Вариативные воспитательные системы
Вариативность – это особенность учебно-образовательной системы которая проявляется через возможность создать и предоставить воспитанниками виды образовательных программ или индивидуальных видов образовательной деятельности, с целью выбора в соответствии с их изменениями в образовательных потребностях и возможностях.
Степень вариативности педагогической программы измеряется следующими показателями:
- В ней присутствует несколько одинаковых по привлекательности и доступности для воспитанников обучающих программ.
- Существует гибкость системы с помощью которой возможно изменить образовательные потребности детей.
Исходя из этого вариативную воспитательную систему можно характеризовать как взаимосвязанную деятельность участников образовательных процессов направленных на реализацию идей образования, реализуемые в условиях выбора образовательной программы, не выходя за рамки государственных стандартов, методов общения, ценностных, смысловых отношений индивида к целям, содержанию и образовательному процессу в целом.
Советник по воспитательной работе: должностные обязанности и основные инструменты работы
В современных образовательных учреждениях целостность формируется за счет применения одной из программ. Сегодня созрела потребность в создании программ образовательного процесса, которые должны обладать рамочно-лаконичную структуру, которые смогли бы охватить нормативно-целевые ориентиры и описание обобщенной модели образовательного процесса.
Педагогическое творчество, инновационная деятельность в воспитательной системе образовательных учреждений находится в стадии развития и будет находится в ней всегда. Во все времена будут создаваться новаторские принципы, продолжиться поиск творчески талантливых педагогов, изменение интересов, умения воспитанников, привнося обновленные стимулы влияющие на развитие содержания образовательной системы. Самое главное придет осознание необходимости и ценности творческого понимания в определённой образовательной программе.
Школа глобального воспитания и «справедливое общество» как вариативные системы
Самыми разработанными видам глобального образования считаются виды разработанные Р. Хенви и М. Боткина, они не противоречат друг другу, дополняя друг друга.
Обе эти модели сочетают в себе следующие особенности:
- Общечеловеческие аспекты;
- Локальные аспекты;
- Философские осмысления;
- Конкретную реализацию.
Их модели воспитательной системы отвечают на актуальные нужды человечества в данный отрезок развития, рассматривая мир как единый механизм, огромную глобальную общину, которая реализуется в виде системы взаимосвязей и взаимных зависимостях, где благополучие каждого зависит от всех.
Существует также воспитательная система «справедливое общество» зародившаяся в школах США в 1960е года. Основой являются идеи выдвинутые Л.Кольберга, он рассматривает воспитание как развитие личности от начальной ступени к более высокой моральной развитости.
Организация воспитательного процесса в соответствии с примерной программой (Апанасенко О.Н.)
Определение 2
Главной идеей концепции Л.Кольберга выделяется воспитание нравственности личности, которое в свою очередь зависит от умственной зрелости воспитанника. Нравственное становление протекает по восходящим ступеням имеющими свою последовательность.
Для реализации основной идеи воспитательной системы «справедливое общество» необходимо создать демократические взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, включить последних в нравственный анализ жизни, поступков своих и чужих, используя систематические методы.
Также в данной системе нашли своё отражение теоритические аспекты Жана Пиаже о ступенях умственного становления личности, о взаимосвязи умственного и морального становления в целостном процессе создания личности.
Другие вариативные воспитательные системы
Воспитательная система включающая в себя понятие «общей заботы» была разработана ленинградским ученным И.П. Ивановым в конце XX века, в 1950гг. В основе данной системы существуют следующие принципы:
- Социальная полезность деятельности воспитанников и педагогов;
- Взаимное сотрудничество педагогов и учеников;
- Множественно ролей и творчество в деятельности.
Методика общей заботы изначально создавалась как системы для внеурочного воспитания детей, но в последние годы данная система используется в средних школах России.
Воспитательная система основанная на идеи диалога культур была сформирована как новая образовательная программа В.С. Библером и содержит в себе следующие мысли: перейти от идей человека образованного к идеям человек культурный, требует углубленное освоение диалогизма как основы определения целостной мысли, учебно-воспитательная деятельность в школе диалога культур реализуется через усвоение дедуктивной цепочке раскрытия мысли отталкиваясь от начальных аксиом.
Гуманистическая система воспитания использующаяся в современной школы была разработана В.А. Караковским. Основной идей данной воспитательной концепции является ориентированность на личность воспитанников, его потребности и способности. Немало важной ролью считается педагогическая концепция коллектива.
