Вариативные образовательные программы четырехлетней начальной школы (традиционная система)
Одна из важных задач системы повышения квалификации — ознакомление работников образования с инновационными процессами в начальном образовании и освоение ими вариативных систем начального образования.
Настоящая программа разработана для учителей начальных классов и рассчитана на 120,5 часов, из них 72 часа учебного времени. По учебно-тематическому плану предусматриваются внеаудиторные занятия 40,5 часов, из них на итоговую аттестацию (экзамен или проектная работа по выбору слушателей) 12,5 часов; на контрольную работу 12,5 часов; на диагностику (входная и итоговая) 16 часов. При этом соотношение теоретических и практических форм распределяется следующим образом: сорок восемь лекций, десять практических занятий, одно выездное занятие и один круглый стол.
Цель данной программы заключается в организации освоения дидактического и методического обеспечения четырехлетнего начального образования в рамках традиционной системы (вариативные курсы).
Организация воспитательного процесса в соответствии с примерной программой (Апанасенко О.Н.)
Главная цель программы достигается посредством: актуализации опыта слушателей, активного включения участников повышения квалификации в позитивный проблемный анализ этого опыта, нацеленности слушателей на конечные результаты повышения квалификации и их дальнейшее использование в практической деятельности, усиления практической и продуктивной направленности программы, организации освоения дидактического и методического обеспечения четырехлетнего начального образования в рамках вариативных образовательных программ четырехлетней начальной школы (традиционная система).
- Современные нормативно-правовые основы образования (6 часов, лекции);
- Теоретико-методологические и психофизиологические основы профессиональной деятельности (12 часов, лекции);
- Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности (40 часов, 30 лекций, 10 практических занятий);
- Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности (12 часов, 6 часов выездное занятие, 6 часов деловая игра).
1. Современные нормативно-правовые основы образования (6 часов). В данный раздел входят такие вопросы, как: роль и задачи, условия развития российского образования; государственная политика в области образования, её правовая регламентация; роль государства в становлении и развитии образования; принципы государственной образовательной политики; государственные гарантии приоритетности образования, задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования. Раскрываются особенности правового регулирования участников образовательного процесса.
2. Теоретико-методологические и психофизиологические основы профессиональной деятельности (12 часов). Концепции воспитания в свете современной государственной образовательной политики (6 часов). Отличие педагогической концепции от смежных явлений (теория, подход, педагогическая технология, педагогическая парадигма). Обзор концепций воспитания (социального воспитания, личностно ориентированные культурологические, личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания). Современные концепции воспитания, наиболее актуальные в свете современной государственной образовательной политики.
Все о Рабочей Программе
Дидактические концепции в контексте модернизации современной российской школы (2 часа). Сравнительный анализ современных дидактических концепций и теорий (объяснительно-иллюстрированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, дидактического энциклопедизма, дидактического формализма, дидактического прагматизма, функционального материализма, дистанционного обучения и т.д.) Современная педагогическая наука о построении образовательного процесса на основе электронных учебных материалов и ресурсов нового поколения (цифровых образовательных ресурсов).
Современные психологические теории о развитии личности учащихся (3 часа). Современные теории о развитии личности младших школьников (подростка и старших школьников). Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной школе на основе современных психологических теорий развития личности ребенка.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога (3 часа). Педагогические функции и умения учителя и особенности их развития в процессе профессиональной деятельности.
3. Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности (40 часов). При освещении первого вопроса рассматриваются особенности традиционной системы начального образования, проводится анализ целостных моделей УМК «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Классическая начальная школа».
В материале первого вопроса рассматриваются понятия: что такое нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность? Основные положения современного подхода к инновационной деятельности. Основные направления инновационной деятельности. Целесообразность и эффективность инноваций в начальном образовании. Показатели, определяющие эффективность инноваций и приоритеты в инновационной деятельности педагогов начальной школы.
