Методические рекомендации включают в себя отдельные примеры построения предложений о вариативности в образовательных программах в основном из Сборника лучших программ Всероссийского конкурса. Частью разработки являются авторские рекомендации, построенные на основе анализа занятий педагогов Центра творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как отразить вариативность в образовательных общеразвивающих программах дополнительного образования
методист по художественной
направленности МБОУ ДО «Дебесский Центр творчества»
Методические рекомендации включают в себя отдельные примеры построения предложений о вариативности, также об интеграции, преемственности в основном из Сборника лучших программ Всероссийского конкурса, также из программ педагогов нашего ЦТ. Частью рекомендаций являются авторские рекомендации методиста, построенные на основе посещения занятий педагогов ЦТ. Данные рекомендации педагоги могут использовать при корректировке своих образовательных программ в соответствии с критерием оценки программ в навигаторе.
«Конкуренция и вариативность как фактор стабильности системы в условиях естественной эволюции языка»
В образовательной программе вариативность может быть отражена в учебном плане, как составляющая часть учебного плана или может быть прописана в практической части содержания программы, в методическом обеспечении, выделена в приложении.
Таким образом, по итогам наблюдения за детьми в течение учебного года, по итогам КИМ, к завершению 1го года обучения педагог может распределить обучающихся на подгруппы по уровням освоения программы. Исходя из этого, он может разработать вариативную часть программы на следующие года обучения.
В таблице представлены рекомендации методиста о формулировке вариативности отдельных пунктов содержания программ, которые выведены на основе анализа занятий педагогов ЦТ.
Вариативность отмечена методистом в процессе занятий
Так можно прописать вариативность в программе
В объединении «Творческая мастерская» (педагог Васильева Т.Н.) по теме «Рождественская игрушка» дети изготовили игрушки в технике темари. При этом каждый ребенок изготовил собственную игрушку, со своей идеей, своими узорами, цветовым решением .
Тема «Рождественская игрушка». Вариатив: озорной горошек, пушистик, цветной шар.
В объединении «Лепка как средство пространственного воображения» (педагог Наговицына Л.Н.) малыши 6 летнего возраста должны были изготовить новогоднюю игрушку в технике намазывание пластилином. Из разных заготовок педагога (форм игрушек) ребенок выбирал то, что ему нравится.
Тема «Новогодняя игрушка». Создание новогодней игрушки в технике намазывание пластилином в следующих формах: колокольчик, ромбик, шар,…. Выбор форм игрушек по интересам детей.
В творческом объединении «Мастерица» по основной теме раздела каждый ребенок изготавливает собственное изделие.
Тема «Игрушки – сувениры»
Практическая работа. Выполнение рисунка, эскиза своей игрушки ( перечислить разные виды игрушек ) Вязание игрушки на тему: «Игрушка – сувенир моего края».
Вариативность содержания курса «Технология» как возможность обеспечения личностного смыс
Объединение по изо
Тема «Зимний лес». Вариатив: «Сказочный лес», «Лес в метельный день», «Солнечный лес», «Лес с животными», «Лес с птицами».
возможность выбора задач различного уровня сложности
ТО «Радуга» (педагог Поздеева Е.А.) по теме «Образ из пятна» в технике зентангл и дудлинг детям было создано пространство, в котором дети сами выбирали зентангл или дудлинг, которые по сути разные по уровню сложности. Также предоставлялась возможность работать по образцу или на основе собственной фантазии.
Тема «Образ из пятна». Создание образа из пятна на основе техник зентангл или дудлинг; по шаблону и на основе фантазии (по выбору детей)
ТО «Волшебная лепка» (педагог Иванова С.В.) по теме «Букет цветов» педагог предлагает детям изготовление цветов по трем уровням сложности. 1ый – ромашки, крученная розочка; 2ой – василек, подснежники; 3ий – махровый мак, сборная розочка.
Тема «Букет цветов». Изготовление цветов для букета по 3м уровням сложностей: 1ый – ромашки, крученая розочка; 2ой – василек, подснежники; 3ий – махровый мак, сборная розочка.
ТО «Поющее детство»
Тема «Участие в республиканском конкурсе военно-патриотической песни «Во славу Отечества». Выбор репертуара по интересам обучающегося (грустные, веселые; маршевые, народные, эстрадные песни)
Возможность выбора модуля
В ТО «Мастерица» (педагог Васильева Е.П.) по конкретной теме программа предусматривает возможность выбора ребенком изготовление изделия в технике вязание, бисероплетения или другой техники);
Тема «Выполнение творческого проекта »
Изготовление изделий по модулям: вязание, бисероплетение, 3D вышивка на пластиковой канве (по выбору обучающихся)
Также программа может предусмотреть
— вариативность форм проведения занятия (педагог, чувствуя настроение детей или их конкретные интересы, может выбрать другую форму занятия). Значит, программа может предусмотреть по каким – то конкретным темам разные варианты форм проведения занятий.
— построение ИОМ обучающихся;
— возможность выбора форм обучения. Например, если по каким-то причинам у ребенка нет возможности посещать занятия, он на данный момент может выбрать дистанционную форму обучения.
В методическом обеспечении вариативные темы описываются примерно так: «Дидактический материал по теме «Создание новогодней игрушки в технике намазывание пластилина»: вариативные образцы новогодней игрушки в разных формах (колокольчик, шар, ромб,…);
В Приложении можно включить разработку вариативных образцов творческих заданий, упражнений по конкретным темам, КИМов.
— по теме «Образ из пятна» в Приложении может быть выложена разработка особенностей техники зентангл и дудлинг, их образцы;
— Чтобы проверить уровень ЗУН по году обучения, в Приложении присутствуют 2 варианта тестов – для более сильных и для более слабых детей.
— Приложение должно содержать примерный репертуар для детей в соответствии с уровнями развития детей в группе (3 группы уровней развития детей – 3 группы репертуарного списка)
Рекомендация по использованию готовых формулировок о вариативности, интегрированности, преемственности:
Использовать готовые фразы из других программ, обязательно приспосабливая их под свои программы – для Пояснительной записки. Например, готовая фраза: «В Приложении 2 – примеры заданий для дистанционного сопровождения лидеров школы». Для ТО по изо можно фразу переделать так: «В Приложении (указываем конкретный номер своего приложения) примеры заданий для дистанционного сопровождения одаренных обучающихся творческого объединения».
Из сборника лучших программ Всероссийского конкурса ДОП для одаренных детей и талантливой молодежи 2017 года.
Из программы дополнительного образования круглогодичной школы интеллектуального роста для одаренных детей «Олимп» (физико-математическое и естественно-научное направление). Автор Абакумов А.Д.
«В программе краткосрочной интенсивной школы «Олимп» реализована преемственность с программами физико-математического направления летней профильной смены для интеллектуально одаренных детей «Летняя академия», проходившей с 2011 по 2016 г., а также с программой школы интеллектуального роста «Техношкола», реализовывавшейся в 2011 – 2015 гг. на базе Межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми.»
«Программа курса позволяет повысить интерес обучающихся к изучению предметов физико-математического и естественно-научного профиля за счет включения в программу заданий по разбору и решению олимпиадных задач по математике, физике и химии
«Программа школы предусматривает решение актуальных и практически значимых образовательных задач и возможность выбора задач различного уровня сложности для всех ее участников, формируя их новые образовательные потребности».
«Программа интенсивной школы составлена из материалов, не получивших свое отражение в программах общеобразовательных предметов в средней школе. ( это об интеграции и преемственности )
Программа обеспечивает возможность индивидуального образовательного маршрута через организацию различных форм индивидуального и кол-лективного участия».
«В Приложении 1 приведен перечень примерных заданий по 3 темам . В Приложении 2 – примеры заданий для дистанционного сопровождения лидеров школы».
«Программа дистанционного сопровождения лидеров представляет собой тренинг по решению олимпиадных задач муниципального и регионального этапов ВсОШ за 3 последних года. Формат взаимодействия: вебинары, индивидуальные консультации по скайп и электронной почте» .
«Благодаря расширению культурного кругозора и использованию разножанровых видов деятельности (танцы, песни, освоение актерского мастерства, работа с юмористическим сценарием, владение программами по обработке звука) создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных качеств и повышения самостоятельности».
«Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный калейдоскоп» обеспечивает вариативность обучения за счет введения вариативной части в учебный план (имеет инвариантную и вариативную части).
Инвариантная часть включает общие базовые темы, необходимые для всех категорий учащихся.
Вариативная часть предполагает обучение одаренных учащихся, учащихся, проявляющих повышенный интерес к театру эстрадной миниатюры. Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов.
Для учащихся второго и третьего года обучения программой предусматривается вариативная часть – творческие занятия, на которые выделяется 2 часа в неделю, что составляет 72 часа в год. Основанием для изучения вариативной части учебного плана является активное участие в фестивалях и играх КВН международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня.
Ведущим показателем образовательного результата выступает динамика продвижения учащегося в личностном развитии, овладении программными дисциплинами, в творческом самовыражении, которые прослеживаются в различных показателях, фиксируемых педагогом в индивидуальной карточке
Источник: nsportal.ru
Вариативность содержания программы, возможность выбора.
Оценивается разнообразие и возможность выбора содержания и форм деятельности в образовательном процессе; возможность его варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания, вариативность организации в зависимости от уровня контингента, характера организационного режима.
Интегративность содержания программы, взаимосвязь с другими предметами.
По данному критерию необходимо оценить степень межпредметных связей как внутри данной программы (связей между разделами программы), так и с другими программами и предметами (в том числе, в рамках ФГОС общего образования), ориентацию ее содержания на разнообразные виды деятельности, уровень внешних связей (установления взаимодействия по программе с другими организациями или другими субъектами).
Преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образования (дошкольным, основным, профессиональным).
Оценка по данному критерию должна включать отслеживание преемственности программы с основной образовательной программой определенной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного)), уровня преемственности с обязательными предметами основной образовательной программы, которые дополняет данная программа, а также степень преемственности программы в рамках федеральных государственных требований дошкольного образования, стандартов профессионального образования, на освоение которого ориентирована данная программа.
Источник: studme.org
Обозначенная тема важна не только для сферы дошкольного образования, но и для всей системы образования в целом. Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования. Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.
В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.
Ситуация изменилась после принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования. Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГТ, а вслед за ним и ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.
В то же время возникла опасность, что введение ФГОС приведет в конечном итоге к утверждению единой образовательной программы в ДОУ.
Нам нужно выработать практические шаги по тому, как сегодня выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Мы не собираемся отказываться от того, что было наработано ранее. Мы должны посмотреть, как все это сегодня соответствует ФГОС и что нам нужно сделать, чтобы продолжить действовать в этом направлении.
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.
Говоря о системе дошкольного образования, мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ:
• наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;
• построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым»;
• ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»;
• учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.
Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательных отношений по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Источник: xn—-8sb3anctk4e.xn--p1ai