Вариативная часть учебной программы что это
21. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.
В Уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.
Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.
Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.
В структуре учебного плана выделяют: 1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
ФГОС COO
2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.
Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Биохимия
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Научная литература — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Химия
- Хиромантия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.nnre.ru
Индивидуальный образовательный маршрут в современном образовании -спикер Федоровская Е.О.
Что такое вариативная часть учебной программы?
У студентов любой специальности имеется заранее составленный учебный план. При этом расписание содержит и некоторые предметы, которые не относятся к обязательным. Студент может изучать их по своему желанию. Основная цель вариативной программы высшего учебного заведения ― возможность погрузиться в будущую профессию. Также изучение предметов помогает получить узконаправленную специальность.
Что представляет собой учебный план?
Учебный план для вузов составляется специалистами, которые проводят полный анализ знаний и навыков, необходимых для работы по определенной профессии. Все дисциплины, включенные в обязательную программу, помогают студентам получить минимум компетенций для последующей деятельности. Как правило, обязательный план включает в себя комплекс определенных дисциплин, который практически не меняется годами и даже десятилетиями.
Помимо основной части, в учебный план входит и дополнительная. Предметы здесь подбираются в соответствии с учебным планом. Студенты имеют возможность изучать те дисциплины, которые выберут сами. Однако при этом им будет предоставлен список предметов, в любом случае связанных с будущей специальностью.
Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется изучать хотя бы одну дисциплину. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, ребятам предстоит сдавать зачет или экзамен. При этом требования к дополнительным дисциплинам такие же серьезные, как и к основным.
Что дает вариативная часть программы?
Выше мы уже сказали, что предметы, входящие в вариативную часть, позволяют будущим специалистам приобрести более глубокие знания по профессии. Кроме того, программа имеет целый ряд преимуществ:
- Широкий набор предметов дает возможность менять основной учебный набор, делать его более актуальным, подстраиваясь под текущие реалии.
- Студент может самостоятельно выбрать предмет по тому направлению, которое нравится ему.
- У студентов, занимающихся по направлениям, которые они выбрали сами, наблюдается более высокая успеваемость и повышается мотивация.
- Благодаря расширенному перечню предметов студенты имеют возможность лучше подготовиться к смежным специальностям, а также перейти к следующему образовательному этапу по определенному профилю.
Как составляется вариативная часть образовательной программы?
Следует помнить, что вариативный блок включает в себя не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных независимо от направления, на котором он учится. Выбор будет ограничен предложениями вуза. Как и основная часть, вариативная тщательно планируется и анализируется. При ее проектировании вуз определяет набор дисциплин, которые может предоставить студенту на выбор.
При составлении подборки предметов учитываются следующие факторы:
- Анализируются существующие программы, изучаемые в рамках конкретной специальности, определяются предметы, которых не хватает для более полной подготовки.
- Учитываются рекомендации ведущих работодателей региона, а также предприятий-партнеров относительно качества подготовки специалистов. Учитываются достижения научно-технического процесса, особенности развития отрасли и т.д.
- Делается акцент на профессиональные предметы, изучаемые студентами старших курсов. При этом выделяются более узкие сегменты.
- Учитываются возможности самого вуза. Например, наличие материально-технической базы, необходимой для преподавания того или иного предмета, уровень подготовки преподавательского состава и т.д.
Вариативная часть невозможна без основной. Все новые дисциплины будут опираться на знания, которые уже имеются у студента. Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Основная программа при этом никак с ней не связана. Но занятия по дополнительным предметам помогут студентам получить знания, необходимые для освоения главного учебного плана.
Студенты не могут выбрать предметы, не связанные с профессией. Проектирование вариативного плана включает в себя два этапа:
- Администрация вуза определяет, каких именно предметов не хватает в основной программе. Далее готовится перечень дисциплин, которые студенты определенного направления могут выбрать. При необходимости вузы закупают оборудование, нанимают преподавателей. Список предметов распределяется по семестрам.
- Студентам предоставляется список для выбора. Обычно в него входит до пяти предметов, каждый из которых связан с направлением обучения. Начиная со второго курса, в каждом из семестров студенту предлагается в среднем два предмета на выбор. В начале обучения вариативное образование ставит своей целью развитие общего кругозора, а на последних курсах ― специализированных навыков.
Помните, что требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, сдавать промежуточную аттестацию. Единственное отличие в том, что изучению таких предметов уделяется меньше учебных часов, а задания несколько легче и менее объемны, чем в рамках базового плана.
Вариативное обучение с каждым годом становится все популярнее. Оно позволяет студентам получить углубленные знания по будущей профессии. Вариативная часть может быть включена в очные и заочные программы. Практика показывает, что студент, выбравший предметы самостоятельно, относится к учебе с большим энтузиазмом и демонстрирует успехи.
Источник: dzen.ru
Вариативная часть учебной программы что это
Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично — окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.
Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
Источник: pedlib.ru
Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.
В уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.
Учебный план — это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.
Вариативный эксперимент — варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.
В структуре учебного плана выделяют:
- 1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
- 2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
В школе учебная программа — это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.
Выполнение учебных программ — это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.
Контрольные вопросы
- 1. Как характеризуется и что включает в себя система образования в Российской Федерации?
- 2. Что такое образовательные стандарты?
- 3. Что такое образовательные программы и каковы их основные задачи?
- 4. Какие типы образовательных программ бывают в Российской Федерации?
- 5. В каких типах образовательных учреждений реализуются образовательные программы?
- 6. Что такое базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования?
- 7. Что такое учебный план и какие части в нем выделяют?
- 8. Почему учебник является необходимым звеном в учебном процессе?
Источник: ozlib.com