Вариативная программа дошкольного образования что это

Вариативные формы дошкольного образования

Уже долгое время остается актуальной проблема сохранения и усовершенствования единственного образовательного пространства. Родители и работники ДОУ несут огромную ответственность за качество образования и постоянно возрастающие требования к нему. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители. При недостаточной или плохой осведомленности, родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным моментом является разъяснение родителям всей ценности и значимости раннего детства.

Теоретическая часть 3
1.Вариативные формы дошкольного образования 3
2. Виды вариативных форм дошкольного образования 6
3. Взаимодействие ДОУ с семьей 11
4. Реализация вариативных форм образования в соответствии с ФГТ 12
5. Список используемой литературы .

Прикрепленные файлы: 1 файл

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

«Вариативное содержание дошкольного образования»

Основные задачи СРП:

проведение психолого- педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого- педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Николай Веракса Чему должно учить дошкольное образование?

3. Взаимодействие ДОУ с семьей

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:

— между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;

— между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

— между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

— между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

В то же время в нормативно-правовых документах отражается стратегия развития дошкольного образования. Так в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В законе РФ «Об образовании» ст.18 записано, что « родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество педагога и родителей [12].

Несмотря на то, что работа с родителями проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, такие как беседы, анкетирование, родительские собрания, конкурсы, праздники и др., желаемого эффекта это не принесло. В среднем только 42% родителей проявляют заинтересованность к развитию и воспитанию своего ребёнка и являются активными участниками жизни детского сада.

Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Под «включением родителей» в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и дальнейшее развитие.

Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

— повышение уровня педагогической культуры родителей;

— посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ;

— владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

— участие родителей в планировании образовательного процесса [3].

4. Реализация вариативных форм образования в соответствии с ФГТ

Дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования в России. На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от другого для обеспечения целостного развития ребенка.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать основную общеобразовательную программу ДОУ на основе Примерных образовательных программ (комплексных) и из комплекса вариативных, специализированных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

ФГТ ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Ведущими видами детской деятельности должны быть: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Важно взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Таким образом, правильно организованное сотрудничество с родителями будущих воспитанников, грамотно подобранные методы и приемы воспитания и обучения способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Читайте также:
Расширение dwg что за программа

Новая система дошкольного образования в свете ФГТ предоставляет возможность ДОУ самим моделировать построение педагогического процесса.

Практическая работа

1. Рекомендации по домашним занятиям с детьми 3-4 лет в группах кратковременного пребывания

Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:
— Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).

— Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

— Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.

— Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

— Принудительное обучение бесполезно.

Здесь мы приведем рекомендации по подготовке детей к письму.

Ключевые моменты такой работы можно обозначить так:

—необходимо научить ребенка

1) правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь. Без этого умения все дальнейшие попытки могут быть безуспешными;

2) правильно выполнять основные линии и графические элементы: прямые и наклонные линии (вертикальные и горизонтальные, полуовалы, овалы, круги). При этом движения должны быть свободными, а линии четкими, ровными;

3) различать, разделять и сличать различные сочетания линий, фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры;

4) проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных букв, цифр (т. е. выделять в целом отдельные части) и складывать из частей целое;

5) копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов. Эти элементы подготовки определяют развитие умений, небходимых для формирования первоначального навыка письма (его технической стороны):

• умение правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;

• умение рисовать ровные прямые и наклонные линии;

• умение правильно рисовать овалы и круги;

• умение различать линии, фигуры, буквы и находить их среди других;

Источник: www.referat911.ru

Вариативная программа дошкольного образования что это

Модернизация системы дошкольного образования, внедрение ФГОС данного уровня образования в качестве приоритетной задачи определяют обеспечение его качества и доступности. В связи с этим в статье обозначены и раскрываются новые тенденции развития региональной системы дошкольного образования Белгородской области, опирающейся на принципы вариативности, открытости, культуросообразности. Авторы выделяют ключевые ее проблемы, связанные прежде всего с удовлетворением потребности в дошкольных учреждениях региона, качеством предоставляемых ими образовательных услуг. Также предлагаются основные направления возможного решения обозначенных проблем, одним из которых является развитие альтернативных форм дошкольного образования, как государственных, так и негосударственных. В статье кратко описывается опыт Белгородской области по решению проблемы развития вариативных форм дошкольного образования, а также предлагается модель организации взаимодействия органов управления образованием, образовательных организаций, кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ, кафедры дошкольного и начального образования БелИРО по обеспечению научно-методического сопровождения развития вариативных форм дошкольного образования региона.

