Вариативные комплексные программы и их использование в образовательном процессе ДОУ. — презентация
Презентация на тему: » Вариативные комплексные программы и их использование в образовательном процессе ДОУ.» — Транскрипт:
1 Вариативные комплексные программы и их использование в образовательном процессе ДОУ.
2 О российских программах дошкольного образования. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
«Проектирование программы воспитания для дошкольной образовательной организации»
3 Комплексные (или общеразвивающие) — включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
4 Среди комплексных программ, включающих музыкальное образование как одно из направлений развития дошкольника, в настоящее время можно выделить следующие: «Детство», «Радуга», «Развитие», «Кроха», «Истоки», «От рождения до школы».
5 Комплексная программа «Детство» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.) Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
6 Программа состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена определённому возрастному периоду (младший, средний и старший).
9 Программа «Радуга» (Программа разработана под руководством Т. Н. Дороновой) Цели: Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни. Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей. Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
10 Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.
11 Музыкальное и пластическое развитие ребёнка в программе символизирует голубой цвет.
12 Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как: воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения…
13 Программа «Истоки» ( Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.) Цели: разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
«Проектирование модульной программы воспитания»
14 В основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей, логика становления видов музыкальной деятельности. В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей.
15 Программа «Развитие» (Работа над программой начиналась под руководством Л.А.Венгера, продолжалась под руководством О.М.Дьяченко) Цель: развитие умственных и художественных способностей детей.
17 Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек.
18 Программа «Кроха» (Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.) Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет. Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.
19 Своеобразие программы — в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.
20 Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой) Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
21 Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Основные задачи: Всестороннее развитие ребенка. Адаптация в детском коллективе. Подготовка к обучению в школе. Основные принципы: Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Обучение и развитие в условиях психологического комфорта. Наиболее полное раскрытие способностей ребенка.
22 Для достижения поставленных целей определены следующие задачи: забота о здоровье, доброжелательное отношение ко всем воспитанникам, развитие творчества в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, уважительное отношение к результатам детского творчества, обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения, обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом, соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования.
23 Программа воспитания и обучения в детском саду (Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.) Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.
24 Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.
25 Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе.
27 Все эти программы рекомендованы Министерством образования РФ.
Источник: www.myshared.ru
Воспитание в школе: как из модульного конструктора создать рабочую программу
О том, как конкретно это сделать, федеральному порталу «Российское образование» рассказала одна из главных разработчиков программы Наталия Селиванова – руководитель проекта по разработке и внедрению Примерной программы воспитания, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Наталия Леонидовна, можете рассказать, что представляет собой примерная программа воспитания? Каковы ее цели? Зачем она нужна школам и школьникам?
Примерная программа воспитания на сегодняшний день – это официальный документ. Она была утверждена в июне на заседании Федерального учебно-методического объединения и вошла в реестр примерных образовательных программ. Примерная программа воспитания представляет собой некий ориентир, по которому каждая школа может выстроить собственную программу воспитания.
Когда эта программа создавалась, мы ставили перед собой много целей, но, в частности, мы хотели решить две проблемы – преодолеть бюрократизацию воспитания, которая сегодня, к сожалению, существует в наших образовательных организациях, и избежать имитации воспитания. Потому что очень часто в последнее время воспитание сводится к развлекательным мероприятиям, где педагог играет роль аниматора, а дети не занимают активной позиции.
Зачем она нужна школьникам? Конечно, эта программа рассчитана не столько на школьников, хотя, они, конечно, ее объекты и субъекты, сколько на педагогов, так как они прежде всего занимаются воспитанием, если мы говорим об образовательной организации. Но школьники в результате работы педагогов должны получить новые возможности для личностного роста.
Известно, что это не первая программа воспитания. Такие программы существовали, но очень часто они являются мертвым документом, то есть его пишут один раз в год, кладут в некий ящик, и в общем-то про эту программу не вспоминают. Нам хотелось от этого уйти, поэтому даже появилось название «рабочая программа», то есть на основании примерной программы воспитания каждая школа создает свою программу воспитания, которая называется рабочей программой воспитания.
Какая цель у программы воспитания?
У программы воспитания есть триединая цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации, каждой школы. Ну и, конечно, самое главное – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Развивает ли примерная программа творческий потенциал педагогов? Как школам и педагогам работать с этой программой?
