Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03 направило в регионы для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) (далее — Рекомендации).
Что такое внеурочная деятельность
Как сказано в Рекомендациях, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Отмечается, что План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы школы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС на внеурочную деятельность предусмотрено до 1320 часов на уровне начального общего образования и до 1750 часов на уровне основного общего образования, или 10 часов в неделю в каждом классе.
Как сказано в Рекомендациях, формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Содержание внеурочной деятельности
Рекомендуется часы внеурочной деятельности использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.
Рекомендованы три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
1.Преобладание учебно-познавательной деятельности (наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам: занятия по углубленному изучению предметов, по формированию финансовой грамотности, профориентации, проектная деятельность);
2.Преобладание педагогической поддержки обучающихся (дополнительные занятия с обучающимися, испытывающими затруднения в учебе, в освоение иностранных языков, в социальной коммуникации, занятия с обучающимися с ОВЗ);
3.Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий (занятия с обучающимися в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.).
Распределение времени, отведенного на внеурочную деятельность
Предусмотренные на внеурочную деятельность 10 часов в неделю рекомендовано распределить следующим образом:
Обязательная часть (для всех)
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Вариативная часть
3 часа в неделю — на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»);
2 часа в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
В Рекомендациях приведены также направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации, перечислены меры дополнительной методической поддержки образовательных организаций и управленческие механизмы организации внеурочной деятельности. В приложении приводится Чек-лист, который позволит провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО.
Справочно
Программы внеурочной деятельности
Источник:
Источник: eduinspector.ru
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся профучилища на 2 года с вариативной частью
В программу включена вариативная часть, которая направлена на расширение изучения материала. Материал может пригодиться не только преподавателям училищ, техникумов, но и учителям в школах для 10-11 классов.
Ибраева Елена Викторовна
Описание разработки
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины « Русский язык» является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям технического профиля:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т. д. )
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании ; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление. Память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Особое значение придается изучению профессиональной лексике, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и т. д. )
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1. 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам и направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно — популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Тематическое планирование:
Весь материал – смотрите документ.
Источник: videouroki.net
Вариативная часть Программы, предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.
Вариативная часть программы (20 %) направлена на поддержку областей основной части программы.
При включении дополнительных услуг в режим работы детского сада были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, норма числа занятий в течение дня и их длительность.
Цель приоритетной образовательной деятельности: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
· программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина;
· Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет С.Н. Николаева;
· Программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
№ | Направление до | Условия Время | Название детского объединения | Возраст | Кол-во детей |
Познавательно-речевое | Основы безопасности жизнедеятельности Понедельник 15.30 – 17.00 | «Школа безопасности» | 4- 7 лет | ||
Экологическое воспитание Среда 15.30-16.00 | «Юный эколог» | 6-7 лет | |||
Художественно – эстетическое | Ритмика Среда 10.00 – 11.10 Пятница 10.00 – 11.10 | Студия «Сибирячок» | 6-7 лет |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Возраст (годы) | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Длительность условного часа (минуты) | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Количество условных часов (в неделю) | ||||
Вид деятельности общеобразовательного уровня | Основная часть | |||
Физическая культура | ||||
Познание | ||||
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность | ||||
Формирование целостной картины мира | ||||
Формирование элементарных математических представлений | ||||
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | ||||
Коммуникация. | ||||
Чтение художественной литературы | ||||
Художественное творчество | ||||
Рисование | ||||
Лепка | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Аппликация | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Музыка | ||||
Итого: | ||||
Виды деятельности дополнительного уровня | Вариативная часть | |||
Основы безопасности жизнедеятельности | ||||
«Юный эколог» | ||||
«Ритмическая мозаика» | ||||
Итого: |
v Содержание психолого-педагогической работы по познавательно-речевому направлению в исследовательской лаборатории «Юный эколог»
Цель воспитательно-образовательной деятельности: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
— человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
— сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
— формировать в детях добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Формы и методы образовательной деятельности.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
2. самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).
3. практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
-чтение художественной литературы
-рассматривание картин, плакатов.
-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
-изготовление атрибутов для игр.
v Содержание психолого-педагогической работы по художественно-эстетическому направлению студии «Сибирячок»
Цель воспитательно-образовательной деятельности: формирование гармоничной, развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства.
Ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет решать следующие задачи:
· Формирование основ культуры движений.
· Развитие основных физических качеств.
· Выработка умений владеть телом, укрепление мышц.
· Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения.
· Повышение физической работоспособности.
· Формирование красивой осанки.
· Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой.
· Совершенствование чувства ритма..
Формы и методы образовательной деятельности.
Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
— фронтальные (одновременно всей группой детей)
— подгрупповые (подготовка ритмических номеров)
— индивидуальные (выполнение проблемных движений)
Взаимодействие с родителями
Формы работы с родителями
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
Вариативная часть Программы, предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.