дошкольное образование
региональная система дошкольного образования
вариативные формы дошкольного образования
доступность
образовательные услуги

1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством дошкольного образования в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.

2. Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. URL http://base.consultant.ru/cons. (Дата обращения 17.02.2014)

3. Поташник М.М., Соложнин А.В. Управление образованием на муниципальном уровне: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 480 с.

4. Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 4–5.

5. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Вариативные модели организации дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 176 с.

Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания образования дошкольников нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования, где на первый план выдвигается цель обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста включено в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2].

Качество дошкольного образования определяется, с одной стороны, предоставлением возможности выбора для индивидуального «образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми [1]; обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.

С другой стороны, качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОУ, проявляющуюся в гарантии им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей и соответствует государственным стандартам.

Соответствие качества дошкольного образования определяется по следующим показателям:

  • возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ;
  • выбор образовательных программ, ориентированных на сохранение самоценности дошкольного детства;
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
  • рост профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ.

Однако надо признать, что в настоящий период нет единого подхода к параметрам, критериям, показателям, по которым можно было бы определить качество дошкольного образования, его результаты.

Сегодня достаточно острой для Белгородской области является проблема удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ, т.е. доступности качественного дошкольного образования.

В Белгородской области на 01.03.2014 г. функционируют 652 дошкольные организации:

  • 519 муниципальных дошкольных образовательных организаций;
  • 115 образовательных организаций, имеющих в структуре группы для детей дошкольного возраста;
  • 8 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • 9 негосударственных (частных) детских садов;
  • 1 частная школа с дошкольной группой.

Также в муниципальных образовательных организациях функционируют 226 групп кратковременного пребывания.

Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, присмотра и ухода, составляет 67762 ребенка, из них 65412 детей получают услуги в режиме полного дня, 2350 – кратковременного. Охват детей от общей численности детского населения области в возрасте от 1 до 7 лет составляет 68 %. В 2013 году охват детей на этот период от общей численности детского населения области в возрасте от 1 до 7 лет составил 65,9 %. Таким образом, охват детей повысился на 2,1 %.

Решение проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования в регионе ведется по двум основным направлениям:

  • строительство новых и возврат ранее отданных зданий детских садов, перепрофилирование под них различных учреждений, открытие дошкольных групп в школах;
  • развитие вариативных, в том числе негосударственных форм дошкольного образования.

Негосударственный сектор дошкольного образования Белгородчины представлен 9 негосударственными (частными) детскими садами, 1 частной школой с дошкольной группой, имеющими лицензию на образовательную деятельность, 45 индивидуальными предпринимателями и организациями (в 2013 году их было 37), оказывающими услуги по развитию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в режиме полного дня. По состоянию на 01.03.2014 года численность детей, охваченных негосударственным сектором дошкольного образования, составляет 1375 детей, что на 148 детей больше, чем в 2013 году (по состоянию на 01.05.2013 года численность детей, охваченных негосударственным сектором дошкольного образования, составляла 1227 детей).

Следует отметить востребованность альтернативных форм, являющихся структурными единицами муниципальных образовательных учреждений. Например, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки, консультативных пунктов психолого-педагогического сопровождения ребенка и др.

Читайте также:
Сифа что это за программа

Большим стимулом для развития частно-государственного партнерства и вывода «из тени» частного бизнеса в сфере дошкольного образования стало принятие постановлений правительства области: от 11.04.2011 года № 128-пп «О поддержке развития альтернативных форм предоставления дошкольного образования», от 23.05.2011 года № 194-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 11.04.2011 года № 128-пп», которые позволили не только создать равные условия для участия негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в предоставлении услуг дошкольного образования, но и обеспечить финансирование части затрат родителей на получение услуг негосударственных поставщиков в размере среднего норматива расходов на одного ребенка, сложившегося в конкретном муниципалитете для муниципального дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день субсидия на получение дошкольного образования в частном детском саду, имеющем образовательную лицензию, составляет в среднем 5220 рублей в месяц, субсидия на получение услуги по присмотру и уходу за ребенком без образовательной деятельности от индивидуального предпринимателя, организации в среднем составляет 2475 рублей.

