лат. – изменяющееся) – образование, сориентированное на разнообразные образовательные потребности граждан, адаптированное к определенной культуре, особенностям территории проживания и общественным интересам и задачам. Такое образование предоставляет веер возможностей для личного выбора, для самоопределения; оно помогает личности найти свои пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире.
Вариативное образование динамичное, способное к изменениям в зависимости от влияющих на него факторов. По сути это поисковое образование, позволяющее существовать разным образовательным учреждениям, разным учебным планам, учебникам, технологиям. Так, развитие образования в этом направлении, начатое в России в конце XIX в., позволило иметь различные типы школ, школ-лабораторий, школ — детских садов, колледжей, лицеев, гимназий и т.д. В стране осуществлен переход от «чистых» линий развития типов образовательных учреждений к «смешанным». Целью вариативного образования является расширение возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути.
Видеовстреча 13 марта ФАОП образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ
Найдено научных статей по теме — 15
Интернет в вариативном образовании
Дешко И. , Кроль В. , Мордвинов B. , Ковалев C.
Вариативные формы дошкольного образования
Волкова Т.В., Цапенко М.М., Червова А.С.
Наряду с государственными ДОУ существуют различные формы дошкольного образования, именуемые вариативными. Они могут быть представлены и как структурные подразделения ДОУ, и как самостоятельные учреждения.
Семейное образование как вариативная форма обучения
Кощиенко Ирина Васильевна, Покровская Лариса Игоревна
В статье анализируются усиливающаяся тенденция обучения детей в форме семейного образования в России, его возможности и практики функционирования.
Вариативный подход к иноязычному образованию в высшей школе
Тимкина Юлия Юрьевна
Вариативное образование реализует право человека на свободу выбора, позволяет удовлетворять потребности личности в образовании. Свобода выбора является фактором развития личности.
Исторические предпосылки вариативного иноязычного образования
Тимкина Ю.Ю.
В статье рассматриваются исторические предпосылки вариативного образования при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза.
Проектирование вариативной системы образования в сельской школе
Жиркова З.С.
В данной статье рассматриваются вопросы вариативного образования, совершенствования кочевого детсада-школы во взаимодействии с опорной школой, которая представляет собой органический компонент инфраструктуры родовой общины, ее соц
Объект и предмет управления вариативным иноязычным образованием
Тимкина Юлия Юрьевна
Статья посвящена проблеме внедрения концепции вариативного профессионально-ориентированного иноязычного образования в массовую практику высших школ.
Характеристика целей вариативного иноязычного образования в вузе
Тимкина Юлия Юрьевна
Планирование игр вариативной части Рабочей программы
В статье рассматриваются общие и специальные цели вариативного иноязычного образования студентов многопрофильного вуза.
Внутренняя дифференциация как компонент вариативного образования
Дзюба Екатерина Александровна
Целенаправленная дифференциальная программа как индивидуальная образовательная траектория, обеспечивает студенту выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.
Источник: didacts.ru
Что такое вариативная часть учебной программы?
У студентов любой специальности имеется заранее составленный учебный план. При этом расписание содержит и некоторые предметы, которые не относятся к обязательным. Студент может изучать их по своему желанию. Основная цель вариативной программы высшего учебного заведения ― возможность погрузиться в будущую профессию. Также изучение предметов помогает получить узконаправленную специальность.
Что представляет собой учебный план?
Учебный план для вузов составляется специалистами, которые проводят полный анализ знаний и навыков, необходимых для работы по определенной профессии. Все дисциплины, включенные в обязательную программу, помогают студентам получить минимум компетенций для последующей деятельности. Как правило, обязательный план включает в себя комплекс определенных дисциплин, который практически не меняется годами и даже десятилетиями.
Помимо основной части, в учебный план входит и дополнительная. Предметы здесь подбираются в соответствии с учебным планом. Студенты имеют возможность изучать те дисциплины, которые выберут сами. Однако при этом им будет предоставлен список предметов, в любом случае связанных с будущей специальностью.
Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется изучать хотя бы одну дисциплину. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, ребятам предстоит сдавать зачет или экзамен. При этом требования к дополнительным дисциплинам такие же серьезные, как и к основным.
Что дает вариативная часть программы?
Выше мы уже сказали, что предметы, входящие в вариативную часть, позволяют будущим специалистам приобрести более глубокие знания по профессии. Кроме того, программа имеет целый ряд преимуществ:
- Широкий набор предметов дает возможность менять основной учебный набор, делать его более актуальным, подстраиваясь под текущие реалии.
- Студент может самостоятельно выбрать предмет по тому направлению, которое нравится ему.
- У студентов, занимающихся по направлениям, которые они выбрали сами, наблюдается более высокая успеваемость и повышается мотивация.
- Благодаря расширенному перечню предметов студенты имеют возможность лучше подготовиться к смежным специальностям, а также перейти к следующему образовательному этапу по определенному профилю.
Как составляется вариативная часть образовательной программы?
Следует помнить, что вариативный блок включает в себя не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных независимо от направления, на котором он учится. Выбор будет ограничен предложениями вуза. Как и основная часть, вариативная тщательно планируется и анализируется. При ее проектировании вуз определяет набор дисциплин, которые может предоставить студенту на выбор.
При составлении подборки предметов учитываются следующие факторы:
- Анализируются существующие программы, изучаемые в рамках конкретной специальности, определяются предметы, которых не хватает для более полной подготовки.
- Учитываются рекомендации ведущих работодателей региона, а также предприятий-партнеров относительно качества подготовки специалистов. Учитываются достижения научно-технического процесса, особенности развития отрасли и т.д.
- Делается акцент на профессиональные предметы, изучаемые студентами старших курсов. При этом выделяются более узкие сегменты.
- Учитываются возможности самого вуза. Например, наличие материально-технической базы, необходимой для преподавания того или иного предмета, уровень подготовки преподавательского состава и т.д.
Вариативная часть невозможна без основной. Все новые дисциплины будут опираться на знания, которые уже имеются у студента. Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Основная программа при этом никак с ней не связана. Но занятия по дополнительным предметам помогут студентам получить знания, необходимые для освоения главного учебного плана.
Студенты не могут выбрать предметы, не связанные с профессией. Проектирование вариативного плана включает в себя два этапа:
- Администрация вуза определяет, каких именно предметов не хватает в основной программе. Далее готовится перечень дисциплин, которые студенты определенного направления могут выбрать. При необходимости вузы закупают оборудование, нанимают преподавателей. Список предметов распределяется по семестрам.
- Студентам предоставляется список для выбора. Обычно в него входит до пяти предметов, каждый из которых связан с направлением обучения. Начиная со второго курса, в каждом из семестров студенту предлагается в среднем два предмета на выбор. В начале обучения вариативное образование ставит своей целью развитие общего кругозора, а на последних курсах ― специализированных навыков.
Помните, что требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, сдавать промежуточную аттестацию. Единственное отличие в том, что изучению таких предметов уделяется меньше учебных часов, а задания несколько легче и менее объемны, чем в рамках базового плана.
Вариативное обучение с каждым годом становится все популярнее. Оно позволяет студентам получить углубленные знания по будущей профессии. Вариативная часть может быть включена в очные и заочные программы. Практика показывает, что студент, выбравший предметы самостоятельно, относится к учебе с большим энтузиазмом и демонстрирует успехи.
Источник: dzen.ru
Что такое вариативная часть учебной программы?
Знаете ли вы, что существуют предметы, которые не являются обязательными, и студент может изучать их по собственному желанию? Сегодня мы расскажем о том, что такое вариативная часть программы.
У студентов любой специальности имеется заранее составленный учебный план. При этом расписание содержит и некоторые предметы, которые не относятся к обязательным. Студент может изучать их по своему желанию. Основная цель вариативной программы высшего учебного заведения ― возможность погрузиться в будущую профессию. Также изучение предметов помогает получить узконаправленную специальность.
Что представляет собой учебный план?
Учебный план для вузов составляется специалистами, которые проводят полный анализ знаний и навыков, необходимых для работы по определенной профессии. Все дисциплины, включенные в обязательную программу, помогают студентам получить минимум компетенций для последующей деятельности. Как правило, обязательный план включает в себя комплекс определенных дисциплин, который практически не меняется годами и даже десятилетиями.
Помимо основной части, в учебный план входит и дополнительная. Предметы здесь подбираются в соответствии с учебным планом. Студенты имеют возможность изучать те дисциплины, которые выберут сами. Однако при этом им будет предоставлен список предметов, в любом случае связанных с будущей специальностью.
Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется изучать хотя бы одну дисциплину. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, ребятам предстоит сдавать зачет или экзамен. При этом требования к дополнительным дисциплинам такие же серьезные, как и к основным.
Что дает вариативная часть программы?
Выше мы уже сказали, что предметы, входящие в вариативную часть, позволяют будущим специалистам приобрести более глубокие знания по профессии. Кроме того, программа имеет целый ряд преимуществ:
- Широкий набор предметов дает возможность менять основной учебный набор, делать его более актуальным, подстраиваясь под текущие реалии.
- Студент может самостоятельно выбрать предмет по тому направлению, которое нравится ему.
- У студентов, занимающихся по направлениям, которые они выбрали сами, наблюдается более высокая успеваемость и повышается мотивация.
- Благодаря расширенному перечню предметов студенты имеют возможность лучше подготовиться к смежным специальностям, а также перейти к следующему образовательному этапу по определенному профилю.
Как составляется вариативная часть образовательной программы?
Следует помнить, что вариативный блок включает в себя не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных независимо от направления, на котором он учится. Выбор будет ограничен предложениями вуза. Как и основная часть, вариативная тщательно планируется и анализируется. При ее проектировании вуз определяет набор дисциплин, которые может предоставить студенту на выбор.
При составлении подборки предметов учитываются следующие факторы:
- Анализируются существующие программы, изучаемые в рамках конкретной специальности, определяются предметы, которых не хватает для более полной подготовки.
- Учитываются рекомендации ведущих работодателей региона, а также предприятий-партнеров относительно качества подготовки специалистов. Учитываются достижения научно-технического процесса, особенности развития отрасли и т.д.
- Делается акцент на профессиональные предметы, изучаемые студентами старших курсов. При этом выделяются более узкие сегменты.
- Учитываются возможности самого вуза. Например, наличие материально-технической базы, необходимой для преподавания того или иного предмета, уровень подготовки преподавательского состава и т.д.
Вариативная часть невозможна без основной. Все новые дисциплины будут опираться на знания, которые уже имеются у студента. Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Основная программа при этом никак с ней не связана. Но занятия по дополнительным предметам помогут студентам получить знания, необходимые для освоения главного учебного плана.
Студенты не могут выбрать предметы, не связанные с профессией. Проектирование вариативного плана включает в себя два этапа:
- Администрация вуза определяет, каких именно предметов не хватает в основной программе. Далее готовится перечень дисциплин, которые студенты определенного направления могут выбрать. При необходимости вузы закупают оборудование, нанимают преподавателей. Список предметов распределяется по семестрам.
- Студентам предоставляется список для выбора. Обычно в него входит до пяти предметов, каждый из которых связан с направлением обучения. Начиная со второго курса, в каждом из семестров студенту предлагается в среднем два предмета на выбор. В начале обучения вариативное образование ставит своей целью развитие общего кругозора, а на последних курсах ― специализированных навыков.
Помните, что требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, сдавать промежуточную аттестацию. Единственное отличие в том, что изучению таких предметов уделяется меньше учебных часов, а задания несколько легче и менее объемны, чем в рамках базового плана.
Вариативное обучение с каждым годом становится все популярнее. Оно позволяет студентам получить углубленные знания по будущей профессии. Вариативная часть может быть включена в очные и заочные программы. Практика показывает, что студент, выбравший предметы самостоятельно, относится к учебе с большим энтузиазмом и демонстрирует успехи.
Посмотров 2794
Если у вас остались вопросы о поступлении, закажите персональную консультацию с личным разъяснением всех вопросов и подбором вузов, в которые вы сможете пройти. Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению
Источник: vuzopedia.ru