый уровень»
4 год обучения / «Продвинутый уровень»
Решаются задачи развития и формирования творческого потенциала учащихся, допускается большая доля самостоятельности в рамках выбранной программы, включение в проектную и исследовательскую работу.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Предполагается дифференцированная деятельность.
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательно тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным знаниям.
Таким образом, программа педагога — внутренний нормативный документ, являющийся составной частью образовательной программы учреждения, следовательно должна соответствовать требованиям данного учреждения.
Основные принципы разработанной программы:
Педагог дополнительного образования должен
знать локальные акты:
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
- Положение о промежуточной аттестации учащихся
- возраст учащихся, участвующих в реализации программы;
- срок ее реализации
- методами и приемами обучения;
- образовательными технологиями
- дидактические пособия и материалы
проанализировать:
- имеющееся техническое оснащение занятий
Перед началом разработки программы педагогом продумывается и решается
Для чего он будет учить обучающихся, т.е. определить педагогическую целесообразность.
Чему он будет учить обучающихся, т.е. определить цель и результаты обучения.
Как он будет учить обучающихся, т.е. определить задачи.
Что будет делать , чтобы обучающимся было интересно учиться, т.е. определить формы проведения занятий.
Каким образом он будет учить обучащихся, т.е. составить примерный тематический план обучения.
Каким образом он будет отслеживать результативность обучения учащихся, т.е. определить формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам педагоги дополнительного образования ежегодно обновляют их с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Изменения в программе вносятся в пояснительную записку, а также пересматриваются и корректируются все её разделы: ц ель, з адачи, о рганизация учебной деятельности, формы работы, планируемые результаты, контрольно-измерительные материалы, список литературы.
- введения профессиональной компоненты: (Скорректированы с учетом профессионального самоопределения, трудового обучения обучающихся)
- корректировки контрольно-измерительных материалов (КИМов): (Произведено обязательное включение в приложения к программам контрольно-измерительных материалов)
- использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР): (Перечислены и описаны используемые ЭОР по направленности программы)
Формы оказания методической помощи
Педагогические советы
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
Положение о промежуточной аттестации учащихся.
Индивидуальные консультации
Цели и задачи программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы;
Срок реализации программы
Семинары – практикумы
методы и приемы обучения;
Организованный мониторинг
дидактические пособия и материалы
имеющееся техническое оснащение занятий
Методические памятки по разработке программ
Источник: kopilkaurokov.ru
Цели и задачи основной и вариативной части Программы
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников организации есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР). Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.***
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ — детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; [http://pravo.gov.ru]
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); [http://fgosreestr.ru]
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» https://rospotrebnadzor.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г.)
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. [http://fgosreestr.ru]
5. Основная образовательная программа дошкольного образования
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной. [http://fgosreestr.ru]
7. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
8. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н. В. Нищева т. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с http://ds40.seversk.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г)
Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. К семи годам:– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Источник: infopedia.su