Гуманистическая система воспитания апеллирует идеями системно-комплексного воспитания, внедрением педагогического воздействия, важностью творческого подхода в коллективе. На педагогических советах именно эти идеи являются основообразующими для дискуссий, выводов. Весь общешкольный коллектив соединяется в единое целое в отношении школы, что является показателем наличия общества в котором у каждой члена есть личностная ценность школы.
Замечание 1
Ярко выраженной характеристикой гуманистической системы В.А. Караковского обозначается задействование коммунарских методик или методик коллективно-творческой деятельности.
Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».
Источник: 2dip.su
Вариативные модули и модели организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ
Образовательная организация выбирает от одного из предложенных в примерной рабочей программе воспитания вариативных модулей или формирует свои.
Необходимо пояснить, что модуль не является элективным курсом, факультативом или иным добавочным компонентом учебного плана: рабочая программа воспитания реализуется как часть адаптированной основной образовательной программы и не может увеличивать нагрузку обучающихся. Модульный принцип помогает структурировать разные виды и формы воспитательной деятельности. Модули формируются как организационно-методическая междисциплинарная структура.
В научно-методической литературе описаны три уровня организации воспитательного процесса в школе:
- Воспитательная работа представляет собой стихийные, не связанные друг с другом содержательно и методически (технологически) мероприятия, события, школьные дела, игры. Каждое из которых может вызывать позитивный отклик у обучающихся, педагогов, родителей. Воспитательные воздействия носят импровизационный, мало управляемый характер, нет единой цели, согласованности действий, нет попыток и подходов к анализу результативности, проблем, отсутствует планирование на будущее. Воспитательная работа в этом контексте является самым «низким» уровнем.
- В систему воспитательной работы входят согласованные действия группы педагогов, которые «вынесены» из учебного процесса. На этом уровне в образовательной организации негласно считается, что воспитанием занимаются и несут ответственность за результаты конкретные педагогические работники (воспитатели, педагоги-организаторы, тьюторы и т.д.) в отдельное от урочной деятельности время. Система воспитательной работы считается средним, промежуточным уровнем.
- Воспитательная система школы предполагает единый целенаправленный процесс, в который включены все педагогические работники. Действия участников согласованы, существует принятая коллективом цель воспитательной работы, обсуждается выбор средств и подходов, осуществляется совместный анализ ресурсов среды, есть понятные коллективу критерии. Воспитание осознанно реализуется как в рамках внеурочной, так и в урочной деятельности. Таким образом, воспитательная система школы представляет собой самый высокий уровень организованной учебно-воспитательной деятельности.
Воспитательная система школы (аналогично любой системе) предполагает наличие 4-х компонентов:
Таким образом, формирование модулей в рамках рабочей программы воспитания помогает школьной среде приобретать качества воспитательной системы.
Целесообразно проанализировать актуальность следующих вариативных модулей:
«Курсы внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающие занятия)», «Сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ и инвалидностью», «Профориентация: мир современных профессий»; «Ключевые общешкольные дела и события», «Детско-взрослые сообщества», «Детско-взрослые медиаслужбы», «Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии», «Предметно-пространственная здоровьесберегающая среда», «Взаимодействия с родительскими сообществами», «Взаимодействие с социальными партнерами», «Интеграция общего и дополнительного образования», «Финансовая грамотность», «Цифровая культура и сетевая безопасность».
- на решение какой задачи ориентирован каждый из выбранных модулей;
- какие ресурсы необходимы для его реализации;
- каких внешних партнеров следует привлечь;
- каков «жизненный цикл» модуля; охватывает ли он учебный год или уровень; планируется ли продолжение и углубление;
- на развитие каких личностных качеств влияют выбранные виды и формы деятельности;
- как учтены особые образовательные потребности в части воспитания в данном модуле;
- соблюден ли баланс между реализацией модуля в урочной и внеурочной деятельности;
- привлекателен ли модуль для детей и педагогов.