Основные педагогические факторы, влияющие на здоровье младших школьников. Нормативно — правовая база здоровьесберегающего подхода в обучении. Рациональный режим учебного процесса. Санитарно-гигиенические условия школьного помещения. Модульные программы как одна из форм формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Проектные технологии как педагогический метод, его значение в реализации начального образования.
Технология безотметочного оценивания учебных достижений младших школьников, формирование контрольно-оценочной самостоятельности. Нормативные документы и методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации безотметочного обучения в первом классе.
4. Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности (12 часов). Рассматриваются вопросы: психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования; характеристика ребенка перед поступлением в школу; особенности нового раздела федерального компонента государственного стандарта: общие учебные умения, навыки и способы деятельности; преемственность в работе дошкольного, начального и среднего образования. Реализация современных подходов к учебно-воспитательному процессу начальной школы.
Источник: ipk74.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВАРИАТИВНАЯ
«. Вариативная образовательная программа — программа, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. «
Источник:
Постановление главы Орехово-Зуевского муниципального района МО от 09.03.2010 N 213
«Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг в сфере образования Орехово-Зуевского муниципального района»
Источник: rus-official-terms.slovaronline.com
Вариативность учебных планов по АООП ФГОС ОВЗ, АООП ОО
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения одной из категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Обучать ребенка по АООП можно только с согласия родителей (законных представителей) и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы, которая рекомендована Министерством просвещения РФ. Посмотреть примерные АООП для различных категорий детей с ОВЗ можно на сайте fgosreestr.ru
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ предусматривает следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
· с нарушением слуха;
· с нарушением зрения;
· с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
· с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА);
· с задержкой психического развития (ЗПР);
· с расстройством аутистического спектра (РАС);
ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает АООП для данной категории детей.
Примерная АООП содержит учебный план, который устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Необходимо обратить внимание на то, что количество лет обучения каждой категории детей на ступени начального общего образования и основного общего образования увеличивается с целью учета индивидуальных психофизических особенностей обучающегося с ОВЗ. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Исключением является категория детей, которая обучается по АООП Х.1 (где Х – номер программы по АООП, а 1 – вариант этой программы). Например, 1.1 – АООП для глухих детей, 2.1 – АООП для слабослышащих детей, 3.1 – АООП для слепых детей, 4.1 – АООП для слабовидящих детей, 5.1 – АООП для детей с ТНР, 6.1 – АООП для обучающихся с НОДА, 7.1 – АООП для обучающихся с ЗПР, 8.1 – АООП для обучающихся с РАС.
Для АООП Х.1 учебный план соответствует плану по общеобразовательной программе, но добавляются часы для реализации коррекционной программы узкими специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. Количество лет обучения по АООП для обучающихся по варианту Х.1 не отличается от основной общеобразовательной программы.
Для детей, которые обучаются по варианту Х.2, количество лет обучения увеличивается на 1 год. Дети с ЗПР, РАС (АООП варианты 7.2, 8.2) – обучаются в первом классе, затем в первом дополнительном, а потом далее 2, 3, 4 классы соответственно. Детям, которые обучаются по АООП варианты 1.2, 2.2, 3.2, 4.2, срок обучения увеличивается: 1-5 классы на уровне начального общего образования. АООП вариант 5.2 предусматривает обучение на уровне НОО 1-4 кл., но при необходимости обучение может быть увеличено на 1 год за счет введения первого дополнительного класса (например, для детей, которые не посещали дошкольное учреждение). АООП вариант 6.2 включает обучение в течение 5 лет с подготовительного класса и до 4 класса.
Обучение по АООП вариант Х.3 и Х.4 пролонгируется до 6 лет на уровне НОО. Например, АООП вариант 8.3 и 8.4 предусматривает обучение ребенка в первом дополнительном, еще раз в первом дополнительном, затем – в первом классе, и далее в 2, 3, 4 классах соответственно. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Учебный план по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 и вариант 2 также предусматривает пролонгацию за введения дополнительного первого класса.
В заключениях ПМПК обычно указывается количество лет обучения по выбранному варианту АООП. Школа должна руководствоваться учебными планами, рекомендованными в примерных АООП. Родителям нужно учитывать, что пролонгация образовательного процесса по АООП не случайна. Она позволяет обеспечить вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
ФГОСа для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования не существует. Однако дети с ОВЗ могут продолжать свое обучение по адаптированным программам. Такая программа составляется в соответствии с заключением ПМПК на основе общеобразовательной программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Во ФГОСе ООО (п.2) указано, что сроки обучения по АООП пролонгируются на 1 год. Родителям необходимо учитывать, что для обучающихся с ОВЗ пролонгация обучения дает ребенку дополнительное время для изучения содержания общеобразовательной программы, коррекции отклонений в психофизическом развитии, подготавливает его к самостоятельной жизни.
Составитель : Быкова Марина Борисовна, заведующий центральной ПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Источник: xn——-43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai
Базисный учебный план
В статье подробно рассмотрена структура базисного плана.
Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.
В ней определено количество часов, необходимое для формирования целостности той или иной образовательной области. Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.
Образовательную область «Язык и литература» могут составлять — русский язык, родной язык, иностранный язык, литература.
Русский язык как государственный язык является обязательным учебным предметом для всех школ РФ и изучается в объеме не меньшем, чем это определено инвариантной частью, базисного плана.
Объем изучения области «Язык и литература» может быть увеличен за счет часов вариантной части Базисного учебного плана.
Кроме перечисленных выше школа может ввести и другие учебные предметы образовательной области «Язык и литература» так же за счет часов вариативной части Базисного учебного плана.
«Искусство» — изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и традиции региона.
«Общественные дисциплины» могут быть представлены таким набором предметов: История Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение и др.
«Естественные дисциплины»: естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, зоология в том наборе часов и предметов, которые необходимы региону и школе.
В начальной школе водятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественно-научного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие школьников с особенностями природы и жизни региона.
«Математика»: алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и др.
«Информатика» может быть представлена как самостоятельный курс.
При дифференцированном обучении, при получении специальности или квалификации, связанной с образовательной областью, могут быть использованы часы вариативной части базисного учебного плана.
Принимая во внимание большие возможности знаний по информатике при обучении большинству предметов, целесообразно изучение данного курса начинать в более раннем возрасте.
«Физическая культура» — обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегративные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных условиях и др.
«Военная подготовка» в гражданских образовательных учреждениях монет проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.
«Технология — трудовое и профессиональное обучение», а также интегрированные курсы, такие, как конструирование и ЭВТ, изобразительное искусство и художественный труд, техника как среда жизнедеятельности человека, черчение.
Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации).
В этом случае на предмет «Технология» используются как часы, отведенные инвариантной частью Базисного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющей вариативной части.
Т.о., набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах и разных школах.
Это способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях децентрализации и дифференциации, и в то же время это дает возможность создать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.
На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:
«Родной язык и литература» — русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» — русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.
Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».
Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.
Например, часы обязательной вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе для углубленного изучения предметов), а также на изучение второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, уроки развития, этика, экология, введение в экономику и т.д.).
Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебные планы с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных учащихся.
Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариантной частей. В случае перехода на пятидневную рабочую неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с VII по XI кл.) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Вопросы организации общественно полезного производительного труда, проведения трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольности и согласия со стороны учащихся и их родителей.
Использование различных форм организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики допускается при создании соответствующих условий.
Базовый учебные план полностью обеспечивается финансированием за счет государства во всех типах учебных заведений (средней школы, лицея, гимназии и др.) по итоговой нагрузке учащихся (не более 36 час).
В случае увеличения нагрузки учащихся (как правило, за счет второй половины дня) эти часы финансируются спонсорами или родителями.
Источник: neudoff.net