Примерная программа воспитания служит не только для того, чтобы развить творческую деятельность педагогов. Если вы посмотрите на любую программу, то это всегда некие рамки. В этой программе заложены три ключевые характеристики.
Во-первых, программа – это конструктор, то есть педагоги могут внутри конструировать ту воспитательную деятельность, которую они считают необходимой для образовательной организации. Во-вторых, программа устроена по модульному принципу, то есть там присутствуют инвариантные модули, например, такие как «Школьный урок» или «Деятельность классного руководителя», и есть модули вариативные, в частности, к вариативным модулям относятся «Ключевые общешкольные дела», «Профориентация» и так далее. То есть каждая школа имеет право, помимо этих инвариантных модулей, выбрать свои вариативные модули. Допустим, в школе есть очень сильный музей или хорошо организована волонтерская деятельность, тогда в качестве инвариантного модуля могут быть добавлены модули, которые сейчас не представлены в примерной программе.
Конечно, как я уже сказала, любая программа задает примерную модель, но в рамках этих модулей может быть большое творческое разнообразие. То есть, понимаете, тут такое сочетание: с одной стороны, это рамка, а с другой – свобода для творчества, как вы и сказали.
Какова роль в этом родителей?
В программе есть инвариантный модуль, который отражает взаимодействие с родителями. Предполагается, что примерная программа, после того как она разрабатывается в педагогическом коллективе, обсуждается и с родителями. Может, не во всех деталях, но, во всяком случае, об основных моментах этой программы будет рассказываться родителям. Кроме того, в школах есть и управляющий совет.
Естественно, эту программу будут представлять и на управляющих советах. Если будет такая необходимость и родители захотят ознакомиться с программой, то эта информация будет им предоставлена в полном объеме. Тут никаких секретов нет.
Может ли примерная программа воспитания каким-либо образом ограничить уникальность конкретной школы?
Когда мы создавали примерную программу, мы понимали, что есть такой тип школ, который условно называется авторскими школами и которым тоже придется разрабатывать эту программу.
Но дело в том, что, я еще раз повторяю, программа дает возможность достаточно свободного действия с этими модулями. И поэтому особенность и уникальность какой-то конкретной школы учитывается. Обязательного в примерной программе очень мало. Собственно говоря, даже внутри этих инвариантных модулей можно проявить большую творчество и свободу.
А в вариативных модулях возможна полная свобода. Таким образом, если педагогический коллектив настроен на то, что из примерной программы можно извлечь пользу, то все будет в порядке.
Программа ни в коей мере не рассчитана на то, чтобы как-то ущемить уникальность конкретной школы. Тем более что разработчики программы в своей практике и на протяжении долгого времени имели дело с действительно уникальными школами. Поэтому мы на их опыт также ориентировались и представляли те вопросы и проблемы, которые могли возникнуть.
Были ли какие-то сложности при составлении программы?
Основная сложность заключалась в том, что нужно было придумать модель программы, так как она не похожа на те, которые существовали раньше. Необходимо было разработать подход, который позволял бы создавать программу как конструктор. Нужно было придумать модульный принцип, который и был положен в основу этой программы.
Нужно было отобрать вариантные и инвариантные модули. Не могу сказать, что это представляло для нас особую сложность, но тем не менее. В общем-то у нас было достаточно хороших знаний об опыте многих школ, в которых проблемы воспитания решались достаточно хорошо. Также был и собственный опыт: у нас многие разработчики работают сегодня в школах. Все это вместе и позволило решать проблемы.
Достаточно серьезным моментом является вопрос, связанный с критериями результативности этой программы.
Для нас действительно важно, чтобы эта программа стала рабочим документом, чтобы по ней можно было работать, поэтому к программе прикладывается календарный план, где отражаются все основные события, которые будут происходить в данной образовательной организации.
Кроме того, хотелось бы, чтобы программа, которую будут писать педагоги, отражала реальную деятельность образовательной организации, чтобы там не было надуманных моментов, чтобы это работало и приносило какие-то определенные результаты.
Как я уже говорила, чтобы не было формализма, имитации воспитания. Именно эти проблемы, мне кажется, программа поможет решить.
Источник: edu.ru
Вариативная программа образования — Основные вариативные программы
Общие (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) образования);
Профессиональные (программы начального профессионального образования, среднего, высшего и послевузовского образования).
Современные программы делятся на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, государственные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и частичные.
В рамках модернизации российского образования разнообразие образовательных программ и реализация идей вариативности является фундаментальным требованием современной системы образования. Государственный образовательный стандарт (2009) рассматривает вариативность как определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика. Вариативность подразумевает способность учебного заведения предоставить студентам множество полноценных, качественно специфических и привлекательных образовательных программ.
Основные вариативные программы
Вариативные и альтернативные программы отличаются своими философскими и концептуальными основами (взглядами авторов на ребенка, на закономерности его развития и, соответственно, на создание условий, способствующих формированию личности).
Вариационные программы могут быть основными и дополнительными.
Содержание основной программы отвечает требованиям целостности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и способствует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регулятивных, двигательных, творческих), формированию конкретных видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, строительной и др.) Таким образом, основная программа определяет весь спектр развивающих задач (включая коррекционные задачи) и все содержательные аспекты образовательной деятельности в дошкольных учреждениях в рамках реализации основных образовательных услуг. Основные комплексные программы дошкольного образования включают: «Гармония развития», «Детский сад — дом радости» и «Детство». , «Детство» и др. и др.); «Золотой ключик» (и др.); «Истоки» (ред. ), «Из детства в отрочество» (ред. ), «Кроха» (и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду»; «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст»; «Радуга»; «Развитие».
В рамках реализации основной образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений могут применяться специализированные программы: «Красота». Радость. Творчество» ( и др.); «Росинка. В мире прекрасного»; «Произведение искусства»; «Природа и художники»; «Настроечная вилка»; «Гармония», «Синтез»; «Маленький мальчик»; «Музыкальные шедевры»; «Ритмическая мозаика»; «Программа развития речи дошкольников»; «Программа математического развития дошкольников в системе «Школа-2000″»; «Росинка. Расти здоровым» и т.д.
Среди базовых программ особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает ряд необходимых изменений в организации жизни детей, адаптацию типового режима и создание специальной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Дополнительные и примерные программы
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может вводить дополнительные образовательные программы к основным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Оказание дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе. Использование дополнительных образовательных программ в дошкольном образовании (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых, гибких форм обучения дошкольников в творческих мастерских, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольных учреждениях и на их базе. В ряде регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) дополнительные программы создают полную систему профессионального образования для детей от детского сада до высшего образования.
Дополнительные программы включают образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-лингвистические, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной пенитенциарной направленности и др. В некоторых случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться подпрограммы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут проводиться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на проведение основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, сон, основные занятия, игры).
Примерная программа содержит обязательные критерии результатов образования детей на основе нормативных показателей физического и психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, минимальные требования к оснащению образовательного процесса в дошкольных центрах (минимум оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке инновационных (вариативных) программ на основе примерных программ можно расширить объем содержания и более глубоко представить отдельные темы (блоки) примерной программы, чтобы на практике реализовать принцип вариативности в дошкольном образовании.
Новые программы для детских садов
В последние два-три года было анонсировано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К ним относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство» и «Дом радио». Для того чтобы помочь педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ, предлагаем их краткое описание на основе предварительного анализа, проведенного сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:
- Теоретическое обоснование программы,
- Характер целей программы,
- возрастная дифференциация заданий программы,
- методологическое обеспечение,
- необходимость специальной подготовки педагогов,
- связь с традиционными программами,
- наличие критериев для оценки достижений детей.
Программы Развитие Радуга Детство
Инновационная программа «Развитие» уже достаточно широко распространена и пользуется большой популярностью на практике. Программа была разработана исследовательской группой под руководством и имеет очень серьезное теоретическое и экспериментальное обоснование.
Она основана на концепции развивающего подкрепления в дошкольном возрасте и концепции Венгера о развитии когнитивных навыков в дошкольном возрасте через освоение сенсорных эталонов, образных и знаковых моделей. Основная цель программы — развитие интеллектуальных навыков детей в возрасте 3-7 лет.