Например, модуль «Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии» может быть сформирован для уровня начального общего образования («Целевые прогулки и экскурсии») продолжен на более высоком уровне посильной сложности для детей на уровне основного общего («Образовательные путешествия и туризм»). На уровне среднего общего обучающиеся, успешно освоившие два предыдущих взаимосвязанных модуля, усвоивших соответствующие социально значимые знания (как о посещенных памятных местах района, города, региона, так и правилах группового поведения на прогулке, экскурсии, походе), сформировавшие позитивные отношения к этой деятельности, имеющие личностно значимый опыт в этой сфере могут стать наставниками (менторами, кураторами, тьюторами) детей младших по возрасту или сверстников, не имеющих такого опыта. Соответственно, модель наставничества как взаимная помощь и поддержка в урочной и внеурочной деятельности, в планировании будущего обучающегося с ОВЗ и инвалидностью будет включать в себя последовательное освоение двух модулей «Образовательные путешествия», возможно интегрированные с дополнительным образованием туристко-краеведческой направленности.
Наиболее доступный вид деятельности в рамках этого модуля – «целевые прогулки». В него можно включить обучающихся с ослабленным здоровьем, интеллектуальными нарушениями. Тематику целевых прогулок целесообразно взять из соответствующих рабочих программ АООП. Регулярные целевые прогулки, организованные с учетом особенностей здоровья обучающихся и их особых образовательных потребностей, можно рассматривать как средство формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, а также как часть гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Учебные экскурсии имеют большую продолжительность, имеют учебно-воспитательную и коррекционно-развивающую ценность. Учебно-программные экскурсии помогают педагогам подбирать тематику, иллюстрирующую то, что дети изучали на уроке. В этом случае экскурсия как форма воспитательной работы является вспомогательным средством, однако роль ее велика.
Дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить развивающий эффект, поскольку грамотно организованная экскурсия помогает им познакомиться с явлениями и предметами в их естественном состоянии. Во время экскурсии педагогу легче помочь детям осуществлять целенаправленное наблюдение «живой наглядности», предложить разнообразные задания, с помощью постоянной обратной связи контролируя, что дети устанавливают существенные, а не случайные связи и признаки между наблюдаемыми предметами, корректно сравнивают объекты. Экскурсии, помимо благоприятного влияния на эмоционально-волевую сферу обучающихся, позволяют педагогам в естественной среде сочетать наглядный образ, практическое действие и слово, что помогает корректировать нарушенные функции познавательной деятельности детей.
Производственные экскурсии помогают обучающимся на практике познакомиться с деятельностью различных социальных структур. Это особенно значимо для школьников ограниченных в передвижении, с интеллектуальными нарушениями и иными особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью организации дополнительного трудового воспитания и обучения.
Модуль «Культура здоровьесбережения» может быть сформирован на уровне начального общего образования. В его рамках обучающиеся освоят социально значимые знания как на уроках, так и во внеурочной работе. Это знания о физическом здоровье и благополучии человека; психологическом комфорте, о навыках ведения здорового образа жизни, о факторах риска для здоровья. В комфортной поддерживающей среде класса школьники сформируют положительное отношение к необходимости ведения здорового образа жизни. Формы воспитательной работы предполагают активное включение обучающихся: викторина, ролевая игра, игра «путешествие по станциям», эстафеты, турниры по темам, связанным с культурой здорового образа жизни.
Здоровьесбережение понимается не только как часть физического воспитания, но и как важнейший компонент духовно-нравственного, связанного с трудовым и экологическим. Происходит направленная работа на вовлечение обучающихся в систему самоподдержки, ведения личных дневников здоровья, соблюдения, по возможности, пастурального самоконтроля (особенно актуального для обучающихся с НОДА), режима занятий, гигиены в разных аспектах, бережного отношения к зрению, слуху и т.п.
На следующем шаге этот модуль становится компонентом модели воспитания: индивидуальные программы (стратегии) здоровья. Классный руководитель в сотрудничестве с педагогом-психологом, педагогами коррекционного профиля, учителем по адаптивной физической культуре изучают интересы и склонности обучающихся с целью определения предпочтений в видах физической активности, адаптивного спорта. Обучающиеся пробуют свои силы в различных спортивных секциях, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы. Таким образом в модели присутствует интеграция общего и дополнительного образования.
На уроках, во внеурочной деятельности, в отдельно организованных мероприятиях и играх обучающиеся знакомятся с историями выдающихся спортсменов, общественных деятелей, мастеров, профессионалов, известных людей, имеющих опыт ограничений здоровья или инвалидности. Развитие этого направления модуля может происходить как специально организованный компонент модели: знакомство детей с позитивным опытом преодоления трудной жизненной ситуации, с «историей успеха», которое может перерасти в наставничество.
Источник: ikp-rao.ru