Вариативная часть программы (20 %) направлена на поддержку областей основной части программы.
При включении дополнительных услуг в режим работы детского сада были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, норма числа занятий в течение дня и их длительность.
Цель приоритетной образовательной деятельности: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
· программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина;
· Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет С.Н. Николаева;
· Программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
№ | Направление до | Условия Время | Название детского объединения | Возраст | Кол-во детей |
Познавательно-речевое | Основы безопасности жизнедеятельности Понедельник 15.30 – 17.00 | «Школа безопасности» | 4- 7 лет | ||
Экологическое воспитание Среда 15.30-16.00 | «Юный эколог» | 6-7 лет | |||
Художественно – эстетическое | Ритмика Среда 10.00 – 11.10 Пятница 10.00 – 11.10 | Студия «Сибирячок» | 6-7 лет |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Возраст (годы) | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Длительность условного часа (минуты) | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Количество условных часов (в неделю) | ||||
Вид деятельности общеобразовательного уровня | Основная часть | |||
Физическая культура | ||||
Познание | ||||
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность | ||||
Формирование целостной картины мира | ||||
Формирование элементарных математических представлений | ||||
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | ||||
Коммуникация. | ||||
Чтение художественной литературы | ||||
Художественное творчество | ||||
Рисование | ||||
Лепка | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Аппликация | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Музыка | ||||
Итого: | ||||
Виды деятельности дополнительного уровня | Вариативная часть | |||
Основы безопасности жизнедеятельности | ||||
«Юный эколог» | ||||
«Ритмическая мозаика» | ||||
Итого: |
v Содержание психолого-педагогической работы по познавательно-речевому направлению в исследовательской лаборатории «Юный эколог»
Цель воспитательно-образовательной деятельности: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
— человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
— сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
— формировать в детях добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: zdamsam.ru
Что значить вариативная часть
Вопрос: Добрый день!
Я являюсь студентом 2 курса Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе, специальность «Международное право и право Европейского Союза».
В следующем году я буду участвовать в программе обмена Campus Europae и буду учиться 1 год в Санкт-Петербургском государственном университете.
В связи с чем у меня возникло несколько вопросов по поводу учебного плана на специальности «Юриспруденция».
В учебном плане есть некоторые предметы, которые входят в «Вариативную часть периода обучения». Скажите пожалуйста, что это за категория и можно ли брать от туда предметы и чем они буду отличаться от тех, что не входят в эту часть.
Спасибо!
Ответ проректора по учебно-методической работе Лавриковой Марины Юрьевны:
В ответ на Ваше обращение от 14.01.2015 сообщаю следующее. Согласно Образовательному стандарту СПбГУ структура учебного плана предполагает базовую часть, в состав которой входят дисциплины общенаучного и профессионального блоков, характеризующиеся постоянством структуры и содержания, курсовые работы, практики, итоговая государственная аттестация, а также вариативную часть, изменяемую ежегодно в порядке обновления структуры и содержания образовательной программы, установленном в Университете.
В состав вариативной части в числе других входят дисциплины, выбираемые студентом из нескольких предложенных. В соответствии с Образовательным стандартом СПбГУ по направлению подготовки «Юриспруденция» по уровню высшего образования «бакалавриат» учебный план основной образовательной программы предусматривает наличие вариативной части, включающей дисциплины по выбору в размере 1/3 от общей трудоемкости вариативной части; по уровню высшего образования «магистратура» — 30% от общей трудоемкости вариативной части. Вариативную часть составляют только дисциплины профессионального блока. Таким образом, при определении интересующих Вас курсов для изучения Вы можете рассматривать дисциплины базовой и вариативной частей, предусмотренные учебным планом соответствующей образовательной программы, предварительно ознакомившись с трудоемкостью, перечнем формируемых компетенций и рабочей программой учебной дисциплины. Все рабочие программы направления «Юриспруденция» размещены на сайте www.law.spbu.ru.
Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
Татьяна Сизонец
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее — Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).
Вариативная часть — это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.
Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:
специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;
поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
сложившиеся традиции Организации (группы).
Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.А именно:
Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).
Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.
Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.
На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации.Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.
Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.
Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.
Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная — 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год.
Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания — 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.
Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.
Вариативная часть программы: как правильно написать?
Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.
Что представляет собой образовательная программа в садике?
Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.
При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.
Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:
- «Занятия по ТРИЗ в детском саду » – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
- «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг» или такую же предлагает «OZON.ru» ;
- «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».
Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.
Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.
Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…
Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?
Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.
Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.
Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:
- Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
- Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
- Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
- Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
- Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
- Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
- Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.
Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу
Структура вариативной части программы
Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.
Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.
Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.
В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.
Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.
Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!
Источник: oboidomkursk.ru