Программа дает дифференцированные развивающие задания применительно к каждой возрастной группе, определяет основные пути их реализации на специально организованных занятиях с подгруппами. Программа предоставляет учителю полный план конкретных занятий, а также содержит рекомендации по разработке игровых занятий для детей вне класса. Программа не содержит положений об организации жизни детей вне класса. Принципиальным отличием программы является критерий прогресса детей — овладение соответствующими способами действий, а не простое накопление знаний и навыков. Программа «Развитие» прошла научно-экспериментальную и методическую проверку в долгосрочной перспективе.
Программа «Детство» состоит из трех частей, объединенных в одну книгу. Каждая часть посвящена отдельным этапам дошкольного детства: младший возраст, средний возраст и старший возраст.
Основными целями программы являются: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам жизни — миру людей, предметов, природы, самопознание детей как субъекта действий и переживаний. «Детство» — это программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы имеют одинаковую структуру, включают разделы по аспектам образования и видам деятельности, аналогичные разделам в традиционной российской программе.
Основные инновационные аспекты программы «Детство» связаны с перестройкой знаний и представлений об окружающем нас мире. Содержание этих знаний оторвано от традиционной программы и сосредоточено на людях. Внедрение знаний и представлений об окружающей среде связано с собственной трудовой деятельностью детей. В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми подгрупповыми и индивидуальными формами занятий. Каждый раздел программы снабжен краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней овладения детьми программными знаниями и навыками рефлексии.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
- Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Неуспеваемость и самооценка младших школьников
- Особенности речевого развития детей раннего возраста
- Летняя практика в пионерском лагере
- Педагогические условия развития воображения дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
- Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
- Нравственное воспитание старших дошкольников средствами подвижной игры
- Особенности читательских интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
- Способы построения и структура программ
- Становление педагогики как науки
- Педагогические технологии работы с временным детским коллективом
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
Источник: lfirmal.com
Воспитание в школе: как из модульного конструктора создать рабочую программу
Интервью с одним из главных разработчиков программы Наталией Селивановой — руководителем проекта по разработке и внедрению Примерной программы воспитания.
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон „ Об образовании в Российской Федерации “ по вопросам воспитания обучающихся » . В рамках реализации данного закона Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания в школах.
Данная программа представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. Каждая образовательная организация может создать свою собственную рабочую программу, опираясь на имеющийся текст примерной программы с учетом своей специфики и добавив к ней свой ежегодный план воспитательной работы.
О том, как конкретно это сделать, федеральному порталу «Российское образование» рассказала одна из главных разработчиков программы Наталия Селиванова — руководитель проекта по разработке и внедрению Примерной программы воспитания, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Наталия Леонидовна, можете рассказать, что представляет собой примерная программа воспитания? Каковы ее цели? Зачем она нужна школам и школьникам?
Примерная программа воспитания на сегодняшний день — это официальный документ. Она была утверждена в июне на заседании Федерального учебно-методического объединения и вошла в реестр примерных образовательных программ. Примерная программа воспитания представляет собой некий ориентир, по которому каждая школа может выстроить собственную программу воспитания.
Когда эта программа создавалась, мы ставили перед собой много целей, но, в частности, мы хотели решить две проблемы — преодолеть бюрократизацию воспитания, которая сегодня, к сожалению, существует в наших образовательных организациях, и избежать имитации воспитания. Потому что очень часто в последнее время воспитание сводится к развлекательным мероприятиям, где педагог играет роль аниматора, а дети не занимают активной позиции.
Зачем она нужна школьникам? Конечно, эта программа рассчитана не столько на школьников, хотя, они, конечно, ее объекты и субъекты, сколько на педагогов, так как они прежде всего занимаются воспитанием, если мы говорим об образовательной организации. Но школьники в результате работы педагогов должны получить новые возможности для личностного роста.
Известно, что это не первая программа воспитания. Такие программы существовали, но очень часто они являются мертвым документом, то есть его пишут один раз в год, кладут в некий ящик, и в общем-то про эту программу не вспоминают. Нам хотелось от этого уйти, поэтому даже появилось название «рабочая программа», то есть на основании примерной программы воспитания каждая школа создает свою программу воспитания, которая называется рабочей программой воспитания.
Какая цель у программы воспитания?
У программы воспитания есть триединая цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе — создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации, каждой школы. Ну и, конечно, самое главное — решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Развивает ли примерная программа творческий потенциал педагогов? Как школам и педагогам работать с этой программой?
Примерная программа воспитания служит не только для того, чтобы развить творческую деятельность педагогов. Если вы посмотрите на любую программу, то это всегда некие рамки. В этой программе заложены три ключевые характеристики.
Во-первых, программа — это конструктор, то есть педагоги могут внутри конструировать ту воспитательную деятельность, которую они считают необходимой для образовательной организации. Во-вторых, программа устроена по модульному принципу, то есть там присутствуют инвариантные модули, например, такие как «Школьный урок» или «Деятельность классного руководителя», и есть модули вариативные, в частности, к вариативным модулям относятся «Ключевые общешкольные дела», «Профориентация» и так далее. То есть каждая школа имеет право, помимо этих инвариантных модулей, выбрать свои вариативные модули. Допустим, в школе есть очень сильный музей или хорошо организована волонтерская деятельность, тогда в качестве инвариантного модуля могут быть добавлены модули, которые сейчас не представлены в примерной программе.
Конечно, как я уже сказала, любая программа задает примерную модель, но в рамках этих модулей может быть большое творческое разнообразие. То есть, понимаете, тут такое сочетание: с одной стороны, это рамка, а с другой — свобода для творчества, как вы и сказали.
Какова роль в этом родителей?
В программе есть инвариантный модуль, который отражает взаимодействие с родителями. Предполагается, что примерная программа, после того как она разрабатывается в педагогическом коллективе, обсуждается и с родителями. Может, не во всех деталях, но, во всяком случае, об основных моментах этой программы будет рассказываться родителям. Кроме того, в школах есть и управляющий совет.
Естественно, эту программу будут представлять и на управляющих советах. Если будет такая необходимость и родители захотят ознакомиться с программой, то эта информация будет им предоставлена в полном объеме. Тут никаких секретов нет.
Может ли примерная программа воспитания каким-либо образом ограничить уникальность конкретной школы?
Когда мы создавали примерную программу, мы понимали, что есть такой тип школ, который условно называется авторскими школами и которым тоже придется разрабатывать эту программу.
Но дело в том, что, я еще раз повторяю, программа дает возможность достаточно свободного действия с этими модулями. И поэтому особенность и уникальность какой-то конкретной школы учитывается. Обязательного в примерной программе очень мало. Собственно говоря, даже внутри этих инвариантных модулей можно проявить большую творчество и свободу.
А в вариативных модулях возможна полная свобода. Таким образом, если педагогический коллектив настроен на то, что из примерной программы можно извлечь пользу, то все будет в порядке.
Программа ни в коей мере не рассчитана на то, чтобы как-то ущемить уникальность конкретной школы. Тем более что разработчики программы в своей практике и на протяжении долгого времени имели дело с действительно уникальными школами. Поэтому мы на их опыт также ориентировались и представляли те вопросы и проблемы, которые могли возникнуть.
Были ли какие-то сложности при составлении программы?
Основная сложность заключалась в том, что нужно было придумать модель программы, так как она не похожа на те, которые существовали раньше. Необходимо было разработать подход, который позволял бы создавать программу как конструктор. Нужно было придумать модульный принцип, который и был положен в основу этой программы.
Нужно было отобрать вариантные и инвариантные модули. Не могу сказать, что это представляло для нас особую сложность, но тем не менее. В общем-то у нас было достаточно хороших знаний об опыте многих школ, в которых проблемы воспитания решались достаточно хорошо. Также был и собственный опыт: у нас многие разработчики работают сегодня в школах. Все это вместе и позволило решать проблемы.
Достаточно серьезным моментом является вопрос, связанный с критериями результативности этой программы.
Для нас действительно важно, чтобы эта программа стала рабочим документом, чтобы по ней можно было работать, поэтому к программе прикладывается календарный план, где отражаются все основные события, которые будут происходить в данной образовательной организации.
Кроме того, хотелось бы, чтобы программа, которую будут писать педагоги, отражала реальную деятельность образовательной организации, чтобы там не было надуманных моментов, чтобы это работало и приносило какие-то определенные результаты.
Как я уже говорила, чтобы не было формализма, имитации воспитания. Именно эти проблемы, мне кажется, программа поможет решить.
- Автор — Наталия Селиванова
- Фото —
Источник: eduface.ru