Кроме того, в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011–2013 годы» 14 предпринимателей, оказывающих услуги для детей дошкольного возраста, получили гранты на создание собственного дела в размере 300 тыс. рублей на безвозмездной и безвозвратной основе.

Несмотря на принимаемые меры, в условиях роста уровня рождаемости полностью преодолеть дефицит мест пока не удалось. Мониторинг обеспеченности жителей области услугами дошкольного образования показал, что численность детей, не обеспеченных местом в ДОУ в 2013 году, составляет 6932 человека. Из них 70 % – это дети в возрасте от 1 до 3 лет. Охват детей в возрасте от 5 до 7 лет предшкольным образованием составляет 95 %. Очередь в 2012 году составляла 8205 человек. Из них 64,4 % – это дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Следует отметить, что сложившаяся система вариативного дошкольного образования [5] еще не в полной мере удовлетворяет и такие общественные потребности, как:

  • сохранение психического и физического здоровья ребенка;
  • получение качественного образования детьми из неблагополучных семей, малообеспеченных слоев населения;
  • снижения возрастной границы приема ребенка в ДОУ;
  • расширение возрастной границы перехода ребенка в школу (6,6–8 лет);
  • обеспечение гибкого графика работы дошкольных организаций.

В целях преодоления названных проблем и осуществления системного подхода, организационной и научно-методической поддержки развития вариативных, в том числе негосударственных, форм дошкольного образования в целевые региональные и муниципальные программы внесены соответствующие мероприятия – разработана примерная нормативная правовая база и методические рекомендации. Во многих муниципальных образованиях созданы консультативные пункты для частных предпринимателей, юридических лиц, желающих оказывать услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Такая работа может быть организована на основе сетевой системы распространения нормативно-правовой, методической информации через интернет, в дистанционной форме через сайт или портал муниципальной методической службы [3].

С 2010 года на базе Белгородского института развития образования организован региональный эксперимент, а с 2013 года – региональная инновационная площадка, деятельность которой осуществляется по нескольким направлениям: обеспечение качества дошкольного образования в условиях автономного дошкольного образовательного учреждения; структурно-содержательные основы деятельности Центра раннего развития детей (от 1 года до 3 лет) в условиях ДОУ; апробация системно-динамической модели деятельности Центра консультирования будущих мам; апробация модели организации гувернерских услуг в системе дошкольного образования; управление деятельностью Центра предшкольного образования в условиях реализации вариативных форм дошкольного образования; обеспечение качества дошкольного образования в условиях частного дошкольного образовательного учреждения.

В процессе реализации эксперимента разработаны, апробированы и внедрены оптимальные для условий Белгородской области вариативные формы дошкольного образования на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне; приведена в соответствие с российским и областным законодательством нормативно-правовая база, необходимая для создания и функционирования вариативных форм дошкольного образования на уровне образовательного учреждения и муниципального образования; разработана программа мониторинга по изучению эффективности деятельности автономных, частных дошкольных образовательных учреждений, центров развития, включая вопросы изучения общественного мнения; осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая, психологическая, медицинская, юридическая помощь детям и их родителям с использованием информационных технологий. Созданы сайты во всех образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте.

К проведению лекционных и практических занятий были привлечены преподаватели кафедры, специалисты Департамента образования Белгородской области, Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Белгородской области.

Для воспитателей частных дошкольных учреждений были организованы курсы на базе Белгородского института развития образования. Педагоги частных детских садов и организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, познакомились с современным нормативно-правовым обеспечением деятельности педагогических работников. Совместно с психологом педагоги обсудили анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста. Особое внимание было уделено психологической характеристике детей от 1 года до 4 лет, т.к. дети именно такого возраста в основном посещают частные сады.

Еще одна особенность негосударственных образовательных учреждений – разновозрастные группы. В форме мастер-классов и практических тренингов воспитатели совершенствовали свою компетенцию в организации детских видов деятельности в разновозрастных группах; проведении режимных моментов; использовании современных технологий (здоровьесберегающих, проектных, художественно-эстетического развития и других) [4].

Таким образом, сущность новых тенденций развития регионального дошкольного образования основывается на принципах его вариативности, открытости, культуросообразности, что в конечном итоге способствует достижению целей равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Организация взаимодействия органов управления образованием, образовательных организаций, кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ, кафедры дошкольного и начального образования БелИРО обеспечивает научно-методическое сопровождение развития вариативных форм дошкольного образования региона.

Рецензенты:

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгород;

Волошина Л.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгород.

Работа поступила в редакцию 26.03.2014.

Источник: fundamental-research.ru

Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО

Тема моего выступления «Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО».

Раскрыть тему я попробую вот по этому плану:

  1. Что такое вариативность
  2. Что такое вариативность образования
  3. Что такое вариативность дошкольного образования. (слайд 1)

Третий вопрос потребует более детального раскрытия, так как вариативность дошкольного образования является условием качественной реализации ФГОС.

Так это что же такое вариативность? В современном лексиконе слово «вариативность» встречается очень часто и знакомо многим. Слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «изменчивость» и «разный» (слайд 2).

А вариативность образования это(слайд 3):

Выяснив, что такое вариативность и что такое вариативность образования, переходим к раскрытию понятия «вариативность дошкольного образования? (слайд 4).

Что же собой представляют вариативные формы дошкольного образования? (слайд 5).

В нашем ДОУ такой вариативной формой является адаптационный клуб «Растишка» (слайд 6).

  • А вариативное содержания образовательных программ это: программа, не подстраивающая ребенка под себя, а идет от ребенка
  • программа, ориентированная на индивидуальные особенности каждого дошкольника,
  • программа учета принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности

На (слайдах 7 и 7а)обозначены программ, которые используются в работе педагогов нашего ДОУ

А чтобы реализовать вариативность дошкольного образования нужно улучшать объекты по повышению качества образования в условиях реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях (слайд 8).

А вот так реализуется в нашем ДОУ один из объектов повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО (слайды 9,10)В своей работе воспитатели используют современные информационные технологии (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) (слайд 11

Что же дает положительного в работе педагога пользование информационные технологии (слайд 12).

Читайте также:
Wondershare mobilego что за программа

Все это стало возможным благодаря введению в работу ДОУ «ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», который стал реальным инструментом развития и повышения качества дошкольного образования, его вариативности (слайд 13).

Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО

Дата изменения: 31.03.03.2019

Источник: portal2011.com

Презентация «Вариативные формы»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 45.5 Кбайт

Скачать
презентацию

Конкурсная работа

Вариативные формы дошкольного образования —

это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания.

это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Виды вариативных форм дошкольного образования.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

группа кратковременного пребывания;

центр игровой поддержки ребенка;

служба ранней помощи;

семейный детский сад

Группы кратковременного пребывания (ГКП)— вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ), реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет), которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время к ГКП относятся:

«Адаптационная группа»— для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;

«Группа развития»— для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

группа «Играя, обучаюсь»— для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;

группа «Будущий первоклассник»— для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

«Группа для детей, у которых русский язык не является родным»— для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;

«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня»— для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

«Группа для детей с отклонениями в развитии»— для детей для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей»

группа «Особый ребенок»— для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей

группа «Юный олимпиец»— для детей от 4 до 7 лет, направленной на физическое развитие и приобщение детей к спорту;

группа «Учусь плавать»— для детей от 2 до 7 лет, имеющей целью обучение детей различным способам плавания;

группа «Домашний детский сад»— для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

Основные задачи ЦИПР:

оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.

Консультативный пункт (КП)— для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Семейный детский сад (СДС)создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

Служба ранней помощи (СРП)создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи СРП:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотекасоздается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основные задачи:

реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru