Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки.
Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.
В уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.
Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования.
Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.
Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.
Планирование игр вариативной части Рабочей программы
В структуре учебного плана выделяют:
- инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
- вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.
Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.
Статьи по теме
- Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Основные технические средства обучения
- Система средств обучения в учебном процессе
- Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- Использование программированного обучения в школе
- Принципы конструирования процесса обучения
- Интенсификация процесса обучения
Источник: student-servis.ru
Организация и реализация вариативной части учебного плана
Что такое вариативная часть учебного плана? Это обязательная часть учебного плана, но из каких предметных областей она будет состоять, ученик выбирает сам. Родители с выбором могут помочь, что-то подсказать, но лучше, если решение посетить тот или иной модуль или курс, ученик примет самостоятельно.
Анализ учебного плана по ФГОС по ТОП-50
Это пространство учебных модулей и курсов, предназначенных для ознакомления с разными научными областями. Полученные знания помогут выбрать в старших классах те образовательные треки, которые реализует наша Школа.
Что такое образовательный трек? Это приоритетные профильные направления. В нашей Школе это: медицинское, физико-математическое, инженерно-технологическое направления и направление дизайн. В каждом из направлений ребята изучают, кроме привычных предметов, предметные области вариативной части учебного плана, соответствующие тому или иному направлению.
Когда и как будет проходить? Для обучающихся разных параллелей занятия будут проходить в разном формате и в разное время.
Для проведения занятий вариативной части для 5-6 и 8-х классов мы выбрали субботы. Это время, когда интересные ребятам школьные пространства свободны от основной нагрузки и могут быть использованы в полном объёме для работы. Например, пятиклассникам и шестиклассникам нужно выбрать всего две даты. Обучающиеся 7-х классов смогут заниматься в рамках учебного расписания на неделе. Ученики 8-х классов скорректируют расписание своих занятий вместе с педагогом, ведущим курс.
- Обучающиеся 5-6-х классов должны будут посетить 2 разных модуля из предложенных в течение второй и третьей учебных четвертей. Модули будут проходить по субботам. Каждый модуль будет длиться не более 6 часов (включая перемены, перерыв на обед и перерыв на прогулку). Это короткий курс, во время прохождения которого ребята смогут сразу применить полученные знания и завершить свою работу каким-то результатом.
- Обучающиеся 7-х классов выберут себе один курс на месяц. Занятия на курсе будут проходить один раз в неделю. В течение 2,3,4 четвертей ребята смогут попробовать свои силы в трёх образовательных треках: медицинском, физико-математическом и дизайн.
Обязательно ли посетить три курса из разных образовательных треков? Да, важно, чтобы ребята посетили разные курсы. Это позволит расширить знания о предметах и предметных областях, которые в дальнейшем могут стать основой их профессии.
- Обучающимся 8-х классов предлагаются курсы, включающие образовательные события, которые будут проходить по субботам. Каждый педагог предложит в рамках своего курса разные мероприятия. Это будут лекции, практикумы, выступления приглашённых специалистов, эксперименты и др. Курсы для 8-х классов начнутся с 27 ноября 2021 г. Подробную информацию о курсах и форме записи на них можно будет найти до конца текущей недели.
Посмотреть расписание занятий можно по ссылкам:
Источник: 58shkola.ru
Базисный учебный план
В статье подробно рассмотрена структура базисного плана.
Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.
В ней определено количество часов, необходимое для формирования целостности той или иной образовательной области. Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.
Образовательную область «Язык и литература» могут составлять — русский язык, родной язык, иностранный язык, литература.
Русский язык как государственный язык является обязательным учебным предметом для всех школ РФ и изучается в объеме не меньшем, чем это определено инвариантной частью, базисного плана.
Объем изучения области «Язык и литература» может быть увеличен за счет часов вариантной части Базисного учебного плана.
Кроме перечисленных выше школа может ввести и другие учебные предметы образовательной области «Язык и литература» так же за счет часов вариативной части Базисного учебного плана.
«Искусство» — изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и традиции региона.
«Общественные дисциплины» могут быть представлены таким набором предметов: История Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение и др.
«Естественные дисциплины»: естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, зоология в том наборе часов и предметов, которые необходимы региону и школе.
В начальной школе водятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественно-научного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие школьников с особенностями природы и жизни региона.
«Математика»: алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и др.
«Информатика» может быть представлена как самостоятельный курс.
При дифференцированном обучении, при получении специальности или квалификации, связанной с образовательной областью, могут быть использованы часы вариативной части базисного учебного плана.
Принимая во внимание большие возможности знаний по информатике при обучении большинству предметов, целесообразно изучение данного курса начинать в более раннем возрасте.
«Физическая культура» — обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегративные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных условиях и др.
«Военная подготовка» в гражданских образовательных учреждениях монет проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.
«Технология — трудовое и профессиональное обучение», а также интегрированные курсы, такие, как конструирование и ЭВТ, изобразительное искусство и художественный труд, техника как среда жизнедеятельности человека, черчение.
Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации).
В этом случае на предмет «Технология» используются как часы, отведенные инвариантной частью Базисного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющей вариативной части.
Т.о., набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах и разных школах.
Это способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях децентрализации и дифференциации, и в то же время это дает возможность создать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.
На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:
«Родной язык и литература» — русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» — русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.
Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».
Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.
Например, часы обязательной вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе для углубленного изучения предметов), а также на изучение второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, уроки развития, этика, экология, введение в экономику и т.д.).
Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебные планы с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных учащихся.
Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариантной частей. В случае перехода на пятидневную рабочую неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с VII по XI кл.) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Вопросы организации общественно полезного производительного труда, проведения трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольности и согласия со стороны учащихся и их родителей.
Использование различных форм организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики допускается при создании соответствующих условий.
Базовый учебные план полностью обеспечивается финансированием за счет государства во всех типах учебных заведений (средней школы, лицея, гимназии и др.) по итоговой нагрузке учащихся (не более 36 час).
В случае увеличения нагрузки учащихся (как правило, за счет второй половины дня) эти часы финансируются спонсорами или родителями.
Источник: neudoff.net