Вариативная часть программы это

Все студенты учатся по заранее составленному учебному плану. Но в расписание входят и необязательные предметы, которые учащийся осваивает по собственному желанию. Вариативная часть основной образовательной программы вуза даёт возможность глубже изучить профессию и получить узконаправленную специальность.

Что включает в себя учебная программа

Чтобы составить учебный план, специалисты тщательно анализируют необходимые профессиональные знания и навыки. Дисциплины, которые преподают студентам в рамках обязательной учебной программы, покрывают необходимый минимум для освоения профессии. Это достаточно стабильный набор предметов, мало изменяющийся от года к году.

Кроме базовой части, учебный план включает в себя и дополнительную. Предметы для вариативной части также подобраны учебным планом. Вы сможете выбрать те, что интересуют вас больше всего. Но список дисциплин в любом случае будет связан с вашей будущей профессией.

Планирование игр вариативной части Рабочей программы

Не стоит надеяться, что необязательную часть программы можно пропустить. Хотя бы один дополнительный предмет выбрать всё-таки придётся. А в конце семестра вас будет ждать аттестация: такая же серьёзная, как и по основным профильным дисциплинам.

Зачем нужна вариативная часть программы

Результат знакомства с вариативной частью обучения и учебного плана — это не только углублённые знания основного профиля. У дополнительной учебной программы есть несколько важных функций:

  • более разнообразный набор предметов позволяет видоизменять основную программу и делать её более актуальной с каждым годом;
  • самостоятельный выбор дисциплин даёт студенту возможность расширить профессиональные навыки и изучить направление, которое его больше интересует;
  • индивидуализация обучения повышает мотивацию учащегося;
  • расширенный список дисциплин позволяет студентам готовиться к смежным специальностям и упрощает получение следующей ступени образования по более узкому профилю.

Вариативная часть не может существовать без базовой. Новые предметы будут опираться на уже имеющиеся у вас знания. Поэтому определение вариативных дисциплин обычно проходит на 2 или 3 курсе. Основная программа не зависит от вариативной, однако изучение дополнительных предметов поможет вам освоить базовую часть вашего учебного плана.

Проектирование вариативной части учебного плана в вузе

В рамках дополнительной программы вы не сможете выбрать предметы, не связанные с вашей профессией (даже если они вам очень интересны). У вас будет строго ограниченный набор дисциплин, доступных к изучению. Проектирование по сути проходит в два этапа:

  1. Сначала руководство университета определяет, каких предметов не хватает в вашей общей программе. Анализ проводится с помощью запросов работодателей, статистики вакансий, определения возможностей самого вуза. Учебное заведение должно предоставить учащимся необходимое оборудование, нанять недостающих педагогов, подобрать удобное расписание для работников и учащихся. В результате будет подготовлен список дисциплин, которые вуз может предложить студентам конкретной специальности для дополнительного изучения. Список должен быть распределён по семестрам, так как понимание вариативных предметов во многом зависит от материалов основной программы.
  2. Студентам предоставляют список из 1–5 предметов, связанных с их направлением обучения. Обычно в каждом семестре, начиная со 2 курса, есть 2–3 предмета на выбор студента. На втором курсе дополнительное образование направлено больше на общий кругозор. А на последних годах учёбы — на развитие узких профессиональных навыков. При выборе предметов нужно помнить, что требования к их освоению такие же, как и к основной программе. Вам придётся готовить контрольные и курсовые работы, выполнять практику, участвовать в конференциях, а в конце семестра вас будет ждать зачёт или экзамен. При этом вариативной части обычно уделяется меньше учебного времени, а задания не такие объёмные, как на базовых направлениях.

Такой формат обучения набирает всё больше популярности в вузах. Для включения вариативной части не важна форма обучения (очная или заочная, коммерческая или бюджетная). Студент, выбравший предметы самостоятельно, ответственнее относится к учёбе и больше заинтересован в своих успехах. А тщательно подобранная вузом программа позволит развить все необходимые для специалиста качества и навыки, расширив спектр его профессиональных возможностей.

ФОП дошкольного образования — ответы на главные вопросы

Источник: multiwork.org

Вариативная часть образовательной программы
консультация по теме

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлВариативная часть ООП МБДОУ д/с № 17 34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативная часть образовательной программы

Читайте также:
Программа которой пользуются букмекеры

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОО включает в себя две части:

Обязательная часть 60%. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой для ДОО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В содержательный компонент вариативной части программы 40% включены:

  • педагогическая технология музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной;
  • технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста, разработанная Г.С. Альтшуллером.

В соответствие с требованиями ФГОС ДО к структуре и разделам ООП ДОО, каждый – целевой, организационный, содержательный включают как обязательную часть, так и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ-технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка-дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В нашем детском саду мы используем следующие методы ТРИЗ:

— Метод мозгового штурма. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Например: как не намокнуть под дождем;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

как потушить пожар, если в доме нет воды;

как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

— Метод каталога. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

— Данетка. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Читайте также:
В каких программах делают игры

— Метод «Системный оператор». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Задача педагога научить детей мыслить системно с помощью системного оператора, используя таблицу, схемы. Развивать представление о строении и этапах развития системы развивать образное представление творческих потенциалов.

В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель « системный лифт ». Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы .

В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит.

А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки . В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

В среднем дошкольном возрасте продолжаем обучать использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о над-системах и под-системах объектов живой и неживой природы. Знакомим детей с моделью анализа объектов « пятиэкранки » ( с волшебным телевизором , где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект. Познакомить детей с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх; а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение Марата Семеновича Гафитулина «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием — « системный оператор ». Продолжаем использовать модель анализа объектов « пятиэкранку », « шестиэкранку » для придумывания сказки или рассказа. Целесообразно предлагать детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Затем начинаем работу с полной версией « системного оператора » — «девятиэкранкой» — таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.

В старших группах мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, в какой надсистеме она рассматривается.

Также как и в предыдущих возрастных группах для рассматривания объектов можно использовать стихотворение.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Источник: nsportal.ru

Вариативная часть программы: как правильно написать?

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

Читайте также:
Для того чтобы добавить рамку ко всему документу в программе word необходимо

дети

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

  • «Занятия по ТРИЗ в детском саду » – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
  • «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг»;
  • «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

модель

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

программа

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Источник: metodbv.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru