Вариативная часть программы доу что это

Вариативная часть программы доу что это

Проект «Методическое сопровождение внедрения регионального компонента вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в условиях введения ФГОС».

автор: Бамбышева Елена Надвидовна

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение “Детский сад №9 “Кристаллик” г. Салехард ЯНАО

Проект «Методическое сопровождение внедрения регионального компонента вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в условиях введения ФГОС».

Тема проекта : «Методическое сопровождение внедрения регионального компонента вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в условиях введения ФГОС».

Автор проекта: Бамбышева Елена Надвидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик», ЯНАО, г.Салехард.

Актуальность: В условиях модернизации системы образования и в связи с введением новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность современного дошкольного учреждения, возникает необходимость пересмотра основных подходов к организации образовательной деятельности ДОУ, планированию и содержанию. Федеральные государственные требования к ООП ДО диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Планирование игр вариативной части Рабочей программы

В соответствие с основными принципами дошкольного образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность образования; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности с учетом этнокультурной ситуации развития детей», – является необходимым условием возможности освоения ребенком Программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации.

В связи с этим представляется необходимым разработка форм организации воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у ребенка социальных норм и нравственно-патриотических качеств на основе регионального содержания образования, на понятном и знакомом ребенку с раннего детства материале.

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.

Включение регионального компонента в вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования способствует целостному развитию ребенка-дошкольника в соответствии с основными принципами, его успешной социализации в обществе.

Час завуча Образовательная программа ДОУ

Положительные эффекты регионализации образования:

– социализация личности ребенка,

-освоения богатства региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей,

-воспитание духовной культуры и воспитанности дошкольника.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к решению данного вопроса. При этом анализ методической литературы и конкретной педагогической практики выявил ряд противоречий.

К ним относятся следующие:

  • НК и РК является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений;
  • необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению.

Для эффективной реализации НРК в образовательном процессе каждого конкретного учреждения необходим ряд условий:

  1. Наличие образовательных программ по национально-культурному и региональному компоненту.
  2. Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.
  3. Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной педагогической технологии.
  4. Наличие системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.

Проблема , на решение которой направлена деятельность ДОУ в рамках проекта – неотработанность программно-методического обеспечения регионального компонента к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в соответствии ФГОС.

Цель проекта: разработка и апробация модели комплексно-тематического плана регионального компонента к вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом основных принципов ФГОС.

Основные задачи реализации данного проекта:

  1. Отработка и апробация основных моделей реализации комплексно-тематического планирования регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе принципов ФГОС (проекты, праздники, тематические недели) в соответствии с реализуемой в ДОУ программой.
  2. Отработка диагностических методик по отслеживанию результатов проектной деятельности и результативности реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
  3. Разработка и систематизация практического и дидактического материала комплексно-тематического планирования регионального компонента.
  4. Апробация модели реализации регионального компонента.

Предполагаемые результаты: образовательный процесс в ДОУ, построенный в соответствии с основными принципами ФГОС на основе регионального компонента позволит обогатить и систематизировать знания и представления детей о родном крае, сформировать у ребенка интегративные качества, необходимые для дальнейшей успешной социализации в современном обществе.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления: Мониторинг уровня развития детей в соответствии с ФГОС (сформированность интегративных качеств).

Предполагаемые формы представления материалов: семинары, презентации, публикации, конференции.

Сроки реализации: 3 года

Этапы реализации:

1 этап: исследовательско-диагностический;

2 этап: основной;

3 этап: заключительный.

План мероприятий:

  1. Отработать тематическое и календарное планирование совместной деятельности педагогов с детьми в соответствии с реализуемой в ДОУ программой и приоритетным направлением деятельности.
  2. Разработать алгоритм организации разных видов совместной деятельности педагога с детьми на основе регионального компонента.
  3. Систематизировать наглядный и дидактический материал в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ и комплексно-тематическим планированием регионального компонента к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  4. Отработать модель взаимодействия специалистов в рамках введения комплексно-тематического планирования регионального компонента в соответствии с ФГОС.
  5. Отработать систему мониторинга результативности деятельности проекта.
  6. Способствовать росту профессионального мастерства педагогов.
  7. Обобщить материалы проектной деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • материально-техническое (наличие нормативных документов ФГОС ДО, сборников)
  • трудовые ресурсы (имеющийся инновационный опыт исполнителей проекта, мотивированность и теоретическая подготовленность педагогов, привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров)
  • информационные ресурсы (наличие выхода в Интернет, электронная почта, официальный сайт ДОУ, взаимодействие с социальными институтами).
  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – N9. – С. 16-
  3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание.- 2010. -№5.- с.20-23.
  4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практическое пособие / Т.П. Колодяжная – Ростов-н/Д.: Учитель, 2002.- Часть 1. – 128с.
  5. Микляева Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 21.01.2010 г.).
  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
  8. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. – № 5. – С.40-45.
  9. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. – № 5.-с.24-26.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155).
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство науки и высшего образования РФ
Читайте также:
Документы что это за программа на Андроид

Источник: xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной части и вариативной части.

1. Охарактеризуйте образовательную программу дошкольного образования.

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред.

Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред.

О.М.Дьяченко).

Образовательная программа дошкольного учреждения создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа обеспечивает возможность достижения воспитанниками социально-нормативных возрастных характеристик на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Рациональная структура образовательной программы дошкольного учреждения предполагает наличие трех основных разделов:

Целевой – пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.

Содержательный – описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Организационный – описание материально- технического обеспечения образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Показателями Программы являются:

построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной части и вариативной части.

Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Вариативная часть программы отражает:

наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым и 10-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 40% общего объема Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей включающую непосредственно образовательную деятельность и образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

2. Укажите исторические вехи в становлении программно-методического обеспечения для дошкольного образования.

Этапы развития программного обеспечения в дошкольном образовании.

Всю историю развития программного обеспечения дошкольного образования можно разделить на этапы.

2 этап (до конца 80-х годов 20 века) – появляются первые программы и руководства для воспитателя детского сада. Разрабатываются и реализуются все более усовершенствованные программы воспитания и обучения, которые называют типовыми. Все ДОУ страны работают по единой типовой программе.

3 этап (с конца 80-х до 1 декабря 2007 г.) – «эпоха вариативности». Разработаны десятки программ, получивших рекомендации Министерства образования. ДОУ могут самостоятельно выбирать программу.

4 этап (с 1 декабря 2007 г.) – переход от разновекторной вариативности к стандартизации,появление новых понятий «федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации», «основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (реализует конкретный детский сад с учетом вариативной части), «примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (содержит только обязательную часть с учетом ФГТ без вариативной и т.д.

3. Обоснуйте организацию образовательного процесса в группах раннего возраста на примере программы «Кроха».

Программа дана для младенческого и раннего возраста (второй группы раннего возраста и первой младшей).

В программу воспитания по каждой возрастной группе входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития детей.

Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития: физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Поскольку развитие ребенка идет в условиях разных видов деятельности и обусловлено возможным уровнем освоения деятельности в этом возрасте, то в программе представлены и задачи содействия формированию деятельности. Так в первой группе раннего возраста представлены задачи развития общения, поскольку в общении идет процесс всестороннего развития ребенка.

В первой младшей группе – поставлены задачи формирования каждого вида деятельности и всестороннего развития ребенка в условиях ее разных видов.

После формулировки задач по каждому разделу представлены возможные достижения ребенка в овладении деятельностью и достижения в собственно физическом, психическом и личностном развитии. Даны примерные способы педагогического обследования и выявления динамики развития. Все эти способы органично включаются в повседневную жизнь ребенка, проводятся в виде наблюдений за естественно протекающей деятельностью, иногда дополняются игровыми заданиями, решение которых малышом дает информацию по интересующим педагога вопросам.

Читайте также:
Hd documentation что это за программа

В конце программы по каждому возрасту представлены интегративные показатели общего развития ребенка. Содержание этих книги адресовано педагогам системы общественного воспитания. В тоже время оно органично связано с программой «Кроха», рекомендованной родителям.

Дата добавления: 2020-12-22 ; просмотров: 59 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

ЧАСТЬ. ( Вариативная часть, формируемая в ДОУ)

2.1. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста…………………………………………………………………………………………. 2.1.1.Характеристика возраста детей от 1года до 3 лет………………………………….…..

2.2 Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………………………

2.3.Организация режима деятельности в группах раннего возраста………………….

2.3.1. Организация деятельности по разделу «Физическая культура» ………………

2.3.2. Организация деятельности по разделу «Здоровье»……………………………..

2.3.3.Организация деятельности по разделу «Безопасность»…………………………

2.3.4. Организация деятельности по разделу «Социализация»……………………….

2.3.5.Организация деятельности по разделу «Труд……………………………………

2.3.7. Организация по разделу «Коммуникация»….…………………………………..

2.3.8. Организация деятельности по разделу «Чтение художественной литературы».

2.3.9. Организация деятельности по разделу «Художественное творчество»………

2.3.10. Организация деятельности по разделу Музыка»………………………………

2.4.Промежуточные результаты освоения Программы ……………………………….

2.5. Учебная программа по хореографическому воспитанию «Танцевальная

2.6.1. Ознакомление с малой родиной, родным краем …………………/…………….

2.6.2. Знакомство с родной страной, миром …………………………………….……..

2.6.3.Этнокультурное образование и воспитание……………………………….……..

2.7.1Схема структуры управления…………………………………………………….

2.7..2. Построение развивающей среды…………………………………………………………

2.7..3. Взаимодействие с семьями воспитанников ………………………. …………

2.7.4. Взаимодействие с социальными партнёрами…………………………………….

2.7.5.Преемственность в работе ДОУ с МОУ «Советская средняя общеобразова-

3.Инновационная деятельность ДОУ…………………………………………………..

Пояснительная записка

Образовательная программа МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» общеразвивающего вида», разработанная на основе «Примерной общеобразовательной ПРОГРАММЫ воспитания, обучения и развития для детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией Л.А. Парамоновой, утверждённой Министерством образования Российской Федерации, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями, (далее Программа) рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике ди­алога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителя­ми.

Программа

· соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

· сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

· соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

· обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

· строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

· основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

· предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

· обеспечивает физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребёнком и взрослым; определённую иерархию видов деятельности и ведущий её тип; основные психологические достижения ребёнка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В Программе выделены два психологических возраста (по Д. Б. Эльконина):

— эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов – младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);

— период дошкольного детства,состоящий из двух фаз – младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребёнка.

В Программе даны задачи психолого-педагогической работы, обеспечиваю­щие развитие ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художествен­но-эстетическому.

Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответ­ствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Подлинная самодеятельная игра представлена как ведущая деятель­ность в дошкольном возрасте и как важнейшее средство социализации ребен­ка (в задачах и содержании образовательной области «Социализация»).

В содержании направления «Социально-личностное развитие»в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателя­ми в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возра­стном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное усло­вие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, нацио­нальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие»главными за­дачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружаю­щем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, про­износительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драматизации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и др.

Направление«Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Ху­дожественное творчество», «Музыка».

В образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного вос­приятия. Раздел «Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятель­ность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость и особый колорит.

Программа содержит систему мониторингадостижений детьми планируе­мых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе монито­ринга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребен­ка по выделенным в Программе интегральным показателям. Используются на­блюдения, беседы, экспертные оценки, педагогические ситуации, беседы с родителями, т.е. низкоформализованные методы, доступные педагогам, непосред­ственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки ис­пользуются специалистами: педагогами-психологами, дефектологами и др. Раз­работанный мониторинг позволит педагогам оценить как успехи каждого ре­бенка, так и групповые, и по видам деятельности, что собственно и даст целостную картину достижений детей, благодаря усвоению Программы.

Читайте также:
Mic tray что это за программа

Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствую­щим возрастным периодам. В Программе содержатся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границах психологических возра­стов

Оцен­ка итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения Карты развития ребенка 6—7 лет. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готов­ности ребенка к школьному обучению.

В Программе также есть раздел «Общие условия реализации программы (организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)». В нем раскрываются:

— рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место самодеятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специфика дошкольного обучения и др.);

— принципы создания развивающей предметной среды;

Цель и задачи деятельности детского сада по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Возрастают требования к уровню подготовки детей к обучению в школе. Данный факт является показателем потребности в сохранении вида детского сада.

Изучение социального заказа родителей воспитанников показало, что главной задачей детского сада большинство родителей считает укрепление здоровья ребёнка и подготовка его к обучению в школе. Родители хотят, чтобы их дети были развитыми разносторонне.

Цель программы: Разностороннее и целостное развитие ребёнка, с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей; готовности к обучению в школе.

Задачи:

— Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;

— Создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к ребёнку;

— Обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

— Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

— Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.

Особенности образовательного процесса:

При организации образовательного процесса в программе учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Приоритетное направление деятельности детского сада – художественно-эстетическое развитие детей – определяет необходимость использования в образовательной работе с детьми авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», разработанной И.А.Лыковой — доктором педагогических наук, доцентом Института художественного образования Российской академии образования. Авторская программа, направленная на формирование эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности, одобрена Учёным советом ИХО РАО и рекомендована Межрегиональной общественной организацией «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукцией для детей».

Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы:

— Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов:

— Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

— Развитие художественно- творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

— Воспитание художественного вкуса и чувства.

Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий продуктивного плана для каждой возрастной группы. Чтобы избежать перегрузки детей в течение дня, в группах дополнительные образовательные услуги (кружки) планируются во вторую половину дня согласно 12.10. СанПиН 2.4.1.2660-10

Источник: infopedia.su

Вариативная часть программы доу что это

Организация: МДОУ «Барсучанский детский сад»

Населенный пункт: Челябинская область, д. Барсучье

В данной статье описывается актуальность темы исследования «Организационно-управленческие механизмы разработки вариативной части образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)» на социально-педагогическом, на научно-методическом и на научно-теоретическом уровнях.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных образовательных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Оптимальным механизмом, обеспечивающим процессы стабильного функционирования и развития, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, «каждым образовательным учреждением самостоятельно» [1].

Согласно 2.9. ФГОС дошкольного образования Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта [2].

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

При разработке основной образовательной программы основными проблемами и сложностями коллектива являются: отсутствие мотивации педагогического коллектива; недостаточный уровень компетентности педагогов в выборе программ, соответствующих потребностям, мотивам, интересам детей, их родителей. Выбор содержания основной образовательной программы дошкольного образования требует учёта особенностей индивидуального развития дошкольников, связан со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможностями педагогического коллектива.

Актуальность проблемы и темы исследования:

  • на социально-педагогическом уровне это процесс разработки части образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений определяется поиском эффективных управленческих механизмов в решении проблем, связанных с реализацией обязательных требований к образованию, прописанных в Федеральном Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального Государственного Образовательно Стандарта дошкольного образования ;
  • на научно-теоретическом уровне актуальность исходит из организационно-управленческих механизмов разработки части образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений;
  • на научно-методическом уровне актуальность исследования связана с проблемой, обозначенной противоречия это и определило тему нашего исследования: «Организационно-управленческие механизмы разработки вариативной части образовательной программы ДОУ». Недостаточной подготовленностью педагогов и руководителей в разработке современных локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • работы, посвященные вопросу разработки основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
  1. Федеральный Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.

Источник: www.pedm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru