лат. – изменяющееся) – образование, сориентированное на разнообразные образовательные потребности граждан, адаптированное к определенной культуре, особенностям территории проживания и общественным интересам и задачам. Такое образование предоставляет веер возможностей для личного выбора, для самоопределения; оно помогает личности найти свои пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире.
Вариативное образование динамичное, способное к изменениям в зависимости от влияющих на него факторов. По сути это поисковое образование, позволяющее существовать разным образовательным учреждениям, разным учебным планам, учебникам, технологиям. Так, развитие образования в этом направлении, начатое в России в конце XIX в., позволило иметь различные типы школ, школ-лабораторий, школ — детских садов, колледжей, лицеев, гимназий и т.д. В стране осуществлен переход от «чистых» линий развития типов образовательных учреждений к «смешанным». Целью вариативного образования является расширение возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути.
Вариативность использования образовательной программы «Ступеньки к школе».Часть 4
Найдено научных статей по теме — 15
Интернет в вариативном образовании
Дешко И. , Кроль В. , Мордвинов B. , Ковалев C.
Вариативные формы дошкольного образования
Волкова Т.В., Цапенко М.М., Червова А.С.
Наряду с государственными ДОУ существуют различные формы дошкольного образования, именуемые вариативными. Они могут быть представлены и как структурные подразделения ДОУ, и как самостоятельные учреждения.
Семейное образование как вариативная форма обучения
Кощиенко Ирина Васильевна, Покровская Лариса Игоревна
В статье анализируются усиливающаяся тенденция обучения детей в форме семейного образования в России, его возможности и практики функционирования.
Вариативный подход к иноязычному образованию в высшей школе
Тимкина Юлия Юрьевна
Вариативное образование реализует право человека на свободу выбора, позволяет удовлетворять потребности личности в образовании. Свобода выбора является фактором развития личности.
Исторические предпосылки вариативного иноязычного образования
Тимкина Ю.Ю.
В статье рассматриваются исторические предпосылки вариативного образования при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза.
Проектирование вариативной системы образования в сельской школе
Жиркова З.С.
В данной статье рассматриваются вопросы вариативного образования, совершенствования кочевого детсада-школы во взаимодействии с опорной школой, которая представляет собой органический компонент инфраструктуры родовой общины, ее соц
Объект и предмет управления вариативным иноязычным образованием
Тимкина Юлия Юрьевна
Статья посвящена проблеме внедрения концепции вариативного профессионально-ориентированного иноязычного образования в массовую практику высших школ.
Характеристика целей вариативного иноязычного образования в вузе
Тимкина Юлия Юрьевна
Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски
В статье рассматриваются общие и специальные цели вариативного иноязычного образования студентов многопрофильного вуза.
Внутренняя дифференциация как компонент вариативного образования
Дзюба Екатерина Александровна
Целенаправленная дифференциальная программа как индивидуальная образовательная траектория, обеспечивает студенту выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.
Источник: didacts.ru
Что такое вариативность? Понятие и его принцип
Слово «вариативность» знакомо многим, но четко сказать его определение не всегда получается. Этот термин означает наличие нескольких способов для решения той или иной задачи. Ниже мы определим его лексику и этимологию, а также разберем принцип вариативности в педагогике и образовании в целом.
Лексика и этимология слова «вариативность»
Вариативность
ВАРИАТИВНОСТЬ (англ. variation, variety) – это 1) представление о разных способах выражения какой-либо языковой единицы как о ее модификации, разновидности или как об отклонении от некоторой нормы; 2) термин, характеризующий способ существования и функционирования единиц языка и языковой системы в целом.
В. – фундаментальное свойство языковой системы (как и другой семиотической системы) и всех единиц языка, которое характеризуется с помощью понятий «вариант» (изменяемая часть системы или структуры), «инвариант» (устойчивая, неизменяемая часть языковой системы или структуры), «варьирование» (процесс изменения). Инвариант может быть обнаружен не во всех случаях. Например, окончание глаголов английского языка в прошедшем неопределенном времени представлено следующими фонетическими вариантами: /-t/, /-d/, /-ed/, инвариантная форма при этом не устанавливается. Идея В. языка обусловлена коммуникативной ориентированностью языкового процесса, его содержательностью и семантической цельностью.
Термин В. введен в социолингвистику Е. Германном [Hermann 1929] и У. Лабовым [Labov 1963, 1972] применительно к языковым единицам, подверженным стилистическому варьированию. В генеративной грамматике и семантике термин В. используется для описания переменных некоторой категории (например, некоторое свойство, или переменная X присуща категориям существительного, прилагательного, местоимения, но не присуща другим категориям) (см, например, в [Tarski 1933 (1935, 1986)]).
В целом выделяют следующие виды В.: социолингвистическая (влияние социальных изменений и социальной мобильности, социальных отношений и степени официальности на выбор языковых средств), дискурсивная (взаимодействие жанра и темы, влияние лингвистической экспрессии, типа дискурсивного события и способа передачи информации), региональная (влияние региональных разновидностей языка, а также последствий языковых контактов), индивидуальная (этническая, возрастная, гендерная В.), временнáя (проявляется в диахроническом развитии языка).
В. присуща всем существующим языкам, как словесным, так и жестовым. Например, в Американском жестовом языке (ASL) выявлены следующие виды В.: региональная, фонологическая, стилевая, акцентно-мелодическая, этническая, возрастная / историческая, контекстуальная, гендерная, социальная [Lucas at al 2001].
Когнитивная В. проявляется в разнообразии проявления перцептивных схем, схем конструирования знания, возможностей организации памяти, лингвокультурных концептов и категорий [Lloyd 2009].
Ярцева В.Н. Проблема вариативности и взаимоотношение уровней грамматической системы языка // Вопросы языкознания. — 1983. — № 5. — С. 17–24.
Lucas C., Bayley R., Valli C. Sociolinguistic Variation in American Sign Language. – Gallaudet: Gallaudet University Press, 2001.
Hermann E. Lautveranderungen in der individualsprache einer Mundart. Nachrichten der Gesellsch. der Wissenschaften zu Gottingen, № 11, 1929. – P. 195-214.
Labov W. The social motivation of a sound change // Word 19, 1963. – P. 273-309.
Labov W. Sociolinguistic patterns. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
Lloyd G. Cognitive Variations: Reflections on the Unity and Diversity of the Human Mind. – Oxford: Oxford University Press, 2009.
Tarski A. The concept of truth in formalized languages // Logic, Semantics, Metamathematics. – Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1986. – P. 152-278. (First edition by Oxford University Press, 1956, Revised translation of Tarski 1933, 1935.
Источник: scodis.ru