Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении
Ткачук, Н. Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н. Ю. Ткачук. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2225/ (дата обращения: 15.12.2022).
В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и качество образования детей в ДОУ.
Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение
The article deals with the main problems of building and development of variably-educational process in modern preschool educational institution. The features of the educational program as a factor affecting the efficiency and quality of education for children in preschool.
Республиканский семинар «Особенности разработки инвариантных и вариативных модулей рабочей программы
Key words: variability, variability education, variably-educational process, educational program, pre-school educational institution
Постановка проблемы. Современная дифференциация о возможностях получения образования, многообразие типов ДОУ предусматривают значительную вариативность образовательного процесса в современных детских садах. Работа по единственной, жестко регламентированной программе вызывает однообразие форм, содержания и методов педагогического процесса. Воспитатели, ориентированные на унифицированный и идеологизированный стандарт в воспитании и обучении, не смогут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармоничной развитой личности ребенка. Только вариативность, ориентир на разнообразные программы, внедряемые в образовательный процесс ДОУ, поможет избежать данных проблем.
Цель статьи — осветить проблемы вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.
Изложение основного материала. Вариативность образования — один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.
Вариативность — это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять дошкольникам варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями [3, c.31].
Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению И. И. Зарецкой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей детей). Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования [5].
Особенности рабочей программы воспитания в школе
Таким образом, вариативный образовательный процесс — взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования [2, с. 49]. Если педагогическая модель рассматривается как форма педагогического научного исследования, как обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей, а среда — совокупность социально-экономических, культурных и природных условий, в которых живет и осуществляет свою деятельность человек, то понятия «вариативная», «образовательная» выступают в качестве определений, выражающих специфику в структуре и содержании образования.
Целостность образовательного процесса в современном дошкольном учебном заведении обеспечивается реализацией той или иной программы. В нынешних условиях созрела необходимость разработки программы образовательного процесса, которая должна иметь рамочную, лаконичную структуру, которая охватывала бы, с одной стороны, нормативные целевые ориентиры (описание возможных возрастных достижений детей), а с другой, описание общей модели образовательного процесса — стратегических принципов его организации.
В то же время ввести сейчас единую Программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить, то что уже сделано, но и идти против мировых тенденций в дошкольном образовании. Необходимо использовать уже имеющиеся дошкольные образовательные программы, вариативность которых может быть реализована за счет методических рекомендаций к ней, как к тактике воспитателя при построении образовательного процесса на его выбор с учетом особенностей конкретного дошкольного учреждения.
Процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе ДОУ не закончен и не может быть закончен. Всегда будут рождаться новаторские идеи, будет продолжаться творческий поиск педагогов, постоянно меняться интересы, желания, запросы, возможности детей, привнося новые стимулы к развитию содержания образовательных программ, а главное — будет осознание необходимости и ценности творческого самоопределения в своей образовательной программе и отдельным педагогом, и заведения в частности.
Большинство педагогов ДОУ достаточно ясно осознает современные общественные тенденции и нуждается в соответствующих образовательных программах и технологиях. Но привычка придерживаться традиционных форм и методов дошкольного образования, использовать прежний стиль взаимодействия с детьми приводит к тому, что они, как правило, не накапливают необходимый профессионализм и компетентность, которые позволили бы им начать самостоятельно работать по таким программам и инновационными технологиями. Авторский опыт работы доказывает, что выбор программ, методик и технологий, а также их сочетание чаще всего происходит стихийно, без учета специфики детского коллектива, четкого анализа скомпонованного содержания, да еще и зависит от желания педагога. Педагоги даже не всегда могут объяснить выбор использованных ими программ, методик, технологий, а еще хуже — диагностического инструментария, применяемых в практической деятельности [9].
Выявлена тенденция к изменению программ, когда определенная часть программы используется при планировании деятельности детей, а другая часть ее содержания — нет. У воспитателей зафиксированы трудности в обосновании актуальности той или иной программы, а также в необходимости внедрения в конкретную возрастную группу. В ДОУ с приоритетным направлением работы имеет место тенденция увеличения содержания учебной деятельности, что негативно влияет на здоровье дошкольников [7, с. 34]. На наш взгляд, не может дошкольное учебное заведение иметь приоритетное направление деятельности, т. к. это значит, что специалисты перечеркивает все достижения науки о необходимости полноценного развития дошкольника, сохранения физического, психического, психологического, социального и духовного здоровья, ориентируясь на кого-то и на когда-то спланированный «приоритет».
На современном этапе существует ряд проблем в развитии вариативно-образовательного процесса в ДОУ, в том числе следующие: сочетание инновационных программ с действующими; распыление взглядов педагогического сообщества и сосуществования представителей различных педагогических концепций; несоответствие новых типов дошкольных учебных заведений ожиданиям, требованиям родителей; потребность в новом научно-методическом обеспечении образовательной деятельности; потребность в новых педагогических кадрах; приспособления вариаций к новым условиям; проблема изменения, оптимизации, замены новаций, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного; проблема воспроизводства инноваций, ретроинноваций и формирования условий, способствующих этому [2, с. 56].
На основе анализа действующих концепций развития дошкольного образования, авторами которых являются ученые разных стран, в ведущих направлениях вариаций в ДОУ можно отнести: утверждение гуманных субъект-субъектных отношений; развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое (креативное) развитие личности ребенка; связь практиков и исследователей в области образовательных технологий и инноваций [6].
Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование является формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В. Т. Кудрявцев, 1999). Соответственно основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного образовательного пространства и организации комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенная и безопасная деятельность, событийная связь взрослого и ребенка в вариативно-образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и привития норм поведения в обществе [7, с.35].
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.
В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или выбирать из комплекса вариативных те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ [1]. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Образовательная программа дошкольного учебного заведения — это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания дошкольного образования конкретного заведения и особенности организации образовательного процесса, то есть это краткое изложение многокомпонентного содержания образования в пределах определенного временного пространства [4].
Образовательная программа ДОУ, как правило, фиксирует образовательные цели и результаты предлагаемой детям образовательной деятельности. Образовательные программы подразделяются на модифицированные (коррекционные), авторские, экспериментальные, региональные, парциальные.
Модифицированная (коррекционная) — программа адаптированная к условиям образовательного процесса в ДОУ (если это заведение компенсирующего типа и не имеет, например, программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Авторская — составитель программы опирается на собственный опыт и знания, программа уникальна.
Экспериментальная — состоит только в условиях, когда образовательная деятельность заявлена в качестве эксперимента (как минимум на областном уровне, по приказу областного управления образования и науки облгосадминистрации или с разрешения на проведение экспериментальной работы в конкретном ДОУ).
Региональная — направлена на удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка; на проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологических обстоятельств, здоровья населения; отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством; изучение национального языка, знакомство с национально-культурными традициями и тому подобное. Образовательные области региональной программы должны согласовываться с требованиями государственной программы и могут быть реализованы или как самостоятельный курс, так и благодаря интеграции в базовой программы.
По нашему мнению, есть необходимость в создании программ, которые бы учитывали и отражали в содержании образования региональные (этнические, исторические, естественнонаучные, социокультурные) особенности или особенности данной местности и культуры ее населения, образа жизни и их традиции. Также следует разработать программы, которые углубляли бы то или иное направление образовательной работы, линии развития, обозначенные базовой программой, раскрывали бы особенности развития детей различных категорий (которые нуждаются в коррекции физического и (или) психического развития, одарённых детей, детей седьмого года жизни, посещающих дошкольное учреждение и т. д.).
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Асмолов, А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время и новая дидиактика / А. Г. Асмолов. — М., 2001
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002, 290 c.
- «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция / под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой. — М., 1995. — 201 с.
- Зарецкая И. И. Управление процессом социализации личности — инновация в воспитании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент / И. И. Зарецкая. — 2008. № 2.
- Крутой К. Л. Планирование работы современного дошкольного учебного заведения: понятие, особенности, условия эффективной реализации / К. Л. Крутой. — Запорожье: ООО «Липс» ЛТД, 2005. — 208с.
- Майер А. А. Программа развития ДОУ: Построение и реализация / А. А. Майер. — М.: Сфера, 2004. — С. 34–67.
- Проектирование развития образовательных программ: метод. рекомендации. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. — 114 с.
- Цирюльников, А. М. Управление вариативными образовательными системами / А. М. Цирюльников, В. Н. Аверкин. — В.Новгород, 1999.
Источник: moluch.ru
Рабочая программа воспитания в 10 классе
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 91.35 Кбайт
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
имени Героя Советского Союза И. Я. Филько»
МКОУ «СОШ № 22 имени Героя
Советского Союза И. Я. Филько»
____________/ Р. С. Мурадян /
№ _ 97 _ от «_ 31 _» августа _2021 г.
Рабочая программа воспитания
на 2021 – 2022 учебный год
Давыдова Анна Ивановна
1. Особенности организуемого в классе воспитательного процесса.
В классе учится 6 человек, из них 3 мальчиков и 3 девочек. В многодетных семьях проживают следующие дети: Пашалиев Хайдар Пулатович, Попова Валерия Олеговна, Сошникова Елизавета Андреевна.
Неполные семьи- 1, полные семьи — 4.
В целом обучающиеся воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.
Анализ развития коллектива класса.
Дети в основном активные. Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. У многих детей есть выраженные черты лидера: Попова Валерия Олеговна.
В целом в классе сформировалось положительное отношение к учебной деятельности. Ослабленный интерес к учёбе наблюдается у Сошниковой Елизаветы Андреевны, Гайчиевой Наргили Гулялиевны, Лисицына Ильи Сергеевича. Контроль над успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся через индивидуальные беседы с родителями и учащимися, проведения консультаций для родителей.
Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился хороший психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе.
Анализ участия класса в жизни школы.
Ребята принимали активное участие в различных конкурсах. Так, например, Попова Валерия приняла участие в региональном треке Всероссийского конкурса научно-технических проектов «Большие вызовы» и стала его призером. Хотелось бы ещё отметить активное участие в организации и проведении акций Сошникову Елизавету, Пашалиева Хайдара, Попову Валерию, Бадалян Давида, в которых дети участвовали активным образом. Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят. В классе есть творчески одаренные дети: Попова Валерия, Пашалиев Хайдар . Все обучающиеся заняты в кружках и объединениях дополнительного образования в школе.
Анализ работы органов самоуправления
Развитию субъективности личности старшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством классной деятельности и смены дежурного класса, создания и работы органов самоуправления.
Были распределены поручения между членами коллектива, ребята всегда добросовестно выполняли свои обязанности. Они старались ответственно относиться к своим поручениям. Данную работу необходимо продолжить и систематизировать в новом учебном году.
Анализ развития учащихся в классе
На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся, на экологическое и трудовое воспитание.
Анализ эффективности работы классного руководителя.
В соответствии с утвержденным планом воспитательной работы были проведены классные часы, беседы, праздники и т.д.
К наиболее ярким моментам в воспитательной работе следует отнести:
Классные часы — «Терроризм – угроза обществу», «Безопасный Интернет», «Будьте добрыми и человечными», «День народного единства», «Я – гражданин России», «Подвигу народа жить в веках», посвященный Дню освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков, в игровой программе: «Вперед, мальчишки!», «Я славлю мамину улыбку», Гагаринский урок «Космос – это мы», Урок мужества «Знамя Победы», День рождения ДЮО «Радуга». Ребята у частвовали в акциях «Спорт вместо наркотиков!», «Георгиевская ленточка», «Сохраним природу Ставрополья», краевом автопробеге «Эх, путь-дорожка, фронтовая!», митинге, посвященному открытию мемориальной доски о присвоении школе имени героя Советского Союза.
В классе проводились беседы по ПДД, о правилах поведения в школе и дома, правилах поведения на улице, в общественном транспорте и т.д. В классе отмечали дни рождения детей, поздравляли девочек с 8 Марта и мальчиков с 23 февраля.
Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.
Отношения учащихся с окружающим их социумом адекватные. Детей, стоящих на учете ОДН к концу 9 класса нет.
Анализ работы с родителями.
В 2020 — 2021 г. проведены родительских собраний и организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей. В основном все родители посещали собрания. Родителям были предложены следующие тематические собрания:
1.Организационное собрание «Особенности организации учебного процесса учащихся 9-х классов и роль родителей в этом процессе»
2. «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей
3. «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы».
4. «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?»
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание. В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся.
2. Цель и задачи воспитания
Общей целью воспитания в МКОУ «СОШ № 22 имени Героя Советского Союза И. Я. Филько» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
поддерживать традиции школы и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел;
реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
инициировать и поддерживать деятельность детских общественных объединений;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
развивать эколого-туристско-краеведческое направление школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка их творческой самореализации через средства распространения текстовой, аудио-, видеоинформации;
создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредством реального практического опыта, который они могут приобрести, в том числе и в школе:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы направлена на достижение поставленной цели. Она позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация».
Вариативные модули : «Детские общественные объединения», «Ключевые общешкольные дела», «Школьные медиа», «Экология. Туризм. Краеведение», «Здоровый образ жизни»
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2021-2022 учебный год
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Вариативные и инвариантные модули программы воспитания что это
Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
информационный портал об образовании в России
Войти через социальные сети
Войти с помощью логина и пароля
- Главная страница
- ЕГЭ и ГИА
- Высшее образование
- Дополнительное и последипломное образование
- MBA
- Иностранные языки
- Проф. курсы
- Компьютерные курсы
- Главная →
- Статьи →
- Статьи о первом высшем образовании и магистратуре →
- Рабочая программа воспитания 2021 в школе
Рабочая программа воспитания 2021 в школе
С 1-го сентября 2020 года начали действовать поправки к закону «Об образовании», касающиеся вопросов воспитания в образовательных учреждениях. Изначально поправки внёс президент России Владимир Путин, а затем они были утверждены Госдумой в третьем чтении.
В целях реализации закона и внедрения поправок РАО разработала «программу воспитания», которая не является документом с отточенными формулировками, требующими точной трактовки и прямого следования, а представляет собой новый формат, документ — конструктор, При его использовании каждое образовательное учреждение сможет составить свою собственную программу воспитания детей, используемую в работе.
Опираясь на положении примерной программы, школа или дошкольное учреждение должны составлять свою собственную программу, учитывая региональную и возрастную специфику, и добавляя план воспитательный работы, он уже и сейчас формируется ежегодно.
Программа воспитания: цели
Уже в самих поправках, внесённых в ФЗ «Об образовании», объясняется, что именно следует понимать под воспитанием. Там же описывается механизм, по которому будет строиться воспитательная работа среди школьников и дошкольников. Согласно поправкам к закону, такая работа должна становиться важной частью программы образования. А образование — это не только теоретические знания и практические умения. В образование должны входить ценности, формирующие личность и объединяющие общество, имеются в виду социально значимые духовные, моральные ценности.
Воспитание должно включаться в образовательную программу не формально, а органично, не допуская усиления бюрократической нагрузки.
По мнению организаторов, воспитательный идеал сегодня — это гражданин нашей страны, считающий судьбу России своей личной судьбой, являющийся при этом компетентным, творческим, нравственным. Правильно воспитанный гражданин должен осознавать ответственность за страну, в которой живёт.
Основываясь на понимании идеала, а также на ценностях, которые и сегодня являются базовыми, должна быть сформирована общая цель воспитания в каждом образовательном учреждении. Такая цель — это личностное развитие ребёнка.
Аспекты, на которых должна строиться цель воспитания:
1. Усвоение знаний, которые являются социально значимыми. Здесь базовыми ценностями полагаются:
- семейные
- трудовые
- связанные с любовью к Отечеству
- относящиеся к природе
- показывающие общую связь с миром
- осознающие ценность знаний
- культурные
- относящиеся к здоровому образу жизни
- относящиеся к человеку и о ценностям.
2. Развитие позитивного — положительного отношения к данным ценностям.
3. Приобретение жизненного опыта, им соответствующего. А также приобретение опыта применения полученных знаний в реальных ситуациях.
Эти цели не должны ориентировать учителя на достижение единого уровня воспитанности. Речь идёт о динамике развития, причём, усилия в достижении поставленных целей должен проявлять как педагог, так и сам ребёнок.
Чтобы конкретизировать цели воспитания в соответствии с возрастными особенностями, в программе выделяются приоритеты, определённые для разных образовательных уровней.
С 1 сентября 2021 года программы воспитания действуют во всех учебных заведениях.
Структура программы воспитания
В структуру программы входят 4 раздела.
- модуль, осуществляющий классное руководство.
- модуль школьного урока
- модуль внеурочной деятельности
- модуль работы с родителями
- профориентационный модуль.
Вариативные зависят от конкретного образовательного учреждения. В качестве примера в рабочей программе, разработано РОА, указываются:
- школьные медиаресурсы
- детские общественные объединения, которые присутствуют в школе
- ключевые общешкольные дела.
В одном модуле объединяются разноуровневые мероприятия.
Четвёртый раздел — самоанализ воспитательной работы. В этом разделе указывается, кто именно анализирует эффективность проведённой работы, и что подлежит такому анализу.
В качестве приложения к программе воспитания прилагается календарный план работы, в который включены названия и краткое описание мероприятий и календарные сроки их проведения.
В примерной программе указывается не только её структура, но и методические указания по разработке. Есть прямые указания, как именно заполнять тот или иной раздел.
Начать следует со сбора команды из заинтересованных лиц. В неё могут входить представители администрации, главы родительского и ученического совета, креативные классные руководители.
Структуру программы можно брать из примерного варианта, а вот задачи придётся подбирать самим.
В методических рекомендациях уже содержится база банка идей. Но этого недостаточно, банк необходимо расширять, увеличивая количество мероприятий, проводимых за год.
В любом случае, примерная программа содержит модули, которые можно использовать в любой форме, компоновать, дополнять. И этим формировать уникальную программу, которая должна быть применима на практике. Мероприятия, которые в ней отражаются, должны соответствовать тому, что происходит в школе. Главное, чтобы программный модуль был полезен для детей.
Программа уже с этого учебного года должна быть внедрена в каждом образовательном учреждении. В обязательном порядке её готовый вариант должны предоставить учреждения, лицензируемые в 2021 году. До этого их апробация проходила в 700 российских школах.
По проблемам реализации программы проводятся обучающие семинары в онлайн-режиме. В них на платформе ZOOM участвуют разработчики, эксперты в регионах, представители министерства.
Комментарий:
Евгения Максимовна, учитель школы: «То, что появились программы воспитания — очень хорошо. Долгое время у школы были отобраны функции воспитания. Из-за этого просела и образовательная часть. Ведь если дети не воспитаны подобающим образом, они и не учатся. Отлично, что данная брешь ликвидирована.
Воспитывать можно и личным примером, и демонстрирую фильмы, и знакомя с примерами. В качестве механизма воспитания можно привести экскурсии, концерты, выставки, матчи, прогулки, беседы. Программы должны развивать конкретную личность и положительно влиять на коллектив в целом. Должна быть и обратная связь: что получилось, что понравилось».
Вставить в блог | Опубликовать в: |
Источник: academica.ru
Примерная рабочая программа воспитания для школ ФГОС 2022 год
Рекомендуем разрабатывать и дорабатывать рабочие программы общеобразовательных организаций вашего субъекта Российской Федерации в соответствии с данной примерной рабочей программой воспитания. Программа взята с сайта институтвоспитания.рф
Рабочая программа воспитания для школ ФГОС
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования) (далее, соответственно — Программа, школы), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Смотрите также на нашем сайте:
- Рабочие программы ФГОС на 2022-2023 учебный год для 1-11 класса
- Конструктор рабочих программ по ФГОС 2022 разработать программу
Источник: 100ballnik.com